Развитие исследовательских умений детей средствами проектно-исследовательской деятельности
учебно-методический материал
Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возникающие проблемы и, довольно часто, нестандартным способ, для этого ему необходимо проявлять исследовательскую и поисковую активность.
Ведущую роль в освоении и осознании, формировании и использовании познавательно-исследовательских умений дошкольников играют педагогические средства, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Если задуматься о влиянии на дошкольника, то квест-технология, с помощью которой он овладевает исследовательскими умениями в доступной и интересной ему форме, является наиболее актуальной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактический потенциал образовательных квестов в развитии исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста
Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возникающие проблемы и, довольно часто, нестандартным способ, для этого ему необходимо проявлять исследовательскую и поисковую активность.
Ведущую роль в освоении и осознании, формировании и использовании познавательно-исследовательских умений дошкольников играют педагогические средства, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Если задуматься о влиянии на дошкольника, то квест-технология, с помощью которой он овладевает исследовательскими умениями в доступной и интересной ему форме, является наиболее актуальной.
В современной педагогике квест имеет особую значимость, это та актуальная технология, которая способствует эффективному развитию у ребенка исследовательских умений, которые особенно нужны ребенку дошкольного возраста для всестороннего развития его личности, что проявляется в процессах социализации, которая рассматривается не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества. Через организацию активной проектной деятельности в ДОУ старшие дошкольники смогут создавать положительную эмоциональную атмосферу, которая способствует их оптимальному напряжению физических и умственных сил, формированию потребности к приобретению новых знаний и умений самостоятельно.
Процесс обучения определяется стремлением педагогов активизировать исследовательскую активность старших дошкольников. Для развития исследовательских умений квест-технологии имеют достаточный потенциал. Поэтому рассмотрим образовательный квест с точки зрения влияния на исследовательские умения старших дошкольников.
Но в начале рассмотрим этимологию слова «квест». Слово «квест» в оригинале на английском языке «Quest» дословно переводится как «поиск» − то есть, достижение (поиск) цели сопровождается преодолимыми задачами.
Изначально квесты являлись одним из видов игр для компьютера. Такие игры строились на сюжете, где для перехода к следующей локации необходимо решить загадку. Каждая игровая загадка является ступенькой к главной итоговой цели.
В педагогической сфере квесты начали использовать с 1995 года благодаря профессору университета Сан-Диего Берни Доджу, который предложил применять в педагогическом процессе поисковую систему, где для решения поставленной задачи подразумевалось прохождение промежуточных стадий, на каждой из которых нужно было выполнить какое-либо действие или же нахождение ключа для продолжения.
В реалиях дошкольной педагогики квест – разновидность игровой деятельности, в процессе которой, дошкольник, согласно сюжетной линии, выполняет игровые задачи, требующие интеллектуального, творческого, нестандартного подхода. Сюжет в квесте может быть строго определен и предсказуем или же строиться таким образом, что действия и выбор ребенка непосредственно влияют на ход игры.
Квесты становятся актуальным инструментом в образовательном процессе, который способствует развитию исследовательских способностей детей в необычной и увлекательной форме и воспринимается детьми как игра.
Главная цель квеста ‒ ознакомление с новой информацией или же закрепление имеющихся знаний. Основным преимуществом является то, что это происходит в игровой форме и в занимательном виде способствует активизации исследовательских и интеллектуальных процессов у детей дошкольного возраста.
Согласно недавним исследованиям, с помощью квестов можно не только ознакомить ребенка с новой информацией, но отработать на практике исследовательские умения детей. Следовательно, квесты решают не только образовательные задачи, но и развивающие и воспитательные.
В процессе проведения квеста с детьми дошкольного возраста, реализуются следующие задачи:
1) развитие интереса к предмету, творческие способности, воображение, поисковую активность;
2) формирование навыков исследовательской деятельности;
3) формирование качества толерантной личности, личной ответственности за выполнение работы.
Для успешной реализации этих задач в процессе планирования квеста, нежно руководствоваться принципами:
1) доступности заданий (они должны быть в зоне ближайшего развития);
2) системности (задания должны быть логически связаны друг с другом);
3) эмоциональной окрашенности заданий;
4) оптимальный временной регламент (необходимо рассчитывать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребенок не устал и сохранил интерес до конца квеста);
5) использования разных видов детской деятельности во время прохождения квеста (задания должны быть многообразными).
Во время создания квеста для старших дошкольников нужно учитывать три основных правила:
- игры должны быть безопасными;
- вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
- споры и конфликты надо решать только мирным путем.
При создании квеста нужно учитывать следующую структуру:
1. Создание маршрута квеста (маршрутный лист, карта-схема).
2. Выполнение интеллектуальных заданий.
3. Выполнение подвижных заданий (для восстановления умственной активности и профилактики утомляемости детей).
Таким образом, квест нацелен на развитие исследовательских умений детей, но при этом реализуется в игровой форме, которая является актуальной формой для детей дошкольного возраста. Такая деятельность дошкольника способствует развитию практического опыта, инициативности и самостоятельности, которые необходимы для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы в старшей группе «Непоседы» по теме: «Развитие исследовательской активности детей в процессе экспериментальной деятельности» (воспитатель Белая Ольга Анатольевна)
Перспективный план работы в старшей группе «Непоседы» по теме: «Развитие исследовательской активности детей в процессе экспериментальной деятельности» (воспитатель Белая Ольга Анатол...
Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност
Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...
Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»
Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»...
«Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельность», доклад
Уровень обр. орг.,Педагогический совет №2 «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности», АОУ д/с №10 «Лучик», 19.03.2018...
Развитие речевых умений детей посредством занятий театрализованной деятельностью
Данный материал содержит консультацию для родителей...