Развитие исследовательских умений детей средствами проектно-исследовательской деятельности
учебно-методический материал

Ануфриенко Елизавета Владимировна

Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возникающие проблемы и, довольно часто, нестандартным способ, для этого ему необходимо проявлять исследовательскую и поисковую активность.

Ведущую роль в освоении и осознании, формировании и использовании познавательно-исследовательских умений дошкольников играют педагогические средства, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Если задуматься о влиянии на дошкольника, то квест-технология, с помощью которой он овладевает исследовательскими умениями в доступной и интересной ему форме, является наиболее актуальной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический потенциал образовательных квестов в развитии исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста

Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возникающие проблемы и, довольно часто, нестандартным способ, для этого ему необходимо проявлять исследовательскую и поисковую активность.

Ведущую роль в освоении и осознании, формировании и использовании познавательно-исследовательских умений дошкольников играют педагогические средства, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Если задуматься о влиянии на дошкольника, то квест-технология, с помощью которой он овладевает исследовательскими умениями в доступной и интересной ему форме, является наиболее актуальной.

В современной педагогике квест имеет особую значимость, это та актуальная технология, которая способствует эффективному развитию у ребенка исследовательских умений, которые особенно нужны ребенку дошкольного возраста для всестороннего развития его личности, что проявляется в процессах социализации, которая рассматривается не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества. Через организацию активной проектной деятельности в ДОУ старшие дошкольники смогут создавать положительную эмоциональную атмосферу, которая способствует их оптимальному напряжению физических и умственных сил, формированию потребности к приобретению новых знаний и умений самостоятельно.

Процесс обучения определяется стремлением педагогов активизировать исследовательскую активность старших дошкольников. Для развития исследовательских умений квест-технологии имеют достаточный потенциал. Поэтому рассмотрим образовательный квест с точки зрения влияния на исследовательские умения старших дошкольников.

Но в начале рассмотрим этимологию слова «квест». Слово «квест» в оригинале на английском языке «Quest» дословно переводится как «поиск» − то есть, достижение (поиск) цели сопровождается преодолимыми задачами.

Изначально квесты являлись одним из видов игр для компьютера. Такие игры строились на сюжете, где для перехода к следующей локации необходимо решить загадку. Каждая игровая загадка является ступенькой к главной итоговой цели.

В педагогической сфере квесты начали использовать с 1995 года благодаря профессору университета Сан-Диего Берни Доджу, который предложил применять в педагогическом процессе поисковую систему, где для решения поставленной задачи подразумевалось прохождение промежуточных стадий, на каждой из которых нужно было выполнить какое-либо действие или же нахождение ключа для продолжения.

В реалиях дошкольной педагогики квест – разновидность игровой деятельности, в процессе которой, дошкольник, согласно сюжетной линии, выполняет игровые задачи, требующие интеллектуального, творческого, нестандартного подхода. Сюжет в квесте может быть строго определен и предсказуем или же строиться таким образом, что действия и выбор ребенка непосредственно влияют на ход игры.

Квесты становятся актуальным инструментом в образовательном процессе, который способствует развитию исследовательских способностей детей в необычной и увлекательной форме и воспринимается детьми как игра.

Главная цель квеста ‒ ознакомление с новой информацией или же закрепление имеющихся знаний. Основным преимуществом является то, что это происходит в игровой форме и в занимательном виде способствует активизации исследовательских и интеллектуальных процессов у детей дошкольного возраста.

Согласно недавним исследованиям, с помощью квестов можно не только ознакомить ребенка с новой информацией, но отработать на практике исследовательские умения детей. Следовательно, квесты решают не только образовательные задачи, но и развивающие и воспитательные.

В процессе проведения квеста с детьми дошкольного возраста, реализуются следующие задачи:

1) развитие интереса к предмету, творческие способности, воображение, поисковую активность;

2) формирование навыков исследовательской деятельности;

3) формирование качества толерантной личности, личной ответственности за выполнение работы.

Для успешной реализации этих задач в процессе планирования квеста, нежно руководствоваться принципами:

1) доступности заданий (они должны быть в зоне ближайшего развития);

2) системности (задания должны быть логически связаны друг с другом);

3) эмоциональной окрашенности заданий;

4) оптимальный временной регламент (необходимо рассчитывать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребенок не устал и сохранил интерес до конца квеста);

5) использования разных видов детской деятельности во время прохождения квеста (задания должны быть многообразными).

Во время создания квеста для старших дошкольников нужно учитывать три основных правила:

  • игры должны быть безопасными;
  • вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
  • споры и конфликты надо решать только мирным путем.

При создании квеста нужно учитывать следующую структуру:

1. Создание маршрута квеста (маршрутный лист, карта-схема).

2. Выполнение интеллектуальных заданий.

3. Выполнение подвижных заданий (для восстановления умственной активности и профилактики утомляемости детей).

Таким образом, квест нацелен на развитие исследовательских умений детей, но при этом реализуется в игровой форме, которая является актуальной формой для детей дошкольного возраста. Такая деятельность дошкольника способствует развитию практического опыта, инициативности и самостоятельности, которые необходимы для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы в старшей группе «Непоседы» по теме: «Развитие исследовательской активности детей в процессе экспериментальной деятельности» (воспитатель Белая Ольга Анатольевна)

Перспективный  план работы в старшей группе «Непоседы»  по теме: «Развитие исследовательской активности детей в процессе экспериментальной деятельности»  (воспитатель Белая Ольга Анатол...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»

Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»...

«Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельность», доклад

Уровень обр. орг.,Педагогический совет №2 «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности», АОУ д/с №10 «Лучик», 19.03.2018...