Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Бумбуль Светлана Александровна

Конспект логопедического занятия  с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»

В работе использованы современные образовательные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_karamelkoy.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 комбинированного вида Кировского района

Санкт-Петербурга

Конспект логопедического занятия

 с детьми старшего дошкольного возраста

 с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи

по развитию фонетико-фонематических функций

 по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»

Автор методической разработки:

 учитель-логопед

Бумбуль Светлана Александровна

Санкт-Петербург

2021 год

Цель: развитие фонетико-фонематических функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи в старшей группе.

Коррекционно-образовательные задачи:

- познакомить детей со звуком [К];

- уточнить артикуляцию звука [К];

- развивать навык составления характеристики согласного звука с использованием наглядных моделей;

- развивать навык выделения звука [К] из ряда звуков, слогов, слов;

- развивать навык определения места звука [К] в слове;

- Развивать навык фонематического анализа и составления схем обратных слогов (АК, ОК, УК, ИК) с использованием символов;

- Развивать речевое дыхание – преодоление твердой атаки гласных.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать диалогическую речь;

-развивать слуховое и зрительное внимание, операции мышления, пространственные представления;

- развивать координацию общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе.

Оборудование:

Мягкая игрушка кошка-Карамелька, коробка с «бусами», ширма, карточки-символы звука [К] демонстрационные (по Т.А.Ткаченко). Дар Фребеля №1 (вязанные мячики). Магнитная доска – 1 шт., ноутбук, экран, колпаки с символами гласных звуков и символом согласного звука [К], пластмассовые корзинки - 4 шт. Игры: «Мебель для Карамельки», «Разложи продукты», «Живые звуки».

  1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! А что здесь у меня такое? (Логопед делает вид, что читает сообщение). «Жду сегодня вас в гости. Ваша Карамелька». Кто такая карамелька? Вы  знаете?

Ответы детей.

 Логопед: Идем в гости к Карамельке? Что делают, когда собираются в гости?

Ответы детей.

Логопед: Нам нужен подарок. Может мы подарим украшение? Согласны? Предлагаю подарить бусы. (Логопед достает коробку, в которой бусы). Они не простые, с секретом. Вы узнали, что нарисовано на каждой бусинке?

Ответы детей.

Логопед: Путь нам предстоит непростой. Дворник сегодня не успел почистить дорожку. Сможете перешагивать через сугробы? Можно, я первая, а вы за мной.

II.        Основная часть.

1.Развитие речевого дыхания. Преодоление твердой атаки гласных.

Логопед: Карамелька живет в новом доме, его недавно построили. Вот мы и пришли. Кошечка нас не встречает. Что будем делать? (Перед детьми на столе ширма, за которой спрятана кошка).

Ответы детей.

Логопед: Карамелька очень любит, когда ей поют. У нас есть волшебные бусы. Давайте пропоем каждый гласный, который спрятался в бусинке. А помогут вам это сделать предметы, которые лежат в коробке. Нужно спрятать в ладошку мячик, веревочка свисает свободно. Большим и указательным пальцем ухватить веревочку. Поем плавно, спокойно. (Дети достают мячики и вместе с логопедом поют гласные звуки.)

Логопед: Карамельке понравились наши музыкальные бусы.

2.Знакомство со звуком [К]. 

Логопед (кошка): Проходите, дорогие гости! Только снег с обуви не забывайте отряхивать. (Логопед показывает, как нужно отряхивать. Стучит пяткой и произносит звук [К].)

Логопед: Когда мы стучали, какой звук произносили? (Логопед показывает карточку-символ звука [К]). Самый любимый звук Карамельки - звук [К].

Ответы детей.

3.Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.

Логопед: Когда мы произносим звук [К] рот приоткрыт, язычок сзади горкой  стучит в потолок (логопед показывает ладонью положение языка).

Логопед: Как вы думаете, гласный это звук или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Почему?

Дети: Выдыхаемый воздух встречает преграду.

Логопед: Правильно. Звук [К] твердый. Обозначаем синим цветом.

Логопед: Правильно. (Выставляет карточку с синим квадратом). Как вы думаете, какой это звук: звонкий или глухой?

Дети: Это глухой звук. Горлышко не дрожит.

Логопед выставляет карточку с колокольчиком. Давайте еще раз расскажем о звуке[К].  Дети: Звук [К] согласный, его нельзя петь, есть преграда. Твердый, глухой.

4. Выделение на слуховом уровне звука [К] из ряда других звуков, слогов.

Логопед (кошка): Вы с дороги устали, проходите, отдохните. Давайте сыграем в игру «Чьи ушки лучше слышат». Я буду произносить звуки, когда вы услышите звук [К], то ловите его. Если услышите другой звук, то отталкивайте его от себя.

Логопед (кошка): [А, К, И, О, У, К, А; Б, К, Б, Т, К, Б, С, К, Р, Ж, З, Б, АР, КА, ТЫ, КУ, КО, КЫ, ЗА, НО].

Дети выполняют. 

Логопед (кошка): Молодцы. А теперь посмотрите, как я живу.

5. Выделение звука из слов с опорой на картинки (с использованием игры-презентации в программе «Power Point»).

Логопед: Ребята, вам нравится, как живет Карамелька? Что здесь не так? (На экране появляется картинка, на которой изображена комната без мебели).

Ответы детей.

Логопед: Давайте поможем Карамельке выбрать мебель. Мы попали в интернет-магазин. В каталоге есть вот такая мебель.

(На экране появляются картинки мебели, в названии которых есть или отсутствует звук [к]).

Логопед: Посмотрите на картинки. Назовите их.

А теперь выберете только те, в названии которых есть любимый звук Карамельки - звук [к]. Если вы ответите правильно, то картинка переместится в комнату, а если нет, то она просто перевернётся вокруг себя.

(Проводится игра «Мебель для Карамельки»).

6.Определение места звука в слове .

(На столе три корзинки и муляжи продуктов, фруктов и овощей).

Логопед (кошка): А вы мне еще можете помочь? Мама принесла продукты из магазина и попросила их разложить в три корзинки. В первую корзинку нужно положить продукты, в названии которых звук [к] находится в начале слова, во вторую корзинку, в названии которых звук [к] находится в середине, в третью продукты, где звук [к] находится в конце.

(Проводится игра «Разложи продукты»).

Логопед: Назовите еще раз слова, где звук [к] находится в начале слова, затем в середине и в конце.

Дети называют.

Логопед: Молодцы, вы мне помогли.

7. Физкультминутка.

Логопед: Карамелька, какой у тебя красивый появился головной убор. Ребята, а мы с вами тоже знаем игру про колпак.

Логопед (кошка): Давайте поиграем!

Упражнение на нейродинамику.

Логопед:

Проводится игра «Колпак мой треугольный».

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак,

А если не треугольный,

То это не мой колпак.

Сначала произносятся все слова и одновременно показываются движения на слова: колпак - руки ставятся конусом над головой; мой – сложенные ладони прикладываются к груди; треугольный – сложить перед собой треугольник из ладоней; не – руки скрещиваются перед собой. Во время проведения игры слова «колпак», «мой», «треугольный», «не» по выбору заменяются на движения и не произносятся.

8. Анализ закрытых слогов. Игра «Живые звуки».

Логопед (кошка): Игра интересная! А у меня тоже есть игра. Выбирайте себе колпак.

Логопед: Каждый из вас наденет колпак и станет тем звуком, который на нем изображен. Звуки умеют строится в том порядке, который я произнесу. Готовы?

Логопед: Послушайте, сколько звуков я произнесла АК.

Дети: Два звука.

Логопед: Какой первый звук?

Дети: А. (Выходит звук А).

Логопед: Какой был второй звук?

Дети: К. (Выходит звук К).

Логопед: У нас получился слог АК.

(Подобным образом делается разбор слогов ОК, УК, ИК.)

III.        Подведение итогов.

Логопед: Спасибо тебе, Карамелька, нам у тебя очень понравилось, но нам пора в детский сад. Прими от нас слова благодарности. Большое спасибо тебе за интересные игры! (Рефлексия. Дети передают кошку по кругу и благодарят.)

Дети: До свидания! (Машут рукой.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные. Звук [й]. Буква Й».

Тема занятия: «Дикие животные. Звук (й) и Буква Й».Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, из внешнем виде. Уточнение, активизация и ак...

Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи). Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!».

Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!». Коррекционно-образовательные цели. Ориентация в ритмических структурах, сравнение и  различение звуков по их длитель...

АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММА учителя-логопеда ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ) 5-7 ЛЕТ.

АДАПТИРОВАННАЯПРОГРАММАучителя-логопедаДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С  ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ              ...

Адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 5 лет.

Рабочая программа для детей ОНР средней логопедической группы. За основу взята программа Нищевой Н.В....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с применением биоэнергопластики по теме "Домашние животные"...

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...