Проект музыкальной деятельности в старшей группе "Русская изба"
проект (старшая группа) на тему
“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”
Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.
Участники: дети средней группы «Солнышко».
Возраст детей: 4-5 лет.
Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, народные праздники, вокальное пение и сочинительство, изготовление афиш, программ, приглашений, игры – этюды.
Продукт детской деятельности:
1. Создание альбомов детских работ.
2. Выставка детских рисунков.
3. Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками.
4. Конкурс лоскутных одеял для Матрешки.
5. Конкурс детских работ по росписи пасхальных яиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_izba.doc | 453 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Руководитель проекта: музыкальный руководитель 1 квалификационной категории
Светобатченко Валентина Владимировна
2018-2019 г.
“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”
Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.
Участники: дети средней группы «Солнышко».
Возраст детей: 4-5 лет.
Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, народные праздники, вокальное пение и сочинительство, изготовление афиш, программ, приглашений, игры – этюды.
Продукт детской деятельности:
1. Создание альбомов детских работ.
2. Выставка детских рисунков.
3. Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками.
4. Конкурс лоскутных одеял для Матрешки.
5. Конкурс детских работ по росписи пасхальных яиц.
Постановка проблемы
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию личности.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Краткое описание проекта
Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
. Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей в театрализованном представлении.
Всего в проект будут вовлечены 25 детей дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.
Цель проекта:
Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.
Процесс познания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно раньше. «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Задачи:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.
3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
4. Развивать творческие способности дошкольника.
5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся : с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
Оценка результатов:
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.
Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной деятельности, через просмотр театрализованного представления, видеоматериалов.
По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.
План реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 4 месяца и будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (1 месяц – февраль). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.
2 этап – основной (2 месяца – март, апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Взаимодействие педагогов и родителей
1. Музыкальный руководитель - Фомина Оксана Викторовна.
2. Воспитатели группы «Солнышко» - Мунишкина Елена Витальевна;
Горбунова Алена Ивановна.
3. Родители детей группы «Солнышко».
Взаимодействие с семьей
1. Беседа с родителями на тему « Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная».
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
4. Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.
5. Создание мини-музея «Русская изба».
5. Консультация для родителей «Музыкатерапия»
Консультация для педагогов
1. Показ открытого занятия по ознакомлению детей с народными ремеслами «Балалаечка – душа народа»
2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».
3. Открытый показ занятия для педагогов города «Россия – Родина моя»
Оборудование и оснащение педагогического процесса
1. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Пасхальное яйцо»
2. Разработать планы бесед по народному творчеству.
3. Подобрать иллюстрированный материал.
4. Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.
5. Создать в группах фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей.
Системная паутинка по проекту
изба»
БАБЬЕ ЛЕТО
Ц е л и: приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; дать элементарные представления о том, что такое «бабье лето»; учить видеть и наблюдать изменения в природе, воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.
О б о р уд о в а н и е: корзина с овощами.
Ход занятия
I. Беседа.
В о с п и т а т е л ь. Бабушка-загадушка в гости к нам пришла и для вас, ребята, загадку принесла.
Загадка об осени:
Пришла без красок и без кистей
И перекрасила все листья;
Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто знает, кто знает, когда это бывает?
(Осенью.)
– По каким приметам вы узнали осень? Сейчас какое время года? Какой месяц осени?
С давних пор на Руси в этот день провожали лето. В народе говорили: «Семен-день лето провожает». Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.
– Подскажите мне, ребята, что же они выращивали на полях, на огородах.
От того, что все дни они были заняты, людям не хватало времени заниматься домашними делами! И вот, наконец, вся работа закончена: собран урожай, посеяны озимые. Настало время и для домашних дел. Надо засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.
– Какие вы ещё знаете овощи? (Капусту, свёклу, редьку.)
Женщины вычищали избы, мыли окна, готовили зимнюю одежду, штопали её, чинили.
– А как вы думаете, кто был главным помощником у мам? (Дети.)
– А как вы помогаете своим мамам по хозяйству?
– На кого возлагалась основная работа по дому? (На женщину.)
Поэтому на Руси эту пору называли «бабьим летом», оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав от работы, девки (девушки), бабы (женщины), молодцы (парни) – вся деревня, выходили на улицу. Пели, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры – веселились от души.
Есть такие народные приметы:
• Бабье лето ненастно – к сухой осени.
• Много паутинок, летающих по ветру – к ясной осени и холодной зиме.
• Если первый день бабьего лета ясен – то и осень будет теплая.
Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.
Самой природой были подарены теплые дни и вечера, чтобы дать отдохнуть женщинам, догулять после тяжелого лета.
Давайте встанем в хоровод и повеселимся.
II. Итог занятия.
Инсценировка русской народной песни «Плетень».
Дополнительный материал
В бабье лето любила молодежь избавляться от мух, устраивала похороны мух. После обеда старательно разодетые в свои лучшие наряды девушки собирались все вместе и приглашали знакомых парней. Все они дружно – парни и девушки – с азартом ловили мух, а из свежей редьки делали «коробочки», клали туда этих мух, затем молодёжь копала маленькие ямки, оплакивали мух: «Ой-ой-ой, ай-ай-ай», закапывали, ставили маленькие крестики из веточек, поминали разными сладостями. Парни и девушки завязывали дружбу.
В бабье лето мальчиков 4 лет сажали на коня, это было очень опасно, но зато тех, кто удержался, считали настоящими мужчинами.
В бабье лето мужчины начинали охоту на лис. К концу лета у зверей и домашних животных заканчивается линька. Шерсть становится густой, блестящей, пушистой. Каждая хозяйка мечтала о воротнике или шапке из такого меха.
• Слушание пьесы из фортепианного альбома П. И. Чайковского «Времена года»: «Охота» (сентябрь).
• Зрительный ряд: репродукции с изображением сцен охоты.
• Чтение рассказа или сказки об охоте.
С начала бабьего лета во всех домах в печи добывали «новый огонь», из которого вечером впервые с лета зажигали лампы, свечи, лучины и начинали вечерние дела при огне.
– Ребята, вспомните летние вечера – рано ли смеркалось? Когда наступал вечер, включали ли вы свет дома? (Нет.) А почему? (Потому что на улице было светло.)
Летом дни длиннее, а сейчас, осенью, они становятся короче, к вечеру уже темнеет.
Вместе с детьми зажечь лампу, свечу или лучину.
«БЕЗ ЧАСТУШЕК ПРОЖИТЬ МОЖНО,
ДА ЧЕГО-ТО НЕ ЖИВУТ»
Ход занятия
(Дети с воспитателем сидят на «завалинке» перед «домом». Входят гармонист с девушкой (музыкальный руководитель) и поют частушки.)
Я пойду да разойдуся
По зелёной по траве,
Заиграли гармонисты –
Все волнуется во мне.
Музыкальный руководитель. Ребята, а что я спела: частушку или песню?
(Дети отвечают.)
Музыкальный руководитель. Правильно: частушку не спутаешь с песней. Это – коротенькие плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть частой, скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки.
Послушайте несколько частушек.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире!
Не одна иду плясать –
Нас идёт четыре!
Не хотела выходить,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла–
Я не удержалася.
Если б не было воды –
He было бы кружки.
Если б не было девчат –
Кто бы пел частушки?
А действительно, кто и где поёт частушки?
Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь. Поэтому неудивительно, что главными героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.
Вот примеры таких частушек.
У меня на сарафане
Петухи да петухи.
Когда вырасту большая –
Берегитесь, женихи!
Мама, чаю, мама, чаю
Из большого чайника!
Когда вырасту большая –
Полюблю начальника.
Я на бочке сижу,
Бочка вертится,
Не люби меня –
Мама сердится!
Я каталась на качелях,
Уронила брошку.
А кому какое дело –
Я люблю Серёжку!
Гармониста я любила,
Гармониста тешила,
Гармонисту на плечо
Сама гармошку вешала.
На столе стоит стакан,
А в стакане тесто,
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста!
Топится, топится
В огороде баня,
Женится, женится
Мой милёнок Ваня.
Не топись, не топись
В огороде, баня,
Не женись, не женись,
Мой милёнок Ваня!
А ещё в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни – над жителями другой.
Как Заринские ребята
Стали моде подражать.
Надели белые рубашки –
Шеи грязные видать.
Ой, подруженьки, беда!
Ребят поела мошкара.
Только те осталися,
Что дустом посыпалися!
Частушки сочиняют и в наши дни:
Наша Таня намудрила:
Космонавта полюбила,
А подруга Танина –
Инопланетянина!
Как у наших у ребят
Голова из трех частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей!
Конечно, сразу можно сказать: частушкам этим немного лет. А почему, как вы догадались?
(Дети отвечают, приводят другие примеры современных частушек.)
На прилавке в магазине
Появилась колбаса.
Мы пришли и поглядели –
Встали дыбом волоса.
Старик старухе говорил:
Поезжай-ка к Чумаку,
Зарядись годков на пять –
Заживём с тобой опять.
Говорила бабка деду:
К Кашпировскому поеду,
Установку получу–
Снова замуж захочу!
Музыкальный руководитель. Чаще всех встречаются плясовые частушки. У этих частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало чем отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточного, даже озорного характера.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая!
Все равно плясать пойду,
Хоть и маленькая.
Давайте повторим эту частушку.
(Дети поют.)
Музыкальный руководитель. Чувствуете, что эти припевки хочется не петь, а выкрикивать. Для пляски самое главное – ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают, когда «русскую» пляшут.
Раздайся, народ,
Меня пляска берёт!
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу!
Гармонист устал,
Запинаться стал.
Дайте крынку молока,
Напоите игрока!
Музыкальный руководитель приглашает детей в круг на пляску.
«ДУДОЧКА»
Ход занятия
Музыкальный руководитель. Расскажу я вам сегодня русскую народную сказку «Серебряное блюдечко и наливное яблочко».
(Рассказ музыкального руководителя сопровождает тихая музыка из мультфильма «Кувшинчик и дудочка».)
Жили-были старик со старухой. У них было три дочери. Старшие сестры – белоручки, ленивицы, а Машенька с утра до вечера всё с работой: и дома, и в поле, и в огороде. Вот собрался мужик везти сено на ярмарку.
(Звучит русская народная мелодия песни «Из-за леса, из-за гор» в исполнении оркестра русских народных инструментов.)
Обещает дочерям гостинцев купить. «А тебе что купить, Машенька?» – спрашивает.
«А мне купи, родимый батюшка, наливное яблочко да серебряное блюдечко».
Был на ярмарке, сено продал, гостинцев купил. Одной дочери шёлку синего, другой бархату алого. А Машеньке – блюдечко да наливное яблочко.
(Звучит русская народная мелодия «У меня ли во садочке».)
Машенька села в уголок горницы, покатила наливное яблочко по серебряному блюдечку, сама поёт-приговаривает:
– Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне города и поля, покажи мне леса и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку. Вдруг раздался звон серебряный...
(Звучит русская плясовая «Смоленский гусачок».)
Вся горница светом залилась, а на блюдечке все города видны, все луга видны, ясно солнышко за светлым месяцем катится, звёзды в хоровод собираются. Загляделись сестры, а самих зависть берёт. Стали думать и гадать, как выманить у Машеньки блюдечко с яблочком. Пошли сестры в лес по ягоды. Схватили они палку суковатую, убили Машеньку, под берёзкой закопали, а блюдечко с яблочком себе взяли.
В ту пору искал пастушок в лесу овечку, видит – белая берёзонька стоит, под берёзонькой бугорок нарыт. Посреди цветок тростник растёт. Пастушок молодой срезал тростинку, сделал дудочку. Не успел дудочку к губам поднести, а дудочка сама играет.
(Звучит русская народная мелодия «Пастушок играет на рожке». Затем пастушок проводит русскую народную игру «Пастух и стадо».
После игры музыкальный руководитель продолжает рассказывать сказку.)
А дудочка всё играет и приговаривает:
Играй, играй, дудочка,
Играй, тростниковая,
Меня, бедную, загубили,
Молодую убили
За серебряное блюдечко,
За наливное яблочко!
Испугался пастушок, побежал в деревню, людям рассказал. Прибежал тут и Машенькин отец. Привёл их пастушок в лесок. Разрыли бугорок, а там Машенька лежит. Мёртвая, да краше живой: на щеках румянец горит, будто девушка спит. А дудочка играет-приговаривает:
Играй, играй, дудочка,
Играй, тростниковая,
Достань, батюшка,
Хрустальной воды
Из колодца царского.
Лишь спрыснул старик Марьюшку живой водой, тотчас стала она живой. Люди сбежались, порадовались... Ну и был пир на весь мир: так играли, что звезды с неба пали, так танцевали, что полы поломали.
Дети водят хоровод «Во поле берёзка стояла», пастушок играет на дудочке. Затем дети рассматривают инструмент – дудочку – и с помощью взрослых вырезают себе дудочки из заранее приготовленного трубчатого сухоцвета.
НАРЯД РУССКИХ КРЕСТЬЯН
Ц е л и : приобщать детей к культуре русского народа; знакомить детей с нарядами русского крестьянства; воспитывать патриотические чувства к русским традициям.
О б о р у д о в а н и е : иллюстрации крестьянских нарядов, шаб-лоны крестьянских нарядов для росписи, карандаши, краски.
Ход занятия
I. Основная часть занятия.
– Скажите, ребята, какой был любимый цвет русского крестьянина. (Синий, васильковый.)
– Почему? Подумайте.
Дети вспоминают цвета Государственного флага РФ.
Поэтому для особого торжественного случая женщины шили себе и своим близким праздничную одежду, используя материю синих оттенков. Небогато жили русские крестьяне, но всё же для большого праздника в каждом доме всегда был заготовлен наряд.
Показ иллюстраций крестьянских нарядов (желательно, если будут эти наряды в готовом изделии).
Васильковая рубаха-косоворотка была у каждого русского парня. Это такая рубашка, которая надевается через голову и застёгивается с боку на несколько пуговиц.
Васильковый сарафан для девушек – это удлинённое платье, книзу расклешённое в виде колокольчика, без рукава, на тонких бретельках, расшитое различными узорами.
II. Практическая часть.
Раздать детям готовые вырезанные шаблоны из картона и предложить разукрасить, расписать наряды:
• рубаху с застежкой на боку, воротник-стойка, пояс;
• сарафан с карманами, украшенный вышивкой (узором), используя основной васильковый цвет.
III. Подведение итогов занятия.
Организовать выставку крестьянских нарядов.
ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА
Ход занятия
Музыкальный руководитель. А расскажу я вам сегодня сказку про ловкого солдата.
Царь проверял однажды караулы и увидел, что один солдат-то вроде спит.
– Спишь? – спрашивает царь.
– Никак нет, – отвечает солдат, – не сплю.
– А что же ты делаешь?
– Звёзды считаю.
– Ну, и много насчитал?
– Здесь тьма-тьмой. Здесь – семьдесят со мной, а здесь не успел обсчитать – вы помешали...
Попробуй, проверь этого солдата!..
А сколько на Руси песен? Их так же невозможно сосчитать, как сказочному герою – звёзды.
Всегда русский народ любил песню, весёлую и грустную. Она сопровождала людей во время труда и праздника, помогала работать и отдыхать.
Песню «Посев льна» женщины пели весной.
Уж я сеяла, сеяла ленок.
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Ты мой лен!
Белый лен!
А какие русские народные песни вы помните, где мать учила дочек, как нужно сеять, полоть или прясть пряжу?
(Дети вспоминают русские народные песни, ранее изученные. Песни «Пряха», «Дуня-тонкопряха» исполняют с инсценированием.)
Музыкальный руководитель. Русский народ берег родную землю и воспевал её красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, берёзке белой, травушке шелковой.
(Дети читают стихи.)
1-й ребенок. Ты, рябинушка раскудрявая,
Ты когда взошла?
Когда выросла?
2-й ребенок. Я весной взошла,
Летом выросла.
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
(Звучит куплет русской народной песни «Ты рябина ли, рябинушка».)
3-й ребенок. Ой, ты , Волга, Волга-реченька!
Ой, река ли ты, красавица!
По лугам ты льёшься – стелешься,
По пескам бежишь – торопишься.
(Звучит запись русской народной песни «Вниз по Волге-реке» в исполнении Л. Руслановой.)
4-й ребенок. Берёза, моя берёзонька!
Берёза, моя белая,
Берёза раскудрявая.
5-й ребенок. Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки.
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Трава шёлковая.
6-й ребенок. Близ тебя, берёзонька,
Красны девицы
Венки плетут.
Музыкальный руководитель. Какую русскую народную песню о берёзке вы знаете?
(Дети отвечают.)
Музыкальный руководитель. О берёзке много песен создал русский народ, потому что это дерево очень любимо всеми.
Соберутся девушки на полянке и водят вокруг берёзки хоровод.
Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
Плясовая песня
Ход занятия
Музыкальный руководитель поет частушку:
Я пойду да разойдуся
По зеленой по траве.
Заиграли гармонисты –
Все волнуется во мне.
В этой задорной частушке отразилась вся любовь русского человека к весёлой плясовой песне. Темы этих песен – самые разные. Но о чём бы в них ни рассказывалось, всегда всё заканчивается благополучно.
Дети слушают русскую народную песню «По улице мостовой».
Музыкальный руководитель. Это весёлая, радостная песня. Почему?
(Дети отвечают.)
Музыкальный руководитель. Да, потому что в песне заканчивается всё хорошо. Она создаёт бодрое настроение, заряжает энергией. Плясовые песни исполняются под гармошку или другие народные инструменты.
Дети исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот» с использованием шумовых инструментов: бубна, ложек, трещоток и т. д.
Музыкальный руководитель. Я буду пропевать вам несколько строк из плясовой песни, а вы вспомните другую русскую народную песню на эту же тему.
По улице мостовой
Шла девица за водой,
Шла девица за водой,
За холодной, ключевой.
Шла девица за водой,
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой!
Веселей идти с тобой».
(Дети исполняют хоровод «Пошла млада за водой».)
Музыкальный руководитель. А вот эти слова?
Уж как я ль свою коровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нарву:
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Кушай досыта, коровушка моя!
(Инсценировка песни «Ой, вставала я ранёшенько».)
Музыкальный руководитель. Плясовые песни неразрывно связаны с русскими плясками, со свойственными им выдумкой и юмором. Народ любил приплясывать, исполняя такие песни.
Вспоминаем движения: «дробь», «припадания», «хлопушки», «верёвочки» и т. д.
У нас сегодня в гостях ансамбль «Веселушки» с русскими народными песнями: «Молода я, молода», «Варенька», «Параня».
Дети приплясывают и подпевают взрослым.
ХОРОВОДНАЯ ПЕСНЯ
Ход занятия
Музыкальный руководитель. О чём рассказывается в лирических песнях? О судьбе каждого человека. О том, что его тревожит, волнует, о чем он мечтает. О чем же мечтает гepoй песни? О свободной, вольной жизни.
(Дети слушают в грамзаписи русскую народную песню «Ах, ты степь широкая».)
Музыкальный руководитель. А что дорого человеку в жизни?
Отчий дом, родные и близкие люди.
(Дети слушают в грамзаписи русскую народную песню «Степь да степь кругом».)
Музыкальный руководитель. А без чего человеку плохо, и вянет он, как «аленький цветочек без красного солнышка»? Без любви.
(Дети слушают русскую народную песню «То не ветер ветку клонит» в исполнении музыкального руководителя и воспитателя.)
Музыкальный руководитель. А как, жалея русскую женщину за её тяжёлую судьбу, народ в песнях обращался к ней, как её называл?
(Дети отвечают.)
Музыкальный руководитель. Лебёдушкой, утушкой, берёзонькой, яблонькой, рябинушкой, павушкой. И пелись эти песни неторопливо, неспешно, задумчиво, но внешне очень строго, ни одного лишнего жеста. А вот те песни, о которых я вам сегодня расскажу, наоборот, при исполнении сопровождаются самыми разнообразными движениями. Это хороводные и плясовые песни. Представьте себе долгий зимний вечер. В избе собрались девушки-подруженьки. Они занимаются рукоделием и тихо поют.
(Дети слушают русскую народную песню «Пряха».)
Музыкальный руководитель. Одна из девушек, задумавшись, посмотрела в окно.
А на окне такой узор, что глаз не отвести. Понравился узор всем. И одна из девушек перенесла его в своё кружево, другая украсила им рождественский пирог, а третья весной, когда стаял снег, повела этим узором подруг в хороводе.
Мы с вами тоже знаем некоторые узоры хоровода. Назовите их. (Дети отвечают. Музыкальный руководитель дополняет: «Змейка», «Плетень», «Капуста».)
Игра-хоровод «Змейка».
Музыкальный руководитель. Были и другие хороводы, когда юноши и девушки образовывали круг, а в нем разыгрывали песню, как маленький спектакль. Такой хоровод назывался игровым.
(Исполняется игровой хоровод «Во саду ли, в огороде».)
Музыкальный руководитель. А есть ещё магические, или трудовые хороводы. Они пришли к нам из тех далеких времен, когда люди еще верили в то, что солнце, дождь и ветер – живые существа. И для того чтобы силы природы помогли им вырастить хороший урожай, наши предки водили специальные хороводы, в которых изображали, как они охотятся или как растят лен, мак. Они верили, что только так можно получить хороший урожай.
(Дети исполняют обрядовый хоровод «Пахарь и жнецы».)
Музыкальный руководитель. Так как от солнца зависело, созреет урожай или погибнет, то его старались задобрить: вставали в круг и показывали, каким должен вырасти, например, мак.
Разучивание хоровода «Мак».
КАПУСТНЫЕ ПОСИДЕЛКИ
Ц е л и : закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу; приобщать детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; воспитывать трудо-любие.
О б о р у д о в а н и е : блюдо с разными овощами, блюдца с кусочками овощей на каждого ребёнка, пироги, пирожки, кочерыжки, свежая и соленая капуста, бочонок, ёмкость для посола капусты, морковь, шинковка, соль, круг, груз.
Ход занятия
I. Беседа по вопросам.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, перед вами блюдо с разными овощами. Рассмотрите их. Теперь выберите любой овощ и расскажите о нём.
У каждого ребенка блюдце с ломтиками разных овощей. Желающий ребёнок садится в центре с закрытыми глазами, ему дают попробовать кусочек какого-либо овоща. Он съедает этот ломтик и затем отгадывает его название, описывает вкус испробованного овоща. Игра продолжается с другими детьми.
– Послушайте загадку.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я… (капуста).
Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат пироги, пирожки, кочерыжки, свежая и соленая капуста.
В эти дни на Руси во всех деревнях начинался капустный сбор. Что же это значило – капустный сбор?
Я сейчас вам расскажу. С этого дня, как в народе говорят, «птица в полет двинулась, а медведь залегает в берлогу».
Наступают первые заморозки, «бабье лето» подходит к концу. Дни в эту пору выпадали обычно тёплые, солнечные. Летели длинные серебристые нити паутин – знамения «бабьего лета». Осень – пора множества дел, связанных с подготовкой к зиме. Крестьяне всегда дорожили в эту пору каждым часом.
Капуста всегда была важным продуктом питания для крестьян. Например, в Поволжье, крестьяне капустой засаживали половину своего огорода. Три дня капусту убирали во всех огородах. И тому, кто не успевал срубить капусту с грядок, помогали всей деревней, односельчане оказывали трёхдневные «помочи». Так издавна заведено на Руси «миром» помогать бедствующим, «миром» оплакивать горе односельчан, «миром» играть свадьбы и веселиться. Люди заботились друг о друге, не было равнодушных к беде соседа-селянина. После долгой зимы основными продуктами оставались только хлеб да капуста. Капуста считалась вторым продуктом питания в каждой крестьянской семье после хлеба. И это обстоятельство тоже отразилось в народном фольклоре: «Хлеб да капуста лихого не попустят».
Картофель распространился на Руси уже позже. Поэтому в каждой семье старались запастись капустой «вдоволь» да «впрок». Капусту рубили, квасили, солили.
Издавна у нас к капусте особое уважение было: ее и хвалили, и любили, и песни и о ней слагали, да часто в прибаутках, приметах вспоминали:
«На воздвиженье у доброго молодца – капуста у крыльца».
«На воздвиженье чей праздник, а у капусты более всех».
«Смекай, баба, про капусту – воздвиженье пришло».
«Вейся, вейся, капустка моя».
Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днём».
Капусту рубили крестьяне все вместе: сначала в одном дворе, затем переходили в другой – пока всей деревней не управятся. Рубка капусты затягивалась почти на две недели. Рубили её в дубовых корытах специальными тяпками, а ребятишки ждали, когда можно полакомиться хрустящими сочными кочерыжками.
Показ кочерыжек в тарелке.
– Кто из вас никогда не пробовал этот продукт?
Воспитатель предлагает детям попробовать свежую, солёную, квашеную капусту, кочерыжки.
– Кому какая капуста больше нравится? Какая она по виду? (Кислая, солёная, хрустящая, белокочанная, полезная и т. д.)
– Кто видел, как капусту солят ваши бабушки, мамы? Кто может рассказать, как солят капусту в наше время? (Рассказы детей.)
Игра «Расскажи стишок руками».
Мы капусту рубим, мы морковку трём,
Мы капусту солим, мы капусту жмём.
Дети имитируют движения в соответствии с текстом.
Предложить детям засолить в бочонке капусту. Нашинковать капусту, посолить, добавить специи, все перемешать. Затем переложить капусту в бочонок, сверху положить круг и груз, чтобы капуста дала сок. В собственном соке капуста солится в течение одного месяца. Периодически промывается круг и снимается плесень.
При объяснении можно использовать наглядное пособие в виде схемы посола капусты. Затем предложить детям самостоятельно по схеме рассказать последовательность посола капусты.
II. Практическая часть.
Инструктаж по технике безопасности.
Посол капусты с комментариями воспитателя. Посильное участие детей в посолке.
III. Заключительная часть.
В о с п и т а т е л ь. Вечером после посола всей капусты в старину девушки и парни, стряхнув с себя всю усталость трудового дня, собирались у кого-либо в одной избе на «капустные посиделки», которые тоже длились две недели. Весело и задорно играла гармошка, молодёжь пела, плясала, угощалась кочерыжками и первым капустным пирогом, перебрасывалась шутками – веселилась. Жизнь шла своим чередом.
Вот и мы с вами, вспомнив народные традиции, как в старину, устроим капустные посиделки с пирогами да капустничками.
Все приглашаются на капустные посиделки.
На столе пироги, пирожки с капустой. Чаепитие проходит под русские народные наигрыши на гармони.
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
Ц е л и : продолжать знакомить детей с христианскими праздниками и традициями русского народа; дать представление о празднике Рождества Богородицы; воспитывать уважительное отношение к женщине, любовь к матери.
О б о р у д о в а н и е : кукла, большой лист бумаги (обои), яркий фломастер, фотографии с новорожденными, видеосюжеты «Какими мы были маленькими».
Ход занятия
I. Беседа.
– Ребята, скажите, сколько вам лет.
– Кто помнит и может нам рассказать, каким он был маленьким, что умел делать.
– Что вам рассказывали родители о вашем грудничковом возрасте? Какие забавные и смешные истории про вас вы слышали от них? Кому приходилось нянчить малыша? Что вы при этом чувствовали? Конечно, любовь, радость, удовольствие, заботу.
Давайте покажем руками размер тела новорожденного малыша, и сравним его с ростом ребенка 6–8 лет. Посмотрите, это кукла Лиза. Какого она роста? (Совсем как новорождённый ребенок.)
Демонстрация куклы, завернутой в одеяло.
Мы будем передавать куклу друг другу поочерёдно из рук в руки. Давайте постараемся, чтобы малышка заснула. А для этого споём ей колыбельную: «Баю-бай, баю-бай, спи, моя радость, засыпай». Каждый из вас должен подобрать другое ласковое слово для малыша. Например: радость, кроха, малютка, счастье, солнце, рыбка и т. д.
На большой лист бумаги (обои), разложенный на полу, предложить лечь любому ребёнку по желанию, другие дети обводят его контур ярким фломастером. Затем положить рядом с контуром куклу и предложить сравнить.
В о с п и т а т е л ь. Вот такими маленькими рождаются дети.
– Кто вас родил? (Мама.)
На Руси 21 сентября отмечался праздник мам, праздник женщин, родивших ребенка. В этот день молодые мамы с детьми и женщины, которые помогали родиться ребенку, собирались в просторной избе и пекли пироги, варили кашу – праздновали этот день.
Послушайте поговорку: «Каша на ложке, а молодец на ножке».
Дети за день до занятия приносят свои фотографии из альбомов «Наш малыш», «С новорожденным», «Здравствуй, малыш!» и оформляют выставку в группе.
Просмотр фотографий новорожденных с комментариями воспитателя и детей (дети очень любят рассказывать о себе и о своих родителях).
МАСЛЕНИЦА
Ц е л и: приобщать детей к культурно-историческим праздникам; воспитывать интерес к событиям культурно-исторического календаря; воспитывать заботливое, уважительное и предельно внимательное отношение к русской культуре, а также к культуре любого народа.
О б о р у д о в а н и е : посуда для чаепития, блины.
Ход занятия
I. Основная часть занятия.
– Ребята, а вы знаете, какой самый любимый и веселый праздник на Руси? (Дети называют.)
Масленица. Этим праздником провожают зиму и встречают весну. Праздник отмечали всю неделю. Всю неделю люди пекли блины, пироги, пирожки, калачи, другие лакомства – тесто замешивали на масле и яйцах. Зазывали к себе гостей, угощали их и себе в еде не отказывали, подавали к столу мёд. Такого широкого и продолжительного гуляния не было ни в одной стране. В Масленицу раскрывалась вся душа и удаль русского народа.
Самой популярной забавой в дни Масленицы считалось катание на санях. Царь Пётр I любил повеселиться на Масленицу. Сани, запряженные 16 лошадьми, несли императора по снежным сугробам. А за ним на других санях следовали придворные. Потом двигались сотни саней, запряженных разным зверьём. Катались на санях, на тройках или с гор. Устраивались «санные гонки» на спор, под интерес. Отсюда и поговорка пошла «Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят». Дети тоже играли, но правила другие: «проигравший» должен был ввозить санки в гору. Об этом и поговорка сложилась: «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Палили пушки, сверкали фейерверки. Веселился и гулял русский народ от души.
На площадях для увеселения сооружались катальные горы, карусели, качели. Играли в веселые игры, шутили, звучала громкая музыка, пели песни, людей развлекали скоморохи, разыгрывали «штурм» снежного городка. Забавы устраивались в городах и сёлах по всей России.
Каждый день Масленицы имел своё название:
Понедельник – «гостевой» – ходили друг к другу в гости;
Вторник – «заигрыши» – начинались катания на санях;
Среда – «лакомка» – пекли и ели вдоволь блины;
Четверг – «разгул» – можно пошуметь, развлечься, поиграть;
Пятница – «тёщины вечеринки» – ходили к тёще на блины;
Суббота – «золовкины посиделки» – навещали сестёр мужа;
Воскресенье – «прощёный день» – родственники и друзья ходили просить прощения за умышленные и случайные обиды, причиненные в текущем году, чтобы возобновить дружбу и любовь.
В воскресенье, последний день Масленицы, в каждом доме старались съесть всё, что было настряпано за неделю. А остатками – блинами и другими яствами угощали бедных и нищих.
Основным лакомством на Масленицу были блины, их ели с маслом, мёдом, икрой. Блин круглый, румяный, горячий похож на солнце. А солнцу всегда поклоняются все народы мира, ведь оно даёт пищу, свет и тепло.
Вынести блюдо с блинами, поделёнными на равные части.
Посмотрите, какие румяные и аппетитные блины испекли наши повара в честь Масленицы. Видите, ребята, один блин разрезан на кусочки, а все вместе, если эти кусочки сложить, то получится целое солнышко. Так и мы сейчас с вами съедим по кусочку, и все вместе будем как одно большое, красивое, теплое солнышко, которое дарит людям свет, добро, любовь и тепло. Так издавна с блинами на Руси встречали весну.
II. Подведение итогов занятия.
– С каким праздником мы познакомились?
Масленица – зиму провожает, а весну встречает.
Прощай, зимушка!
Здравствуй, Весна-красавица!
Ребенок. Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. А. Плещеев
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Ц е л и: продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл; воспитывать у детей интерес к культурно-историческому прошлому.
О б о р у д о в а н и е : веточки вербы.
Ход занятия
I. Основная часть занятия.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие. Что вы на них видите? (Они с пушистыми почками.) Как называются эти веточки, кто знает? (Верба.) А знаете ли вы, какой завтра праздник?
«Вербное воскресенье», он еще называется «Вход Господень в Иерусалим» (показ иллюстраций). Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Слушайте...
В одном городе, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с двумя сестрами. Иисус Христос очень любил это семейство и часто был у них в доме. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о болезни брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил это известие и пришел, когда Лазарь уже умер. Тогда Христос отправился к пещере, где был замурован (похоронен) Лазарь. И, войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, прочитал молитву и громко воскликнул: «Лазарь, встань и иди вон!». Лазарь очнулся и встал. Все люди изумились этому чуду.
Воскрешение (оживление) Лазаря произошло в субботу и на следующий день в воскресенье Христос отправился в Иерусалим, где его с почестями встречал народ, приветствуя его, пальмовыми ветками, как принято было встречать царей и великих полководцев.
Но почему – «Вербное воскресенье» на Руси? Да потому, что на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы.
Посмотрите на эти веточки еще раз, возьмите каждый по веточке. Потрогайте пушистые почки, проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик, пахнут ли ваши веточки? Пахнут ли они весной?
Верба – первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от хвори, а посевы – от града и болезней. Ну, теперь вы, ребята, поняли, почему этот праздник назван «Вербным воскресеньем»?
«Хворь в лес, а здоровье – в кости», – так лечили бабушки дедушек. И, казалось, это заклинание помогало: дедушка, покряхтев, поднимался и принимался за свои обычные дела по дому, по хозяйству.
Вербное воскресенье было тихим праздником. После этого воскресенья наступала Страстная неделя, в которой каждый день именуется «Великим». Например, «Великий понедельник», «Великий вторник» и т. д. до Пасхи.
– Давайте, ребята, поставим все веточки вербы в вазу.
Еще издавна крестьяне подметили, что вода, в которой стояла верба, долго сохранялась свежей. И мы тоже с вами понаблюдаем: долго ли наша вода останется свежей.
II. Заключительная часть занятия.
Дети слушают песню «Вербочки» в исполнении К. Орбакайте (фонограмма) и подпевают.
ПАСХА
Ц е л и: продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл; воспитывать интерес к культурно-историческому прошлому.
О б о р у д о в а н и е : сырые яйца, луковая шелуха, кастрюля.
Ход занятия
I. Основная часть занятия.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, на этой неделе, в воскресенье, будет самый большой церковный праздник – Пасха. Недаром в народных поговорках существует выражение: «Эка Пасха – шире Рождества!»
Крестьянские поговорки, посвященные этому празднику, наполнены ликованием: «В Светлое Воскресение солнышко играет. Вешнее солнышко землю воскрешает».
Главным, обязательным предметом Пасхи стало крашеное яйцо. Люди одаривают друг друга красным яичком. А знаете почему? Я вам сейчас расскажу.
По одному преданию, однажды Мария Магдалина (показ иллюстрации), представ перед великим правителем, подарила ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскрес». Это значило, возродился снова, ожил – воскрес. Скорлупа яичная означала всё неодушевлённое в природе, а внутри скорлупы, в её недрах возникала новая жизнь: это белок и желток. Красная же краска, цвета крови, означала жизнь человека. Вот почему люди на Пасху преподносят в дар друг другу красное яйцо, во имя продолжения счастливой жизни человеческой.
Непременным угощением в этот день являются пшеничный кулич и творожная «пасха». Раньше это было скромным питанием пустынников (пастухи в пустыне), в числе которых некоторое время довелось быть и Иисусу Христу. Пустынники обычно питались лепешками и овечьим сыром.
Пасха – это самый продолжительный праздник в году. Он длился целых 40 дней – это были пасхальные торжества. И каждый день пасхальный отмечался особым обрядом. И о каждом дне мы будем говорить позже. А сейчас давайте вернемся к первому воскресному дню Пасхи.
II. Практическая часть.
– Вспомните, какие же угощения готовили люди к празднику – красные яйца, пшеничные куличи, «пасхи». У каждого из вас по одному яйцу, и вы сами покрасите его, а вечером отнесете его домой. А красить мы будем луковой шелухой до золотисто-красного цвета (соблюдение техники безопасности). Раньше воскресенья нельзя есть крашеное яйцо. А в воскресенье, на Пасху, вы можете подарить кому-нибудь это яйцо, и вас обязательно угостят тоже. А можете и сами съесть его – как захотите. Принято поздравлять с праздником, угощать и говорить: «Христос Воскрес»; отвечают – «Воистину Воскрес».
III. Заключительная часть занятия.
Дети показывают друг другу расписанные яйца, делятся впечатлениями.
В о с п и т а т е л ь. Пасхальную неделю называют светлой.
Понедельник и вторник считались «купальными» – обливали и опрыскивали водой парней и девчат, проспавших, опоздавших на утренний молебен. (Можно предложить купание в бассейне, плескание водой из тазиков и ведер.)
Игры с водой: руками «рисуют» на воде, изображают волны, плескание и т. п.
– Какая вода бывает? (Дождевая, снеговая, речная, водопроводная.)
Среда называлась «градовой». Поговорка для этого дня гласила «В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило». В поле никто не выходил – люди отдыхали. (Предложить детям поводить хороводы, попеть частушки на тему урожая.)
Четверг – Пасха усопших (умерших), поминовение умерших родственников. Поговорить с детьми, к кому из родственников дети вместе с родителями ходили в воскресенье на кладбище (на могилу). Что они знают об этих людях из рассказов близких или собственных воспоминаний.
Пятница – «прощёный день». В этот день родственники и друзья приходят друг к другу и приносят свои извинения, если они в ссоре.
– Что такое дружба? (Ответы детей.)
– Вспомните, какие произведения о дружбе мы с вами читали.
Вечером в пятницу рассказать немного о субботе – «Светлой седмице», юношеский день. Собиралась молодежь, ходили все вместе в гости, там им давали подарки – сладости. Гуляли большими компаниями, пели песни, водили хороводы, играли, парни мерялись силой, девчата состязались в плясках: кто лучше спляшет. Заканчивается Светлая неделя праздничным воскресеньем – Красной Горкой. На Красную Горку обычно играли весёлые свадьбы, гуляли молодые.
Итоговое интегрированное занятие
«Россия – Родина моя»
Цель: сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать у детей умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развивать умения и навыки исполнительской деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с фольклорным наследием русского народа;
- познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси;
- познакомить с пословицами и поговорками;
- обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;
- познакомить с русскими народными инструментами;
- сделать платковую куклу.
Ход занятия
Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель, вместе с детьми, входят в зал и исполняют хоровод.
Музыкальный руководитель (одетый в народный костюм)
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
- Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. А собрались мы здесь сегодня восславлять Родину нашу, позабавиться, да потешиться, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?
Дети. Матушка Россия.
Педагог:
- Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей?
Девочка.
Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –
Это русское раздолье, это русская земля!
Мальчик.
Вижу горы и равнины, вижу реки и моря –
Это русские картины, это Родина моя!
Педагог. - Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.
Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?
Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:
- Родина любимая - что мать родимая.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Своя земля и в горсти мила.
- На родной сторонушке рады и воронушке.
- Родной куст и зайцу дорог.
Педагог.
- Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?
Дети. Потому, что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.
Педагог.
-Дружный и отзывчивый – это как понимать?
Дети.
- Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.
Педагог.
- Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе?
Дети.
-Горница.
Педагог.
- Кого в ней принимали?
Дети.
-Гостей.
Педагог.
- Как гости в избу входили?
Дети.
-Кланялись.
Педагог.
- А почему?
Дети.
- Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить
Педагог.
- Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка»
Дети.
- Печь!
Педагог.
Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.
Дети читают стихи о печке.
Ребенок.
Как уютно в нашей горнице!
Спозаранку печка топится.
Котик лапкой умывается,
Наша сказка начинается.
Ребенок.
На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская.
Вьется из трубы дым чуть свет,
Печки нет в избе, значит, жизни нет.
Педагог.
_ Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?
Дети.
- Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.
Педагог.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Ну, а деток спать уложит.
И сверчок поет где-то рядышком
Хорошо с тобой, печка - матушка!
- Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей. Русский народ славился гостеприимством, и по этому поводу им было придумано много поговорок.
Игра «Я начну, а ты – закончи»
Описание.
Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.
- «Для дорогого гостя – и ворота настежь».
- «Хозяин весел – и гости рады».
- «Много гостей – много новостей».
- «Что есть в печи – на стол мечи».
- «С миру по нитке – нищему рубашка».
- «Как аукнется, так и откликнется».
- «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Педагог.
- Соберутся гости, и начинается гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!
Дети исполняют р.н.п «Калинка – малинка», аккомпанируя на детских музыкальных инструментах.
Педагог.
- Музыканты, молодцы! Так весело играли, что и нам теперь не сидится на месте. Я вам предлагаю поиграть немного, поразмять ножки молодые.
Игра «Скок – скок – поскок»
Скок, скок – поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро –
Все вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек
Дети разбегаются, а « дроздок» их ловит.
Педагог.
-Надо полечить дрозда, к больной ножке приложить подорожник, травку целебную.
Дети: А правда, ли, что в старину совсем не было врачей?
Педагог.
-Правда, без больницы люди жили. Знахари больных лечили: от озноба – зверобоем, от зубов льняным настоем, от ожогов бузиной, а от ран – землей родной! А вы знаете, что в крапиве витаминов больше, чем в моркови и ягодах облепихи?
Ребенок. А я знаю, что когда болеешь, нужно есть ячменную кашу!
Педагог.
- Правильно. Когда к обеду подают перловую кашу, не фыркайте, нос не воротите, а ешьте с уважением: это одно из самых древнейших зерен, выкормивших наш народ!
А вот послушайте загадку:
Деревянная подружка,
Без неё мы – как без рук,
На досуге – веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот
И обжечься не дает.
Дети. Деревянная ложка!
Воспитатель раздает детям деревянные ложки.
Педагог.
- Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали и раскрашивали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Чтобы не обжечься горячей кашей, наши предки придумали дуть на ложку. Давайте и мы с вами представим, что перед нами горячая пища и хорошенько подуем на ложку.
Дыхательное упражнение: «Подуй на ложку»
Цель: Подготовить детей к пению. Работать над певческим дыханием.
Педагог. А теперь покажем нашим гостям, что ложка и веселиться помогала.
Песня «Как пошли наши подружки»
Педагог.
- Вот какие молодцы, ребята! А какие вы еще знаете народные инструменты.
Дети: (перечисляют) Балалайка, дудочка, рожок, трещотки, жалейка, гусли.
Педагог.
-Правильно, а теперь, коли охота, выходите поиграть. Кто считалочку расскажет, и водящего покажет?
Один из ребят произносит одну из считалочек, разученных ранее, и выбирает «дрозда».
Игра «Ворон»
Ой, ребята, та-ра-ра.
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе – воронок.
Ворон в красных сапогах,
Позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу.
Он играет во трубу.
Труба точенная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная.
Педагог.
- В те стародавние времена дети тоже любили поиграть. Были у них и свои игрушки. Это были луки, скакалки, музыкальные свистульки и другие. Но все же некоторые игрушки дошли до нас с тех времен. Например, мяч.
Только выглядел он несколько иначе. Его шили из тряпок и из кожи, выплетали из полос лыка, набивали шерстью, мхом, волосом, нередко добавляя туда и маленькие камушки или горошины, чтобы мяч «звучал». А как вы думаете, были в то время куклы? (Ответы детей)
Правильно. Кукла имелась в каждой семье. Девочка сама шила её. Так училась заниматься рукоделием: шить, вышивать. Но только у тех кукол не было лиц. Раньше считалось, что если у куколки будут глаза, нос, рот, то в неё может переселиться душа ребенка.
Ребята, а где мы недавно с вами были на экскурсии?
Дети. В краеведческом музее.
Педагог. А что вам там понравилось?
Дети. Понравилось рассматривать предметы старины, и мастерить оберег - домовенка.
Педагог.
- Вам понравилось своими руками мастерить домовенка? А хотите попробовать сделать маленькую куколку, чтобы она стала подружкой вашего домовенка? Ну, тогда приступаем.
Дети подходят к банкеткам, на которых размещены заготовки для куколок, и занимают свои места. Воспитатель показывает последовательность изготовления куколок. Дети повторяют за ним.
После того, как куколки будут готовы, дети дают им имена.
Педагог.
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!
Педагог приглашает детей посидеть у старинного самовара и попить чай с баранками. Занятие окончено.
Атрибуты:
1. Мини – музей «Русская изба», расположенный у центральной стены зала.
2. Костюмы в фольклорном стиле для детей.
3. Костюм для педагога.
4. Народные музыкальные инструменты: ложки, балалайки, трещотки, гусли, бубен, дудочки.
5. Заготовки для изготовления платочных куколок по количеству детей.
6. Фонограммы народных мелодий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»
Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий(через постановку фольклорных спектаклей). Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными ж...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Юные пожарные»
Конспект Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Юные ...
План-конспект НОД музыкальная деятельность для старшей группы "Музыкальные превращения"
План-конспект музыкальной деятельности для детей старшей группы...
Музыкально - ритмические движения, как вид музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Значимость музыкально-ритмических движений в старшем возрасте детского сада....
Конспект организации музыкальной деятельности в старшей группе "Музыкальная сказка"
Развитие музыкально-творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности....
Проект « Музыкальная деятельность как средство формирования патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста»
ull;Патриотическое воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. Согласно документу «Стратегии становления воспитания в Российской Ф...
Интегрированное музыкальное занятие – формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в старшей группе «Россия Родина моя»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю через синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества, влияя на эмоциональн...