Музыкально - ритмические движения, как вид музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
статья по музыке на тему
Значимость музыкально-ритмических движений в старшем возрасте детского сада.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально - ритмические движения, как вид музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Музыкально-ритмическое чувство – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Как свидетельствуют наблюдения, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому что, либо они возникают в другом качестве, либо переживания ритма прекращаются вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Тогда во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием «метода ритмической гимнастики». Её создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Жак-Далькроз преподавал в женевской консерватории. Его поразила неритмичность учеников. Далькроз считал, что музыканту нужно иметь не только хороший слух, но и хороший ритм. Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль
музыкальной педагогики и «культивировать ритмическое чувство само по себе». Заслуга Э.Далькроза в том, что он видел в музыкально - ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Он считал, что процесс занятий с детьми должен приносить радость, иначе он теряет половину своей цены. В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, потому что музыка регулирует движение и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
Отечественные и зарубежные ученые, музыканты, учителя музыки накопили большой опыт по применению выразительных движений в процессе музыкального воспитания. Среди них – Карл Орф. Это выдающийся немецкий педагог-музыкант, композитор, который создал систему музыкального воспитания под названием «Шульверк». В ней огромная роль отводится ритмическому воспитанию детей. Карл Орф считает первичную основу музыки сплавом звучащего слова, жеста и движения, а фундаментом музыкальности- музыкально-ритмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить, понять музыку. Он отмечал, что музыка не существует сама по себе. Она связана с движением, танцем, словом. В процессе восприятия музыки ребенок должен не только слушать её, но и быть её исполнителем. Он может её спеть, станцевать или сопроводить ритмическими движениями.
Одним из основателей ритмики в нашей стране была Н.Г.Александрова, которая встречалась с Далькрозом, осваивала его методику ритмического воспитания. Она участвовала в длительном и трудном процессе приспособления зарубежной педагогической системы к нашим условиям. Большой вклад в развитие теории о связях музыки и движений внесли советские психологи Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, П.М.Якобсон. Они считают, что чувство
ритма, которое испытывает человек, проявляются в непроизвольных мимических и пантомимических движениях. Большим резервом в активизации восприятия музыки являются выразительные движения, методика применения которых в процессе обучения разработана недостаточно полно. Как показывает практика, а также исследования психологов, педагогов, музыковедов выразительные движения способствуют развитию восприятия музыки детьми с раннего детства. По мнению И.М.Сеченова, «слуховые ощущения имеют перед другими то важное преимущество, что они уже в раннем детстве ассоциируются самым тесным образом с мышечными»
Сегодня в музыкальной педагогике все вопросы, связанные с развитием музыкальных способностей детей рассматриваются в неразрывной связи с восприятием музыки. Музыкальное искусство, воздействующее на психику человека, побуждает его не только к внутренним, но и внешним действиям. В этой связи психолог Б.М.Теплов подчеркивал, что всякое полноценное восприятие есть активный процесс, который включает в себя прежде всего разнообразные движения. Из этого он сделал вывод, что восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом, а этот процесс - слуходвигательный.
Российские педагоги понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей. В 50-60 годы на основе идей Э.Жака Далькроза, Н.А.Ветлугиной, А.В. Кенеман и другими разрабатывались программы музыкального воспитания, методика работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста. Эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмического воспитания детей» типовой программы.
Музыкально-ритмические движения как вид деятельности играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребёнка. Овладевая навыками ритмичного выразительного движения, ребенок учится
владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально-ритмической деятельности имеют ввиду прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально- ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки- это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма). Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр. Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это запас движений, которые заимствованы из физической культуры: гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации: изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Развитие движений у детей- это естественный процесс. Подражая взрослому ребенок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает их использовать в самостоятельной деятельности. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения.
Разные исследователи выделяют разные задачи. Например, Н.А.Ветлугина считала, что надо учить детей:
1. Воспринимать музыкальные образы и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично и выразительно двигаться.
2.Развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движении.
3. развивать художественно-эстетические способности, которые проявляются в индивидуальном выражении игрового образа. Придумывать, комбинировать танцевальные движения, использовать свои знания в самостоятельной деятельности.
Карл Орф:
1. Развитие коммуникативных способностей
2. Развитие способности к импровизации и творчеству
3. Овладение элементов танца
4. Расширение средств самовыражения и общения
5. Развитие способностей к самообучению
А.И.Буренина:
1. Развитие музыкальности:
- способность чувствовать характер музыки
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма
- развитие музыкальной памяти
2. Развитие двигательных качеств и умений:
- ловкости, точности, координации движений
- гибкости и пластичности
- формирование правильной осанки
- ориентировки в пространстве
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- творческого воображения и фантазии
- способности к импровизации
4. Развитие и тренировка психических процессов:
- умение выражать эмоции в мимике и пантомимике
- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание умения сопереживать другим
- формирование чувства такта и культурных привычек в процессе гркппового общения с детьми и взрослыми
Итак, музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в музыкальных играх, хороводах, танцах, упражнениях, музыкально-ритмических композициях.
Музыкальная игра – это наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Имеет сюжет, правила, музыкально-учебное задание. Помогает лучшему освоению программных навыков. В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: под инструментальную музыку – сюжетные, где развертывается действие и передается музыкально – игровой образ персонажа, и несюжетные – разновидность подвижных игр, правила которых связаны с музыкой и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения. Игры под пение – хороводы, инсценировки песен. Музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру к подвижным.
Пляски, танцы, хороводы – включают элементы народных и классических танцевальных движений. По своим задачам их можно
сгруппировать на пляски с зафиксированными движениями, построение которых зависит от структуры музыкального произведения. Например, «Стукалка» имеет двух частную форму. Первая часть – легкая, подвижная не громко звучащая мелодия. В движениях передается легким бегом. Вторая часть – мелодия переходит в нижний регистр, звучит достаточно громко, компактно, имеет акценты и паузы. В движениях передается притопами. Пляски комбинированные имеют зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для них подбираются двух частные произведения с ярко выраженным характером. Например. «Плетень». Первая часть неторопливая, спокойная. Вторая часть веселая, задорная, живая. Свободные пляски носят творческий характер. Дети используют знакомые элементы танцев, построений, упражнений. Хороводы чаще связаны с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. Детский бальный танец включает в себя разнообразные польки, галопы, менуэты, вальсы. Характерный танец – это исполнение танца каким – либо персонажем. Например, снежинки, петрушки, конфетки…
Двигательные упражнения – отработка и закрепление музыкально – ритмических навыков, обличённых в интересную форму. Например, упражнения для выразительного движения в передаче игрового образа, лёгкого бега, поскоков, отдельных танцевальных элементов. Итак, музыкально – ритмические движения как вид деятельности играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка. Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная лёгкая походка. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально – ритмической деятельности имеют ввиду прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационное направление деятельности педагога по проблеме интеграции содержания образовательных областей в музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно...
Музыкально-ритмические движения как средство здоровьесбережения детей младшего дошкольного возраста
Презентация опыта работы по теме "Музыкально-ритмические движения как средство здоровьесбережениядетей младшего дошкольного возраста"...
Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».
Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста...
«Роль современных информационных ресурсов и средств ИКТ в музыкально-ритмической деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Данная публикация содержит применение средств ИКТ в музыкально-ритмической деятельности старших дошкольников...
«Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Исследовательский проект....
«Музыкально-ритмические игры и упражнения для детей раннего дошкольного возраста»
Картотека музыкально-ритмических игр и упражнений от 2-3 лет в помощь воспитателям и родителям....
музыкально-ритмическая игра "Солим грибочки" для детей старшего дошкольного возраста
На просторах интернета нашла игру-песенку Карины Мацера "Солим грибочки". Но описания движений не смогла найти. Поисковик из меня неважный, честно говоря. И не долго думая, я сочинила свои д...