ПРОЕКТ: «Музыкально-валеологическое воспитание старших дошкольников средствами музыкального фольклора»
проект (подготовительная группа) на тему
Цель проекта.Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий
(через постановку фольклорных спектаклей).
Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2.Развивать умение разыгрывать как элементы, так и все театральное представ-
ление, используя образцы детского музыкального фольклора на основе актерско-
го мастерства и драматизации.
3.Создать необходимую предметно развивающую среду.
4.Использование здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_d.docproekt.doc | 73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ д\с№3 «ОДУВАНЧИК»
ПРОЕКТ:
«Музыкально-валеологическое
воспитание старших
дошкольников средствами
музыкального фольклора»
Музыкальный руководитель : Кулешова Н.П.
г.Демидов
«Едва ли можно найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детс-
кого возраста и поэтому самый занимательный,
чем тот, который связан с детским бытом, с
повседневной жизнью, который возник, вырос
и развился из исканий высокой радости детс-
кой народной массы. Это-детский фольклор»
Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь
детского фольклор.
Представленный проект является результатом работы музыкального руководителя
МБДОУ д/№3 «ОДУВАНЧИК»с детьми старшего дошкольного возраста.
Для успешной реализации задач я определила направления и поставила проблему:
«Как средством народного фольклора с использованием валеологических техно-
логий гармонично формировать нравственные ценности ребенка».
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкаль-
ных «шедеврах»,единственной целью которых является бездумное подчинение
ритму и оглушительной кокофонии звуков. Это создает обстановку духовной бед-
ности и художественной серости, и не способствует гармоническому, и нравст-
венному развитию.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знаком-
стве с различными формами русского народного творчества и малыми музыкаль-
ными виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность у де-
тей рождается ответное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителя-
ми, которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности:
представление о добре, красоте, правде и верности, которые преобретают в наши
дни особую значимость.
Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки стро-
ить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.В разго-
воре присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, по-
говорки, сокроговорки»древнейшая логопедия»,прибаутки ,песни, потешные и
докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, ко-
ординируют движения и речь, но и расширяют, обогощают, активизируют словар-
ный запас ребенка.
Краткое описание проекта.
Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия, как
самобытной целостной системы гармоничного и творческого развития личности,
с использованием валоологических технологий. Данный проект является необхо-
димым,т.к.дети нашего детского сада проявляют активный интерес и желание
заниматься поэтическим и музыкальным фольклором,с удовольствием принимают
участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявля-
ют навыки актерского мастерства: в инсценировках, играх, плясках, что доставля-
ет им большую радость.
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского
мастерства, будут развиваться импровизированные способности,коммуникативно-
речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.И уже
как вершина творческого достижения это их участие в постановке театрализован-
ного представления, где в совокупности представлены различные жанры народно-
го песенного и поэтического творчества.
Педагоги получат интересную технологию работы с детьми,основанную на созда-
нии образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения работы,
фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка же-
ланным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.Также
педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов,бутофории,реквизита и опыт
совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Цель проекта.
Освоение детьми фольклорного наследия средствами валеологических технологий
(через постановку фольклорных спектаклей).
Задачи:1.Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2.Развивать умение разыгрывать как элементы, так и все театральное представ-
ление, используя образцы детского музыкального фольклора на основе актерско-
го мастерства и драматизации.
3.Создать необходимую предметно развивающую среду.
4.Использование здоровьесберегающих технологий.
Предполагаемый результат.
В результате реализации проекта:
1.Дети познакомятся с устным народным творчеством(скороговорками, потешка-
ми,небылицами, прибаутками,присказками, шутками),с разными видами народной
песни(хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2.У детей будут сформированы навыки театрального мастерства:
-умение перевоплощаться, удерживая образ в позиции активного наблюдателя и
при смене его позиций.
-свободно и раскрепощено общаться, передавать переход из одного состояния в
другое.
-умение выразительно разыгрывать свою роль в игровом взаимодействии.
-умение передавать игровой конфликт, характеры героев мимикой, пластикой
и голосом.
3.Разовьется сфера чувств, чуткость к сценическому искусству, готовность к
творчеству, коммуникабельность.
4.Будет сформирована выразительная ,грамотная сценическая речь.
5.Разовьется чувство ритма, стабилизируются биоритмы,а музыкальные вибрации
позволят ускорить процессы восстановления здоровья ребенка.
Популяризация данного проекта.
Будет осуществляться различными путями:
-через презентацию данного проекта для детей и родителей детского сада.
-участие в конкурсе методических разработок воспитателей.
Оценка результатов.
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлени-
ям: дети ,педагоги, родители.
Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагнос-
тики на начало и конец учебного года.
По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с целью
подведения итогов работы.
План реализации проекта.
Реализация данного проекта рассчитана на долгосрочный период и будет прохо-
дить в три этапа:
1этап-подготовительный.На этапе создается информационная база для реализации
проекта.
2этап- основной. Реализация основных видов деятельности по напрвлениям про-
екта.(Работа по валеологическому воспитанию через организацию разных музы-
кальных движений).
3этап- заключительный.Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагнос-
тических результатов и соотнесение поставленных задач,прогнозируемых резуль-
татов с полученными результатами.
Новизна проекта заложена в изучении именно русского фольклора с детьми дош-
кольного возраста,так как работа по использованию фольклора ведется многими
педагогами, музыкальными руководителями ценность же русского фольклора сос-
тоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции русского наро-
да, русскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному
краю, воспитывает чувство патриотизма. Специфика русского фольклора заклю-
чается в употреблении речи: дразнилок, поддевок, пословиц, скороговорок особен-
ностях игр, частушек, сказок, которые отражают жизненный уклад русского наро-
да, особенности природы, восхваляют русский народ.
Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию обра-
зовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного
возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные на-
выки здорового образа жизни. Учитывая то, что музыка является доминантной в
восприятии ребенка окружающего мира, оказывает влияние на эмоциональную
сферу.Я разработала свои подходы к реализации задач по валеологическому вос-
питанию,опираясь на современные программы и методики по валеологическому
воспитанию.
Только человек живущий в гармонизации с собой и миром будет действительно
здоров,ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за
своим организмом, необходимо, уже с раннего детства он учился любви к себе,
людям, к жизни. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового
образа жизни в моей педагогической деятельности является музыка, которая помо-
гает решать задачи валеологического воспитания через организацию разных видов
русского музыкального фольклора.
В процессе подготовки проекта проведена большая предшествующая работа с
педагогами, детьми, родителями.
Педагогами была изучена история зарождения земли русской, история костюма,
кухни, быта, обрядов. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы,
частушки, танцы, обрядовые праздники, игры.
Особая роль отводилась в работе с родителями по изготовлению русского костю-
ма, приобретении утвари для оформления русской избы. Систематически провожу
с детьми беседы, развлечения игры,разучиваю фольклорные произведения, учиты-
ваяя особенности задач по валеологическому воспитанию. Работу по использова-
нию русского фольклора строю на основе программы «Фольклор-Музыка-Театр»
С.Мерзляковой, «Горенка» М.Хазовой, «Оберег»Е.Борониной.
Результат работы заключен в обогащении знаний детей и педагогов по краеве-
дению, обобщение моего опыта, решение задач поставленных при подготовке и
проведении проекта, создание в ДОУ элементов русской избы, в которой сосредо-
точен наработанный материал.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви
родному краю продолжается. Использование приемов оздоровления и валеоло-
гического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизволь-
ной форме на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию
здорового образа жизни.
Динамика развития
музыкально-ритмических движений
со здоровьесберегающими технологиями.
Основными задачами по развитию музыкально- ритмических движений являются:
1.Учить ориентироваться в пространстве, осваивая различные виды движений.
2.Развивать чувство ритма и двигательные способности под музыку, выполнять
движения красиво, свободно, координированно.
3.Формировать у детей танцевальные движения, способствуя общей культуре ре-
бенка, сознательное стремление к здоровью. Содействовать развитию и функцио-
нальному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно- сосу-
дистой и нервной системы.
Яркость и самобытность,которые создают обрядовые действия на детских празд-
никах «Русские посиделки», «Закликание Весны», « На бабушкином дворе»,
«Рождественский сочельник»,«Праздник Светлой Пасхи», «Осенняя Ярмарка»т.д.
являются важным показателем результативности постановки музыкального воспи-
тания по развитию музыкально-ритмических способностей детей в д\с Одуванчик
Анализ результатов диагностики музыкального воспитания детей детского сада,
позволяет сделать вывод о том, что система работы с детьми соответствует пос-
тавленным целями задачам, и увеличивается доля воспитанников с высоким и
средним уровнями развития .
Заключение.
Русская народная музыка, песни, устное народное творчество, систематически
используемая мною в работе с дошкольниками, с применениями здоровьесбере-
гающих технологий способствует у них развитию художественного вкуса, дает
возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений
и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь-то
сказка, песня, прибаутка, частушка, хоровод, танец или игра, побуждают чувство
любви к природе, родному народу, нашей Родине.
Включение музыкального фольклора, содержание занятий и использованием
здоровьесберегающих технологий не могло не отразиться на детях:
они узнали много нового о русском народном искусстве(музыке, танцах, песнях,
традициях)
Старшие дошкольники отличают звучание народного оркестра от эстрадного,
духового.Дети могут назвать народный инструмент, солирующий инструмент в
оркестре.
Приятно сознавать, что среди своих любимых произведений ребята называют
русскую народную музыку, радуются когда узнают ее,услышав по телевизору или
другим источникам.
Приобретенные навыки умения способствуют появлению у детей желание приду-
мать свое новое движение в танце, хороводе.
Только человек, живущий в гармонизации с собой и миром будет действительно
здоровым,ведь не только важно научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать
за своим организмом, необходимо уже с раннего детства учиться любви себе ,к
людям, к жизни.
Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни в мо-
ей педагогической деятельности является музыка, которая помогает решать задачи
валеологического воспитания через организацию разных видов музыкального
фольклора и использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на
традиционных музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Одновременно
формирую у детей привычки к здоровому образу жизни, не только на занятиях по
валеологии, но и на интегрированных музыкально-валеологических занятиях на-
хожу новые формы взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию.
В процессе подготовки данного исследования я изучила историю зарождения зем-
ли русской, историю костюма,кухни,быта,обряда.Собрала фольклорный материал:
сказки, песни, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. В самостоятельной
музыкальной деятельности дети воспроизводят по памяти знакомые народные пес-
ни, хороводы, играют на ложках, металлофоне простую мелодию, чисто поют без
музыкального сопровождения.
Часто в ролевых играх дети музицируют, напевают колыбельные песни, плясовые,
инсценируют песни и сказки, используя элементы русского костюма.
Но более всего детская активность проявляется в праздниках и развлечениях с
элементами фольклора, где дети используют все свои способности.
На основании выше изложенного и результатов диагностики можно сделать вы-
вод, что моя работа по развитию музыкальных способностей по валеологическому
воспитанию старшего дошкольного возраста ведется верно и способствует дос-
тижению поставленной цели-развитию музыкальных способностей и воспитанию
у детей любви к русскому народному искусству средствами музыкального фоль-
клора со здоровьесберегающими технологиями.
Сохранение здоровья детей, создание соответствующих условий важнейшая зада-
ча всех ДОУ. Наш детский сад успешно внедряет здоровьесберегающие техноло-
гии в педагогический процесс всего коллектива. Показатели здоровья дошколь-
ников подготовительной группы улучшились на 5%,уровень заболеваемости сни-
зился на 1,5% .Воспитанники и выпускники нашего детского сада активно участ-
вуют в городских и районных, зональных смотрах-конкурсах «Созвездие», «Мы
приглашаем вас на сцену..», «Радуга талантов», «Юная звездочка».О высоком
уровне музыкальности и эмоциональности свидетельствуют Дипломы, Грамоты,
Благодарственные письма, отзывы родителей, педагогов творческих объединений
города и района и публикации в районной газете.
Литература:
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду» .Издание 2011г.
- Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка» М.1993г.
- БилибченкоГ.Г. «Создание ДОУ с приоритетным направлением развития»М.2005г.
- Буренина А,И. Программа «Ритмическая мозаика» М.1994г.
- ВетлугинаН.А.Методика музыкального воспитания в детском саду.М.1983г.
- ГаврючинаЛ.В.»Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» М. 2008г.
- Галанов А.С. «Оздоровительные игры для дошкольников» СПб.2007г.
- Галанов А,С. «Психодиагностика детей» М,2002г.
- Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления»М.1999г.
- Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» М.2004г.
- КартушинаМ.Ю. «Зеленый огонек здоровья» М.2007г.
- Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток» М.2005г.
- Мерзлякова С.Н. «Фольклор-музыка-театр» М.1998г.
- РадыноваО.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»М.1994г.
- Тютюнникова Т.Э «Элементарное музицирование с дошкольниками»
- Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика» М.2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: "Русский народный фольклор - одно из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Реализованный педагогический проект в старшей группе ДОУ...
Проект в первой младшей группе «Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»
Педагогический проект в 1младшей группе«Фольклор. Значение фольклора в воспитании дошкольника»Участники проекта: дети 1младшей группы, воспитатели, родители.Вид проекта: познавательно – творческий, гр...
Информационный буклет по проекту "Творчество Васнецова и русский фольклор".
Данный буклет является информационным носителем для родителей и помогает вникнуть в материал, рассматриваемый детьми в группе....
Педагогический проект в 1 младшей группе "Фольклор и малыши"
Помощь педагогам в осуществлении работы с фольклором во всех образовательных областях...
Проект по развитию речи "Народный фольклор"
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Ро...
проект "Развитие речи детей посредством фольклора"
Фольклор- одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Мы использовали малые формы фольклора в младшей группе детского сада для социально-коммуни...
Проект в средней группе Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность . Если ребенок родился и росНа родной стороне, среди русских берез,Слышал русские песни, колядки справлял, светлым праздником Пасхи родны...