Презентация "Профилактика письменной речи у дошкольников с ТНР"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
В современном мире все актуальней становится вопрос о предупреждении нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста c ТНР. В связи с этим хочется наглядным путем показать важность коррекционных мероприятий, проводимых в этом направлении. Для этого необходимо определить, что входит в понятие письменная речь, какие встречаются виды нарушений письменной речи у детей, а так же рассказать о мерах по предупреждению данных нарушений.
Поэтому задача профилактики дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_oktyabr.pptx | 1.14 МБ |
prezentatsiya_oktyabr.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предпосылки письменной речи. Ребёнок к школьному периоду должен уметь: правильно произносить все звуки родного языка; правильно воспринимать на слух фонемы родного языка; владеть простыми и сложными формами фонематического анализа; иметь представление о гласных и согласных звуках; составлять рассказ по серии картинок; иметь словарный запас около 3500 слов; иметь достаточно развитую мелкую моторику; иметь определенную сформированность высших психических функций: памяти, внимания, мышления, а также общего поведения – саморегуляции , самоконтроля
Если данные умения не сформированы, это возможно, в школе у ребенка возникнут трудности в овладении письмом и чтением, которые позже перейдут в дисграфию и дизорфографию .
Дисграфия Это нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.
Виды дисграфии : Оптическая. Артикуляторно – акустическая. Акустическая. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия .
Ошибки – замены графически сходных рукописных букв: б – д , и – у, о – а, е – ё , ш - щ , к – п , е – з .
Акустическая форма дисграфии . Артикуляторно – акустическая форма дисграфии . Ошибки – замены, перестановки, пропуски букв, аналогичные тем, которые заменяются и пропускаются в устной речи.
Ошибки – пропуски, добавления букв и слогов, искажение звукобуквенной структуры слова, пропуск и слитное написание букв. Трудности в определении границ предложения.
Ошибки – в согласовании слов в роде и числе, падежном управлении. В пропуске членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Причины дисграфии : Неправильное произношение звуков. Несформированность фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Недоразвитие грамматического строя речи. Дефициты самоконтроля и слабость психических процессов: памяти, внимания, мышления. Недоразвитие зрительной и слуховой памяти , зрительного и пространственного восприятия. Несформированность оптического образа буквы.
Дислексия Это нарушение процесса чтения. Дизорфография Это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.
Профилактика: Уточнение и закрепление слухопроизносительной дифференциации фонем; Диагностика и коррекция нарушений устной речи; Развитие фонематического анализа и синтеза, умение: - определить место заданного звука в слове; - назвать звуки по порядку; - сосчитать количество звуков в заданных словах; - иметь представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких, звонких и глухих согласных.
Развитие и уточнение пространственно – временных представлений; Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования, развитие словарного запаса; Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления.
Роль родителей: При необходимости обратиться для консультации в ЦПМСС, или к логопеду в поликлинику; Использовать пособия и игры для развития лексико-грамматического строя речи; Развивать зрительно-пространственные и временные представления; При нарушении внимания или гиперактивности проконсультироваться с неврологом; Помогать и поддерживать ребенка; Выполнять все рекомендации специалистов.
Используемая литература: Иваненко С.Ф.К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология. – 1984. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. – СПб: МиМ , 1997. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – СПб: «Союз», 2004. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб: Союз, 2001. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Логопедическая помощь учащимся общеобразовательных школ // Дефектология. – 1994.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предпосылки письменной речи. Ребёнок к школьному периоду должен уметь: правильно произносить все звуки родного языка; правильно воспринимать на слух фонемы родного языка; владеть простыми и сложными формами фонематического анализа; иметь представление о гласных и согласных звуках; составлять рассказ по серии картинок; иметь словарный запас около 3500 слов; иметь достаточно развитую мелкую моторику; иметь определенную сформированность высших психических функций: памяти, внимания, мышления, а также общего поведения – саморегуляции , самоконтроля
Если данные умения не сформированы, это возможно, в школе у ребенка возникнут трудности в овладении письмом и чтением, которые позже перейдут в дисграфию и дизорфографию .
Дисграфия Это нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.
Виды дисграфии : Оптическая. Артикуляторно – акустическая. Акустическая. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия .
Ошибки – замены графически сходных рукописных букв: б – д , и – у, о – а, е – ё , ш - щ , к – п , е – з .
Акустическая форма дисграфии . Артикуляторно – акустическая форма дисграфии . Ошибки – замены, перестановки, пропуски букв, аналогичные тем, которые заменяются и пропускаются в устной речи.
Ошибки – пропуски, добавления букв и слогов, искажение звукобуквенной структуры слова, пропуск и слитное написание букв. Трудности в определении границ предложения.
Ошибки – в согласовании слов в роде и числе, падежном управлении. В пропуске членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Причины дисграфии : Неправильное произношение звуков. Несформированность фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Недоразвитие грамматического строя речи. Дефициты самоконтроля и слабость психических процессов: памяти, внимания, мышления. Недоразвитие зрительной и слуховой памяти , зрительного и пространственного восприятия. Несформированность оптического образа буквы.
Дислексия Это нарушение процесса чтения. Дизорфография Это стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.
Профилактика: Уточнение и закрепление слухопроизносительной дифференциации фонем; Диагностика и коррекция нарушений устной речи; Развитие фонематического анализа и синтеза, умение: - определить место заданного звука в слове; - назвать звуки по порядку; - сосчитать количество звуков в заданных словах; - иметь представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких, звонких и глухих согласных.
Развитие и уточнение пространственно – временных представлений; Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования, развитие словарного запаса; Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления.
Роль родителей: При необходимости обратиться для консультации в ЦПМСС, или к логопеду в поликлинику; Использовать пособия и игры для развития лексико-грамматического строя речи; Развивать зрительно-пространственные и временные представления; При нарушении внимания или гиперактивности проконсультироваться с неврологом; Помогать и поддерживать ребенка; Выполнять все рекомендации специалистов.
Используемая литература: Иваненко С.Ф.К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология. – 1984. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. – СПб: МиМ , 1997. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – СПб: «Союз», 2004. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб: Союз, 2001. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Логопедическая помощь учащимся общеобразовательных школ // Дефектология. – 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"
В план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников.
Данная статья содержит рекомендации по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников для родителей и педагогов, а также необходимые игры и упражнения....
Методическая разработка " Нарушение письменной речи у дошкольников, предупреждение нарушений, коррекция акустической дисграфии"
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно...
"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".
Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...
ПРОФИЛАКТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
В настоящее время одной из актуальных проблем является нарушениеписьменной и устной речи у младших школьников. Многочисленные исследования привели к выводу, что осв...
Формирование предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников
В данной статье предложен опыт работы по форимрованию предпосылок усвоения навыков письменной речи у дошкольников. Предложенная система работы включает в себя планирование, дидактический материал (игр...
Консультация для родителей «Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников»
Консультация для родителей «Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников»...
- Мне нравится (1)