Консультация для родителей «Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Бодунова Татьяна Алексеевна.

Консультация для родителей «Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников»

Для успешногоовладения письменной речью  ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этогопредпосылки(своего рода умения).К ним относятся:

полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а такжеопределятьприсутствие и примерное место заданных звуков в слове);

достаточность словарного запаса;

сформированность грамматических систем, выражающаяся в умении грамматически правильно оформлятьпредложенияи образовывать от одних слов другие;

владение связнойречью;

сформированность зрительно-пространственныхпредставлений(то естьпредставлений о форме и величине предметови их расположения в пространстве по отношению друг к другу);

полноценное развитие таких психических функций как память, внимание, мышление и т. д.

развитие мелкой моторики рук.

1. Как обстоят дела со звуками речи?

Успешность обучения ребёнка грамоте во многомопределяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи. Следовательно, для того, чтобы усвоить буквы, необходимо очень чётко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух,определятьналичие или отсутствие, а также и приблизительное место расположения заданного звука в слове.

2. Достаточен ли запас слов?

Словарный запас ребёнка старшегодошкольноговозраста должен составлять не менее 2000 слов, причём в нём должны бытьпредставленывсе основные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия,предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ФРУКТЫ и т. д., которые начинают усваиваться детьми примерно с трёх – трёх с половиной лет.

Для исследования словарного запаса применяются специальные приёмы, позволяющие выяснить наличие или отсутствие в речи ребёнкаопределённых слов. Вот наиболее распространённые из этих приёмов:

называниепредметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребёнка спрашивают о том, КАКИЕ ОН ЗНАЕТ ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т. д.);

нахождение общих названий(обобщающих слов)для группы однородныхпредметов(КАКИМ ОДНИМ СЛОВОМ МОЖНО НАЗВАТЬ МЕДВЕДЯ, ВОЛКА, ЛИСУ, ЗАЙЦА);

подбор признаков копределённому предмету(БРУСНИКА МЕЛКАЯ, КРАСНАЯ, КИСЛАЯ, СПЕЛАЯ, ЛЕСНАЯ);

подбор возможных действий кпредмету(ДЕТИ БЕГАЮТ, ИГРАЮТ, ПРЫГАЮТ, СМЕЮТСЯ);

подборпредметовк заданному действию(ЛЕТАЮТ, ПТИЦЫ, БАБОЧКИ, СТРЕКОЗЫ, КОМАРЫ, САМОЛЁТЫ, ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ);

подбор синонимов(ПОГОДА ХОРОШАЯ, ТЁПЛАЯ, СОЛНЕЧНАЯ);

подбор антонимов(ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ, ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ).

3. Усвоены ли грамматические нормы языка?

Имеется в виду выяснение вопроса о том,овладелли ребёнок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям(по родам, числам, падежам, временам и т. п.)без изменения при этом основного значения слова. Например, слова СТОЛ, СТОЛОМ, СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова впредложении, но СТОЛ при этом так и остаётся СТОЛОМ. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли впредложении, - образуются так называемые однокоренные слова. Так слова СТОЛ, СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, НАСТОЛЬНЫЙ, СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными формами одного слова.

Проверка сформированности у ребёнка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из нихпредложенияи связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построенияпредложенийнеобходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.

4. Владеет ли ребёнок связнойречью?

Владение связнойречьюявляется необходимойпредпосылкой для того, чтобы ребёнок моговладеть не только грамотой, но иписьменной речьюкак средством общения, способным при необходимости(например, при переписке)заменить собою устнуюречь. Практика постоянно подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют«связно рассказывать»о различных событиях своей жизни, о просмотренных фильмах и пр.

Под связнойречьюпринято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многихпредложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Нужно постараться вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать, поскольку связнаяречьможет быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на«самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чём-то расспрашивать ребёнка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме и т. п. Слушать надо внимательно, направляя сбивчивый рассказ ребёнка в нужное русло путём постановки вопросов.

Необходимо научить ребёнка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создаёт чтение или рассказывание сказок или приучение ребёнка внимательно следить за развитием действия.

Доовладения связной речьюследует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ.

Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:

пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

пересказ просмотренного мультфильма;

рассказ о событиях прошедшего дня;

рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

заканчивание начатого взрослым рассказа(а что будет дальше);

составление рассказа по известному его концу(что было до этого)и пр.

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребёнка к соблюдениюопределённых правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребёнок научится понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается.

5. Сформированы ли зрительно-пространственныепредставления?

Необходимость усвоения начертаний букв, с которой ребёнок сталкивается при обучении грамоте,предполагаетдостаточный уровень развития у него зрительно-пространственныхпредставленийи зрительного анализа и синтеза (различениепредметовпо их форме и величине, их расположению в пространстве по отношению друг к другу; владение такими понятиями, как БОЛЬШЕ и МЕНЬШЕ, ВВЕРХУ и ВНИЗУ, СЛЕВА и СПРАВА т. п.). Если ребёнок не разбирается в подобных вещах, то ему будет очень сложно усвоить зрительные образы букв, в особенности близких по начертанию, поскольку их отличие друг от друга нередко состоит лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов (например, в и д, ш и т, в разной их величине(у п палочка короткая, а у р – длинная)или в разном количестве(и и ш, ц и щ, л и м и т. п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Профилактика нарушений письменной речи. Дефект смягчения согласных звуков у детей.

Дефект смягчения согласных звуков речи является одним из факторов риска, приводящих к возникновению трудностей в освоении в более старшем возрасте письменной речи, снижению успеваемости в школе....

Консультация для родителей “ О нарушении письменной речи детей».

  Консультация для родителей “ О нарушении письменной речи детей»....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста"

В чём проявляется нарушение письменной речи.Что необходимо предпринять в дошкольном возрасте,чтобы свести риск развития нарушений чтения и письма в школьном возрасте к минимуму....

Консультация для родителей: «Профилактика нарушений письменной речи. Игровые упражнения и задания»

Описание работы по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи...

"Предпосылки овладения письменной речью у дошкольников"

Для успешного овладения письменной речью ещё до начала обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки (своего рода умения). К ним относя...

Анализ готовности к овладению письменной речью старших дошкольников с речевым недоразвитием в условиях инклюзивного обучения

Анализ готовности к овладению письменной речью старших дошкольников с речевым недоразвитием в условиях инклюзивного обучения...

Консультация для родителей «Профилактика нарушений письменной речи. Игровые упражнения и задания»

Консультация для родителей«Профилактика нарушений письменной речи. Игровые упражнения и задания»...