ПРОФИЛАКТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
статья
В настоящее время одной из актуальных проблем является нарушение
письменной и устной речи у младших школьников.
Многочисленные исследования привели к выводу, что освоение ребенком школьных навыков грамотного письма и чтения является наиболее сложным.
Статистика последних лет показывает, что количество учащихся начальных классов с проблемами нарушений письма и чтения постоянно возрастает и переходит в дальнейшем в стойкие дисграфии и дислексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9-profilaktika.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
В настоящее время одной из актуальных проблем является нарушение
письменной и устной речи у младших школьников.
Многочисленные исследования привели к выводу, что освоение ребенком школьных навыков грамотного письма и чтения является наиболее сложным.
Статистика последних лет показывает, что количество учащихся начальных классов с проблемами нарушений письма и чтения постоянно возрастает и переходит в дальнейшем в стойкие дисграфии и дислексии.
Исследования психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов и врачей отмечают, что у большинства детей с нарушениями чтения и письма нервно-психологическое здоровье отличается от их здоровых сверстников. Клиническими и нейропсихологическими исследованиями подтверждается то, что во многих случаях эти нарушения не являются моносимптоматическим состоянием, а часто возникают на фоне недостаточности развития мозговых функций и сопровождаются когнитивными, неврозоподобными и психоорганическими нарушениями (Л.С.Цветкова, А.Н.Корнев, А.Л.Сиротюк).
В настоящее время нарушения письма и чтения изучаются в различных аспектах: клиническом, нейропсихологическом, психологическом, психолингвистическом и др. (А.Н.Корнев, М.М.Безруких, А.Л Сиротюк, Л.С.Цветкова и др).
Данной проблеме посвящено множество исследований известных педагогов. (Р.И. Лалаева, И.Н.Садовникова, Л.Г.Парамонова, Е.А.Логинова, А.В.Ястребова, Прищепова и др.).
Ни для кого не секрет, что в последние десятилетия произошли видимые изменения в развитии детей. Нейрофизиологи и нейропсихологии отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. Это становится одной из причин того, что увеличивается число школьников, имеющих нарушения письма и чтения. Сказывается многофакторность появления речевых нарушений:
- ухудшение экологической обстановки, йодо- и фтор- дефицитность;
- увеличение числа патологий беременности, количества родовых травм;
- увеличение количества детей соматически ослабленных и детских заболеваний;
- ухудшение социально-экономической ситуации, способствующей увеличению педагогически запущенных детей.
По данным обследования школ и детских садов Санкт–Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы (А.Л.Сиротюк). А так как формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга, то частичные отклонения или нарушения в этом процессе приводят к осложнениям в психическом развитии.
Опираясь на многолетний опыт работы с детьми, которые имеют различные речевые нарушения и в дальнейшем могут испытывать трудности при обучении чтению и письму в школе, я пришла к выводу о необходимости систематизации работы по предупреждению нарушений устной и письменной речи у дошкольников разных возрастных групп.
Для повышения эффективности и качества коррекционно-образовательного процесса по проблеме предупреждения нарушений устной и письменной речи в ДОУ проводится создание условий, оптимально подходящих для каждого ребенка на основе личностно ориентированного подхода и с учетом учебно-познавательных и психо - физиологических возможностей детей.
При обобщении и систематизации игр, игровых упражнений, демонстрационного раздаточного материала, наряду с традиционными программными разработками, парциально использованы такие инновационные технологии, как мнемотехника, развивающие игры Войскобовича, технология развития творческого мышления у детей.
Прослушав курс Психолого-социального института «Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга» (мнемотехника), курс семинара-практикума «Интенсивное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей», «Триз - технология развития творческого мышления у детей дошкольного возраста», в свою работу с детьми я начала включать использование материалов по данным инновационным технологиям, а так же разработала игры и игровые упражнения на основе данных технологий.
Результатом многолетней работы стала систематизация логопедической работы по профилактике устной и письменной речи у дошкольников с нарушениями речи по следующим разделам:
1.Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.
2.Развитие зрительно – пространственной, зрительно – моторной координации, зрительного гнозиса.
3.Развитие пространственных, временных представлений.
4.Развитие слухового восприятия, внимания, памяти, фонематических процессов (фонематического восприятия, представлений, анализа и синтеза).
5.Развитие конструктивного праксиса.
6. Развитие графо – моторных навыков.
По всем разделам представлены игры, имеющие многофункциональный характер, что создает предпосылки для формирования грамотного чтения и письма. Одновременно с предупреждением нарушений чтения и письма происходит развитие внимания, памяти, мышления, речи. Рисунки, схемы, алгоритмы вызывают большой интерес у детей и значительно облегчают усвоение материала.
Как показала практика, дети с удовольствием играют в предложенные игры, работают с раздаточным дидактическим материалом. Большой интерес у многих детей вызывает работа на индивидуальном пальчиковом тренажере (особенно в период закрепления изученных букв). Также в этот период используются игры на моделирование букв, различные виды конструирования букв как очень информативные диагностические методы на восприятие и обобщение букв. Дети играют в эти игры во время индивидуальной, подгрупповой работы, а также в свободной самостоятельной деятельности.
На этапе чтения слов с большим увлечением проходит игра «Расшифруй слово» (работа с Алфавитом), главная цель которой – развитие умения ориентироваться в цифрово - буквенном ряду, действовать строго по инструкции.
Для развития слухового восприятия, внимания, пространственной ориентировки (что западает у большинства детей-логопатов), проводится игра «Строим город». Для развития ориентировки на микроплоскости используются индивидуальные ковролины с набором геометрических фигур для проведения слуховых диктантов. Поскольку практически у всех детей-логопатов имеются нарушения пространственной ориентировки, слуховые диктанты с геометрическими фигурами (игрушками) необходимо проводить как можно чаще. Как показала практика, в эти игры дети могут играть часто и проходят они на повышенном интересе.
Для развития мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, пространственной ориентировки несколько лет я использую игру «Разноцветные резиночки», в которую дети с удовольствием играют во время различных видов деятельности. А для развития прослеживающей функции глаза, зрительного восприятия детьми активно используется игра «Играем с пальчиками» (особенно в период закрепления названия пальцев рук).
С помощью мнемотехнических приемов, на мой взгляд, дети наиболее эффективно и качественно усваивают такие временные понятия, как времена года, месяцы года; с помощью мнемотехнических таблиц детям легче давать характеристику гласных и согласных звуков, усваивать понятия «твердый», мягкий» звук. С помощью таблиц на переключение внимания активно развивается слуховое и зрительное восприятие, способность к переключению, распределению и концентрации внимания. С помощью коллажей активно развивается зрительное восприятие, творческие способности, происходит автоматизация звуков в связной речи.
Еще хочу остановиться на очень интересном игровом приеме на этапе знакомства с тетрадью в клетку - «Знакомство с клеточкой». Перед знакомством с клетками в тетради, я предлагаю детям познакомиться с девочкой – клеточкой (на рисунке) с помощью специальных игровых заданий. На протяжении года этот игровой прием (на основе рисунка из книги Филипповой «Шаг за шагом. Подготовимся к школе») вызывает у детей незатухающий интерес.
Вся работа по данному направлению базируется на ряде общих принципов, среди которых наиболее приоритетными являются:
- Принцип индивидуализации, который позволяет реализовывать
поставленные задачи с учетом индивидуальных особенностей ребенка,
его дефекта и силы подвижности нервных процессов.
- Принцип комплексности, при котором анализируются речевые и неречевые
симптомы, данные медицинского и психолого-педагогического
обследования для обеспечения комплексности коррекционного воздействия.
- Принцип систематичности предполагает проведение четко
спланированной, продуманной коррекционной работы по данному
направлению.
- Принцип последовательности, при соблюдении которого усложнение
речевого материала дается постепенно, с минимальным введением
трудностей в связи с нарушением психофизиологического механизма
осуществления речевой деятельности.
- Принцип максимального использования игровых приемов с опорой на игру,
как на ведущий вид деятельности дошкольников, дает возможность
в легкой, интересной, доступной ребенку игровой форме решать поставленные
на данном этапе коррекционно-развивающие задачи.
- Принцип преемственности дошкольного и общего среднего образования, который позволяет безболезненно адаптироваться ребенку к обучению в школе.
Для повышения эффективности работы с родителями проводится дифференцированная работа (с отдельными группами родителей в соответствии с различиями в речевом развитии детей), индивидуальная работа (занятия с ребенком в присутствии родителей), выступления на родительских собраниях, проведение консультаций по вопросам речевого развития детей. С целью пропаганды логопедических знаний используются различные наглядные средства:
- сменный информационный материал в уголке логопеда,
- папки-передвижки для более доступного ознакомления родителей с популярной информацией,
- выставка новинок литературы,
- проведение дидактических игр в домашних условиях (лекотека).
Для осуществления комплексного подхода к коррекции речевых нарушений необходима действенная преемственность в работе дошкольного и школьного логопедов. Их тесное сотрудничество поможет логопедам дошкольных учреждений более четко представлять трудности, возникающие у детей с речевыми нарушениями в процессе обучения в школе и построить свою работу таким образом, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума.