План самообразования учителя-логопеда
материал на тему
Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, моторных и сенсорных функций, пространственных представлений, приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к материалу, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать их развитие осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_sasoobrazovaniya.docx | 712.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Источники профессионального развития: Интернет, методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
Представление материала: открытое занятия с применением ИКТ, выступления из опыта работы на МО учителей-логопедов.
Результат работы: разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание персональной страницы на сайте и размещение методических разработок. Итог - обобщение опыта работы по данной теме.
Срок работы над темой: 2018-2023 учебные годы.
Актуальность выбранной темы:
Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, моторных и сенсорных функций, пространственных представлений, приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к материалу, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать их развитие осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Подача материала в коррекционной развивающей деятельности должна быть более индивидуализированной. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий. Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе направлено на включение в работу всех анализаторных систем и позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями. Поэтому введение в традиционные коррекционные логопедические методики элементов компьютерных программ по предупреждению и устранению нарушений устной речи не теряет своей актуальности.
Перспективный план профессионального развития
на 2018-2023 учебный год
на 2018 -2019 учебный год
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов (в течение года);
Ознакомление с инновационными, нетрадиционными методиками, ИКТ (Сентябрь);
Изучение психолого-педагогических основ использования нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста (Октябрь);
Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных методов в логопедической работе (Ноябрь);
Подготовка буклета по теме: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений» (Декабрь);
Подготовка мастер-класса для педагогов «Использование нетрадиционных методов развития речи у детей дошкольного возраста». Обучение и использование в практике по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР навыков логопедического и зондового массажа; (Январь-Февраль);
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи детей дошкольного возраста (Март-Апрель);
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год (Май).
на 2019-2020 учебный год
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов (В течение года);
Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста (В течение года);
Корректировка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи детей дошкольного возраста (Сентябрь);
Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр в логопедической работе. Проведение логопедических занятий с использованием ИКТ (Октябрь, в течение года);
Приобретение логопедических компьютерных программ и игр (В течение года);
Изготовление картотек по использованию самомассажа в логопедической работе (Ноябрь-Декабрь);
Подбор логоритмических игр и упражнений (Март);
Изучение и использование в логопедической работе методов «хромотерапии» с детьми с ТНР для более эффективной коррекции эмоциональной сферы, психических процессов, поведения и речи (В течение года);
Проведение открытого занятия с использованием интерактивной доски, методов «хромотерапии» с участием родителей «Встречаем весну со Смешариками» (Апрель);
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год (Май).
на 2020-2021 учебный год
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов (В течение года);
Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста (Октябрь, в течение года);
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи дошкольников (Сентябрь-Октябрь);
Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме (В течение года);
Проведение занятий с использованием ИКТ (В течение года);
Проведение мастер-класса для родителей «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (Октябрь-Ноябрь);
Стендовая информация «Артикуляционная гимнастика для детей», «Правильное использование компьютера ребенком» (В течение года);
Подготовка картотеки «Нетрадиционные способы развития мелкой моторики» (Декабрь);
«Круглый стол» для педагогов по теме «Роль компьютера в речевом развитии ребенка» (Январь-Февраль);
Проведение открытого урока с использованием интерактивной доски на тему «Дикие и домашние животные» (Март);
Проведение открытого развлечения с участием родителей по теме «Весна» (Апрель);
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год (Май).
на 2021-2022 учебный год
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов (В течение года);
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи дошкольников (Сентябрь-Октябрь);
Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме (В течение года);
Проведение занятий с использованием ИКТ (В течение года);
Проведение мастер-класса для родителей «компьютерные мультимедийные игры и развивающие методики для детей» (Октябрь-Ноябрь);
Стендовая информация «Дыхательная гимнастика», «Играем пальчиками-развиваем речь (В течение год);
Разработка и оформление рабочих тетрадей по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР. (Декабрь);
Прохождение семинаров, курсов по теме «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда» (Январь-Февраль);
Проведение логопедических игр с использованием компьютерных программ (Март-Апрель);
Подготовка отчета о самообразовании за учебный год (Май);
на 2022-2023 учебный год
Изучение новинок методической литературы, Интернет-ресурсов. (В течение года);
Разработка перспективного плана на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи дошкольников (Сентябрь-Октябрь);
Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме (В течение года);
Проведение занятий с использованием ИКТ (В течение года);
Выступление на семинаре-практикуме для слушателей ИРО РТ «Психолингвистический подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР (Октябрь);
Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию информационно-коммуникативной технологий (Октябрь-Ноябрь);
Открытое мероприятие для родителей «Речь ребенка расцветает, а компьютер помогает» (Декабрь);
Открытый урок по теме «Путешествие по компьютерной стране» (Январь);
Систематизировать практический материал «Развивающие компьютерные игры» (В течение года);
Выступление на МО с темой «Плюсы и минусы в общении с компьютером» (итоговые результаты использования ИКТ на логопедических занятиях) (Февраль);
Памятка для родителей «Правильное использование компьютера ребенком» (Март);
Разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, создание и размещение методических разработок (В течение года);
Подготовка отчета по теме «Использование информационно коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе » на 5 лет (Апрель-Май).
Планируемые результаты:
Использование информационно-коммуникационных технологий предполагает:
• удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации:
• оформление отчетной и текущей документации; использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике); создание электронного банка данных: воспитанников, воспитателей, родителей;
• создание, копирование, редактирование, тиражирование материала для занятий, бланков заданий и пр.
• создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Проработанная литература:
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2012г.
2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011г.
3. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей // М.: МИФИ, 2012, с 186-187.
4. Богатырева Ю.И., Косарев М.И. «Информационные технологии в научной деятельности». – М., 2010 г.
5. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал «Логопед»,- 2014, 2, С22.
6. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логопедических задач // Информационные технологии в образовании. М.:МИФИ,2012, с 26-27.
7. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология.- 2014, № 3, с 47-55.
8. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы». Журнал «Логопед» №5, 2008г.
9. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. – 2012, № 5, с 27.
10. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М., 2011г.
11. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2011г.
12. Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда.- М.: ТЦ Сфера, 2009, 224 с.
13. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. – 2013, № 7, с 41-49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя-логопеда
План самообразования учителя-логопеда Майоровой Е.К. на 2013-2014 учебный год.Тема: «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда 2013-2014 учебный год
Тема: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....
Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда
Индивидуальный план самообразования на 2014 – 2015 учебный год...
Индивидуальный план самообразования учителя – логопеда Анисимовой Диляры Рафисовны
Тема самообразования: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя-логопеда МБДОУ ЦРР-д\с №4 «Дружба» Ращупкиной Татьяны Сергеевны (межаттестационный период 2012-2017 год)
Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.Задачи: изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих...
План самообразования учителя - логопеда
Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей с ТНР путём моделирования».Выбор темы: Формирование связной речи - наиболее сложный раздел коррекционного обучения....
План самообразования учителя-логопеда
Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.Задачи: изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преод...