План самообразования учителя-логопеда
материал по логопедии на тему

Елфимова Елена Михайловна

  Цель:  осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.

Задачи:  изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих и речевых трудностей с использованием игровых технологий.

 разработать картотеки игр и упражнений по общему и речевому развитию детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики 

планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса

 апробировать данную модель на практике

Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, пособий, игр, создание авторской программы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

 учителя-логопеда МКДОУ Новоживотинновский детский сад

 Елфимовой  Елены Михайловны

«Использование игровых технологий в работе логопеда»

(2016-2020 год)

  Цель:                                                                                                                                   осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.

Задачи:                                                                                                                                        изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих и речевых трудностей с использованием игровых технологий.

 разработать картотеки игр и упражнений по общему и речевому развитию детей, повышающих проявление двигательной активности артикуляционных органов, мелкой и общей моторики 

планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса

 апробировать данную модель на практике

Предполагаемый результат:                                                                                                    разработка методических рекомендаций, пособий, игр, создание авторской программы по данной теме.

Форма самообразования: индивидуальная.

Источники самообразования:                                                                                                         интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

 Итог: обобщение опыта работы по данной теме.

Актуальность.                                                                                                               Дети с речевой патологией, особенно если она имеет органическую природу, как правило, очень отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У таких дошкольников отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной и эмоционально-волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус, высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий.

Коррекционная работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна строиться с учётом основных линий речевого развития (лексики, фонетики, грамматического строя и связной речи.) и обеспечивать интеграцию речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные.

Применение современных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающем процессе улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию и общее развитие.

2016 год  - Развитие памяти ребенка при помощи мнемотехники

Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. 
На определенном этапе процесса автоматизации корректируемого звука ребенку предлагается работа с «чистоговорками»: выучить двустишие или четверостишие, насыщенное корректируемым звуком и повторять его многократно в течение нескольких дней (такое задание ребенок выполняет дома под контролем родителей).
Для детей с ФФНР или ФНР заучивание текста не представляет особой сложности, но для детей с ОНР заучивание даже простого двустишия вызывает определенные трудности. Известно, что дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, плохо овладевают приёмами и методами запоминания. Выучить стихотворение становится затруднительно, быстро утомляются, возникают отрицательные эмоции. Поэтому очень важно пробудить у детей с подобной патологией интерес к учебной деятельности.
Практика показывает, что для точного повторения стихотворения и скороговорок необходимо схематичное изображения отдельных частей. Здесь помогает мнемотехника. Использовать систему мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличинием памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Правильно использование мнемотехники в работе логопеда по автоматизации звуков позволяет сделать положительную динамику.

Итоги работы по теме самообразования:

  • Изучила и проанализировала дополнительную литературу по теме;
  • выбрала мнемотаблицы по автоматизации звуков и изучению лексических тем и включила их в активную работу на занятиях с детьми;
  • обновила дидактический материал по данному направлению работы.
  • 30.03.2016 выступление с мастер-классом на тему «Использование мнемотаблиц при автоматизации звуков» в областном научно-практическом семинаре учителей-логопедов, организованном кафедрой воспитательных технологий, коррекционного и инклюзивного образования.

2016-2017 год: Логопедические кубики – развивающие игровые технологии

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

      Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

В свою работу успешно внедрила логопедические кубики. Любое занятие – будь то автоматизация звуков, развитие фонематического слуха, развитие темпа речи или знакомство с лексической темой – при помощи логопедических кубиков превращается в игру.

Итоги работы по теме самообразования:

  • Создание логопедических кубиков;
  • Введение в индивидуальную и групповую работу;
  • Разработка и показ индивидуального логопедического занятия с применением кубиков на районном методическом объединении воспитателей.

2017-2018 год: Применение ИКТ-технологий в работе логопеда.

Игры, в том числе компьютерные , как новые формы организации обучения и передачи знаний, стали отличными помощниками в развитии детей: внимания, памяти, мышления, речи, личности ребенка, навыков учебной деятельности. 
Использование игр на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. 
Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать интерактивную доску существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий.

Использование компьютера и интерактивной доски не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности.

Итоги работы по теме самообразования:

  • Выступление на РМО воспитателей с данной темой;
  • Создание авторской программы кружка «Говорушка»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя-логопеда

План самообразования учителя-логопеда Майоровой Е.К.  на 2013-2014 учебный год.Тема:  «Использование информационно- коммуникативных   технологий в коррекционной работе учителя...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя – логопеда 2013-2014 учебный год

Тема:  « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Индивидуальный план самообразования учителя-логопеда

Индивидуальный план самообразования           на 2014 – 2015 учебный год...

Индивидуальный план самообразования учителя – логопеда Анисимовой Диляры Рафисовны

Тема самообразования: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ учителя-логопеда МБДОУ ЦРР-д\с №4 «Дружба» Ращупкиной Татьяны Сергеевны (межаттестационный период 2012-2017 год)

Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу с использованием игровых технологий.Задачи: изучить и внедрить в коррекционно-логопедическую работу различные методики по преодолению общих...

План самообразования учителя - логопеда

Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей с ТНР путём моделирования».Выбор темы: Формирование связной речи - наиболее сложный раздел коррекционного обучения....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ШАБАРДИНОЙ Ю.Н. НА 2017-2018 у.г.

Тема:«Устранение речевых дефектов дошкольников через развитие  мелкой и артикуляторной моторики с тяжелыми нарушениями речи».Актуальность выбранной темы:Нарушения    зв...