1.1. Пояснительная записка |
Направленность (профиль) программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки" (далее - Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, направлена на развитие эстетических и творческих способностей средствами театрального искусства. Данная программа является модифицированной, т.к. её содержание разработано на основе программы Н. Сорокиной «Театр, творчество, дети» и А.Щеткина «Театральная деятельность в детском саду»
|
Актуальность программы | Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС реализуются задачи, ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста.
Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
|
Отличительные особенности программы | Содержание данной программы рассчитано на дошкольников 5-7 лет. Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе. В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям. Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности. Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном возрасте и является первоочередной задачей данной программы.
Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей.
|
Адресат программы | Программа рассчитана на дошкольников старшего возраста 5-7 лет. Состав группы – постоянный, 19 человек. |
Объем программы | Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 8 месяцев (с 01.10 по 31.05.) В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия, которые включают в себя:
- чтение литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;
- упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);
- упражнения на развитие детской пластики;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
|
Формы обучения и виды занятий | Формы проведения театрального кружка: рассказы, беседы, совместный просмотр детских спектаклей, конкурсы, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые). Экскурсия ознакомительная («Театр снаружи и внутри»). Беседы: Ознакомительная (со сказкой); Беседа-диалог (обсуждение эпизодов). Чтение художественной литературы. Игры: 1. общеразвивающие; 2. театральные; 3. на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий; 4. творческие игры со словом; 5. игры и упражнения на опору дыхания; 6. на превращения; 7. коммуникативные; 8. игры-драматизации. Использование скороговорок, считалок для развития речевого аппарата. Игры и упражнения на речевое дыхание, на расширение диапазона голоса. Релаксационные упражнения и этюды. Психомышечная тренировка. Психологические игры, упражнения, этюды. 10.Этюды на развитие эмоциональной сферы. 11.Знакомство с музыкальными произведениями классиков. |
Режим занятий | Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятие в неделю. Режим занятий: среда в 15.30 Длительность занятий 35 минут. |
1.2. Цель и задачи программы |
Цель | развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы дошкольников, овладение навыками общения посредством театрального искусства. |
Задачи | образовательные (предметные): помочь обучающимся овладеть навыками общения и коллективного творчества; развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности; обучить саморегуляции и самоконтролю; развивать чуткость к сценическому искусству; знакомить детей с терминологией театрального искусства. метапредметные: развить внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, активизировать ассоциативное и образное мышление; развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики; учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; личностные: развивать личностные качества: отзывчивость, доброта, целеустремленность, добросовестность, любознательность; развивать познавательную и эмоционально-личностную сферу. |
1.3. Содержание программы Программа включает в себя 5 основных раздела:
- Основы театральной культуры;
- Театральная игра;
- Ритмопластика;
- Культура и техника речи;
- Работа над спектаклем
Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя. Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми - различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.
Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию. Все упражнения раздела можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные, дикционные и интонационные, творческие игры со словом. Работа над спектаклем - работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и работа выстроена таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.
Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над пьесой.
Итогом деятельности кружка является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей. Использование современных идей, технологий - игровая технология, технология сотрудничества, проектная технология. Ведущий методический прием– метод художественной импровизации.
|
Методы обучения 1)По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный практический; 2) По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; 3) По характеру активизации: игровой, дискуссионный, проектный и др.) Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
|
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, фронтальная и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.),
|
− формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, диспут, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, посиделки, праздник, практическое занятие, экскурсия.
|
− педагогические технологии - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.
|
− алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
|
- дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
|
1.4. Планируемые результаты
|
| Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: Уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях; Быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях; Быть доброжелательными и контактными.
Метапредметные результаты: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты: Уметь: ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке; уметь двигаться в заданном ритме; уметь выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом; на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; уметь сочинять небольшой рассказ на заданную тему; уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса; уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении; уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последо- вательно; умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц; умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно; умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом; умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями; умеют составлять предложения с заданными словами; умеют сочинять этюды по сказкам; умеют строить простейший диалог; владеть элементарной терминологией театрального искусства; владеть навыками саморегуляции, самоконтроля; владеть навыками согласованных действий в группе; иметь развитую фантазию и воображение; владеть навыками культурной речи.
|
Раздел № 2. Организационно-педагогические условия |
2.1. Условия реализации программы |
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы составляют: - Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
|
Материально-техническое обеспечение: кабинет, музыкальная аппаратура. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся)- карточки-задания для усвоения нового материала: - стихотворения; - рассказы; - сценарии; - фонограммы; - рабочие альбомы; - видеофильмы; - просмотр записей выступлений студии. |
Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники - литература
Список литературы и источников: - Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Н. Сорокина «Театр. Творчество. Дети».
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
- Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
- Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.
- Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».
- А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду».
- М.Ю.Картушина «Забавы для малышей. Театральные развлечения для детей».
- Н.Сорокина, Л.Миланович «Кукольный театр для самых маленьких».
- М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театральной деятельности».
- Т.А.Боровик «Инновационные технологии развития и музыкального воспитания детей».
- И.Каплунова, И.Новосельцева «Музыка и чудеса. Музыкально–двигательные фантазии».
- Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду».
|
2.2. Оценочные материалы Мониторинг развития знаний, умений и навыков в театрализованной деятельности
5 баллов - «отлично» 4 балла - «хорошо» 3 балла- «удовлетворительно» 2 балла- «неудовлетворительно» Оценка знаний, умений и навыков детей: «Отлично» – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной и театральной деятельности). «Хорошо» – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной и театральной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах. «Удовлетворительно» – ребёнок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыкальной и театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. «Неудовлетворительно» – (редко встречаемая оценка) – негативное о ношение ребёнка к музыкальной и театральной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи). Первая неделя посвящена основам драматического театра и музыкально-ритмическим движениям. Педагог даёт оценку дикции, жестам, мимике, движениям детей. Наблюдает и оценивает их участие в играх драматизациях. Вторая неделя отводится основам кукольного театра. Педагог оценивает умение детей управлять куклами различных систем, наблюдает, как дети исполняют роли в кукольном спектакле.
Оценочные материалы и диагностические методики, позволяющие определить достижение воспитанниками планируемых результатов. Этюдный тренаж. (Мастерство актёра). - Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
- Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).
- Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
- Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Кукольные спектакли. - Желание участвовать в кукольном спектакле.
- Умение взаимодействовать с партнёром, используя кукол разных систем.
- Способность к созданию образа с помощью куклы определённой системы.
Этюды с куклами. - Желание участвовать в игре-спектакле.
- Умение работать с партнёром.
- Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, кукол различных систем).
Игры-драматизации. - Желание участвовать в играх-драматизациях.
- Умение общаться с партнёром.
- Способность к импровизации в создании образа.
Музыкально-ритмические движения. - Умение двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.
- Способность самостоятельно начинать движения после вступления, активно участвовать в выполнении творческих заданий.
- Желание выразительно и ритмично исполнять танцы.
№ | ФИ | Этюдный тренаж | Кукольные спектакли | Этюды с куклами | Игры-драматизации | Музыкально-ритмические движения | Итоговая уровневая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Основными формы работы с родителями и педагогами ДОУ: - Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
- Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
- Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
- Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
- Анкетирование
- Совместные спектакли
- Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
- Дни открытых дверей
- Совместные литературные вечера
Формы театрализованной деятельности: - Спектакли с участием родителей.
- Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).
- Семейные конкурсы, викторины.
- День открытых дверей для родителей.
- Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
- Консультации для родителей
План взаимодействия с родителями Сроки | Тема | Форма проведения | 1 квартал | «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей» | Стендовая информация | 2 квартал | «Мои любимые герои» | Выставка рисунков | 3 квартал | «Кукла своими руками» | Мастер класс | 4 квартал | «Знаете ли вы своего ребёнка?» | Анкетирование |
Взаимодействие с педагогами ДОУ: Педагогические семинары («Искусство и дети», «Театрализованная деятельность дошкольника в семье и ДОУ» и др.), Мастер-классы («Шаги творчества», «Говорим и показываем» и т.п.) Смотры - конкурсы («Костюмированное шоу», Центров «театра в группах) Итоговые слайдовые презентации по художественно - эстетическому развитию дошкольников («Волшебные превращения», «Развитие творческих способностей детей» и т.д.
|
2.4. Методические материалы |
|
Методы обучения 1)По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный практический; 2) По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; 3) По характеру активизации: игровой, дискуссионный, проектный и др.) Методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); |
формы организации образовательного процесса: индивидуальная, фронтальная и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др.; |
− формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными людьми, выставка, диспут, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, посиделки, праздник, практическое занятие, экскурсия. |
− педагогические технологии - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др. |
− алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов; |
дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п. |