ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль№1
рабочая программа (младшая группа)

Лекомцева Елена Юрьевна

Пояснительная записка с обоснованием:

           Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку, используя в помощь мнемотехнику. Программа «В гостях у сказки»  составлена на основе методических рекомендаций Т.В. Большевой «Учимся по сказке»: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

 Направленность данной программы – социально – педагогическая,  реализуется через игровую деятельность. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.

 Уровень программыстартовый (ознакомительный), который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

             Новизна программы заключается в том, что в ней используются инновационные методы такие, как мнемотехника, метод игрового - проблемного моделирования, метод наглядного моделирования, метод маленьких человечков, элементы ТРИЗ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_modul_1.doc405 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Российская Федерация

                                                   Калининградская область

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Алёнка»

Определена и принята

на педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад №21

«Алёнка»

Протокол № 1

от 30 августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №21 «Алёнка»

________________ /А.В. Штока/

Приказ № 123 - ФХ

от 03 сентября 2019г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

                               ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                            социально-педагогической направленности

«В гостях у сказки»

 

                                                    Вводный модуль

Адресат программы: дети 3 - 4 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель программы:

Лекомцева Елена Юрьевна, 

воспитатель

г. Гурьевск

                 

                                                                               2019

Структурные элементы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

  • направленность (профиль) программы: социально-педагогическая
  • актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени
  • отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от аналогичных
  • адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико - психологопедагогические характеристики
  • объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);
  • формы обучения – очная, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ФЗ гл. 2 ст. 16);
  • особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях 12 № Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее – объединения), а также индивидуально (Порядок).
  • состав группы (постоянный, переменный и др.);
  • режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год;
  • количество часов и занятий в неделю
  • периодичность и продолжительность занятий (Приложение 2)

1.2.Цель и задачи программы.

1.3.Содержание программы.

      1.3.1.Учебный план с указанием (описанием):

  • разделов, тем, логики (последовательности) их изучения,
  • общего количества учебных часов по каждому разделу, теме, с разбивкой на теоретическую и практическую работу,
  • форм промежуточного и итогового контроля.

   1.3.2. Содержание учебного плана

(представлено описанием каждой темы учебного плана с указанием содержания теоретического материала и практических заданий).

1.4. Планируемые результаты формулируются с учётом цели и задач программы:

  • знания и умения, которые должен приобрести воспитанник в процессе занятий по программе,
  • компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе.

Блок №2.Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Календарный учебный график.

2.2. Условия реализации программы с указанием:

  • материально-технического обеспечения (характеристика помещения для занятий по программе),
  • перечня оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчёте на количество воспитанников),
  • информационного обеспечения (аудио-, видео-, фото-, интернет источники),
  • методического обеспечения,
  • кадрового обеспечения (педагоги, занятые в реализации программы, необходимые компетенции).

2.3. Формы аттестации (перечисляются согласно учебному плану).

2.4. Оценочные материалы с указанием перечня (пакета) диагностических методик, позволяющих определить достижение воспитанниками планируемых результатов.

2.5. Методические материалы (в табличной или текстовой форме) с указанием:

  • методов обучения,
  • форм организации образовательного процесса,
  • форм учебного занятия,
  • педагогических технологий,
  • дидактических материалов.

2.6. Список литературы.

                                                      МОДУЛЬ 1

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В гостях у сказки»                  

(младший дошкольный возраст 3-4 лет младшая группа)   (далее – ДООП)                                        

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (далее – программы) «В гостях у сказки»                   

  1. Пояснительная записка с обоснованием:

           Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку, используя в помощь мнемотехнику. Программа «В гостях у сказки»  составлена на основе методических рекомендаций Т.В. Большевой «Учимся по сказке»: развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.

 Направленность данной программы – социально – педагогическая,  реализуется через игровую деятельность. Игра - это ведущая деятельность в образовательной области, основной источник получения всех необходимых знаний и умений ребенка. Ребенок, вовлеченный в игру, учится, совершенствуется и развивается.

             Уровень программы – стартовый (ознакомительный), который предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.

             Новизна программы заключается в том, что в ней используются инновационные методы такие, как мнемотехника, метод игрового - проблемного моделирования, метод наглядного моделирования, метод маленьких человечков, элементы ТРИЗ.   

             Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития детей, на овладение нормами и правилами родного языка, на развитие коммуникативных способностей, но и на развитие личности в целом (умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, эмоционально сопереживать), на интеллектуальное, эстетическое, физическое развитие, развитие культуры чувств.

             Педагогическая целесообразность программы: способствует развитию речи детей, овладению нормами и правилами родного языка, развитию коммуникативных способностей.

            Нормативной базой для разработки вышеуказанной образовательной деятельности являются следующие нормативные документы:

  •      Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.;
  • Устав МАДОУ;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726 – р) (далее – федеральная Концепция);
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2019г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (далее – СанПиН);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования, АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации).

            Отличительная особенность данной программы в том, что она интегрируется со всеми образовательными областями, обеспечивает развитие художественного восприятия, эстетического вкуса, интереса к игре и первичных ценностных ориентаций, на основе представлений об окружающей действительности происходит развитие эмоций, умений отражать осмысленные образы в играх, навыки взаимоотношений со сверстниками, развитие речевых способностей. Программа рассчитана на детей, у которых есть проблемы в речевом развитии.

                    Возрастно-психологические особенности воспитанников 3-4 лет. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться, и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

         На основе наглядно - действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

   В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

                 Основной идеей, на которой базируется программа – это создание условий для развития у детей позитивной социализации, личностного роста, развитие инициативы на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками.

               Срок реализации программы.

Данная программа рассчитана на четыре возрастных периода  дошкольного возраста детей, каждый возрастной период является отдельным модулем  программы: 1 модуль – младший дошкольный возраст,  2  модуль - средний дошкольный возраст, 3 модуль – старший дошкольный возраст, 4 модуль – подготовительная группа; каждый модуль может реализовываться отдельно.  

 Форма обучения – очная, занятия – подгрупповые.

Объём программы составляет - 1 занятие в неделю, 4 занятий в   месяц, 36 занятий в год

 и включает в себя три образовательных компонента:

  • теоретическая часть;
  • практическая часть;
  • диагностическая часть.

Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети, доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений, обследования, рассматриваний и наблюдений за объектами окружающей действительности. При этом используется наглядность и дидактический материал.

Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме математической, познавательно - речевой деятельности, моделирования, игровых действий, двигательных минуток, других совместных дел.

Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет достижения ребёнка или недостаточность освоения  программы.

1.2. Цель освоения программы: развитие речи у детей дошкольного через ознакомление со сказками, с помощью мнемотехники.

Задачи воспитания и развития детей младшего возраста от 3 лет до 4 лет:

образовательные:

учить детей рассказыванию знакомой сказки с опорой на наглядность: мнемодорожку, мнемотаблицу, коллаж, иллюстрации.

развивающие:

- развивать познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, умственную активность, наблюдательность, сообразительность;

формировать умение в подборе синонимов, антонимов, однокоренных слов;

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

воспитательные:

- воспитывать любовь к народным сказкам;

- совершенствовать эмоциональную сферу детей: умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого человека;

1.3.Содержание программы.

1.3.1. Учебный план с указанием (описанием)

Учебный план к дополнительной программе дополнительного образования детей «В гостях у сказки»  муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №21 является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса.  

Название

Вид

Количество

Количество

Количество

подгрупп

Количество

воспитанников

(всего) 

п/п

дополнительных платных

образовательных услуг

занятий

учебных

месяцев

учебных

занятий  

в неделю, продолжительностью.

1

ДОП «В гостях у сказки»                   

подгрупповая

Сентябрь 2019 –

Май 2020

1

1 подгруппа

12

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые  разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

Продолжительность   занятий по дополнительной  программе «В гостях у сказки»                    составляет - 15минут.

Наименование и № разделов

Объём (час., мин.)

всего

теоретические

практические

Раздел 1

Развитие речи у детей через ознакомление со сказками с помощью мнемотехники.

500 мин.

170 мин.

330 мин.

Раздел 2

Диагностика.

40 мин

10 мин.

30 мин.

Объём программы по темам

№ раздела и наименование

№ темы и наименование

Объём программы (час., мин.)

Всего

Теоретические

Практические

Раздел 1

Развитие речи у детей через ознакомление со сказками с помощью мнемотехники.

Тема 1

Развитие речевых способностей, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматически правильной речи.

165 мин.

55 мин.

110 мин.

Тема 2

Развитие мелкой моторики через ознакомление со сказками.

105 мин.

35 мин.

70 мин.

Тема3

Развитие мышления и творческого воображения.

165 мин.

65 мин.

100 мин.

Тема 4

Воспитание нравственности.

65 мин.

15 мин.

50 мин.

Раздел 2

Тема 5

Диагностика.

40 мин.

10 мин.

30 мин.

Итого:

5

540 мин.

180 мин.

360 мин.

Содержание разделов программы младшей группы

( объём указан в минутах)        

Раздел 1

Тема 1 (мин.- 165: 55 мин. - т., 110 мин. - пр.):

Развитие речевых способностей, обогащение словарного запаса, совершенствование грамматически правильной речи

При прочтении сказки, учить детей сравнивать, сопоставлять. Формировать привычку доказывать, отстаивать свою точку зрения, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции.

Тема 2 (мин.105: 35 мин. – т., 70мин. – пр.):

Развитие мелкой моторики через ознакомление со сказками.

Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, нарисовать, сконструировать, слепить. Кроме того, предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки нестандартно.

Тема 3 (мин.165: 65 мин. – т., 100 мин. – пр.):

Развитие мышления и творческого воображения.

Особое внимание - развитие ребёнка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.

Тема 4 (мин. 65: 15 мин. – т., 50 мин. – пр.):

Воспитание нравственности

Объяснение детям понятия «нравственный урок» сказки. Помочь ребёнку уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо. Попробовать создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Раздел 2

Тема 5 Диагностика (мин. 40: 10 мин. – т., 30 мин. – пр.):

Формы промежуточного и итогового контроля

Оценка результативности работы в группе включает педагогический мониторинг  уровня развития детей и овладения ими программным материалом, оценку удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях. Более полное контролирование знаний детей проводится дважды:

первый раз - в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка;

второй раз - в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой педагог получает представление о знаниях ребенка. Педагог дает конкретные рекомендации родителям на лето.

1.3.2. Содержание учебного плана

 Тематическое планирование                          

№ п/п

Тема занятия.

Виды работ по развитию связной речи.

Количество занятий

Месяц проведения

1

Чтение русской народной сказки «Алёнушка и лиса».

1

Сентябрь

2

Продолжение чтения русской народной сказки «Алёнушка и лиса».

1

Сентябрь

3

Продолжение чтения русской народной сказки «Алёнушка и лиса».

1

Сентябрь

4

Заключительное чтение русской народной сказки «Алёнушка и лиса».

1

Сентябрь

5

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

1

Октябрь

6

Продолжение чтения сказки «Петушок и бобовое зернышко».

1

Октябрь

7

Продолжение чтения сказки «Петушок и бобовое зернышко».

1

Октябрь

8.                  Заключительное чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

1

Октябрь

9. Чтение сказки «У страха глаза велики».

1

Ноябрь

10. Продолжение чтения сказки «У страха глаза велики».

1

Ноябрь

11. Продолжение чтения сказки «У страха глаза велики».

1

Ноябрь

12. Заключительное чтение сказки «У страха глаза велики».

1

Ноябрь

13. Чтение сказки «Маша и медведь».

1

Декабрь

14. Продолжение чтения сказки «Маша и медведь».

1

Декабрь

15. Продолжение чтения сказки «Маша и медведь».

1

 Декабрь

16. Рассказывание сказки «Маша и медведь» по мнемотаблице.

1

Декабрь

17. Чтение  сказки «Рукавичка».

1

Январь

18. Продолжение чтения сказки  «Рукавичка».

1

Январь

19. Продолжение чтения сказки  «Рукавичка».

1

Январь

20. Заключительное чтение сказки  «Рукавичка».

1

Январь

21. Чтение сказки «У солнышка в гостях».

1

Февраль

22. Продолжение чтения сказки «У солнышка в гостях».

1

Февраль

23. Продолжение чтения сказки «У солнышка в гостях».

1

Февраль

24. Заключительное чтение сказки «У солнышка в гостях».

1

Февраль

25.  Чтение сказки «Заюшкина избушка».

1

Март

26. Продолжение чтения сказки «Заюшкина избушка».

1

Март

27. Продолжение чтения сказки «Заюшкина избушка».

1

Март

28. Заключительное чтение сказки «Заюшкина избушка».

1

Март

29. Чтение сказки «Коза - дереза».

1

Апрель

30. Продолжение чтения сказки «Коза - дереза».

1

Апрель

31. Продолжение чтения сказки «Коза - дереза».

1

Апрель

32

Заключительное чтение сказки «Коза - дереза».

1

Апрель

33

Чтение русской народной сказки «Теремок».

1

Май

34

Продолжение чтения русской народной сказки «Теремок».

1

Май

35

Продолжение чтения русской народной сказки «Теремок».

1

Май

36

Рассказывание русской народной сказки «Теремок» по мнемотаблице.

1

Май

                     

Общее количество занятий: в неделю – 1 занятие, в месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий.

1.4. Планируемые результаты формируются с учётом цели и задач программы:

Показатели результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Показатель

Способы проверки усвоения содержания

Уровень культуры воспитанников

Беседа, наблюдение

Уровень развития творческого мышления

Конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий

Уровень развития познавательной активности

Наблюдение, беседа, игра - импровизация

Уровень развития мышления

Диагностические задания, беседа.

Уровень развития коммуникативных способностей

Игра - беседа, наблюдение

Уровень развития символических способностей (воображения и игры)

Наблюдение, беседа

В результате освоения программы достижения ребёнка 3-4 лет выражаются в следующем:  

-ребёнок умеет рассказывать знакомую сказку по мнемодорожке, коллажу, иллюстрациям;

-ребёнок с интересом и внимательно слушает чтение литературного произведения;

-знает содержание прослушанных произведений, узнаёт их по иллюстрациям и обложкам знакомых книг;

-сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы»

2.1.Календарный учебный график.

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №21 «Алёнка»

________________ /А.В. Штока/

Приказ № 123-ФХ от  03.09.2019г.

Содержание

Один год обучения

Количество групп

1 подгруппа детей

Начало учебного года

1 сентября

Окончание учебного года

31 мая

Продолжительность учебного года

Всего недель учебных

36 недель

Каникулы

1,2 неделя января

1,2 неделя мая

Продолжительность рабочей недели

5 дней

ОД

подгрупповая

Время ОД

в соответствии с распорядком дня для каждой возрастной группы

Недельная образовательная нагрузка, ОД

1

Объем недельной образовательной нагрузки, минуты

15 мин.

Сроки проведения праздничных и традиционных мероприятий

01 сентября – День Знаний

27 сентября – День дошкольного работника

Октябрь месяц – Праздники осени «Осенины», Осенняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества

Последняя неделя ноября – День матери

3, 4 неделя декабря – Праздник «Новый год», Новогодняя выставка поделок декоративно-прикладного творчества, Фестиваль творчества «Весёлая семейка»

Февраль/март - Масленица

3, 4 неделя февраля – Праздник «День защитника Отечества»

1,2 неделя марта – Праздник «8 марта – Международный женский день»

7 апреля – День здоровья, День открытых дверей

1, 2 неделя мая – Праздник «День Победы», Конкурс чтецов «Этот День Победы»

3,4 неделя мая – Выпускные вечера

1 июня – День защиты детей

12 июня – День России

2.2. Условия реализации программы с указанием:

Для успешной реализации программы необходимо наличие соответствующей материально-технической базы должного уровня. Занятия проходят в отдельном кабинете с хорошим освещением. В систему средств обучения наряду с методическими и наглядными учебными пособиями входит и различный раздаточный дидактический материал, который позволяет достигать поставленных целей обучения.

Материально-технические условия:

  • кабинет для занятий
  • раздаточный материал по темам
  • демонстрационный материал к изучаемым темам
  • простые и цветные карандаши

                                      Информационно – методические условия:

Настоящая программа рассчитана на детей от 3 до 4 лет, реализуется в виде занятий по дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе  «В гостях у сказки». Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет - 15 минут.  Дети принимаются на основании заявления и  подписания договора с родителями.

Используемый служебный материал

мнемодорожки

мнемотаблицы

коллажи

модели

«Осень»

«Зима»

«Весна»

«Дикие животные»

к сказке «Курочка-Ряба»

к сказке «Теремок»

«Домашние животные»

к сказке «Петушок

и бобовое зёрнышко»

к сказке «Маша и медведь»

«Зима»

к сказке «Рукавичка»  

к сказке «У солнышка в гостях»

«Весна»

к сказке «Заюшкина избушка»

к сказке «Коза-дереза»

к сказке «Алёнушка и лиса»

к сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»

к сказке «У страха

глаза велики»

к сказке «Маша и медведь»

к сказке «Рукавичка»

к сказке «У солнышка в гостях»

к сказке «Заюшкина избушка»

к сказке «Коза-дереза»

героев сказки «У страха глаза велики»

Наглядный материал

Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи

Модели, сигнальные карточки

Литература для детей

1.Набор картин: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Животные и их детёныши» и др.

2. Набор открыток: «Цветы», «Насекомые», «Деревья» и др.

3. Тематические фотоальбомы.

4. Пластилиновый театр «Алёнушка и лиса», деревянный театр «Маша и медведь», пальчиковый театр «Заюшкина избушка», настольный театр «Теремок.

5. Мягкие игрушки: кот, петушок, зайчик, лиса и др.

6. Счётные палочки, геометрические фигуры, тактильные мешочки, крупный строительный материал, мягкие модули

1. Модели:

«Времена года»,

«Признаки животных»,

«Времена года»;

2. Алгоритм для составления загадки.

3. Схема для составления описательного рассказа.

1. Энциклопедии

2. Детская художественная литература о природе, животных, труде людей, окружающей действительности и др.

3. Русские народные сказки

4. Картотеки пословиц, поговорок, песенок, потешек, небылиц, загадок.

2.3. Формы аттестации

Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  •  ведение журнала посещений,
  • отзывы родителей,
  • аналитическая справка,
  • написание статей на сайт детского сада.

Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • показ открытых занятий для родителей,
  • проведение викторин,
  • мастер – классы.

2.4. Оценочные материалы с указанием:

Результаты (диагностика) освоения содержания программы

Предметом диагностики у детей младшей группы являются:

  • умение рассказывать знакомую сказку с опорой на наглядность (мнемодорожку, коллаж, иллюстрации);
  • умения детей в познавательной и практической деятельности;
  • желание с интересом и внимательно слушать чтение литературного     произведения;
  • умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние другого человека.

Диагностика осуществляется начальная и итоговая.

Методы диагностических исследований:

- индивидуальные беседы по вопросам, иллюстрациям, мнемодорожкам, мнемотаблицам, моделям;

- наблюдения за речью ребёнка во время  общения со сверстниками, взрослыми;

- дидактические игры.

Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий уровни освоения программы.        

 Критерии диагностики развития речевых навыков у детей по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В гостях у сказки» смотреть в приложении 2.

Параметры диагностики

Низкий уровень:

-ребёнок понимает речь;

-затрудняется в оформлении предложений;

-от пересказа отказывается;

-не проявляет выраженного эмоционального отношения к прочитанному.

Средний уровень:

-ребёнок включается в процесс восприятия, но не всегда умеет выслушать произведение до конца;

-отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого;

-устанавливает простейшие связи в содержании;

-проявляет активное эмоциональное отношение только в отдельных случаях.

Высокий уровень:

-ребёнок умеет рассказывать знакомую сказку по мнемодорожке, коллажу, иллюстрациям;

-с интересом и внимательно слушает чтение литературного произведения;

-знает содержание прослушанных произведений, узнаёт их по иллюстрациям и обложкам знакомых книг;

-сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.

Планируемые результаты  освоения содержания программы

В результате освоения программы,  достижения  ребенка дошкольного возраста выражаются в следующем:

-ребёнок умеет рассказывать знакомую сказку по мнемодорожке, коллажу, иллюстрациям;

-с интересом и внимательно слушает чтение литературного произведения;

-знает содержание прослушанных произведений, узнаёт их по иллюстрациям и обложкам знакомых книг;

-сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.

2.5. Методические материалы с указанием.

Основные методы обучения:

  • игровой,
  • мнемотехника,
  • метод игрового проблемного обучения (ТРИЗ).

Дополнительные методы:

  • наглядные (наблюдения, использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических пособий);
  • словесные (беседы, рассказ, объяснение, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов, сочинение сказок);
  • практические (рассматривание, упражнение, эксперименты, составление моделей, изобразительная деятельность, драматизация, инсценировка сказок).

Формы организации образовательного процесса: 

индивидуальная, подгрупповая, парная.

Формы организации учебного занятия:

занятие-путешествие, беседа, игра, наблюдение, мастер-класс, соревнование, развлечение, практические занятия.

Педагогические технологии:

индивидуализация обучения, подгрупповое обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, игровая деятельность.

Дидактический материал:

мнемотаблицы, мнемодорожки, модели, схемы, развивающие игры.        

2.6. Список литературы

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издательство, год издания, кол-во стр.

Вид издания, гриф

1.

Л.Е.Белоусова

«Удивительные истории»

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 год

методическое пособие

2.

Т.В. Большева

«Учимся по сказке»

Санкт – Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 год

Программа

3.

О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш

«Знакомим дошкольников с литературой»

Творческий центр Сфера», Москва, 2009 год

методическое пособие

4.

Л.Б. Фесюкова

«Воспитание сказкой»

Харьков, «ФОЛИО», 1997 год (издание не переиздавалось).

методическое пособие

 

                           

Учебно-тематический план для детей младшего возраста                                           приложение 1

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Материал

1.

Чтение русской народной сказки «Алёнушка и лиса».

начальная диагностика

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить рассказыванию сказки по мнемодорожке, учить чётко произносить звук (а).

2.Развивать речевое дыхание, мелкую моторику рук.

3.Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Появление сказочного персонажа, заинтересованность, путешествие в деревню Сказкино, произношение чистоговорки, чтение 1 части сказки, физкультминутка, артикуляционная гимнастика на звук (а), рассказ 1 части сказки по мнемодорожке (приём наложения), д/и «Повтори за мной», лепка, возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «Алёнушка и лиса», мнемодорожка к 1-й части сказки,  пластилин, дощечки, салфетки.

2.

Продолжение чтения русской народной сказки «Алёнушка и лиса», пересказывание сказки по коллажу.

начальная диагностика

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить рассказыванию по коллажу, обучать закрашивать изображение, не выходя за его контуры.

2.Развивать память, внимание, мелкую моторику рук.

3.Воспитывать добрые чувства.

Появление сказочного персонажа, сюрпризный момент, путешествие в деревню Сказкино, чтение 2 части сказки, пересказ сказки по коллажу с помощью наводящих вопросов, разучивание стихотворения «Мой Мишка», д/и «Что изменилось?», п/и «У медведя во бору», рисование «Разукрасим мишек», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «Алёнушка и лиса», коллаж к сказке, альбомные листы, краски, кисточки.

3.

Продолжение чтения русской народной сказки «Алёнушка и лиса».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучение рассказыванию по мнемотаблице и коллажу.

2.Развитие умения рисовать пальцами.

3.Воспитывать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды).

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 3 части сказки, повторение стихотворения «Мой Мишка», физкультминутка на (а), вспомнить сказку по коллажу, рассматривание мнемотаблицы «Дикие животные», пантомима «Изобрази диких животных, которые живут в лесу», рисование «Осеннее дерево», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «Алёнушка и лиса», коллаж к сказке,  мнемотаблица «Дикие животные», альбомные листы, краски, кисточки.

4.

Рассказывание русской народной сказки «Аленушка и лиса» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить рассказыванию по мнемотаблице, продолжать знакомить с буквой А, ее графическим изображением.

2.Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной).

3.Воспитание желания оказывать помощь.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение сказки до конца, отгадывание загадок, рассказ по мнемотаблице «Дикие животные», разукрашивание домика буквой А, д/и «Узнай на ощупь» (тактильные мешочки), рассказывание сказки по мнемотаблице, возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст русской народной сказки «Алёнушка и лиса», мнемотаблица «Дикие животные», тактильные мешочки, альбомные листы с  силуэтом домика, цветные карандаши.

5.

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить четко произносить (о), продолжать обучение рассказыванию знакомой сказки по мнемотаблице.

2. Упражнять детей в рисовании предметов округлой формы.

3. Воспитание чувства сопереживания, сострадания, желание помочь.

Появление сказочного персонажа, мотивация к чтению, путешествие в деревню Сказкино, произношение чистоговорки, чтение 1 части сказки, разучивание потешки по коллажу, метод аналогий, рассказывание сказки «Курочка - Ряба» по мнемотаблице, артикуляционная гимнастика на (о), рисование «Зернышки для Петушка» (коллективная работа), возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст, текст сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», мнемодорожка к 1-й части сказки,  пластилин, дощечки, салфетки.

6.

Продолжение чтения сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучение рассказыванию по мнемотаблице.

2. Развитие умственной активности, наблюдательности.

3. Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, мотивация к чтению, путешествие в деревню Сказкино, произношение чистоговорки, чтение 2 части сказки, ответить на вопросы по сказке, рассматривание мнемотаблицы «Домашние животные», отгадывание загадок, д/и «Что изменилось?», рисование «Разукрась корову», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», мнемотаблица «Домашние животные», альбомные листы с силуэтом коровы, цветные карандаши.

7.

Продолжение чтения сказки «Петушок и бобовое зернышко», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить узнавать на мнемодорожке время года «осень», учить пользоваться графическим изображением, обозначающим «осень».

2. Развитие умения украшать изображение.

3. Развитие коммуникативных умений и навыков.

Появление сказочного персонажа, мотивация к чтению, путешествие в деревню Сказкино, произношение чистоговорки, чтение 3 части сказки, физкультминутка на (о), рассказ предыдущих частей сказки по коллажу, рассматривание мнемодорожке «Осень», рассказывание об осени по мнемодорожке, рисование «Разукрасим зонтики», возвращение  в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», коллаж к сказке, мнемодорожка «Осень», альбомные листы с силуэтом зонтика, цветные карандаши.

8.

Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить строить домик из палочек, используя в основе геометрические фигуры: квадрат и треугольник.

2. Развитие умения рассказывания сказки по мнемотаблице.

3. Воспитание чувства товарищества, желания прийти друзьям на помощь.

Появление сказочного персонажа, мотивация к чтению, путешествие в деревню Сказкино, произношение чистоговорки, чтение заключительной части сказки, п/и «Курочка и цыплята», рассказывание сказки по мнемотаблице, д/и «Собери картинку», конструирование из счетных палочек  «Построй домик», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», мнемотаблица к сказке, разрезанная картинка, счётные палочки, схема конструирования домика.

9.

Чтение сказки «У страха глаза велики».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить четко произносить (у), разучить потешку по коллажу.

2. Развитие речевого дыхания, мелкой моторики рук.

3. Вырабатывать учебные навыки (уметь отвечать на вопросы, слушать ответы других детей.)

Появление сказочного персонажа, мотивация к чтению, путешествие в деревню Сказкино, произношение чистоговорки, чтение 1 части сказки, п/и «Кто быстрее соберет листики», артикуляционная гимнастика на (у), разучивание потешки по коллажу, лепка улитки, возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «У страха глаза велики», листочки для подвижной игры, коллаж к потешке, пластилин, дощечки, салфетки.

10.

Продолжение чтения сказки «У страха глаза велики», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Продолжать обучение рассказыванию сказки по коллажу, учить выкладывать предметы из геометрических фигур.

2.Развитие слуховой и зрительной памяти детей.

3. Формирование умения внимательно слушать взрослого.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, произношение чистоговорки, чтение 2 части сказки, рассказывание предыдущих частей сказки по коллажу, д/и «Выложи из геометрических фигур», д/и «Яблоки на яблоне», аппликация «Яблоки» (коллективная работа), возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «У страха глаза велики», коллаж к сказке, геометрические фигуры, цветной картон, готовые формы яблок, клей-карандаш на каждого ребёнка, салфетки.

11.

Продолжение чтения сказки «У страха глаза велики», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Учить рассказыванию по мнемодорожке, продолжать знакомить с понятием «один - много».

2. Развитие слухового и зрительного внимания, моторную память детей.

3. Формирование умения внимательно слушать взрослого, соблюдать правила коллективной игры.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, произношение чистоговорки, чтение 3 части сказки, физкультминутка на (у), рассказывание сказки по коллажу, рассказывание об осени по мнемодорожке, д/и «Сколько - столько», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «У страха глаза велики», коллаж к сказке, мнемодорожка «Осень», геометрические фигуры.

12.

Рассказывание сказки «У страха глаза велики» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Разучивание потешки по коллажу, обучение моделированию персонажей сказки.

2. Развитие тактильной памяти, мелкой моторики рук.

3. Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, произношение чистоговорки, заключительное чтение сказки, динамическая пауза – упражнение на  равновесие «Хождение по тропинке», выучить потешку по коллажу про божью коровку, д/и «Угадай друзей на ощупь» (тактильные мешочки), рассказывание сказки по мнемотаблице, д/и «Угадай по модели: кто кого испугался?», лепка буквы У, возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «У страха глаза велики», коллаж к потешке, тактильные мешочки, мнемотаблица к сказке, модели героев сказки, пластилин ,дощечки, салфетки.

13.

Чтение сказки «Маша и медведь».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить четко произносить (м), разучивание потешки по коллажу.

2. Развитие фонематического слуха, слуховой памяти.

3. Воспитание чувства сопереживания, желания помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, произношение чистоговорки, чтение 1 части сказки, п/и «Солнышко и дождик», артикуляционная гимнастика на (м), выучить потешку по коллажу про мышку, рисование «Мышка- норушка», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Маша и медведь», деревянный театр «Маша и медведь», коллаж к потешке, альбомные листы, краски, кисточки.

14.

Продолжение чтения сказки «Маша и медведь» рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение пересказыванию сказки по коллажу, закрепление знаний о геометрических фигурах.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Развитие коммуникативных умений и навыков.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, произнесение чистоговорки, чтение 2 части сказки, рассказывание 1 части сказки по коллажу, д/ и «Почини коврик», работа со счетными палочками – выкладывание буквы М, аппликация «Украсим чашку», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Маша и медведь», деревянный театр «Маша и медведь», коллаж к сказке, счётные палочки, готовые формы чашек, геометрические фигуры, клей-карандаш.

15.

Продолжение чтения сказки «Маша и медведь».

Цель: развитие речи детей.

Задачи: 

1.Разучивание песенки, обучение рассказыванию сказки по коллажу, учить рисовать предметы округлой формы.

2. Развитие разных видов памяти (зрительной, слуховой, двигательной).

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, разучивание песенки «Мы едем, едем...», чтение 3 части сказки, физкультминутка на (м),  рассказывание 1 и 2 частей сказки по коллажу, беседа о зиме, рассказывание о зиме по мнемодорожке, рисование «Снеговик», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Маша и медведь», деревянный театр «Маша и медведь»,  коллаж к сказке, мнемодорожка «Зима», альбомные листы, краски, кисточки.

16.

Рассказывание сказки «Маша и медведь» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать учить детей связной речи с опорой на наглядность (коллаж и мнемотаблицу).

2. Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления.

3. Воспитание чувства товарищества, дружбы.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, повторение песенки «Мы едем, едем...», чтение заключительной части сказки, выучить стихотворение по коллажу про елку, д/и «Отгадай на ощупь» (тактильные мешочки), пересказ сказки по мнемотаблице, лепка «Пирожки для друга», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Маша и медведь», коллаж к стихотворению, деревянный театр «Маша и медведь», тактильные мешочки, мнемотаблица к сказке, пластилин дощечки, салфетки.

17.

Чтение сказки «Рукавичка».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить ориентироваться в пространстве с помощью предлогов «под», «над», «около», учить четко произносить (д).

2.Продолжать развивать у детей умственную активность, наблюдательность.

3.Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, повторение песенки «Мы едем, едем...», путешествие в деревню Сказкино, чтение 1 части сказки, отгадывание загадки про елочку, введение ориентирование в пространстве с помощью предлогов «под», «около», «над», артикуляционная гимнастика на (д), рассказ о зиме по мнемотаблице, аппликация «Украсим рукавичку для друга», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Рукавичка», мнемотаблица «Зима», готовые бумажные формы рукавички, геометрические фигуры, клей-карандаш.

18.

Продолжение чтения сказки «Рукавичка», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение рассказыванию по коллажу.

2. Развивать умение конструировать из геометрических фигур.

3.Воспитание любви к добру.

Появление сказочного персонажа, исполнение песенки «Мы едем, едем», путешествие в деревню Сказкино, чтение 2 части сказки, пересказ 1 части сказки по коллажу, разучивание стихотворения «Снежный кролик»,  физкультминутка «Прыгаем, как зайчики», конструирование фигур зайчика, возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Рукавичка», коллаж к сказке, геометрические фигуры.

19.

3.Продолжение чтения сказки «Рукавичка», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Обучение рассказыванию по коллажу с помощью наводящих вопросов, упражнять в определении последовательности выполнения действий.

2.Развитие внимания.

3.Воспитание коллективизма.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 3 части сказки, физкультминутка на (д), пересказ 1 и 2 частей сказки по коллажу с помощью наводящих вопросов, д/и «Кто спрятался?», рисование «Украсим елку» (коллективная работа), возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Рукавичка», коллаж к сказке, пластмассовые игрушки, альбомные листы, краски, кисточки.

20.

Рассказывание сказки «Рукавичка» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить составлять загадки по схеме, продолжать ориентироваться в пространстве.

2.Развитие разных видов памяти: зрительной, слуховой, тактильной, двигательной.

3.Воспитание подражательности, учить согласовывать свои действия  при проведении игры.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение сказки до конца, отгадывание загадки про собаку, составление загадки по схеме, динамическая пауза «Идем прямо, направо, налево» ( ориентировка в пространстве), д/и «Узнай на ощупь» ( тактильные мешочки), пересказывание сказки по  мнемотаблице, п/и «Лохматый пес», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «Рукавичка»,схема для составления загадок, тактильные мешочки, мнемотаблица к сказке.

21.

Чтение сказки «У солнышка в гостях».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить четко произносить (и), закреплять навыки разучивания потешки по коллажу.

2. Развитие речевого дыхания, мелкой моторики рук.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 1 части сказки, п/и «Снежки», артикуляционная гимнастика на (и), разучивание потешки про курицу по коллажу, пантомима, аппликация «Курица- красавица», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «У солнышка в гостях», ватные « снежки», коллаж к потешке, цветной картон, готовые формы курицы, клей-карандаш.

22.

Продолжение чтения сказки «У солнышка в гостях», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение рассказыванию по коллажу с помощью наводящих вопросов.

2. Развитие логического мышления.

3.Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 2 части сказки, пересказ 1 части сказки по коллажу с помощью наводящих вопросов, динамическая пауза «Перейди ручеек» (упражнение на равновесие), д/и «Чего не стало?», конструирование со счетными палочками «Выкладывание буквы И», возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «У солнышка в гостях», коллаж к сказке, скакалка, пластмассовые игрушки, счётные палочки.

23.

Продолжение чтения сказки «У солнышка в гостях», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Обучение рассказыванию по мнемотаблице о зиме, выработка четкой дикции.

2. Развитие зрительного и слухового внимания.

3.Воспитание любви к добру.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, мотивация к продолжению чтения сказки, чтение 3 части сказки, п/и  «Скажи и покажи», пересказ предыдущих частей сказки по коллажу с помощью наводящих вопросов, рассказывание о зиме по мнемотаблице, рисование «лес зимой». Возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «У солнышка в гостях», коллаж к сказке, мнемотаблица о зиме альбомные листы, краски, кисточки.

24.

Рассказывание сказки «У солнышка в гостях» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить коллективному пересказу знакомой сказки.

2.Совершенствовать общую и мелкую моторику рук.

3.Воспитание желания оказывать помощь.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение сказки до конца, пантомима «Катаемся на лыжах», физкультминутка с проговариванием «Ручей», д/и «Отгадай на ощупь» (тактильные мешочки), рассказывание сказки по мнемотаблице, рисование ладошками «Солнышко» (коллективная работа), возвращение в группу.

Мягкая игрушка-кот, текст сказки «У солнышка в гостях», тактильные мешочки мнемотаблица к сказке альбомный лист, краски, салфетки.

25.

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить четко произносить (в), в ходе игры начать обучать соотносить знакомую букву со знакомой сказкой, закреплять навыки связной речи.

2.Развитие слухового и зрительного внимания детей.

3. Стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.

Появление сказочного персонажа, мотивация к чтению сказки, путешествие в деревню Сказкино, чтение 1 части сказки, произнесение чистоговорки, д/и «Вспомни букву, назови сказку», рассказывание о весне по мнемотаблице, артикуляционная гимнастика на (в), рисование «Лохматый пес», возвращение в группу, п/и «Лохматый пес».

Мягкая игрушка- кот, текст сказки «Заюшкина избушка», деревянный театр «Заюшкина избушка».

26.

Продолжение чтения сказки «Заюшкина избушка», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Закрепить умение пересказывать по коллажу с помощью наводящих вопросов, упражнять в рисовании портрета.

2. Совершенствование мелкой моторики рук, учить правильно держать карандаш.

3.Воспитание чувства сопереживания, желания прийти на помощь.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 2 части сказки, Психогимнастика «Солнышко, улыбнись», пересказ 1 части сказки по коллажу с помощью наводящих вопросов, разучивание стихотворения «Про Мишку» с помощью движений, д/и «Чего не стало?», рисование «Портрет Винни-Пуха», возвращение в группу.

Мягкая игрушка- кот, текст сказки «Заюшкина избушка», деревянный театр «Заюшкина избушка».

27.

Продолжение чтения сказки «Заюшкина избушка», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Формирование умения рассказывания, упражнять в графическом изображении буквы В, учить составлять предметы из геометрических фигур.

2. Развитие логического мышления, умения рассуждать.

3. Воспитание чувства товарищества, приучать работать в коллективе.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 3 части сказки, физкультминутка на (в), пересказ предыдущих частей сказки по коллажу с помощью наводящих вопросов, конструирование (работа со счетными палочками), «Выкладываем букву В», аппликация «Букет для мамы» (коллективная работа), возвращение в группу.

Мягкая игрушка- кот, текст сказки «Заюшкина избушка», деревянный театр «Заюшкина избушка».

28.

Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:1. Совершенствовать навыки связной речи с опорой на наглядность: коллаж и мнемотаблицу.

2.Упражнять выкладывание геометрических фигур, используя счетные палочки, учить работать последовательно, по схеме.

3.Воспитание у детей сочувствия.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение сказки до конца, динамическая пауза «Пройди по тропинке» ( ориентирование в пространстве), разучивание потешки по коллажу, д/и «Отгадай, кто в домике живет?» (тактильные мешочки), рассказывание сказки по мнемотаблице, конструирование «Выложи из палочек домик», возвращение в группу.

Мягкая игрушка- кот, текст сказки «Заюшкина избушка», деревянный театр «Заюшкина избушка».

29.

Чтение сказки «Коза - дереза».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Учить четко произносить (к), закрепить понятие «домашние животные», учить пользоваться схемой в процессе рисования.

2. Развитие речевого дыхания, упражнять детей делать движения по схеме.

3.Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, мотивация к чтению, чтение 1 части сказки, физкультминутка по схеме, постановка проблемного вопроса, ответы на вопросы по мнемотаблице, д/и «Подбери название животного на (к)», пантомима «Изобрази животное на (к)», артикуляционная гимнастика на (к), разучивание потешки  «Котенок» с проговариванием и показом жестов, рисование «Котенок», возвращение в группу.

Мягкая игрушка- кот, текст сказки; схема физминутки; мнемотаблица «Домашние животные», альбомный лист, краски, салфетки.

30.

Продолжение чтения сказки «Коза- дереза», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Формирование умения рассказывания по коллажу, учить лепить предметы округлой формы методом раскатывания.

2.Развитие внимания, логики, мышления.

3. Воспитание чувства дружбы, учить делиться чем-либо с другом.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 2 части сказки, пересказ 1 части сказки по коллажу, д/и «Построим домик» (работа с геометрическими фигурами), д/и «Подбери ключик к замочку», лепка «Морковка для друга», возвращение в группу.

Мягкая игрушка- кот, текст сказки, коллаж к сказке, геометрические фигуры, пластилин, дощечки, салфетки.

31.

Продолжение чтения сказки «Коза- дереза», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Продолжать обучение составления рассказа о весне по мнемодорожке, упражнять в счете предметов по одному.

2. Развитие познавательных процессов мелкой моторики рук.

3. Учить работать в коллективе.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, физкультминутка на (к), пересказ предыдущих частей сказки по коллажу с помощью наводящих вопросов, рассказ о весне по мнемодорожке, д/и «Сосчитай цветочки», аппликация «Собери цветочки» (коллективная работа), возвращение в группу.

Мягкая игрушка – кот, текст сказки, коллаж к сказке, мнемодорожка «Весна»,цветная бумага, цветной картон, клей, кисточки, салфетки.

32.

Рассказывание сказки «Коза- дереза» по мнемотаблице.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Формирование умений и навыков рассказывания по мнемодорожке, упражнять собирать изображение из нескольких частей.

2.Тренировать слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки.

3.Воспитание добрых чувств.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение сказки до конца, отгадывание загадки, д/и «Отгадай по тактильным мешочкам», рассказывание сказки по мнемотаблице, д/и «Собери картинку», возвращение в группу.

Мягкая игрушка – кот, текст сказки, тактильные мешочки, мнемотаблица к сказке.

33.

Чтение русской народной сказки «Теремок».

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Обучение четкой артикуляции, продолжать знакомить детей на основе мнемотаблицы с характерными признаками весны.

2.Упражнять штриховать изображение предмета, учить ходить и бегать врассыпную.

3.Воспитание желания помогать друг другу.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, мотивация к чтению, чтение 1 части сказки, п/и «Птички в гнездышках», артикуляционная гимнастика на (т), д/и «Выложи домик из палочек», штриховка букв, возвращение в группу.

Мягкая игрушка – кот, текст сказки, обручи, счётные палочки.

34.

Продолжение чтения русской народной сказки «Теремок», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1. Рассказывание сказки по коллажу, закрепление навыков порядкового счета.

2. Развитие интеллектуальных способностей.

3. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 2 части сказки, пересказ 1 части сказки по коллажу с помощью наводящих вопросов, д/и «Посчитай зверей», конструирование «Выложи букву из палочек по образцу», рассказ о весне по мнемотаблице, аппликация из ткани «Бабочка» (коллективная работа), возвращение в группу.

Мягкая игрушка – кот, текст сказки, коллаж к сказке, фигурки животных, счётные палочки, мнемотаблица «Весна», ткань, картон, клей, кисточки, салфетки.

35.

Продолжение чтения русской народной сказки «Теремок», рассказывание сказки по коллажу.

Цель: развитие речи детей.

Задачи:

1.Рассказывание по коллажу, закрепление понятия «Дикие животные» с помощью мнемотаблицы.

2.Учить детей размышлять.

3.Воспитание умения находить выход из трудной ситуации.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение 3 части сказки, физкультминутка на (т), пересказ предыдущих частей сказки по коллажу с помощью наводящих вопросов, провоцирующий вопрос, решение провоцирующего вопроса  с помощью мнемотаблицы, рисование «Деревья весной» (коллективная работа), возвращение в группу.

Мягкая игрушка – кот, текст сказки, коллаж к сказке, мнемотаблица, картон, краски, кисточки, салфетки.

36.

Рассказывание русской народной сказки «Теремок» по мнемотаблице.

итоговая диагностика

Цель: развитие речи детей.

Задачи:1. Рассказывание сказки по мнемотаблице, учить детей проводить простую инсценировку знакомой сказки.

2.Развитие слухового, зрительного и тактильного внимания.

3. Воспитание доброжелательности, учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.

Появление сказочного персонажа, путешествие в деревню Сказкино, чтение сказки до конца, отгадывание загадки, конструирование из крупного строителя «Теремок», д/и «Узнай на ощупь» (тактильные мешочки), инсценировка сказки, возвращение в группу.

Мягкая игрушка – кот, текст сказки, крупный строительный материал, тактильные мешочки.

1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год

                     

приложение 2

Диагностика развития речевых навыков

у детей младшего дошкольного возраста кружка «В гостях у сказки»

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Рассказывание сказки по мнемодорожке

Рассказывание сказки по мнемотаблице

Сочинение нового сюжета сказки

Словарный запас

Исполнение монологической речи

Исполнение диалогической речи

Употребление в речи простых предложений

Понимание слов с переносных значений

Владение описательным рассказом

Итого

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сказка" для детей 5-6 лет. Направлена на развитие театральных способностей детей дошкольного возра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №2

         Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №3

Пояснительная записка с обоснованием:           Учитывая важность развития речи для дальнейшей жизни ребёнка, считаю важным развивать её через сказку,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «В гостях у сказки» Модуль №4

        Актуальность данной программы заключается в том, что она построена на принципах развивающего обучения и направлена не только на формирование речевого развития д...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки»

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные под...

Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...