Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Сказка»
рабочая программа
Возраст воспитанников 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopprogramma_pechat_skazka_bulykova_n.a.docx | 696.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад № 9 «Радуга»
Принято на заседании педагогического совета МАДОУ «Детский сад № 9 «Радуга» дата 31.08. 2020г. протокол № 1 | Утверждаю: И.о.директора МАДОУ «Детский сад №9 «Радуга» _____________ О.В.Гурьева Приказ от 31.08.2020 г. № 257 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Сказка»
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации – 6 месяцев
Автор -составитель:
Булыкова Наталья Александровна, музыкальный руководитель
г. Нефтеюганск, 2020
Пояснительная записка
Современная жизнь требует от человека не шаблонных действий, а вариативности мышления, творческого подхода к решению проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей.
Обучать творческой деятельности необходимо уже в дошкольном возрасте, так как именно в детском саду происходит первоначальное знакомство детей с творчеством.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр – это мир звуков, образов, мир полный сказки и волшебства.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа «Сказка» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №172,
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р),
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые),
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»,
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018);
- Концепция персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО);
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «Детский сад № 9 «Радуга».
- Лицензия муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «Детский сад № 9 «Радуга» на осуществление образовательной деятельности от 24 сентября 2015г. № 2301
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, секции, студии без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Педагог, работающий по данной программе, имеет высшее профессиональное образование по направлению «Филология», квалификация (по диплому) филолог-преподаватель и среднее специальное образование по специальности хоровое дирижирование, квалификация (по диплому) руководитель творческого коллектива, преподаватель сольфеджио в ДМШ, преподаватель пения в общеобразовательной школе, высшая квалификационная категория.
Уровень программы стартовый.
Направленность программы - художественная.
Актуальность программы
В соответствии с ФГОС ДО задачи развития творческих способностей у детей дошкольного возраста являются актуальными и необходимыми для формирования гармоничной личности дошкольника.
Творчески активный и инициативный ребенок любознателен, доброжелателен, стремится получить новые знания, умеет общаться с окружающими людьми. Эти социально значимые личностные качества предполагают самостоятельность в постановке целей, в осуществлении деятельности, в достижении результатов этой деятельности.
Наиболее эффективно развить творчество у детей можно посредством театрализованной деятельности.
Благодаря театральному искусству у дошкольников активнее формируются основы собственного ценностно-смыслового восприятия различных видов искусства, появляется желание и возможность самому выбрать вид деятельности, создать разнообразные игровые замыслы и условные действия.
Театрализация стимулирует интерес к художественной деятельности. У ребенка развиваются личностные качества (инициатива, самостоятельность), а также психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
В процессе работы над ролью у дошкольника активизируется познавательная сфера, развиваются эмоции, формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Использование театрализации позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Новизна программы заключается:
- в применении комплекса современных форм взаимодействия с воспитанниками;
- в применении образовательных технологий, развивающих методов и средств педагогической деятельности;
- в применении полихудожественного подхода (эффективное направление современной педагогики) к развитию творческих способностей дошкольников;
- в разработке уникальных театральных атрибутов для театрально-игровой деятельности.
Цель программы - развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрального искусства.
Задачи программы
Обучающие:
-формировать представления о различных видах театра, театральных профессиях, актерском мастерстве, постановке спектакля.
-обучать приемам кукловождения различных видов кукол.
-формировать умение передавать мимикой, позой, жестом и движением основные эмоции.
Развивающие:
-создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
-формировать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
-развивать творческую активность, инициативу детей в театрализованных играх, самостоятельность в создании художественного образа.
Воспитательные:
-пробуждать интерес к театрально-игровой деятельности.
-воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии художественных и музыкальных произведений, театральных постановок.
-способствовать доброжелательным взаимоотношениям детей друг с другом и со взрослыми.
Адресат программы 5-6 лет.
Ребёнок шестого года жизни стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
Музыкально-художественная деятельность. В 5-6 лет происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.
Условия реализации программы
Обязательным условием зачисления обучающегося является наличие сертификата дополнительного образования, наличие заявления родителя (законного представителя).
Количество обучающихся в группе минимальное -10, максимальное -12.
Форма организации деятельности на занятии – практикум, развлечение, конкурс, фестиваль, проектная деятельность, отчетный концерт.
Сроки реализации программы 6 месяцев (22 часа).
Режим занятий
Занятия проводятся во вторую половину дня 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Форма занятий - групповая.
Форма обучения – очная.
Планируемые результаты
Обучающие:
- формирование представления о различных видах театра, театральных профессиях, актерском мастерстве, постановке спектакля.
- овладение приемами кукловождения различных видов кукол.
- формирование умения передавать мимикой, позой, жестом и движением основные эмоции.
Развивающие:
- создание условий для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
- формирование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- развитие творческой активности, инициативы детей в театрализованных играх, самостоятельности в создании художественного образа.
Воспитательные:
- пробуждение интереса к театрально-игровой деятельности.
- воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных и музыкальных произведений, театральных постановок.
- способствование доброжелательным взаимоотношениям детей друг с другом и со взрослыми.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
Для оценки уровня освоения дополнительной образовательной общеразвивающей программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Входной контроль определяет готовность обучающегося к обучению по конкретной программе и проводится в форме педагогического наблюдения.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков обучающегося в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме выставки, педагогического наблюдения и самоанализа.
Промежуточная аттестация проводится в конце января в форме проектной работы.
Итоговая аттестация проводиться по завершению всего объёма дополнительной образовательной общеразвивающей программы в форме театрализованного спектакля.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
-высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
-средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Учебный план
N п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение |
2 | Основы театральной культуры | 3 | 0,9 | 2,1 | Просмотр |
3 | Ритмопластика | 4 | 1,2 | 2,8 | Просмотр |
4 | Аттестация | 2 | 0,6 | 1,4 | Проектная работа |
5 | Культура речи | 4 | 1 | 3 | Просмотр |
6 | Театральная игра | 7 | 2 | 5 | Выставка, просмотр |
7 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Спектакль |
Всего | 22 | 6 | 16 |
Календарный учебный график
N п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 1 неделя ноябрь | - | групповая | 1 | Вводное занятие | Музыкальный зал «Домисолька» | Педагогическое наблюдение |
2 | 2 неделя ноябрь | - | групповая | 1 | «Мы пришли в театр» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
3 | 3 неделя ноябрь | - | групповая | 1 | «Устройство театра» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
4 | 4 неделя ноябрь | - | групповая | 1 | «Кто и что должен делать» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
5 | 1 неделя декабрь | - | групповая | 1 | «Развитие чувства ритма» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
6 | 2 неделя декабрь | - | групповая | 1 | «Волшебное колечко» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
7 | 3 неделя декабрь | - | групповая | 1 | «Выражение лица» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
8 | 2 неделя январь | - | групповая | 1 | «Чувство ритма» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
9 | 3,4 неделя январь | - | групповая | 2 | «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»
| Музыкальный зал «Домисолька» | Проектная работа |
10 | 1 неделя февраль | - | групповая | 1 | «Техника речи» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
11 | 2 неделя февраль | - | групповая | 1 | «Пословицы и поговорки» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
12 | 3,4 неделя февраль | - | групповая | 2 | «Представьте себе» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
13 | 1 неделя март | - | групповая | 1 | «Весна» | Музыкальный зал «Домисолька» | Участие в развлечении в младших группах детского сада |
15 | 2 неделя март | - | групповая | 1 | «Кругосветное путешествие» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
16 | 3 неделя март | - | групповая | 1 | Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки») | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
17 | 4 неделя март | - | групповая | 1 | Чтение сказки «Гуси-лебеди» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
18 | 1 неделя апрель | - | групповая | 1 | Работа над эпизодами сказки «Гуси-лебеди» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
19 | 2 неделя апрель | - | групповая | 1 | Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
20 | 3 неделя апрель | - | групповая | 1 | Репетиция спектакля «Гуси-лебеди» | Музыкальный зал «Домисолька» | Самоанализ, практическая работа, педагогическое наблюдение |
21 | 4 неделя апрель | - | групповая | 1 | Премьера спектакля «Гуси-лебеди» | Музыкальный зал «Домисолька» | Спектакль |
Содержание
Раздел 1. Вводное занятие
- Тема. Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми. Знакомство воспитанников с режимом работы, с целями и задачами на учебный год. Ознакомление с правилами техники безопасности.
Практика: Музыкальная разминка. Игра «И я тоже!». Игра на знание театральной терминологии. Игра «Птицы, на гнезда!». Игра на развитие внимания «Слушай хлопки».
Раздел 2. Основы театральной культуры
2.1. Тема. «Мы пришли в театр»
Теория: Рассказ о театре (виды театров). Иллюстрации.
Практика: Музыкальная разминка. Просмотр кукольного театра «Колобок».
2.2. Тема. «Устройство театра»
Теория: Знакомить детей с театром, о поведении в театре. Понятие: «эмоция», «мимика», «жест», беседа-диалог о театре.
Практика: Музыкальная разминка. Упражнения на дыхание: «Самовар», «Пчела». Игра «Диалог по телефону». Этюд на воспроизведение черт характера «Страшный зверь».
2.3. Тема. «Кто и что должен делать»
Теория: Знакомство с главными театральными профессиями. Понятия: актер, художник, режиссер, композитор.
Практика: Музыкальная разминка. Игра «Крошка Енот». Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз». Этюд «Страшный зверь».
Раздел 3. Ритмопластика
3.1. Тема. «Развитие чувства ритма»
Теория: Через упражнения, игры способствовать развитию чувства ритма, координации движений; умение согласовывать действия друг с другом.
Практика: Музыкальная разминка. Упражнение «Ритмический этюд». Игра «Считалочка». Упражнение на дыхание «У бабушки в деревне».
3.2. Тема. «Волшебное колечко»
Теория: На примере этюда «Волшебное колечко» развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Практика: Музыкальная разминка. Игры: «Снеговик», «Баба-яга» Упражнения на силу голоса «Звонок», «Муха». Этюд на воспроизведение черт характера «Волшебное колечко».
3.3. Тема. «Выражение лица»
Теория: Рассказ стихов с помощью жестов и мимики.
Практика: Музыкальная разминка. Л.Фадеева «Выражение лица». Мимическая игра «Передавалки». Этюд «Брусничка». Мини-сценка «Филя и Уля».
3.4. Тема. «Чувство ритма»
Теория: С помощью игр и упражнений развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.
Практика: Музыкальная разминка. Упражнение на внимание и координацию. Речедвигательная координация. Игра на двигательные способности «Зернышко». Упражнения на опору дыхания «Птичий двор», «Эхо». Этюд «Ерема».
Раздел 4. Аттестация
4.1. Проектная работа «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»
Раздел 5. Культура речи
5.1. Тема. «Техника речи»
Теория: Работа над голосом.
Практика: Музыкальная разминка. «Свеча» - упражнение, скороговорки «Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек». Игра «Похожий хвостик».
5.2. Тема. «Пословицы и поговорки»
Теория: Работа над пословицами и поговорками.
Практика: Музыкальная разминка. Упражнение на дыхание «Спать хочется». Упражнение на гласные и согласные «Шутка».
5.3. Тема. «Представьте себе»
Теория: Выразительно проговаривать заданные фразы, развивать навыки импровизации, пантомимические навыки и творческое воображение, фантазию.
Практика: Музыкальная разминка. Чистоговорка «Мыши». Пантомима «Мухи». Игра «Разговор по телефону». Музыкальная игра «Три синички». Игра «Нарисуй и скажи».
Раздел 6. Театральная игра
6.1. Тема. «Весна»
Теория: Беседа «Умение и желание выступать на публике»
Практика: Участие в развлечении в младших группах в роли сказочного героя.
6.2. Тема. «Кругосветное путешествие»
Теория: Показ театральной игры педагогом, умение оправдывать свое поведение.
Практика: Музыкальная разминка. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.
6.3. Тема. Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»)
Теория: Упражнять во владении куклой.
Практика: Музыкальная разминка. Игры на расширение диапазона «Чудо – лесенка», «Самолёт».
6.4. Тема. Чтение сказки «Гуси лебеди»
Теория: Прочитать и обсудить сказку «Гуси-лебеди».
Практика: Музыкальная разминка. Просмотр иллюстраций. Упражнения на дыхание «Пчела», «Скрипят деревья».
6.5. Тема. Работа над эпизодами сказки «Гуси лебеди»
Теория: Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Гуси-лебеди».
Практика: Музыкальная разминка. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных «Волки», «Комар», «Качаем малыша».
6.6. Тема. Репетиция эпизодов сказки «Гуси лебеди»
Теория: Беседа о героях, репетиция.
Практика: Музыкальная разминка. Упражнения на силу голоса «Многоэтажный дом», «Звонок».
6.7. Тема. Репетиция спектакля «Гуси лебеди»
Теория: Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория).
Практика: Музыкальная разминка. Упражнения на дыхание «Большой филин», «Маленький филин», «Скрипят деревья». Этюд «Изобрази животное».
Раздел 7. Итоговое занятие
7.1. Тема. Премьера сказки «Гуси - лебеди»
Спектакль. Подведение итогов учебного года.
Методическое обеспечение
Успешному освоению детьми содержания Программы способствуют педагогические технологии, позволяющие эффективно выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований к организации процесса развития ребенка.
- Игровая технология;
- Технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);
- Проектная технология;
- Здоровьесберегающая технология
Игровая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технология сотрудничества
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Проектная технология
Концептуальные идеи и принципы:
- развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;
- особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;
- способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);
- интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность;
- завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Здоровьесберегающая технология
Концептуальные идеи и принципы:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования;
- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника;
- учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью;
- создание эмоционального тона общения. Хорошее настроение само по себе создает успешную мотивацию;
- использование гимнастики (пальчиковая, дыхательная, для глаз, динамическая).
В процессе реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Сказка» используются следующие методы и приемы:
- метод создания композиций (он позволяет активизировать творческую инициативу детей, нацеливает на более глубокое и осознанное восприятие театрализованных игр и драматизацию);
- эмоционально-образные беседы о характере и содержании музыки, пьесы, сказки (беседа помогает настроить дошкольников на выразительное исполнение, способствует более глубокому пониманию и эмоциональному переживанию);
- самостоятельный показ практических приемов драматизации (способствует развитию у детей самостоятельных творческих действий);
- творческие задания на звукоподражание, речевые и двигательные импровизации, сочинение текстов и др. (эти задания побуждают дошкольников к творческим действиям, развивают способность применять усвоенное в новых условиях в свободной вариативной форме).
- Используются разнообразные сюрпризные моменты, мотивационные ситуации или мотивационные вопросы, которые активизируют познавательную, музыкальную и творческую деятельность дошкольников.
Дидактическое обеспечение:
- альбомы репродукций картин;
- памятки;
- научная и специальная литература;
- видеозаписи;
- аудиозаписи;
- мультимедийные материалы;
- компьютерные программные средства.
Техническое обеспечение:
Для более успешного усвоения программного материала используется следующее материально-техническое обеспечение:
- музыкальный зал для занятий и помещение для хранения костюмов;
- панно по временам года;
- музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор, балалайка, металлофоны и др.);
- компьютер;
- костюмы детские и взрослые;
- атрибуты, необходимые для спектаклей (ширмы, декорации, бутафория);
- разные виды театра: бибабо, перчаточный, пальчиковый, настольный;
- мягкие игрушки, маски-шапочки;
- султанчики, платочки, искусственные цветы, шарфы, листья, бантики, нотки;
- методические разработки;
- подбор литературно - художественного материала (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки);
- картотеки игр;
- фонотека и видеотека;
- аудио и видеотехника, мультимедийный комплекс, микрофоны, фотоаппарат;
- доступ к информационно-коммуникационным сетям.
Список литературы
- Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005
- Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
- Буренина, А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля» - СПб., 2002
- Баряева, Л. Театрализованные игры – занятия./ Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. - СПб, 2002
- Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
- Мерзлякова, С.И. Волшебный мир театра. М., 2002
- Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999
- Н. Ф. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». Москва, «Вако», 2011г.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Щеткин, А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г
- Князева, О.Л. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки" имеет художественно-эстетическую направленность, направлена на развитие эстети...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Ритмическая мозаика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебные бусинки»
Программа для организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогов ДО....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Танцевальная мозаика"
Программа «Танцевальная мозаика» для детей 6-7 лет направлена на созданиеусловий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствамимузыкально-ритмических и танцевальных дви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...