НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА АДРЕСНОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
материал на тему

Емельянова Татьяна Михайловна

Обоснование необходимости возрождения системы наставничества в России и описание опыта дошкольного образовательного учреждения по организации педагогической практики студентов в контексте их взаимодействия с педагогами-наставниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnicheskaya_deyat-t.docx24.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Наставничество как форма адресного подхода к профессиональному становлению студентов музыкального отделения в дошкольном образовательном учреждении».

Актуальной задачей системы профессионального образования в настоящее время является повышение качества подготовки специалистов. Выбор профессии – серьёзный шаг в жизни каждого человека. Любая профессия требует от будущего профессионала свои специфические требования и только их сформированность поможет стать специалисту профессионалом.

В связи с этим необходима целенаправленная работа по оказанию специального организованного содействия студентам, будущим специалистам. Необходимо создавать организационные, научно-методические и мотивационные условия для их профессионального роста. Ключевым моментом в этом вопросе становится деятельность педагогов-наставников. Сегодня в век инноваций в современном образовании мы все чаще возвращаемся к мысли о необходимости возрождения такого явления, как наставничество, которое очень активно использовалось на производстве в 70-80г.г. прошлого столетия, а 90-е годы, которые способствовали изменению профессиональных приоритетов, привели к исчезновению наставничества вообще. В результате на нынешний день мы имеем «старение» профессионалов и отрыв поколений.

Ещё древние философы трактовали роль наставничества, его цели и задачи. Например, Сократ считал, что главная задача наставника – пробудить мощные душевные силы ученика. Платон говорил, что учителя становятся своего вида правителями, ибо они имеют власть над умами тех, кого они ведут. Жан-Жак Руссо склонялся к той мысли, что наиболее сложное искусство наставника заключается в том, чтобы уметь ничего не делать с учеником. А К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, считал, что гордиться своим опытом воспитательной деятельности нельзя, это превращает педагога в машину, призванную лишь задавать уроки и спрашивать их. Теоретические знания и опыт должны не замещать, а дополнять друг друга. Определение «Наставничество» в эпоху СССР трактовалось как форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т.п. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. В наши дни «Наставник» – воспитатель, учитель. А вот за рубежом в эпоху современности методу наставничества и способу адаптации молодых специалистов уделяется большое внимание, так как современная европейская теория образования говорит, что наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.        

На сегодняшний день в России задача профессионального образования заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые будут развивать производство, двигать науку, передавать знания и умения следующим поколениям. Но на практике мы видим, что суть обучения молодежи в вузах и колледжах свелась только к передаче знаний и формированию умений эти знания применять на практике, т.е. только к учебному процессу; о формировании и становлении личности студента как профессионала и гражданина речь в современном образовании, к сожалению, не идет.

Как же пробудить интерес студента, будущего специалиста к качественному прохождению учебного процесса, как помочь в личностном росте и становлении?! Решению данной задачи поможет наставничество.

Основными категориями процесса наставничества являются развитие как процесс становления личности человека в производственной деятельности под влиянием внутренних и внешних, социальных и биологических факторов; воспитание как процесс формирования человека интеллектуального, духовного и физически развитого, его подготовки к активной жизни, в том числе трудовой; профориентация как процесс гармоничного вхождения человека в трудовой коллектив, организацию, производство.

Начальный период вхождения в профессиональную среду специфичен своей напряженностью, важностью для личностного и профессионального развития студентов-практикантов. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли студент как педагог, как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.

Цель наставничества в ДОУ – это оказание помощи студентам в их дальнейшем профессиональном становлении.

Задачи наставничества продиктованы необходимостью:

  • привить студентам интерес к педагогической деятельности;
  • развить способности студентов самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности;
  • способствовать успешной адаптации студентов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ;
  • организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи студентам:
  • в проектировании и моделировании образовательной деятельности;
  • проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;
  • формирования умений выбирать средства, методы и организационные формы образовательной деятельности;
  • формирования умений определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решении;
  • формирование уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции.

В современной системе музыкально-педагогического образования развитие творческого потенциала будущих педагогов-музыкантов играет важную роль и является одним из решающих факторов в становлении будущих педагогов-музыкантов целенаправленное педагогическое влияние педагога-наставника в период прохождения ими производственной практики в ДОУ, которая направлена на формирование у студентов знаний об особенностях педагогического процесса в группах разного дошкольного возраста и овладение функциями деятельности музыкального руководителя. Производственная практика в ДОУ позволяет закрепить и углубить теоретические знания и приобрести необходимые умения практической работы. В стенах ДОУ предполагается прямое наставничество, т.е. постоянный контакт со студентом-практикантом в форме советов, рекомендаций, помощи в освоении норм и правил ДОУ, психологической поддержки.

Производственная практика студентов происходит в два этапа: 1 этап - пассивная практика, или наблюдение, когда студенты присутствуют не только на музыкальных занятиях, но и наблюдают весь педагогический процесс в ДОУ.    2 этап – непосредственно практическая деятельность, в процессе которой студенты являются педагогами.

В ДОУ музыкальным воспитанием детей занимается музыкальный руководитель, от уровня профессиональной подготовки которого, его педагогического мастерства зависит уровень музыкального развития воспитанников. Именно с его помощью у будущих педагогов-музыкантов расширяются практические знания в области музыкального воспитания с помощью  консультаций и практикумов, позволяющих понять и закрепить: структуру музыкального занятия, виды музыкальной деятельности, особенности планирования работы музыкального руководителя, составление тематических занятий, развлечений и праздников, индивидуальная работа с детьми в детском саду и др. Студенты принимают активное участие в музыкальных и кукольных спектаклях, праздниках и развлечениях, театрализациях. Таким образом, наставничество музыкального руководителя в течение производственной практики способствует формированию у студентов представления о разносторонней работе педагога-музыканта в ДОУ. Так же педагог- наставник учит будущих специалистов: − планировать работу музыкального руководителя; − вести документацию; − использовать и варьировать разнообразные формы, методы и приемы музыкального воспитания и развития ребенка дошкольного возраста; − стимулировать и активизировать всю музыкальную деятельность детей. Работа педагога-музыканта позволяет сформировать профессиональные компетенции у будущих специалистов.

Работу в приобретении студентами профессиональных и практических знаний, умений и навыков организовывала по принципу творческих мастерских и мастер-классов, которые помогали профессиональному становлению каждого студента и позволяли делиться творческими достижениями, инновационными подходами, стимулировать и раскрывать творческий потенциал всех студентов.         Для осуществления наставнической деятельности педагогу-музыканту самому необходимо постоянно совершенствовать творческий потенциал, находиться в педагогическом и научном поиске, совершенствоваться в своих методах работы, межличностных коммуникациях, повышать квалификацию в областях психологии, педагогики.

Процесс наставничества позволяет сформировать среди студентов категорию тех молодых специалистов, у которых пробуждается и укрепляется желание остаться в педагогической профессии.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что наставничество необходимо сегодняшним студентам. Можно отучиться установленный срок в вузе, получить высшее образование и диплом, но стать профессионалом, квалифицированным работником, создать семью, воспитать и вырастить последующие поколения без принятия и передачи культурно - исторического наследия и опыта невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя  дошкольного образовательного учрежденияПоказательПроявление показателяПодтверждающие документыРекомен...

Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении....

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения

По этим критериям я набирала портфолио на 1 категорию воспитателя. Может кому пригодится, удачи....

Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Колосок»

Положениео нормах профессиональной этики педагогических работниковмуниципального казенного дошкольного  образовательного учрежденияДетский сад  «Колосок»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения на межаттестационный период 2015-2020г.

Индивидуальный план повышения профессионального уровнямузыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учрежденияна межаттестационный период 2015-2020г....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения

Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения...

О системе мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении

В статье показана система мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном уч...