Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении.
учебно-методический материал по теме

Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnyy_podhod_k_sozdaniyu_sredy_1.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении.

  Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного , умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Современные исследователи ( Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания  личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая  задача в настоящее время  современной педагогики- внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья .

При построении предметно-развивающей среды образовательной области «Музыка» несомненно берут во внимание различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, методические разработки, нормы СанПиН требования программы воспитания и обучения, методические разработки и  т.д. Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности,  кроме этого  они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть  подходы к моделированию комфортной и привлекательной  музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете .    Все это подтолкнуло меня и других музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, основной целью которого стало формирование музыкально-развивающей среды, способствующей всестороннему  развитию современных  детей

 «Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание музыкальной развивающей среды должно направлено на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, думать, сравнивать, моделировать ,размышлять,  решать проблемные ситуации, творить.   В музыкальном  зале  оформление  меняется  к  каждому  времени  года. В  период осени   мы  располагаем  большое  полотно  с  изображением  желтеющей  берёзовой  рощи, ставим  объемные деревья и кусты. В  зимнем  оформлении  отдается   предпочтение  бело-голубым  и  синим  тонам.    К  новогодним  праздникам  в  зале  ставится  традиционная  трехметровая  ёлка, развешиваются  яркие  звезды  и шары.  Ко дню защитника Отечества развешиваются плакаты и флажки. С  приходом  весны    в   зале  появляется   солнце и весенние цветы. Кроме этого мы  закупили вазы и искусственные цветы.  Дополнением, в  зависимости  от  тематики  праздника,  могут  быть:  мягкие  игрушки, надувные  шары  и  красиво  оформленные  букеты.  

    На  музыкальных занятиях  и праздниках    используется  мультимедийная   техника.  Компьютерные  технологии   расширяют  сферу  воздействия  музыки  на  ребенка. На  празднике « Хлеб- всему голова» смотрели слайды  о возникновения хлеба, на  выпускных  вечерах показывали  хронику  группы, как  дети  росли. Для  детей  подготовлены  презентации на   темы: «Оркестр», «Композиторы», «Где  живут  ноты», « Праздник осени» , « Праздник роста», «Музыкальный  магазин  игрушек», «Природа и музыка», в которую вошли репродукции  известных  художников и сопровождающая их  музыка Вивальди  и  Чайковского из  цикла  «Времена  года».

   Кроме этого с помощью  мультимедийных  технологий  проводятся  и музыкально- дидактические  игры. Например, игра «Угадай  и  спой».  На  экране  появляются  картинки,  соответствующие  словам  песни. Ребёнок  должен  угадать    песню  и  исполнить  её. Например: пирожки, мамочка  -  (« Я пеку, пеку..»).Эта  дидактическая  игра  очень  нравится  детям  и    закрепляет   ранее  разученные песни. Игра «Угадай  что звучит?». В  этой  игре  дети  должны  выбрать  инструмент,  который  прозвучал. Так  же пользуется  большим  успехом  у  детей дидактическая  игра  на развитие  выразительности речи и музыкального слуха «Сказка  говорит»,  где  пропевают  пословицы  и  поговорки,  подражая  голосам  сказочных  героев, которых  видят  на  экране:  Буратино, Илья  Муромец, Василиса Прекрасная, Баба Яга,  Кощей,…  Следующая  д/и  «Звериный  концерт». В ней  дети  поют  знакомую  попевку  или  песню  в  образе  определённого  животного – робкого  зайца, хитрой  лисы, злого  волка.  Я часто  использую  игру « Фантазеры». Сначала  дети  прослушивают  отрывок  из  произведения, рассказывают,  что  они  представляли,  слушая  музыку, придумывают  название, а затем  узнают,  как  эта   композиция  называется  у  её  автора.  Игра   развивает  творческое  мышление, воспитывает  любовь  и  интерес  к  музыке, расширяет кругозор, различать разнообразную гамму чувств, настроений. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма.

          Преимущества использования компьютерных технологий    очевидны:

  1. знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов ;
  2. широко использовать показ репродукций картин художников и композиторов;
  3. демонстрировать графический материал (модели, схемы);
  4. “посещать” крупнейшие  музеи мира, современные экономические производства;
  5. готовить презентации;
  6. прослушивать записи песен;

В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию дошкольника, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу.

          Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

   На музыкальных занятиях дети  старшего  возраста осваивают умение пользоваться микрофоном, знакомятся с основами исполнительского искусства в жанре современной песни. У нас в детском саду есть музыкальный центр и микрофоны. С каким желанием и азартом дети поют в микрофон! Здесь они получают практические навыки, ведь надо быть внимательным, во время вступать, соблюдать темп и динамику.

На своих занятиях практикую ещё такой приём: записываю на аудиокассету хор детей в начале и в конце, когда песня выучена. Дети слушают себя, потом мы беседуем  о темпе, о динамике, о тексте, и о качестве исполнения.

Игра на  музыкальных инструментах  доставляет    удовольствие  и  поднимает  у детей настроение. На  праздниках « Новый год» « День рожденья дома» , « Праздник роста» «Золотая осень» использовали оркестр со 2 младшей группы. Подбор репертуара  зависит от возрастных и индивидуальных способностей детей и темы проводимого  мероприятия. Например, на осенних праздниках использовала репертуар народных песен ,а  на зимних, весенних праздниках  репертуар зависит от темы праздника.. Мною разработаны планы кружковой работы игре на детских муз-х инструментах с  3 до 7 лет. Почему  мною  уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: сосредоточенности, наличие воли, эмоциональности,  развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучанию  инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, дети чётче воспроизводят ритм, улучшается качество музыкально-ритмических движений. Желательно обеспечить наличие детских музыкальных инструментов, среди которых: треугольники, бубенцы, тамбурины, гуиро, маракасы, шейкеры, ложки, кастаньеты, колокольчики, трещотки и многие другие разновидности.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, сознательных отношений между детьми творческой инициативы.   И поэтому этой работе уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.

    Положительную роль в развитии музыкальных способностей у детей играют музыкальные уголки в группах. Они включают в себя не только  инструменты, но и игрушки-самоделки, электронные поющие игрушки . Музыкальные уголки пополняются по мере взросления детей.

  Важным элементом развивающей музыкальной среды является наличие танцевально-игровой атрибутики: различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов, веночков, листиков, веточек и корзиночек и др. Слушая музыку . импровизируя музыкально-ритмические движения, дети должны иметь  возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные средства предмета.  

           Мы  активно  привлекаем  родителей  к  изготовлению  театральных  костюмов  и  атрибутов.  Часто  родители  сами  проявляют  инициативу  в  разработке  эскизов  и  изготовлении  костюмов. Так  же  с  большим  удовольствием  наши  мамы  и  папы  принимают  участие  в  театральных  постановках. Совместное  участие    детей  и  родителей  в  театрализованной  деятельности  помогает  им  лучше  узнать  друг  друга, способствует  сплочению  семьи. Например ,к юбилейному полету в космос силами педагогов и родителей был подготовлен вечер развлечений «Космическое путешествие». Воспитанники старшей  группы вместе со своими родителями  «на космической орбите» летали на ракетах,  встречались с космонавтами, инопланетянами, рассматривали космические объекты. Экипажи кораблей читали стихи, пели песни, отгадывали загадки, общими усилиями выручили из беды Лунтика , а затем  благополучно вернулись на Землю в детский сад. За смелость, проявленную во время космического путешествия, детям  вручили медали и сладкие подарки. Кроме этого каждый год проводится совместный,

музыкально-спортивный  праздник с детьми « День защитника Отечества»

   Считаю  необходимым  использовать  в  работе  музыкального руководителя, новые  формы  развития  эмоциональной  сферы  ребёнка, оригинальные  средства  обучения  детей которые  способствуют  формированию  гармоничной  личности.  

   Своё  выступление  хочется  закончить  словами  Владимира Сухомлинского:

 «Музыкальное  воспитание – это,  прежде  всего,  не  воспитание  музыканта, а  воспитание  человека».   

Литература:

1.Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.

2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент  музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2006.

3..Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.

4.Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

         5.Девятова, Т. Н. Звук-волшебник : материалы образоват. прогр. по муз. воспитанию детей ст. дошк. возраста / Т. Н. Девятова. – М. : Линка-пресс, 2006. – 205 с.

       6.Информационные технологии в образовании : /cб. метод. материалов / авт.-сост. О. А. Минич//. – Минск : Красико-Принт, 2008. – 173 с.

       7.Королев А. Музыкально-компьютерный словарь. – Спб.: Композитор. – 2006.

      8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М.: ИЧП «Издательство Магистр»,1997. – 456с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Основные требования к созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях.

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС к структуре основной общеобразовательной програ...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Доклад из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья»

Доклад на педагогическом совете из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической куль...

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар-практикум «Современные здоровьесберегающие технологии создания психологически безопасной среды в дошкольном образовательном учреждении»...