"Приобщение к истокам народной культуры"
учебно-методический материал на тему
Интегрированная технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_priobshcheniya_k_narodnoy_kulture.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Новизна
- Формирование национального самосознания, самоидентичности;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование у детей представлений о многообразии народных культур и положительное отношение к ним;
- Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка В социально-культурный опыт народа;
- Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.
В «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой не выделено отдельного раздела отражающего задачи по приобщению детей к народной культуре. Но вместе с тем в данной программе предусмотрено знакомство детей с народными культурными традициями русского народа, а также различных народов России и других стран. Данные задачи решаются в процессе организации знакомства детей с народной музыкой, фольклором и подвижными играми.
В программе «Детство» задачи приобщения к культурным традициям представлены в разделе «Социально-нравственное воспитание». В старшем дошкольном возрасте в программе выделены следующие задачи:
-Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим и т.д.)
-Формирование представлений о многообразии народов мира, об особенностях внешнего вида, национальной одежде, типичных занятия различных народов.
Среди данных программ следует выделить программу О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам народной культуры». Данная
программа содержит годовой тематический план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающих эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.
Цель:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам народных праздников.
Задачи:
- изучение теоретических основ традиционной народной культуры;
- создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;
- разработка занятий, сценариев, создание картотеки народных игр;
- использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями;
- разработка анкет, диагностических карт для выявления готовности родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением.В умении автора:
Форма работы:
- Ежедневное организованное наблюдение воспитателя с детьми за природой, окружающей действительностью, умело, сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, использование народного календаря, слушанием музыки, рисованием, рассматриванием картин;
- Проведение экскурсий в музеи выставочные залы родного города, края;
- Собеседование с применением методических приемов, как вопросы, сравнивания, индивидуальные задания, обращение к опыту детей;
- Привлечение детей к участию в народных традиционных праздниках, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Святки», «Масленица», «Сороки» и др.), а также ознакомление с новыми традициями, обычаями и праздниками;
- Широкое использование народного фольклора во всех его жанрах: сказки, загадки, пословицы, поговорки игры, небылицы, мифы и легенды, народного песенного творчества (колыбельные, народные песни и танцы, хороводные игры);
- Ознакомление детей с искусством народного быта, одеждой, умение увлечь их национальным искусством.
На начало внедрения опыта:
- дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
- знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
- дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
- У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
- Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
- Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.
Результаты диагностики на окончание внедрения опыта:
- дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
- у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
- дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
- у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
- дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
- могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
- у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
- Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
У родителей:
- Познакомились с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
- Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
- Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
- В группе совместно с родителями был создан музей народного быта, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
- Оформлены фотоальбомы, семейные газеты: «Наши семьи», «Семейные праздники», «Все работы хороши», выставка «Семейные реликвии», «Наш детский сад».
- Создана картотека подвижных народных игр и фольклора.
- Организованы и проведены праздники: «Широкая Масленица», «Веселые посиделки», «В гости к нам пришли матрешки», развлечение «Игры наших бабушек».
Для реализации технологии по приобщению детей к истокам народной культуры у нас в саду были созданы комната прикладного искусства. Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка — это проявление таланта мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Мы живем, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Но для того чтобы ребенок мог соприкоснуться с декоративно - прикладным искусством-рассмотреть. Полюбоваться, подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Для этого мы создали комнату прикладного искусства. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства которые есть в этой комнате помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Дети с удовольствием ходят на экскурсию в комнату прикладного искусства.
Для того чтобы дети могли ближе познакомиться с русским бытом, с русским костюмом, с утварью которым пользовался русский народ у нас в саду есть комната «Русская изба». Здесь дети могут не только увидеть «колыбельку, ухват, самовар, кокошник, коромысло» и многое другое, но и потрогать их своими руками. Ведь все это уже давно нет в магазинах, а в нашей «Русской избе» и по сей, день мы все храним с любовью и уважением к русским традициям.
«Планирование»
План мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников
Дата | Наименование праздников | Вид деятельности | Мероприятия | |||
Познавательное занятие | Музыкальное занятие | Изобразительная деятельность | Физкультурное занятие | |||
Сентябрь Октябрь | Спас | Беседа воспитателя о праздниках Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас. Знакомство детей с народными приметами, обычаями, связанными с этими праздниками. | Разучивание народных песен «Пошла млада за водой». | Ознакомление детей с дымковской игрушкой. Рисование элементов дымковских узоров | Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник» | Осенний праздник |
Ноябрь | Кузьма - Демьян | Рассказ воспитателя об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах | Исполнение песни «Прялица» | Лепка дымковского игрушки – петушка и его роспись. | Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы» | Праздник «Кузьма – Демьян» (в избе) |
Покров | Беседа воспитателя о празднике Покрова. Загадывание загадок, пословицы, поговорки и приметы. | Разучивание хоровода «Выпал беленький снежок» | Выставка работ «Дымковская игрушка» | Народные игры «Муха», «Кто с нами?» | Развлечение «Веселые посиделки» (в избе) | |
Декабрь | Зимние Святки | Беседа воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок. | Рассказ педагога об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. | Знакомство педагога с хохломской росписью. | Проведение русской народных игр «Бабка Ежка», | Развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота!» |
«Пришла Коляда – отворяй ворота!» | Раскрыть понятия «обряд», «страшные вечера», познакомить с особенностями гадания. | Разучивание колядок, песенок. | Рассматривание хохломских узоров. Рисование элементов хохломских узоров. | «Слепой козел», «Два мороза» | ||
Февраль Март | Масленица | Беседа воспитателя о первых двух дней Масленицы. Раскрыть понятия «Масленичная неделя», «Сырная Масленица», познакомить с приметами, пословицами и поговорками, обрядами Масленицы. | Знакомство детей с масленичными песнями, их разучивание. Подготовка к празднику «Масленица». | Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Рассказ педагога об истории возникновения матрешки. Рисование семеновской игрушки по образцу. | Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки» | Праздник «Масленица» (на улице) |
Рассказ воспитателя о праздновании остальных дней Масленицы. | Праздник «Широкая Масленица». | Рассказ педагога о ковровской матрешке и процессе изготовления таких кукол. Сравнительное описание детьми | Народные игры «Карусель», «Каравай» | |||
Март Апрель | Алексей – с гор потоки, «Сороки» | Знакомство воспитателя с народным праздником весны. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Загадывание загадок. Разучивание весенних закличек. | Разучивание песен о весне, Подготовка к празднику «Встреча весны» | Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста. Изготовление жаворонков. | Народные игры «Ай да птица, что за птица!», «Родничок» | Праздник «Встреча весны» |
Апрель | Вербное воскресенье | Беседа в «Русской избе». Беседа воспитателя о праздновании Вербного воскресенья. Рассказать о вербе, ритуалах и обрядах связанных с ней. | Представление кукольного театра «Петрушка и доктор» разучивание песен о вербе. | Наблюдение за вербой в уголке природы. Изготовление «вербочек» из природного и бросового материала | Народные игры «Ерыкалице», «Заря – заряница» | Праздник «Светлой Пасхи» |
Пасха | Беседа воспитателя о праздновании Пасхи. Раскрыть понятия «Великий пост», «Чистый четверг», «Крестный ход». Познакомить с традициями и обрядами праздника. | Разучивание пасхальных песен. | Раскрашивание пасхальных яиц. | Народные игры «Вербочка», «Солнышко – ведрышко» | ||
Красная горка | Рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки. | Раскрашивание пасхальных яиц. | Народные игры с пасхальными яйцами: «Бой яйцами», катание яиц с горки. | Развлечение «Красная горка». | ||
Май | Троица | Беседа воспитателя о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «проводов русалок». | Разучивание хороводов, песен о березке. | Расскаоб основных элементах хохломской росписи. Обучение техники хохломских узоров. | Народные игры «Венок», «В кресты», «Водяной» | Праздник «Березки» |
Июль | Иван Купала | Рассказ воспитателя о праздновании Ивана Купалы. Знакомство с обрядами этого праздника. | Подготовка к празднику «Ивана Купалы» | Рисование хохломских узоров, оформление выставки рисунков. | Народные игры «Ручеек», «Горячее место» | Праздник «Ивана Купалы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по созданию предметного пространства способствующего приобщению к истокам народной культуры
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...
Конспект образовательного предложения по приобщению к истокам народной культуры "Печь-матушка"
Тема занятия: «Печь – матушка».Образовательное предложение: приобщение к истокам народной культуры.Содержание: знакомство с печью - главной частью избы.Цель: формирование интереса к жизни, быту и трад...
Педагогический проект "Приобщение к истокам народной культуры"
Педагогический проект был разработан для детей старшего дошкольного возраста...
статья Приобщение к истокам народной культуры
Приобщение к истокам народной культуры....
«Приобщение к истокам народной культуры в детском саду»
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...
Отзыв на НОД, с использованием технологии приобщения к истокам народной культуры,в виде таблицы.
Предлагаю коллегам образец отзыва на НОД в виде таблицы с развернутыми ответами....
Перспективно-тематический план работы МБДОУ № 16 ст.Луковской с детьми второй младшей группы по приобщению к истокам народной культуры, с учетом регионального компонента.
Цель.Воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, город, станицу - где он родился и живет.Задачи.- Формировать интерес к ближайшему окружению – детскому саду, пом...