"Приобщение к истокам народной культуры"
учебно-методический материал на тему

Любовь Сваталова

Интегрированная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_priobshcheniya_k_narodnoy_kulture.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.  

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.

Актуальность

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти- шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Новизна

  1. Формирование национального самосознания, самоидентичности;
  2. Развитие творческих способностей;
  3. Формирование у детей представлений о многообразии народных культур и положительное отношение к ним;
  4. Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка В социально-культурный опыт народа;
  5. Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.

        В «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой не выделено отдельного раздела отражающего задачи по приобщению детей к народной культуре. Но вместе с тем в данной программе предусмотрено знакомство детей с народными культурными традициями русского народа, а также различных народов России и других стран. Данные задачи решаются в процессе организации знакомства детей с народной музыкой, фольклором и подвижными играми.

         В программе «Детство» задачи приобщения к культурным традициям представлены в разделе «Социально-нравственное воспитание». В старшем дошкольном возрасте в программе выделены следующие задачи:

-Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим и т.д.)

-Формирование представлений о многообразии народов мира, об особенностях внешнего вида, национальной одежде, типичных занятия различных народов.

          Среди данных программ следует выделить программу О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам народной культуры». Данная

программа содержит годовой тематический план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающих эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.

Цель:

 Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам народных праздников.

Задачи:

  • изучение теоретических основ традиционной народной культуры;
  • создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;
  • разработка занятий, сценариев, создание картотеки народных игр;
  • использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями;
  • разработка анкет, диагностических карт для выявления готовности родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением.В умении автора:

Форма работы:

  • Ежедневное организованное наблюдение воспитателя с детьми за природой, окружающей действительностью, умело, сочетая наблюдения непосредственного окружения с чтением художественных произведений, использование народного календаря, слушанием музыки, рисованием, рассматриванием картин;
  • Проведение экскурсий в музеи выставочные залы родного города, края;
  • Собеседование с применением методических приемов, как вопросы, сравнивания, индивидуальные задания, обращение к опыту детей;
  • Привлечение детей к участию в народных традиционных праздниках, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу всеобщей радости и веселья («Святки», «Масленица», «Сороки» и др.), а также ознакомление с новыми традициями, обычаями и праздниками;
  • Широкое использование народного фольклора во всех его жанрах: сказки, загадки, пословицы, поговорки игры, небылицы, мифы и легенды, народного песенного творчества (колыбельные, народные песни и танцы, хороводные игры);
  • Ознакомление детей с искусством  народного быта, одеждой, умение увлечь их национальным искусством.

На начало внедрения опыта:

  • дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
  • знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
  • дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
  • У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
  • Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Результаты диагностики на окончание внедрения опыта:

  • дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
  • у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
  • дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
  • у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
  • могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
  • у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
  • Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

У родителей:

  • Познакомились с культурой и традициями своего народов, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
  • Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
  • Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
  • В группе совместно с родителями был создан музей народного быта, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
  • Оформлены фотоальбомы, семейные газеты: «Наши семьи», «Семейные праздники», «Все работы хороши», выставка «Семейные реликвии», «Наш детский сад».
  • Создана картотека подвижных народных игр и фольклора.
  • Организованы и проведены праздники: «Широкая Масленица», «Веселые посиделки», «В гости к нам пришли матрешки», развлечение «Игры наших бабушек».

       Для реализации технологии по приобщению детей к истокам народной культуры у нас в саду были созданы комната прикладного искусства. Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка — это проявление таланта мастерства и неиссякаемого оптимизма художников из народа. Мы живем, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Но для того чтобы ребенок мог соприкоснуться с декоративно - прикладным искусством-рассмотреть. Полюбоваться, подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Для этого мы создали комнату прикладного искусства. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства которые есть в этой комнате помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю. Дети с удовольствием ходят на экскурсию в комнату прикладного искусства.

             Для того чтобы дети могли ближе познакомиться с русским бытом, с русским костюмом, с утварью которым пользовался русский народ у нас в саду есть комната «Русская изба». Здесь дети могут не только увидеть «колыбельку, ухват, самовар, кокошник, коромысло» и многое другое, но и потрогать их своими руками. Ведь все это уже давно нет в магазинах, а в нашей «Русской избе» и по сей, день мы все храним с любовью и уважением к русским традициям.


«Планирование»

План мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников

Дата

Наименование праздников

Вид деятельности

Мероприятия

Познавательное занятие

Музыкальное занятие

Изобразительная деятельность

Физкультурное занятие

Сентябрь

Октябрь

Спас

Беседа воспитателя  о праздниках Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас. Знакомство детей с народными приметами, обычаями, связанными с этими праздниками.

Разучивание народных песен «Пошла млада за водой».

Ознакомление детей с дымковской игрушкой. Рисование элементов дымковских узоров

Народные игры «У дядюшки Трифона», «Огородник»

Осенний праздник

Ноябрь

Кузьма - Демьян

Рассказ воспитателя об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах

Исполнение песни «Прялица»

Лепка дымковского игрушки – петушка и его роспись.

Народные игры «Золотые ворота», «В углы», «Кузнецы»

Праздник «Кузьма – Демьян»

(в избе)

Покров

Беседа воспитателя о празднике Покрова. Загадывание загадок, пословицы, поговорки и приметы.

Разучивание хоровода «Выпал беленький снежок»

Выставка работ «Дымковская игрушка»

Народные игры «Муха», «Кто с нами?»

Развлечение

«Веселые посиделки»

(в избе)

Декабрь

Зимние Святки

Беседа воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок.

Рассказ педагога об обычае  на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Знакомство педагога с хохломской росписью.

Проведение русской народных игр «Бабка Ежка»,

Развлечение «Пришла Коляда – отворяй ворота!»

«Пришла Коляда – отворяй ворота!»

Раскрыть понятия «обряд», «страшные вечера», познакомить с особенностями гадания.

Разучивание колядок,

песенок.

Рассматривание хохломских узоров. Рисование элементов хохломских узоров.

«Слепой козел», «Два мороза»

Февраль

Март

Масленица

Беседа  воспитателя о первых двух дней Масленицы. Раскрыть понятия «Масленичная неделя», «Сырная Масленица», познакомить с приметами, пословицами и поговорками, обрядами Масленицы.

Знакомство детей с масленичными песнями, их разучивание.

Подготовка к празднику «Масленица».

Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Рассказ педагога об истории возникновения матрешки. Рисование семеновской игрушки по образцу.

Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Пятнашки»

Праздник «Масленица»

(на улице)

Рассказ воспитателя о праздновании остальных дней Масленицы.

Праздник «Широкая Масленица».

Рассказ педагога о ковровской матрешке и процессе изготовления таких кукол. Сравнительное описание детьми

Народные игры «Карусель», «Каравай»

Март

Апрель

Алексей – с гор потоки, «Сороки»

Знакомство  воспитателя с  народным праздником весны.

Пословицы, поговорки, приметы праздника. Загадывание загадок.

Разучивание весенних закличек.

Разучивание песен о весне,

Подготовка к празднику «Встреча весны»

Познакомить детей с техникой лепки из соленого теста. Изготовление жаворонков.

Народные игры

«Ай да птица, что за птица!», «Родничок»

Праздник «Встреча весны»

Апрель

Вербное воскресенье

Беседа в «Русской избе». Беседа воспитателя о праздновании Вербного воскресенья. Рассказать о вербе, ритуалах  и обрядах связанных с ней.

Представление кукольного театра «Петрушка и доктор»

разучивание песен о вербе.

Наблюдение за вербой в уголке природы. Изготовление «вербочек» из природного и бросового материала

Народные игры «Ерыкалице», «Заря – заряница»

Праздник «Светлой Пасхи»

Пасха

Беседа воспитателя о праздновании Пасхи. Раскрыть понятия «Великий пост», «Чистый четверг», «Крестный ход». Познакомить с традициями и обрядами праздника.

Разучивание пасхальных песен.

Раскрашивание пасхальных яиц.

Народные игры «Вербочка», «Солнышко – ведрышко»

Красная горка

Рассказ воспитателя об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки.

Раскрашивание пасхальных яиц.

Народные игры с пасхальными яйцами:

«Бой яйцами», катание яиц с горки.

Развлечение

«Красная горка».

Май

Троица

Беседа  воспитателя о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «проводов русалок».

Разучивание хороводов, песен о березке.

Расскаоб основных элементах хохломской росписи. Обучение техники хохломских узоров.

Народные игры «Венок»,

«В кресты», «Водяной»

Праздник «Березки»

Июль

Иван Купала

Рассказ воспитателя о праздновании Ивана Купалы. Знакомство с обрядами этого праздника.

Подготовка к празднику «Ивана Купалы»

Рисование хохломских узоров, оформление выставки рисунков.

Народные игры «Ручеек», «Горячее

 место»

Праздник «Ивана Купалы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию предметного пространства способствующего приобщению к истокам народной культуры

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...

Конспект образовательного предложения по приобщению к истокам народной культуры "Печь-матушка"

Тема занятия: «Печь – матушка».Образовательное предложение: приобщение к истокам народной культуры.Содержание: знакомство с печью - главной частью избы.Цель: формирование интереса к жизни, быту и трад...

Педагогический проект "Приобщение к истокам народной культуры"

Педагогический проект был разработан для детей старшего дошкольного возраста...

статья Приобщение к истокам народной культуры

Приобщение к истокам народной культуры....

«Приобщение к истокам народной культуры в детском саду»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...

Отзыв на НОД, с использованием технологии приобщения к истокам народной культуры,в виде таблицы.

Предлагаю коллегам образец отзыва на НОД в виде таблицы с развернутыми ответами....

Перспективно-тематический план работы МБДОУ № 16 ст.Луковской с детьми второй младшей группы по приобщению к истокам народной культуры, с учетом регионального компонента.

Цель.Воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, город, станицу - где он родился и живет.Задачи.- Формировать интерес к ближайшему окружению – детскому саду, пом...