«Приобщение к истокам народной культуры в детском саду»
проект (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Батурина Юлия Николаевна
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приобщение к истокам народной культуры в детском саду»

 

Дошкольный возраст - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. Время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.  Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть. 

Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников. 

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ « Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры».

Проект ориентирован на четыре  возрастные ступени:

  1. младший возраст  - от 3-4 лет;
  2. средний возраст – от 4-5 лет;
  3. старший возраст – от 5-6 лет;
  4. подготовительную к школе группу от 6 - 7  лет.

Проект  построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения

Основные цели и задачи проекта:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  русские народные подвижные игры.
  2. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.
  3. Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.
  4. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.
  5. Использовать  все виды фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы),  так как  фольклор является  богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Участники проекта

- воспитатели; - музыкальный руководитель;  - дети в возрасте  3-7 лет; - родители (законные представители); - социальные партнеры Верейская школа искусств,

В качестве методов работы были определены: наглядно-действенный, словесно-образный, практический,  статистическая обработка, обобщение и анализ полученных результатов.

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; - чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией; - ответы на вопросы педагога, детей; - проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); - сообщения дополнительного материала воспитателем;

-  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; - разбор  житейских ситуаций; -  проведение  викторин, конкурсов, тематических праздников .

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

-  проведение  игр

- организация  вечеров с родителями, для родителей; - изготовление с детьми наглядных пособий, поделок для выставок ;

- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Пасхальный перезвон.)

Объектом исследования является народные традиционные праздники.

Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для Приобщения к истокам народной культуры  детей дошкольного возраста и их социализации.

Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей  с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной русской культуреВ группах создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

  • «Уголок  народного декоративно- прикладного искусства»,
  • Мини-музей народной старины «Русская изба »

Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам  русской народной культуры, по народным  подвижным играм.

Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

В уголках для родителей  постоянно помещается материал по народному календарю, консультации  по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Масленица» и другие.

Основной формой работы  остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и  подгруппами, и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.

Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

В детском саду  регулярно проводятся народные праздники: Рождественские встречи Масленица, Пасхальный перезвон, Яблочный спас  активными участниками которых являются и взрослые и дети.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора.

Главным показателем успешности праздника является эмоционально  окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведение русских народных праздниках,  в  изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы»,  в  украшении  группы  к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Масленица,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях и семинарах.

Результатами проведенной работы являются:

  1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
  2. Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
  3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в  произведениях изобразительного искусства.
  4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
  6. Используют  атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Механизмы реализации проекта.

- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- Формирование партнерского сообщества сотрудников ДОУ , детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

- Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива  с образовательными и культурными структурами села.

             Ресурсы необходимые для запуска проекта:

 1.  Кадровое обеспечение программы. – воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ, педагогический стаж работы 18 лет.

 2.  музыкальный зал – 1;

3.  наличие специализированных уголков; мини-музей «Русская изба», Уголки Русского народного творчества

3.  Информационное обеспечение.

    наличие Интернета;

   наличие литературы.

   обеспеченность научно-методической литературой;

 

 4 Внешние связи  и социальное партнерство.

 Верейская школа искусств.  

 

Литература

  1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                   учреждение детский сад   № 40

Наро- Фоминский муниципальный район  п. Пионерский

                                     Творческий проект

    «Приобщение к истокам народной культуры

                             в детском  саду»

                                         Автор: Батурина Юлия Николаевна ,

                                           воспитатель МБДОУ детский сад № 40

                                          2015-2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию предметного пространства способствующего приобщению к истокам народной культуры

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе ...

Конспект образовательного предложения по приобщению к истокам народной культуры "Печь-матушка"

Тема занятия: «Печь – матушка».Образовательное предложение: приобщение к истокам народной культуры.Содержание: знакомство с печью - главной частью избы.Цель: формирование интереса к жизни, быту и трад...

Педагогический проект "Приобщение к истокам народной культуры"

Педагогический проект был разработан для детей старшего дошкольного возраста...

статья Приобщение к истокам народной культуры

Приобщение к истокам народной культуры....

истоки народной культуры в детском саду

Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм нужно не навязать ребенку, а породить. Народная культура – это тот базис, ориентир, который заложен в генах русского народа,...

Консультация для родителей "Приобщение к истокам народной культуры через знакомство с устным народным творчеством."

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской культуре через знакомство с устным народным творчеством.  Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...