Мастер-класс "Моделирование в организации познавательно– исследовательской деятельности детей"
методическая разработка на тему
Мастер класс знакомит с использование метода моделирования для активизации познавательно-исследовательских способностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_-_aktivizatsiya_poznavat_sposobnostey.docx | 543.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование в организации познавательно– исследовательской деятельности детей
Основные принципы дошкольного образования, отмеченные в ФГОС дошкольного образования включают: поддержку инициативы детей, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Одна из годовых задач на учебный год это «Развитие познавательно – исследовательских способностей дошкольников в различных видах деятельности». Исходя из этого, сегодня мы поговорим об одном из методов, способствующих развитию познавательной активности детей.
Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю не только реальный мир, но и мир условностей различных знаков, схем, моделей, обозначающих реальные вещи и явления.
Можно считать, что одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, предмет, явление природы; научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами. Приведите примеры
Да это вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п).
Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.
В дидактике выделены три вида моделей:
Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности. ( модель машинки или глобус)
Второй вид - предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.( мнемотаблица)
Третий вид - графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.(план комнаты)
Многие специалисты нашего учреждения уже давно используют метод моделирования в совместной и самостоятельной деятельности детей и в различных видах деятельности. Это:
1.Задания на наглядное моделирование (игры на замещение, на создание образов, анализ строения)
2.В развитие речи : (мнемотаблицы для лучшего запоминая стихотворения, для составления творческого рассказа или по сюжетной картинке, для зарисовки загадок, описания предмета)
3. В математическом развитии (палочки Кюинзера, логические блоки Дьенеша, различнве развивающие игры Воскобовича, головоломки), перфокарты (для изучения геометрических фигур)
4. В процессе ознакомления с природой, окружающим миром и экологическом воспитании (схемы ухода за комнатными растениями, описание животного, растения, рассказ о природном явлении, о времени года)
5. В конструировании при работе со схемами и инструкциями
На сегодняшнем Мастер-классе мы рассмотрим, как можно использовать метод моделирования в различных образовательных областях.
Приглашаю 3 человека.
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Утешает осень: не жалейте лета.
Посмотрите - осень в золото одета!
О каком времени года говорим?
Сейчас научимся составлять красивые предложения про осень. Вам будут предложены загадки. Говорите отгадку и среди предложенных карточек находит подходящую, которая вам напомнит эту отгадку и откладываете их все. Потом выстраиваете их в дорожку и составляете предложение об осени.
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…
(дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце-то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Прилетел я с ветерком
И накрыл избушки.
Воздух словно с молоком,
Подставляйте кружки!
(Туман)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке (гриб)
Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
(Осенние листья)
Зал в это время с помощью опорных картинок составит загадки.
Зачитываем предложение.
Хотелось бы остановится на упражнениях, которые можно выполнить, занимаясь с Блоками Дьенеша. Игры с логическими блоками позволяют
* Развивать пространственные представления.
* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
Представлю вашему вниманию одно из упражнений, которое научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Два пересекающихся между собой обруча. В один нужно поместить все круглые фигуры, в другой – все красные. Дети сталкиваются с тем, что есть и круглые, и красные, учатся рассуждать, что их можно поместить туда, где область пересечения. Аналогично – задание с тремя обручами и разделение по трём признакам.
Мы рассмотрели только небольшую часть использования метода моделирования для активизации познавательных и исследовательских способностей дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
В сообщение делюсь опытом работы, как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"
Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей от 3х до4х лет
В возрасте 3-4 лет у детей преобладает чувственное восприятие. Именно в этом возрасте детям нудно дать почувствовать свою ответственность, причастность к экологическим проблемам. У детей данного возра...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Проект разработан для старшей группы...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Путешествие с Капелькой» по методике О.В.Дыбиной
План-конспект по непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками....
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группе по теме «Воздух» (разработана по методике Н...