Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
материал
В последнее время все более резко наблюдается рост увеличения численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, который осложнен интеллектуальным недоразвитием разной степени выраженности. Психологические особенности таких детей заключаются в снижении или отсутствии потребности в контактах с окружающим миром, стереотипность поведения, искажение процессов эмоционального реагирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihologicheskaya_pomoshch_roditelyam.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В последнее время все более резко наблюдается рост увеличения численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, который осложнен интеллектуальным недоразвитием разной степени выраженности. Психологические особенности таких детей заключаются в снижении или отсутствии потребности в контактах с окружающим миром, стереотипность поведения, искажение процессов эмоционального реагирования.
Многие семьи, воспитывающие детей с нарушениями развития сталкиваются с необходимостью прохождения определенных этапов функционирования семьи. Каждый член семьи должен пройти этот этап, понять каждый из этих этапов, и соответственно принять свою роль на этом этапе.
- Принятие диагноза ребенка и ситуации изменения жизни семьи.
- Определение своей роли в процессе помощи ребенку и принятие на себя ответственности за исполнение этой роли.
- Поддержание функциональности семьи за счет умения находить новые ресурсы, в том числе и эмоциональные.
- Трансформация собственных ценностей и смыслов жизни.
Особенно сильно переживают матери детей с РАС, так как не получают необходимого отклика со стороны своего ребенка. Рост эмоциональной напряженности негативно сказывается на внутрисемейном климате, что в первую очередь ведет к конфликтам не только в детско- родительских отншениях, но и супружеских. Матери очень часто склонны подавлять свои отрицательные эмоции, что нередко приводит к проявлению депрессивных и невротических состояний. Таким образом, семейная ситуация часто не оказывает на ребенка с РАС необходимого позитивного воздействия, а наоборот, усиливает защитные реакции, может стать причиной значительного регресса в психическом развитии ребенка.
Многие родители пытаются самостоятельно, на свой страх и риск, выстраивать личную систему коррекционной помощи для своего, отдельно взятого, ребенка. При этом родители зачастую не обладают ни ресурсами (материальными, эмоциональными, временными и прочее), ни образованием, ни достаточным навыком для этого.
Работа специалистов с ребенком обязательно должна сочетаться с обучением родителей особому аффективному режиму его домашнего воспитания: постоянному эмоционально-смысловому комментарию впечатлений и действий ребенка и происходящего вокруг него, конкретным приемам налаживания с ним игрового и бытового взаимодействия, основанных на развитии разделенного переживания.
Если говорить об оптимальной организации психолого-педагогической помощи, то ребенку с РАС необходимо:
- на первом году жизни - выявить саму угрозу формирования нарушений аутистического спектра и проводить оказание специальной психологической помощи семье в развитии эмоционального контакта, налаживании взаимодействия с ребенком, что позволяет если и не избежать диагноза РАС, то, по крайней мере, значительно улучшить прогноз развития;
- в период раннего возраста, особенно в период постановки диагноза РАС, семье нужна психологическая поддержка, получение информации о специфике трудностей ребенка, обучение эффективным методам его воспитания и своевременное начало специальных занятий ребенка с психологом и другими специалистами;
- в дошкольном возрасте, т.е. в период наиболее выраженных проявлений детского аутизма (заострения трудностей эмоционального контакта и поведенческих проблем, выявления искажения психического развития) семье по-прежнему необходима не только психологическая поддержка, но и работа с ребенком. Ребенку необходимы индивидуальные занятия с психологом и, в случаях выраженной задержки развития, с логопедом и дефектологом, специально подготовленным к работе с такими детьми;
- в старшем дошкольном возрасте всем таким детям, помимо сохранения регулярных занятий с психологом, для подготовки к школе требуются индивидуальные занятия с педагогом, а также введение в детскую группу (в условиях специального сопровождения), расширяющую опыт социального взаимодействия.
Психологическое сопровождение семей воспитывающих детей с РАС ведется по следующим направлениям: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическое просвещение, психологическая профилактика и психологическая коррекция.
Помощь родителям должна быть направлена, в первую очередь, на создание доверительных отношений и оказание эмоциональной поддержки. Важно уделять внимание по формированию у родителей адекватного позитивного образа ребенка, уважительного отношения к его индивидуальным особенностям. Исходя из этого, вести работу по формированию единой системы требований.
Важно помнить о том, что одним из основных средств насыщения бытового уклада моментами, которые объединяют ребенка и взрослого, является эмоционально-смысловой комментарий. В полном объеме его могут осуществить только близкие люди, с пониманием и участием проговаривая сначала для ребенка, а потом, в идеале, вместе с ним все то, что каждодневно с ними происходит.
Литература:
- Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Психология.- 1986.- №4.- С. 22-28.
- Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие: Хрестоматия/ ред. И.Р. Добряков, О.В. Защиринская.- СПб: Речь, 2007. 400 с.
- Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ ред. В.И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 2003.- 408 с.
- Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология.- 1998.- №4- С. 17-26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...
"Психолого-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра"
В материале описываются основные признаки расстройств аутистического спектра у детей, диагностические методики для выявления РАС, особенности организации коррекционной работы с аутичными детьми....
Методические рекомендации по организации работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.
Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны...
ПРОЕКТ психолого-педагогического сотрудничества с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Цель проекта: Организация сотрудничества, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция о...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра
Статья адресована в помощь родителям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
В последнее время все чаще наблюдается увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, осложненный интеллектуальным недораз...
Конспект занятия по аппликации «Ромашка — символ семьи» для детей с расстройством аутистического спектра
Конспект занятия по аппликации «Ромашка — символ семьи» для детей с расстройством аутистического спектра...