Консультация для логопедов "Система ранней помощи для детей с ОВЗ"
консультация на тему
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_rannyaya_pomoshch.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое ранняя помощь?
Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям и их семьям, направленных на раннее выявление детей, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет;
Кого можно отнести к группе для оказания ранней помощи?
Группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития.
Основные критерии отнесения ребенка к категории нуждающихся в ранней помощи:
- возраст ребенка от рождения до 3-х лет;
- наличие интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных, двигательных, речевых недостатков развития, их сочетаний или риска их возникновения;
- наличие потребности в специальном комплексном сопровождении;
- семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми группы риска раннего возраста.
Какие факторы актуализируют необходимость развития вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям?
- низкое качество репродуктивного здоровья родителей;
- снижение уровня здоровья детей от рождения до младшего школьного возраста;
- дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
- накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;
- высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.
Основанием для разработки системы ранней помощи являются:
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»:
- Поручение Правительства РФ от 18 апреля 2013 года по итогам
- В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепции).
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом числа новорождённых с патологией, с наличием нарушений натального и постнатального периода, с увеличением количества детей-инвалидов в Российской Федерации. В структуре причин инвалидности отмечаются психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, болезни нервной системы.
В рамках реализации служб ранней помощи необходимо использовать основные нормы, положения и условия, указанные в Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации.
Целью Концепции является разработка основных принципов и положений для создания условий предоставления услуг ранней помощи, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы.
Направления работы службы ранней помощи в ДОУ
1. Диагностическое направление.
Осуществление деятельности по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи.
2. Коррекционно-развивающее направление.
Обеспечение помощи в выборе индивидуального образовательного маршрута; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.
3. Консультативное направление.
Реализация специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс.
4. Информационно-просветительское направление.
Обеспечение поддержки общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями.
Услуги ранней помощи оказываемые детям и их семьям?
- Услуги на этапе выявления ребенка, нуждающегося в ранней помощи, и включения в программу ранней помощи:
- выявление детей;
- Информирование о ребенке организаций или служб, отвечающих за предоставление ранней помощи ребенку и его семье.
- Услуги на этапе вхождения ребенка и семьи в группу получателей ранней помощи:
- установление нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи, информирование родителей (законных представителей) о программе ранней помощи;
- обследование (оценка) развития ребенка и среды (семьи) для последующего составления индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;
- разработка индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;
- Услуги на этапе реализация индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи:
- координация и сопровождение реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;
- консультирование и обучение членов семьи;
- социально-психологические услуги, психологическая помощь ребенку и семье;
- формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка;
- формирование и развитие речи, навыков общения ребенка;
Актуальность создания системы ранней помощи
Актуальность реализации данного направления обусловлена:
- расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовности детей с ОВЗ и инвалидностью к интеграции в ДОУ,
- с наличием региональных различий в положении детей с ОВЗ, инвалидностью, их семей, отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи,
- потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточная эффективность использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей,
- значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения,
- необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развития ребенка и началом целенаправленной коррекционной работы,
- необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребёнка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Организация и проведение мероприятий системы ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Буклет к семинару для учителей-логопедов "Организация и проведение мероприятий системы ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья"...
Особенности ранней помощи для детей с ОВЗ
Известно, что дети с ОВЗ испытывают затруднения при взаимодействии с социальной средой. Недостаточный уровень сформированности коммуникативных качеств детей с ОВЗ затрудняет адаптацию в обществе. Ак...
консультация в рамках ранней помощи детям по теме "10 правил изменения проблемного поведения ребенка"
В идеале, Вы должны быть членами одной команды, чтобы достичь успеха. Потренируйте с ним новое поведение, которое призвано заменить проблемное, чтобы он знал, как правильно его использовать....
Консультация в консультативном пункте в рамках ранней помощи "Воспитание детей с речевыми нарушениями"
Правила воспитания детей с речевыми нарушениями...
Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"
Служба ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а так же детей группы риска МАДОУ "Детский сад №3 "Ромашка"...
Методическая разработка развивающих занятий в рамках службы ранней помощи для детей раннего дошкольного возраста (с 1 года до 3 лет)
Данная Методическая разработка создана для развития детей от 1 года до 3-х лет. Методической основой являются методические пособия Галановой А.С. «Психическое и физическое развитие ребенка...