ОД по познавательно - исследовательской деятельности "Почему птицы улетают?"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Понять зависимость изменений в жизни птиц от изменений в неживой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_o_ptitsah.doc | 580.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 9 «Теремок»
Почему птицы улетают?
Разработала:
Кондрашова Наталья Андреевна,
Воспитатель
г.о. Красноуральск
НОД по познавательно - исследовательской деятельности
«Почему птицы улетают?»
(подготовительная группа)
Цель: Понять зависимость изменений в жизни птиц от изменений в неживой природе.
Задачи:
- Систематизировать знания о птицах;
- Развивать познавательный интерес к жизни птиц;
- Создать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу;
- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Предварительная работа:
- беседа «Перелетные и зимующие птицы»
- наблюдение за птицами во время прогулок;
- чтение художественной литературы (С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», И.Тургенев «Воробей», В. Маяковский «Мы вас ждем, товарищ птица, от чего вам не летится?»)
- рисование «Птицы».
Материалы и инструменты:
- Емкость с почвой;
- Мелкие предметы;
- Вата;
- Веточки рябины, зерна;
- Муляжи клювов разных птиц (приложение 1);
- Карточки с изображением птиц.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, давайте с вами возьмёмся за руки, чтоб создать хорошее настроение и начнем наш день с улыбки:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
А о чём, будет наше сегодняшнее занятие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - …?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Конечно, это птицы. Дети, вы уже знаете, что птицы делятся, на перелётных и зимующих. Назовите мне перелётных и зимующих птиц.
Дети называют.
Воспитатель: Молодцы, вы назвали много птиц. Давайте рассмотрим птиц.
Воспитатель: Какие птицы изображены на картинках?
Дети: Ворона, воробей, ласточка.
Воспитатель: Правильно, ребята. А давайте сравним этих птиц: чем они похожи и чем отличаются?
Дети: У всех птиц есть голова, туловище, которое покрыто перьями, два крыла, две лапки и хвост. Отличаются птицы размером, окраской, местом обитания, типом питания, форме клюва.
Воспитатель: А чем питаются эти птицы?
Дети: Ласточка питается насекомыми, ловит их на лету. Воробей питается ягодами, хлебными крошками, зернами. Ворона питается съедобными остатками еды, которые человек выбрасывает на помойку, плодами растений, падалью.
Физкультминутка:
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
Воспитатель: Кто же из этих птиц может остаться с нами зимовать?
Дети: Ворона и воробей, потому что они зимующие, а ласточка — перелетная птица.
Воспитатель: А давайте проверим, на самом ли деле ворона и воробей могут с нами зимовать, а ласточка нет.
Возьмите емкость с почвой, положите мелкие предметы. Предположим, что вата - это снег и накроем ей почву. Из набора муляжей клювов выберите тот, который способен достать себе пропитание из — под снега.
Дети подбирают соответствующий муляж клюва.
Воспитатель: Найдите картинку птицы с таким же клювом.
Вывод: Ворона сможет достать себе пропитание из — под снега, потому что у нее большой и длинный клюв.
Теперь возьмите веточку рябины и подберите муляж клюва, способный сорвать ягоды с ветки. (Дети подбирают) Найдите картинку птицы с таким же клювом.
Вывод: Воробей может срывать зимой ягоды с дерева, поэтому может не улетать в теплые края, так как ему есть чем питаться.
А теперь возьмите оставшиеся муляжи клювов и найдите соответствующие картинки птиц и объясните, почему эти птицы должны улететь.
Дети: Ласточки питаются насекомыми, у них острые и маленькие клювы, они не смогут достать пищу из — под снега или сорвать с дерева плоды рябины, поэтому они улетят.
Воспитатель: Наступление зимы и изменения в природе заставляют некоторых птиц покидать свои места обитания и улетать в теплые края, где им есть, чем питаться.
Итог:
Ребята, понравилось вам занятие?
Чем мы сегодня занимались?
Что нового вы узнали?
Какие особенности строения клювов птиц вы запомнили?
Ребята, вы сегодня очень старались и были активны. Молодцы!
Приложение 1.
1. Из листа делаем квадрат. Можно клюв сделать также и из прямоугольника, просто он получится более вытянутый. 2. Сгибаем его посередине и края к центру. Должно получиться так 3. Уголки загибаем внутрь с одной стороны. | |
4. Также уголки загибаем с другой стороны и серединные тоже (неважно в какую сторону) 5. Заготовка 6. Соединяем вместе 7. На середине делаем надрезы с двух сторон примерно 0,5 см. 8. Осталось согнуть получившийся клюв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательская деятельность "Птицы - доктора леса"
Познавательно - исследовательская деятельность для детей среднего дошкольного возраста...
Познавательно - исследовательский проект "Птицы - наши друзья"
Проект "Птицы - наши друзья" Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....
Познавательно-исследовательское занятие "Птицы"
Знакомство, создание интереса к миру птиц....
Познавательно-исследовательский проект «Птицы в нашем городе»
Познавательно-исследовательский проект «Птицы в нашем городе»...
Познавательно-исследовательский проект "Птицы нашего края"
Обоснование актуальности проектаВзаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицат...
Познавательно-исследовательская деятельность «Птицы родного края», старший дошкольный возраст
Программно-методические материалы по актуальным проблемам педагогического сопровождения совместной проектной и исследовательской деятельности взрослых и детей дошкольного возраста....
Познавательно-исследовательская деятельность / окружающий мир/ НОД проводится в коридоре оформленной РППС «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы
15 яваря- всемирный день зимующих птиц.Большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода. Человек может помочь птицам пережить стужу. А для этого нужно знать, какие птицы зимуют, чем питаются и...