ОД по познавательно - исследовательской деятельности "Почему птицы улетают?"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Дерябина (Кондрашова) Наталья Андреевна

Понять зависимость изменений в жизни птиц от изменений в неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_o_ptitsah.doc580.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 «Теремок»

Почему птицы улетают?

Разработала:

Кондрашова Наталья Андреевна,

Воспитатель

г.о. Красноуральск

НОД  по познавательно - исследовательской деятельности

«Почему птицы улетают?»

(подготовительная группа)

Цель: Понять зависимость изменений в жизни птиц от изменений в неживой природе.

Задачи:

  1. Систематизировать знания о птицах;
  2. Развивать познавательный интерес к жизни птиц;
  3. Создать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу;
  4. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Предварительная работа:

  • беседа «Перелетные и зимующие птицы»
  • наблюдение за птицами во время прогулок;
  • чтение художественной литературы (С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», И.Тургенев «Воробей», В. Маяковский «Мы вас ждем, товарищ птица, от чего вам не летится?»)
  • рисование «Птицы».

Материалы и инструменты:

  1. Емкость с почвой;
  2. Мелкие предметы;
  3. Вата;
  4. Веточки рябины, зерна;
  5. Муляжи клювов разных птиц (приложение 1);
  6. Карточки с изображением птиц.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, давайте с вами возьмёмся за руки, чтоб создать хорошее настроение и начнем наш день с улыбки:

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

А о чём, будет наше сегодняшнее занятие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - …?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Конечно, это птицы. Дети, вы уже знаете, что птицы делятся, на  перелётных и зимующих. Назовите мне перелётных и зимующих птиц.

Дети называют.

Воспитатель: Молодцы, вы назвали много птиц. Давайте рассмотрим птиц.

Воспитатель: Какие птицы изображены на картинках?

Дети: Ворона, воробей, ласточка.

Воспитатель: Правильно, ребята. А давайте сравним этих птиц: чем они похожи и чем отличаются?

Дети: У всех птиц есть голова, туловище, которое покрыто перьями, два крыла, две лапки и хвост.  Отличаются птицы размером, окраской, местом обитания, типом питания, форме клюва.

Воспитатель: А чем питаются эти птицы?

Дети: Ласточка питается насекомыми, ловит их на лету. Воробей питается ягодами, хлебными крошками, зернами. Ворона питается съедобными остатками еды, которые человек выбрасывает на помойку, плодами растений, падалью.

Физкультминутка:

Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают. (машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто. 

Воспитатель: Кто же из этих птиц может остаться с нами зимовать?

Дети: Ворона и воробей, потому что они зимующие, а ласточка — перелетная птица.

Воспитатель: А давайте проверим, на самом ли деле ворона и воробей могут с нами зимовать, а ласточка нет.

Возьмите емкость с почвой, положите мелкие предметы. Предположим, что вата - это снег и накроем ей почву. Из набора муляжей клювов выберите тот, который способен достать себе пропитание из — под снега.

Дети подбирают соответствующий муляж клюва.

Воспитатель: Найдите картинку птицы с таким же клювом.

Вывод: Ворона сможет достать себе пропитание из — под снега, потому что у нее большой и длинный клюв.

Теперь возьмите веточку рябины и подберите муляж клюва, способный сорвать ягоды с ветки. (Дети подбирают) Найдите картинку птицы с таким же клювом.

Вывод: Воробей может срывать зимой ягоды с дерева, поэтому может не улетать в теплые края, так как ему есть чем питаться.

А теперь возьмите оставшиеся муляжи клювов и найдите соответствующие картинки птиц и объясните, почему эти птицы должны улететь.

Дети: Ласточки питаются насекомыми,  у них острые и маленькие клювы, они не смогут достать пищу из — под снега или сорвать с дерева плоды рябины, поэтому они улетят.

Воспитатель: Наступление зимы и изменения в природе заставляют некоторых птиц покидать свои места обитания и улетать в теплые края, где им есть, чем питаться.

Итог:

Ребята, понравилось вам занятие?

Чем мы сегодня занимались?

Что нового вы узнали?

Какие особенности строения клювов птиц вы запомнили?

Ребята, вы сегодня очень старались и были активны. Молодцы!


Приложение 1.

1. Из листа делаем квадрат. Можно клюв сделать также и из прямоугольника, просто он получится более вытянутый.

2. Сгибаем его посередине и края к центру. Должно получиться так

3. Уголки загибаем внутрь с одной стороны.

4. Также уголки загибаем с другой стороны и серединные тоже (неважно в какую сторону)

5. Заготовка

6. Соединяем вместе

7. На середине делаем надрезы с двух сторон примерно 0,5 см.

8. Осталось согнуть получившийся клюв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская деятельность "Птицы - доктора леса"

Познавательно - исследовательская деятельность для детей среднего дошкольного возраста...

Познавательно - исследовательский проект "Птицы - наши друзья"

Проект "Птицы - наши друзья" Цель: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Познавательно-исследовательское занятие "Птицы"

Знакомство, создание интереса к миру птиц....

Познавательно-исследовательский проект «Птицы в нашем городе»

Познавательно-исследовательский проект «Птицы в нашем городе»...

Познавательно-исследовательский проект "Птицы нашего края"

Обоснование актуальности проектаВзаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицат...

Познавательно-исследовательская деятельность «Птицы родного края», старший дошкольный возраст

Программно-методические материалы по актуальным проблемам педагогического сопровождения совместной проектной и исследовательской деятельности  взрослых и детей дошкольного возраста....

Познавательно-исследовательская деятельность / окружающий мир/ НОД проводится в коридоре оформленной РППС «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы

15 яваря- всемирный день зимующих птиц.Большое количество птиц гибнет в зимние холода от голода. Человек может помочь птицам пережить стужу. А для этого нужно знать, какие птицы зимуют, чем питаются и...