Познавательно-исследовательский проект «Птицы в нашем городе»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познавательно-исследовательский проект «Птицы в нашем городе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy_v_nashem_gorode_starshaya_gr.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 225»
г. Саратова
Познавательно-исследовательский проект «Птицы в нашем городе»
в старшей группе
Воспитатель старшей группы: М.Б. Шеленок |
Познавательно-исследовательский проект «Птицы в нашем городе»
Актуальность проекта:
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицательно влияет как на самих людей, так и на все живые организмы вокруг. Для решения этих проблем нужно с раннего детства повышать экологическую культуру и сознание человека.
В экологической проектной деятельности дошкольник имеет возможность не только узнать новую информацию о природе, но и стать исследователем объектов природы (в данном случае, птиц), самостоятельно экспериментировать, вычленять простейшие закономерности, искать пути решения экологических проблем.
Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию мы считаем знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. В большом городе птицы живут бок обок с нами и радуют нас своим пением и красочными нарядами. За ними проще наблюдать. Им можно помочь без особых усилий. Каждый ребёнок сможет внести свою лепту в решение экологических проблем, а, значит, в его сознании уже будет заложено с детства: «Природу надо охранять, и я знаю, как это делать!»
Новизна:
- использование проектного метода в познавательно-исследовательской деятельности детей;
- интеграция образовательных областей и детских видов деятельности в рамках одной темы.
Гипотеза проекта:
Формирование экологической культуры личности дошкольника будет проходить успешно, если будут созданы определённые условия:
- Повышение интереса к объектам природы (птицам) через познание новой информации о них.
- Создание условий для опытно-экспериментальной деятельности.
- Создание условий для природоохранной деятельности (экологические акции).
- Повышение интереса родителей к совместной деятельности по охране птиц нашего города.
Объект исследования:
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников экологической направленности.
Предмет исследования:
Совместная и самостоятельная экологическая деятельность детей по теме проекта.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры и ценностного отношения к объектам живой природы через развитие интереса к птицам.
Задачи:
- развивать интерес к птицам родного города;
- формировать у детей умения и навыки по охране и помощи птицам;
- способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
- развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
Методы исследования:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, чтение, викторина, придумывание загадок, сказок, доклады);
2) наглядные (показ презентаций, демонстрация репродукций, иллюстраций, наглядных пособий и т.д.);
3) практические (изготовление кормушек, прослушивание голосов птиц, звуков природы, физкультминутки, прогулки, целевые экскурсии, опыты и эксперименты);
4) творческие (импровизации, рисование);
5) игровые (пальчиковые, дидактические, настольные игры);
5) методы контроля (диагностика, опрос).
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели
Сроки реализации: октябрь 2018 г. – апрель 2019 г.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей и воспитанников;
- гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира — птицам;
- проявление детской инициативы и самостоятельности в исследовательской деятельности дошкольников;
- освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
- пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию.
Продукты проекта:
- Изготовление кормушек для птиц
- Выставка детских изобразительных работ «Птицы нашего города»
- Развлечение «Птица-синица в воду глядится» (сценарий)
- Презентация «Птицы в нашем городе»
- Дипломы участия в детском творческом конкурсе
План деятельности по проекту: «Птицы в нашем городе»
№ | Время проведения | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями | ||
Начальный этап: | |||||
1 | Октябрь | Определение темы проекта, составление плана деятельности по проекту, изучение методической литературы по данной тематике. Проведение диагностики. Формулирование проблемы детям, ввод в игровую ситуацию (Задания 1, 2, 3) | Проведение опроса родителей с целью выявления заинтересованности в проекте. Ознакомление родителей с планом проекта. | ||
Практический этап: | |||||
2 | Ноябрь | Рассматривание наглядных пособий «Строение птиц» (Задание 5) Рисование птиц в совместной (самостоятельной) изобразительной деятельности (Задание 4) Чтение стихов и загадок о птицах (Задание 7); Разучивание пальчиковой игры: «Полёт птиц» (Задание 6) Игры-импровизации по теме (Задание 8); Дидактическая игра: «Хлопни, шлёпни» (Задание 9) Целевая прогулка, беседа, наблюдения за птицами (Задание 10) Участие в детском конкурсе рисунков и поделок Рассматривание кормушки (готовое изделие, чертежи, модели) Моделирование кормушки для птиц из разных материалов в совместной и самостоятельной игровой деятельности | Прогулки в осенний парк, сквер; наблюдения за птицами, беседы. Изготовление кормушек для птиц | ||
4 | Декабрь | Беседа о местах проживания птиц в городе (Задания 11,12) Рассказ воспитателя о самых распространённых видах птиц в нашем городе (Задание 14); Дидактическая игра: «Узнайте птицу» (Задание 13) Викторина: «Птицы» (Задание 19); Слушание дисков «Звуки природы», «Пение птиц» (Задание 15) Опытно-экспериментальная деятельность: «Исследование перьев птицы», «Исследование следов птиц на снегу», «Почему птицы летают?» (Задания 16, 17, 18) | Рассматривание, чтение познавательной литературы о воробье, голубе и вороне Чтение стихов и загадок о птицах | ||
5 6 | Январь | Рассказ воспитателя об условиях проживания птиц, их охране в Саратовской области (Задания 20, 21) Чтение рассказов «Воробьиное бюро погоды», «Воробушек» (Задания 22, 24), Разучивание физкультминутки «Мы кормушку смастерили…» (Задание 23) Драматизация «Угощение для птиц» (Задание 25) Конкурс рисунков «Кормим птиц» (Задание 26) | Чтение рассказов о птицах Изготовление театра на палочке «Птицы нашего города» Совместное рисование птиц | ||
7 | Февраль | Дидактические игры: «Птичья фамилия», «Представь себя птицей», «Разговор птиц» (Задания 27, 28, 29) Отгадывание загадок о птицах (Задание 34) Описание птицы по картине (Задание 35) Беседа «Птицы в жизни человека» (Задание 36) Самостоятельная театрализованная деятельность «Птичья столовая», «Птичьи споры» | Рассматривание Красной книги Саратовской области (раздел «Птицы»), беседа | ||
8 | Март | Дидактическая игра: «Доброе дело» (Задание 37) Заключительная беседа с Волшебником «Добрые советы» (Задания 39, 40, 41, 42); Игра-импровизация «О чём поют птицы» (Задание 38) Развлечение «Птица-синица в воду глядится» (О.С.Рудик, с.166); Показ презентации «Птицы в нашем городе» Выставка детских изобразительных работ «Птицы нашего города» | Маршрут выходного дня: посещение Саратовского областного музея краеведенья, экскурсия «Загадки живой природы» | ||
Итоговый (обобщающий) этап: | |||||
9 | Апрель | Проведение диагностики. Анализ выполнения проекта, оценка полученных результатов, подготовка отчёта по проекту. Оформление экспертного листа | Проведение опроса родителей с целью выявления удовлетворённости проектом |
Используемая литература:
1. Учебно-методическое пособие ФГБОУ ВПО «Саратовский университет им. Н.Г. Чернышевского факультета психолого-педагогического и специального образования по экологическому образованию детей Эколого-образовательный проект «Птицы в нашем городе» (под ред. Е.Е. Морозовой, Е.Г. Евдокимовой, О.А. Исаевой, Ю.В. Вестерниной, О.А. Федоровой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»
Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...
Познавательно – исследовательский, творческий проект «Деревья - наши друзья»
Цель проекта: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста; воспитывать бережное от...
Экологический познавательно-исследовательский семейный проект «Деревья наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта:Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...
Проект познавательно-исследовательской деятельности «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их о...
Познавательно - исследовательский методический проект "Сердце города - в его кремле"
Для педагогов:повысить педагогическое мастерство воспитателей, создать атмосферу творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы по нравственно -патриотическому воспитани...
Познавательно - исследовательский проект "По улицам нашего города" для среднего дошкольного возраста
Тема проекта «По улицам нашего города»Вид проекта: Познавательно - исследовательскийПродолжительность проекта: Краткосрочный с 15.09.2017г по 01.10.2017гУчастники проекта: Воспитатели...