Познавательно-исследовательское занятие "Птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомство, создание интереса к миру птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_-_ptitsy.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия на тему:
«Наши крылатые соседи по планете»
для детей 6-7 лет
Автор-составитель: воспитатель
Михайлова РенатаФедоровна
Программное содержание:
Закрепить знания детей о птицах, проживающих на территории России и Чувашской Республики; расширять представление об особенностях внешнего вида птиц, их приспособленности к полету; познакомить с деятельностью людей по охране диких животных в нашей стране (Красная книга РФ, заповедники) с современными интермедийными технологиями (интерактивное телевидение).
Ввести в активный словарь детей название редких птиц, занесенных в Красную книгу, названия заповедников Чувашской Республики; закрепить в речи детей слова обозначающие особенности оперения птиц (перья маховые, полётные, пуховые, кроющие).
Воспитывать гуманное отношение к живой природе, птицам; учить правильному поведению в природе.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами на участке, в лесу;
- знакомить с художественной литературой «Птицы в нашем лесу»
В. Чаплина, «Птицы» мини-энциклопедия в картинках;
- рассматривание иллюстраций с птицами;
- отгадывание загадок;
- рисование плакатов: «Птицы – наши друзья!»;
- художественно-продуктивная деятельность: рисование на тему:
«Воробушек», лепка на тему: «Птичье гнездо»;
- слушание романса Алябьева С. «Соловьи».
Оборудование:
- картина с изображением птиц
- карточки с графическими обозначениями правил поведения в лесу
- маски-шапочки птиц,
- «Паспорта для птиц» (заготовки)
- ноутбук
- фонограмма с птичьими голосами
- птичьи перья
- цветные карандаши
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня утром я посмотрела в окно и увидела на нашей кормушке синичку. Мы с вами каждый день ее подкармливаем, и она звонко поет свои песни нам за благодарность. Она знает, что здесь она без обеда никогда не останется. А у вас дома есть кормушка на окне? Вы любите подкармливать птиц? Ведь им очень тяжело переносить холодные зимние дни (ответы детей).
Хотели бы вы, ребята, узнать о жизни птиц больше? Предлагаю вам поучаствовать в интерактивной телевизионной передаче под названием «Интересное в мире птиц!» Нужно быть очень внимательным, отвечать на вопросы ведущего быстро и четко. Приглашаю пройти в видеозал, усаживайтесь поудобнее.
(Видеозапись)
Телеведущая: Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня мы будем говорить о птицах. На земле существует многообразный мир птиц, насчитывается около 9 тысяч видов, все они разные, непохожие, интересные. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весом всего в несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие которые вовсе не могут летать. У каждой птицы есть свое место проживания. Одни птицы живут в лесу, другие в горах, или только на берегу моря. Некоторые птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные, которые поедают зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют себе гнезда на земле или на ветвях деревьев и кустов. Там они выводят птенцов.
К сожалению, человек долго жил с уверенностью, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. Многие растения, животные (в том числе и птицы) исчезли совсем или находятся на грани вымирания. Вот поэтому люди создали «Красную книгу», куда были занесены исчезающие виды. Их еще можно спасти, поэтому вы должны их знать, это: чёрный аист, малый лебедь, беркут, фламинго, мандаринка, розовый пеликан и многие др.
Представлю гостя нашей передачи. Это член общества защиты природы Мария Ивановна Петрова.
- Добрый день, Мария Ивановна, Скажите, пожалуйста, какие птицы занесены в Красную книгу нашей Республики?
- Здравствуйте, дорогие зрители. В Чувашской Республике тоже есть птицы, которые занесены в Красную книгу – это журавль, аист, перепел и др.
- Есть ли в нашей Республике заповедники?
- Конечно да, это Цивильский заповедник, Шумерлинский и Ибресинский заповедники. Где есть специалисты, которые заботятся и охраняют наших птиц и зверей.
- Правда ли, что существуют птичий зоопарк?
- Далеко на западе от Испании, в просторах Атлантического океана, находится Канарские острова. В 1985 году на одном из них был создан птичий зоопарк «Пальмитос парк». Зоопарк специализируется на разведении в неволе редких и исчезающих видов птиц.
Гордостью зоопарка является богатый подбор попугаев, фазанов и других птиц. Зоопарк пользуется большой популярностью у многочисленных туристов и радует глаз отдыхающих.
- Спасибо, Вам большое, на этом мы заканчиваем нашу передачу, до свидание! До новых встреч!
Воспитатель: Как много интересного мы узнали о мире птиц. Продолжим знакомство и поиграем в игру «Паспорта для птиц». Вам надо заполнить заготовки, сначала найти имя птицы, потом нарисовать где она живет и в последней графе, чем питается (самостоятельное заполнение «паспортов»).
Покажите и расскажите, какие «птичьи паспорта» у вас получились (индивидуальные рассказы детей). Замечательно, вы очень хорошо справились заданием.
Воспитатель: Внимание, послушайте, чьи это звуки? Птичьи голоса приглашают нас в лес на прогулку. Ребята, а ведь мы с вами не одни находимся на полянке, посмотрите, сюда кто-то спешит.
Инсценировка «Случай в лесу»
(появляются плачущие мальчики- «воробьи»)
Воспитатель: Что случилось воробьишки?
1-ый воробей: Нас обидел злой мальчишка.
2-ой воробей: Он нам лапки отдавил.
1-ый воробей: И гнездо наше разорил (появляется плачущая сорока).
Воспитатель: Сорока-красавица, что в лесу случилось?
Скажи, какое горе с тобою приключилось?
Сорока: Мальчик злой меня поймал, крылышко он мне сломал.
Не могу теперь летать, как же мне не горевать?
Воспитатель: Как зовут злого мальчика, который вас обидел?
Воробьи: Егор!
Воспитатель: А где же его найти?
1-ый воробей: Он лежит под кустом музыку слушает.
Воспитатель: Подойди сюда Егор, серьезный будет разговор.
Много бед ты натворил: гнездо у птичек разорил,
Поломал в лесу кусты, на поляне рвал цветы,
Сороке ты крыло сломал, а ведь ты уже не мал!
Мы не пустим тебя в лес, уходи из этих мест!
Воробьи и сорока: Уходи из нашего леса!
Егор: Не гоните меня, я не знаю как правильно вести себя в лесу.
Воспитатель: Ребята! Давайте научим Егора правилам поведения в лесу. (Дети выстраиваются полукругом, по карточкам с графическими обозначением объясняют правила поведения в лесу).
Егор: Дорогая, сорока, тебя я пожалею, и крылышко твое дыханием согрею. А вам воробьишки-трудяги, я домик опять соберу, а мусор и соринки домой заберу (собирает мусор и сорванные цветы). Вы простите, простите меня, я не буду природу губить! И только в лес как в гости, буду к зверятам ходить.
Воспитатель: Аплодисменты артистам! Какое получилось чудесное представление!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем птицы отличаются от животных? (ответы детей). Действительно, у всех птиц тело покрыто перьями. Это называется оперенье. Оперенье у каждой птицы разного цвета: черного, желтого, белого, а у кого-то можно увидеть несколько цветов сразу. Перья птиц играют большую роль при их полете.
Предлагаю провести эксперимент. Приглашаю пройти в нашу лабораторию. На столе лежат листочки бумаги. Возьмите один и скомкаете его в шарик, а теперь осторожно выпустите шарик из рук, что произошло? (упал вниз). Возьмите другой лист, и также осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Лист плавно опустился, лист полетел). Как вы думаете, почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой вывод можно сделать? (Бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе). Правильно, не скомканный лист падает, а широкий - опирается на воздухе за счет того, что у него большая поверхность и не падает, а летит. Бумажный шарик маленький, поверхность небольшая, поэтому он падает.
Воспитатель: Посмотрите, как расположены крылья у птицы, когда она находится на земле? (Показ иллюстрации).
Дети: Сложены на туловище.
Воспитатель: Как расположены крылья у птицы, когда она находится в воздухе?
Дети: Расправлены.
Воспитатель: А как вы думаете, оперенье птиц состоит из одинаковых перьев?
Дети: Нет.
Воспитатель: Посмотрите, на подносе лежат перья. Одинаковы ли они? Чем они различаются друг от друга?
Дети: Размером, цветом, строением.
Воспитатель: Большие перья – помогают птице летать и называются маховыми. Догадайтесь, почему? (воспитатель показывает перо) Возьмите маховое перо в руки, обследуйте его, какое оно на ощупь?
Дети: Плотное, жесткое, большое.
Воспитатель: У махового пера стержень пустой (воспитатель показывает). Как вы думаете, почему?
Дети: Чтобы птице была легче, могла летать.
Воспитатель: А где у птиц расположены маховые перья?
Дети: На крыльях, хвосте.
Воспитатель: При полете для птиц главное – это крылья и хвост, потому что с раскрытыми крыльями и хвостом птицы как бы опираются в воздухе, отталкиваются от него и летят. Когда крылья опускаются, перья плотно прижимаются друг к другу, птица уже не летит.
Перья поменьше, пушистые – пуховые. Как вы думаете почему, почему так они называются? (ответы детей) Пуховые перья мельче, чем маховые, мягкие, пушистые. Они защищают птиц от холода. Посмотрите, потрогайте их. Какие они нежные, стержень у них тоненький. Пуховые перья у птиц растут на туловище, голове, лапах. Вот какое интересное оперенье у птиц: и летать помогает и от холода защищает.
Наше занятие подошло к концу. Поделитесь впечатлениями. Кому, что запомнилось, понравилось? У кого есть вопросы? Помните, что наши соседи по планете, птицы и звери, нуждаются в нашей защите. Изучайте загадочный мир природы и вам откроются удивительные тайны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...