Познавательно-исследовательская деятельность «Птицы родного края», старший дошкольный возраст
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Программно-методические материалы по актуальным проблемам педагогического сопровождения совместной проектной и исследовательской деятельности взрослых и детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ageeva_n.v.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программно-методические материалы по актуальным проблемам педагогического сопровождения совместной проектной и исследовательской деятельности взрослых и детей дошкольного возраста.
Познавательно-исследовательская деятельность «Птицы родного края», старший дошкольный возраст.
Агеева Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка», Полтавский муниципальный район.
В ходе познавательно – исследовательской деятельности «Птицы родного края» у детей формируется интерес и бережное отношение к птицам. В процессе выполнения заданий дети запоминают названия птиц, их внешний вид, чем питаются и где живут. Данную методическую разработку могут использовать педагоги детских садов для ознакомления детей с птицами, обитающими в родном крае.
Цель: закрепить представления детей о птицах, обитающих в Полтавском районе.
Программные задачи: - закрепить названия птиц, умение различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания;
- привлечь внимание детей к проблеме подкормки зимующих птиц;
- обогащать словарный запас названиями птиц, обитающих в Полтавском районе: снегирь, синица, воробей, дятел, голубь;
- закрепить умение использовать в речи уменьшительно - ласкательные суффиксы;
- формировать умение давать полные ответы на вопросы.
Планируемые результаты: дети имеют представление о птицах родного края (внешний вид, повадки, чем питаются).
Методы: рассматривание фото птиц в презентации, дидактические и подвижные игры, вопросы проблемного характера, прослушивание аудио записи с голосами птиц, отгадывание загадок, самостоятельная работа детей в рабочей тетради.
- Сегодня в детский сад пришло письмо, в котором говорится, что объявляется конкурс «Птицы родного края», в котором можно принять участие с рисунками и другими работами. Дети других групп захотели принять участие в этом конкурсе. Как вы думаете, а мы можем принять участие в конкурсе?
- Что нам нужно, чтобы принять участие в конкурсе?
Верно, чтобы правильно и красиво нарисовать птиц, нам необходимо вспомнить их внешний вид, повадки, среду обитания (Звучат голоса птиц)
- Ребята, чьи голоса вы слушали? Мы сейчас поиграем в игру «Сравни птиц с людьми и животными»:
- У человека – дети, а у птицы – птенцы.
- У человека – нос, а у птицы – клюв.
- У животного - шерсть, а у птицы – перья.
- У человека - руки, а у птицы – лапки.
- Как вы думаете, почему птицы осенью улетают?
-А почему же тогда улетают не все птицы?
- Вороны, воробьи, синицы и другие птицы остаются. Холод этим птицам нипочём. Самое главное, что улетающим птицам нечего есть. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам зимой прокормиться невозможно.
Многие птицы всё лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и зимой скрывается под снегом. Пойди их найди зимой! Поэтому улетают многие птицы из-за того, что зимой не могут отыскать корм. Сегодня мы будем говорить о птицах, которые остаются зимовать в наших краях и заслуживают заботливого отношения к себе. Узнайте эту птичку, отгадав загадку:
Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день,
Любит сало и пшеничку
Целый день звенит: «Тень-тень!»
Как зовется эта птица?
То весёлая… (синица).
Как вы думаете, почему эти птички называются синицами?
Название «синица» возникло оттого, что в оперении этих птиц часть перьев имеет сине-голубую окраску. Эту птичку встретишь и в деревне, и в городе. Зимой она обязательно подлетит к окну, как бы напоминая: «На улице мороз, еды нет. Надо бы тебе, дружок, повесить для птиц кормушки». Зато летом синиц почти не видно. Эта маленькая птичка (её масса всего 20 г, а длина 15см) с белыми щёчками. Весь длинный летний день синичка в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синиц бывает до 15. Да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка от гнезда к яблоне, от яблони к гнезду. Найдёт червячка – и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама. В солнечный полдень они протяжно и звонко поют свою песенку: «Синь-синь-синь». А часто нам слышится: «Скинь кафтан, скинь кафтан».
А знаете ли вы, что…
- птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых, вредителей садов.
- насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.
Дятла называют лесным доктором, а синиц при нём вполне можно назвать лесными санитарами.
Как только посветлело за окном, прилетела маленькая желтогрудая птичка. Шапочка у нее черно-бархатная, щечки белесые. На зеленовато-серых крылышках каждое перышко, будто кисточкой разукрашено. Это …(синичка). Стучит в заплаканное окошко, заглядывает агатовым глазиком в комнату. Светает. Я поднялась с кровати и вынесла кусочек несоленого сала. Синичка клюет сало и поет: «Пинь-пинь». Это она говорит: «Спасибо! Завтра утром я снова прилечу!»
(Проводится игра «Назови ласково»).
Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие … ? (крылышки)
Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (клювик) Когда я стану взрослой синицей, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие …? (глазки)
У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие - …? (перышки) Когда я стану большой, у меня будет голова, а сейчас у меня …? (головка, головушка)
Когда я стану большой синицей, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький …? (хвостик)
Все синицы – друзья человека и заслуживают самого заботливого отношения к себе, особенно в тяжёлое для них зимнее время.
Ребята, а сможем ли мы с вами помочь синичкам пережить зиму. Как мы это сделаем? Чем мы будем угощать синиц? (Зёрнышками пшеницы, семенами берёзы и осины, крошками хлеба, кусочками несолёного сала).
(Проводится игра «Покорми синичку»).
Воспитатель загадывает загадку:
- Висят на опушке без стенок избушки,
всех в гости зовут. Гости песни поют. (Кормушка).
- Ребята, а какие же птицы остаются зимовать в наших краях, кроме синичек? Давайте вместе отгадаем загадки:
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым…(снегирем).
Он по рабочему одет –
Удобно, просто ловко.
На нём малиновый берет
И пёстрая спецовка. (Дятел)
Серых перьев комок
На морозе продрог
Скачет по дорожке,
Собирает крошки…(воробей)
Проводится игра: «Воробей, сорока, голубь».
Этих птиц наши знакомые синицы обязательно пригласят в свою птичью столовую.
- Ребята, какие пословицы и поговорки о птицах вы знаете?
- Невелика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит.
- Немного зинька ест-пьёт, а весело живёт.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Ребята, вы уже со многими птицами знакомы и сможете выполнить задания, предложенные в рабочей тетради, откройте тетрадь, «Маленький житель Омского Прииртышья», где лежит закладка (с.24) и выполните задание: Каких птиц, проживающих рядом с нами, ты знаешь? Какая птица не обитает в нашем крае? Обведи ее в кружок.
А теперь поменяйтесь друг с другом тетрадями и посмотрите, правильно ли выполнил задание ваш сосед.
- Ребята, какие птицы обитают у нас в Полтавском районе?
- Какая птица вам понравилась больше и почему? Дома попробуйте нарисовать понравившуюся птицу. Лучшую работу мы с вами отправим на конкурс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию детского творчества в разных видах деятельности посредством ознакомления с родным краем. (старший дошкольный возраст)
Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского художественного творчества посредством ознакомления с родным краем. Формирование и активизация у детей прояв...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ Старший дошкольный возраст
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС РОДНЫМ КРАЕМСтарший дошкольный возраст...
Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.САД-ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...
Статья: Формирование знаний о растениях родного края старшего дошкольного возраста
В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с птицами родного края».Средний дошкольный возраст.
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности«Знакомство с птицами родного края».(Средний дошкольный возраст)...
Викторина "Знатоки родного края" Старший дошкольный возраст.
Образовательная область: «Познавательное развитие»Цель: Обобщать и конкретизировать знания детей о нашем городе, как частице нашей РодиныЗадачи:закрепить знания детей о родном городе, его ...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...