Познавательно-исследовательская деятельность «Птицы родного края», старший дошкольный возраст
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Агеева Наталья Васильевна

Программно-методические материалы по актуальным проблемам педагогического сопровождения совместной проектной и исследовательской деятельности  взрослых и детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ageeva_n.v.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Программно-методические материалы по актуальным проблемам педагогического сопровождения совместной проектной и исследовательской деятельности  взрослых и детей дошкольного возраста.

 Познавательно-исследовательская деятельность «Птицы родного края», старший дошкольный возраст.

Агеева Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка», Полтавский муниципальный район.

В ходе познавательно – исследовательской деятельности «Птицы родного края» у детей  формируется интерес и бережное отношение к птицам. В процессе выполнения заданий  дети запоминают  названия птиц, их внешний вид, чем питаются и где живут. Данную методическую разработку могут использовать педагоги детских садов  для ознакомления детей с птицами, обитающими в родном крае.

 Цель: закрепить представления детей о птицах, обитающих в Полтавском районе.

 Программные задачи: - закрепить  названия птиц,  умение различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания;

- привлечь внимание детей к проблеме подкормки зимующих птиц;

- обогащать словарный запас названиями птиц,  обитающих в Полтавском районе: снегирь, синица, воробей, дятел, голубь;

- закрепить умение использовать в речи уменьшительно - ласкательные суффиксы;

- формировать умение  давать полные ответы на вопросы.

Планируемые результаты: дети имеют представление о птицах родного края (внешний вид, повадки, чем питаются).

Методы: рассматривание фото птиц в презентации, дидактические и подвижные игры, вопросы проблемного характера, прослушивание аудио записи с голосами птиц, отгадывание загадок, самостоятельная работа детей в рабочей тетради.                                

 - Сегодня в детский сад пришло письмо, в котором говорится, что объявляется конкурс «Птицы родного края», в котором можно принять участие с рисунками и другими работами. Дети других групп захотели принять участие в этом конкурсе. Как вы думаете, а мы можем принять участие в конкурсе?

- Что нам нужно, чтобы принять участие в конкурсе?

 Верно, чтобы правильно и красиво нарисовать птиц,  нам необходимо     вспомнить их внешний вид, повадки, среду обитания (Звучат голоса птиц)

- Ребята, чьи голоса вы слушали?  Мы сейчас поиграем в игру «Сравни птиц с людьми и животными»:

  - У человека – дети, а у птицы – птенцы.

  - У человека – нос, а у птицы – клюв.

  - У животного -  шерсть, а у птицы – перья.

  - У человека -  руки, а у птицы – лапки.

- Как вы думаете, почему птицы осенью улетают?

-А почему же тогда улетают не все птицы?

- Вороны, воробьи, синицы и другие птицы остаются. Холод этим птицам нипочём. Самое главное, что улетающим птицам нечего есть. Осенью исчезают насекомые: одни погибают, другие прячутся. Значит, насекомоядным птицам  зимой прокормиться невозможно.

   Многие птицы всё лето питаются семенами разных трав, кустарников, деревьев. Но большая часть семян, созревая, падает на землю и зимой скрывается под снегом. Пойди их найди зимой! Поэтому улетают многие птицы из-за того, что зимой не могут отыскать корм.  Сегодня мы будем говорить о  птицах, которые остаются зимовать в наших краях и заслуживают заботливого отношения к себе. Узнайте эту птичку, отгадав загадку:                                                           

Ей на месте не сидится:                                

  Всё летает целый день,                                  

Любит сало и пшеничку

Целый день звенит: «Тень-тень!»

Как зовется эта птица?              

То весёлая… (синица).

 Как вы думаете, почему эти птички называются синицами?

   Название «синица» возникло оттого, что в оперении этих птиц часть перьев имеет сине-голубую окраску. Эту птичку встретишь и в деревне,  и в городе. Зимой она обязательно подлетит к окну, как бы напоминая: «На улице мороз, еды нет. Надо бы тебе, дружок, повесить для птиц кормушки». Зато летом синиц почти не видно. Эта маленькая птичка (её масса всего 20 г, а длина 15см) с белыми щёчками. Весь длинный  летний день синичка в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синиц бывает до 15. Да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка от гнезда к яблоне, от яблони к гнезду. Найдёт червячка – и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама. В солнечный полдень они протяжно и звонко поют свою песенку: «Синь-синь-синь». А часто нам слышится: «Скинь кафтан, скинь кафтан».

   А знаете ли вы, что…

- птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых, вредителей садов.

- насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.

     Дятла называют лесным доктором, а синиц при нём вполне можно назвать лесными санитарами.

Как только посветлело за окном, прилетела маленькая желтогрудая птичка. Шапочка у нее черно-бархатная, щечки белесые. На зеленовато-серых крылышках каждое перышко, будто кисточкой разукрашено. Это …(синичка). Стучит в заплаканное окошко, заглядывает агатовым глазиком в комнату. Светает. Я поднялась с кровати и вынесла кусочек несоленого сала. Синичка клюет сало и поет: «Пинь-пинь». Это она говорит: «Спасибо! Завтра утром я снова прилечу!»

(Проводится игра  «Назови ласково»).

 Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие  … ? (крылышки)

Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (клювик)  Когда я стану взрослой синицей, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня  маленькие …? (глазки)

 У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие - …? (перышки) Когда я стану большой, у меня будет голова, а сейчас у меня …? (головка, головушка)

Когда я стану большой синицей, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня  маленький …? (хвостик)

 Все синицы – друзья человека и заслуживают самого заботливого отношения к себе, особенно в тяжёлое для них зимнее время.

  Ребята, а сможем ли мы с вами помочь синичкам пережить зиму. Как мы это сделаем? Чем мы будем угощать синиц?   (Зёрнышками пшеницы, семенами берёзы и осины, крошками хлеба, кусочками несолёного сала).

(Проводится игра «Покорми синичку»).

Воспитатель загадывает загадку:

 - Висят на опушке без стенок избушки,

всех в гости зовут.  Гости песни поют.  (Кормушка).

- Ребята, а какие же птицы остаются зимовать в наших краях, кроме синичек? Давайте вместе отгадаем загадки:

Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

 Эту птицу мы зовем

Красногрудым…(снегирем).                                                                

Он по рабочему одет –

 Удобно, просто ловко.

На нём малиновый берет

И пёстрая спецовка. (Дятел)

Серых перьев комок

На морозе продрог

Скачет по дорожке,

Собирает крошки…(воробей)

Проводится игра: «Воробей, сорока, голубь».

Этих птиц наши знакомые синицы обязательно пригласят в свою птичью столовую.

- Ребята, какие пословицы и поговорки о птицах  вы знаете?

-  Невелика птичка-синичка, а и та свой праздник помнит.

-  Немного зинька  ест-пьёт, а весело живёт.

-  Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

-  Ребята,  вы уже со  многими птицами  знакомы  и сможете выполнить задания, предложенные в рабочей тетради, откройте  тетрадь, «Маленький житель Омского Прииртышья»,  где лежит закладка (с.24) и выполните задание: Каких птиц, проживающих рядом с нами, ты знаешь? Какая птица не обитает в нашем крае? Обведи ее в кружок.

А теперь поменяйтесь друг с другом тетрадями и посмотрите, правильно ли выполнил задание ваш  сосед.

- Ребята,  какие птицы обитают  у нас в Полтавском районе?

- Какая птица вам понравилась больше и почему? Дома попробуйте нарисовать понравившуюся птицу.  Лучшую работу мы с вами отправим на конкурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию детского творчества в разных видах деятельности посредством ознакомления с родным краем. (старший дошкольный возраст)

   Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского художественного  творчества посредством ознакомления с родным краем.  Формирование и активизация у детей прояв...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ Старший дошкольный возраст

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС РОДНЫМ КРАЕМСтарший дошкольный возраст...

Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.САД-ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ.

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...

Статья: Формирование знаний о растениях родного края старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования знаний о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с птицами родного края».Средний дошкольный возраст.

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности«Знакомство с птицами родного края».(Средний дошкольный возраст)...

Викторина "Знатоки родного края" Старший дошкольный возраст.

Образовательная область: «Познавательное развитие»Цель: Обобщать и конкретизировать знания детей о нашем городе, как частице нашей РодиныЗадачи:закрепить знания детей о родном городе, его ...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...