Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ
материал на тему
Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ
Глобальный экономический кризис, отразившийся на социально-политическом развитии России, негативно повлиял на качество жизни российских семей, пожилых людей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, которые составляют одну из наиболее уязвимых групп населения.
Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей с ограниченными возможностями здоровья актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях.
Наиболее эффективным местом реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены зачастую решать все проблемы, связанные с инвалидностью ребенка самостоятельно.
Применяемые в настоящее время в России государственные меры в сфере социальной политики помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, носят пока разрозненный характер и остаются малоэффективными, так как в основном не учитывают специфические социальные и медицинские проблемы и потребности конкретной семьи с ее особыми психологическими, материальными и иными проблемами.
Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:
- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;
- проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественных технических средств;
- социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;
- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психологического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтоб выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться нужны социальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отмечают, что отсутствует дополнительная литература, достаточная информация. [7,154].
Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего, это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка с ограниченными возможностями здоровья пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников. В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом, подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог [11,92].
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья [9,304].
Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот [4,198].
Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и медицинским персоналом. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. [11,9].
Одним из ведущих методов работы социального педагога и семьи ребенка-инвалида является составление договора. Он составляется между специалистом-профессионалом, оказывающим помощь, и клиентом – семьей или отдельным ее представителем. Договор включает:
- описание ключевой проблемы или проблем, которые обе стороны надеются разрешить;
- цель и задачи проводимой работы;
- процедуры и методики, которые будут использованы;
- требование к клиенту и специалисту, характеризующие роли каждого из них в процессе решения проблемы (для социального педагога это обычно встречи, беседы, письма, телефонные звонки);
- временные рамки совместной деятельности и действия в случае, если соглашение будет нарушено одной из сторон.
При составлении договора семьи должны определить желательные и осуществляемые цели и задачи предстоящей деятельности, а социальный педагог должен определить определенные сроки, которые будут обязательными и для него, и для подопечного, и помочь последнему в выборе и осуществлении цели. Договор клиентом и социальным педагогом (в нашем случае – семьей ребенка с особыми потребностями) считается первичным, могут существовать договоры между социальным педагогом и другими системами, помогающими разрешить проблемы клиента, сберегая его энергию и силы.
Так же распространена такая форма работы с семьей, как патронаж. Он помогает и дает им силы справиться с этими трудностями посредствам поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий. Медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможности патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение клиента на дому является неотъемлемой формой работы социального педагога во взаимодействии с семьей. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше достоверной информации, чем лежит на поверхности. Таким образом, патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение клиентов на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с клиентом, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая социально-педагогическую помощь.
Таким образом, социальный педагог в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых – улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Методы социальной и психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
Работа с семьей связана с решением социально-психологических и личностных проблем семьи. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.
Социальная помощь понимается как содействие личности и семье в трудной жизненной ситуации, а психологическая помощь — как установление благоприятных внутрисемейных отношений во благо детей.
Педагог действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности семьи. Он стремится понять каждого члена семьи и семьи в целом, обратившейся к нему за помощью, помогает осознать ее собственное положение, сильные и слабые стороны, чтобы решить стоящие перед ней проблемы. Педагог выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты, развивает мотивацию социально направленной деятельности семьи, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-психологическую работу.
Главными целями в работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, являются поддержка и укрепление семьи как социального института, адаптация всех членов семьи к новым социально-психологическим условиям и их реабилитация.
Социально-психологическая поддержка семье ребенка с ограниченными возможностями представляет собой комплекс мер по ее социальному обеспечению и социальному обслуживанию. Социально-психологическая помощь ориентирована не только на решение многочисленных проблем семьи, но и на восстановление, укрепление и развитие ее внутреннего потенциала для выполнения общественно значимых функций семьи.
Образовательная помощь направлена на повышение адаптивных возможностей индивида через обучение (формирование новых знаний, умений, навыков) и воспитание (изменение ценностей, установок). Этот вид помощи непосредственно не решает проблем восстановления психических функций личности, но через передачу информации, определенной суммы знаний и формирование конкретных умений педагог пытается добиться изменений в поведении ребенка.
Методы оказания образовательной помощи:
1. методы формирования сознания. Социальное сознание личности определяет мотивации воспитания, обучения, совместной игровой и трудовой деятельности. Целесообразно раскрывать перспективы повышения социального статуса в результате активного участия в каждой конкретной деятельности;
2.методы формирования образа действия в сферах жизни, имеющих социальную окраску;
3. метод социального научения: личностно-деятельностная актуализация элементов культуры, принадлежащих социуму; овладение ими в процессе общения и труда;
4. методы включения личности в коллективную деятельность;
5. методы закрепления положительного опыта совместной игровой, трудовой и учебной деятельности, т.е. методы педагогической коррекции, характеризующиеся выделением недостатков в деятельности, поведении ребенка, а вместе с тем и сильных его сторон, опираясь на которые ребенок может преодолеть эти недостатки.
Поскольку круг знаний и умений, необходимых для реабилитации семьи, достаточно широк, в тех случаях, когда педагог не может быть прямым источником знаний, его задача, прибегая к посреднической помощи, привлекать другие источники необходимой информации.
Посредническая помощь включает несколько направлений:
- активизацию поддерживающих систем, как формальных (специальные службы и учреждения), так и неформальных, в которые входят люди из ближайшего окружения. Классический пример активизации поддерживающих систем — содействие организации групп взаимопомощи;
- координацию всех специалистов в решении проблем воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- социальное адвокатирование — защиту прав семьи и ребенка в широкой социальной среде, от официального уровня до кругов неформального общения.
Под социальным адвокатированием понимается деятельность, направленная не только на непосредственную защиту законодательных прав семьи или подготовку ее к самостоятельным действиям, но и на распространение в общественном сознании идей социальной справедливости, гуманистических ценностей, изменение психологических стереотипов в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическая помощь направлена на регуляцию эмоционального состояния индивида или группы, обратившихся за помощью, на профилактику возможных психологических затруднений, коррекцию сложившихся неблагоприятных психологических состояний.
Методы оказания психологической помощи подразделяются на индивидуальные и групповые. Среди них:
1. методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений;
2. психологическая консультация, которая имеет огромное значение во всей структуре оказания социально-психологической помощи: это взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям, поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в социально-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка с особыми возможностями здоровья. Необходимость использования этого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка с отклонением в развитии, находится в острых стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение.
Консультирование семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может осуществляться в следующих направлениях:
психолого-педагогическое консультирование;
семейное консультирование;
профориентированное консультирование.
Семейное консультирование - это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста [3,33].
Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.
Семейное консультирование как вид психологической помощи семье, воспитывающий ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. Консультирование можно определить следующим образом. Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность — личность». Цель консультирования — помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов [7,238].
Также могут применяться групповые методы работы с семьей – тренинги. Особенно распространены психологические и образовательные тренинги. Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков. В настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширялись, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной работе, системе образования. Образовательные тренинги для родителей направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивного взаимодействия. В образовательных тренингах активно используется, например, индивидуальные упражнение на управление своим телом, эмоциями; ролевые игры в малых группах; система домашних заданий, выступлений, дискуссий; приемы арттерапии, игротерапии, просмотр видеоматериалов и др. Тренинг является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Эта проблема не теряет своей актуальности в течение последних лет. Особо остро она стоит в отношении родителей-инвалидов. Для того чтобы тренинг получил признание и был успешным, он должен быть максимально целенаправленным и интенсивным; новые усилия и навыки должны формироваться постепенно с предоставлением широких возможностей для их закрепления. Перед родителями нужно ставить задачи адекватные уровню их и возможностей, следует использовать непрерывную систему обратной связи и др. Групповые методы работы дают возможности родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность приписать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей;
3. методы психологической адаптации включают реципиентов в социальную деятельность, развивают самооценку, помогают приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни;
4. социально-психологический тренинг и аутотренинг способствуют формированию социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Психологический тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы, нацеленных на формирование новых психологических умений и навыков;
5. методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: реципиент осознаёт недостатки в структуре своей личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психических образований в новые условия своей жизнедеятельности;
6. методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности. В социальной работе они применяются в форме тренингов, игр, погружения, отличаются системностью, силой воздействия.
При решении вопросов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья педагог использует следующие организационно-содержательные формы работы:
- психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической и психологической компетенции и культуры;
-организацию конкретной помощи: материальной, педагогической, психологической, юридической и др.;
- организацию отдыха детей, проведение семейных праздников, привлечение к деятельности учреждения социального обслуживания;
- диагностику семейных дисфункций;
- психодиагностику супружеских взаимоотношений;
- семейную психотерапию;
- социальный патронат семьи;
- тренинги;
- консультирование и др.
Все эти формы социально-психологической работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на:
-экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, др.);
- стабилизирующие, направленные на поддержание стабильности семьи, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими;
- развивающие, направленные на социальное развитие семьи и ее членов.
При организации и оказании социально-психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать не только объективные факторы (отсутствие материальных ресурсов, недоступность необходимых услуг и т. д.), но и субъективные: низкая реабилитационная культура семьи деструктивное отношение к ребенку и т.п.
Таким образом, при оказании социально-психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо повышать адаптационные возможности семьи и каждого ее члена, привлекая, насколько это возможно, внешние ресурсы, а главное - активизируя внутренние ресурсы семьи. При этом необходимо помнить, что разрешение семейных проблем - это, прежде всего выбор ответственного поведения самих членов семьи без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.
Заключение
Социально-педагогическая деятельность с семьей воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями является одной из самых актуальных проблем, стоящих в педагогике, психологии, дефектологии и социальной работе. Осведомленность в данной проблеме позволяет ведущим специалистам (социальным педагогам, психологам, дефектологам) направить социально-педагогическую деятельность с семьей в нужное русло: выделить индивидуальные особенности каждой семьи, а так же те проблемы, которые возникают в связи с воспитанием ребенка-инвалида. Получить ту необходимую информацию, которая позволяет судить о психологическом климате внутри семьи и социальном статусе в современном обществе. Можно наблюдать, что ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии позволяет предупредить появления отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорректировать уже имеющиеся трудности и в результате – значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество. Семьи получают реальную помощь, которая действительно необходима в наше трудное время.
Работа специалистов по оказанию социально-педагогической помощи постоянно видоизменяется. Эти изменения зависят от того, с какими новыми трудностями сталкиваются семьи, воспитывающие нестандартного ребенка. Квалифицированная социально-педагогическая помощь помогает создать благоприятные предпосылки для формирования у родителей в их сознании новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать вопросы, возникающие в связи с воспитанием ребенка-инвалида. И не следует забывать, что, помогая нуждающимся, мы сможем возродить нравственные устои общества: милосердие, доброту, гуманизм.
Список литературы
1.Айвазян Е.Б., Павлова А.В., Одинокова Г.Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.
2.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. М.,2009.
3.Бодалев, А.А., Столин, В.В Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] : учеб. пособие / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - M.: Дрофа, 2004. - С. 33.
4.Василькова, Т.А., Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Василькова - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.
5.Волковская Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 62–70.
6.Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования [Текст] : учебное пособие / А.Н. Елизаров. - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.
7.Зубкова, Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 224 с.
8.Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачёва. – М.: Просвещение, 2008.-240с.
9.Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.- 408с.
10.Николаева Е. И. Психология семьи. – Спб.: Питер, 2013.-243с.
11.Павленок, П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения [Текст] : учеб. пособие / П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с.
12.Ткачёва В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. – М.: УМК «Психология», 2004.-320с.
13.Фирсова В. Ю. Особенности детско-родительских отношений в семьях умственно отсталых школьников //Специальная психология. 2009. №3(21).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентиация Работа социального педагога с семьей
Презентиация Работа социального педагога с семьей...
Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»
Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»...
Статья «Работа социального педагога с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ»
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число семей воспитывающих ребенка-инвалида велико и неуклонно возрастает. Семья сталкивается с огромным числом проблем. Среди них немаловажное место з...
Алгоритм сопровождения педагогом ДОУ семьи , воспитывающей ребенка с ОВЗ
В статье показан алгоритм взаимодействия педагога и семьи, воспитывающей ребенка ОВЗ....
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...
Основные формы работы социального педагога с семьями из группы риска
В своей работе приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьями группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в се...
План работы социального педагога с семьями, находящимися в «группе риска» июнь 2022г.
План работы социального педагога с семьями, находящимися в «группе риска» июнь 2022г....