РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
статья
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее время семьи переживают тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее время семьи переживают тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
- неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья);
- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция);
- жестокое обращение с детьми со стороны родителей;
- отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребёнка);
- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:
- конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
- аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм, педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры;
- асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так, как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое.
Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся: малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, матери-одиночки, семьи, имеющие детей инвалидов, родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью, семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.
Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», конвенцией о правах ребёнка, декларацией прав и свобод человека, «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
Положив в основу данные законы, разработаны этапы, алгоритм и схема организации сопровождения семей социального риска.
Этапы работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении:
1 этап.
Раннее выявление семей, находящихся в СОП
Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
2 этап.
Работа социального педагога по работе с семьёй СОП (ТЖС):
- обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
- устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей;
3 этап.
Семья рассматривается на Совете профилактики
Социальный педагог рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе, предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания.
4 этап.
Постановка на профилактический учет семьи , уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением Совета профилактики МБДОУ
Для устранения неблагополучия в семье проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей.
На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
- оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребёнка;
- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь детского сада;
- обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
- организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.
В работе с семьями можно выделить основные направления работы: проверка жилищно-бытовых условий семьи, сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия, составление плана работы с семьей, проведение консультаций, лекций для родителей, оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи, организация досуговой занятости детей из данных семей во время летних и зимних каникул.
В работе с семьей, находящейся в СОП социальным педагогом используется алгоритм:
- Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
- Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
- Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
- Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
- Изучение личностных особенностей членов семьи.
- Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОМВД, КДН и ЗП).
- Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
- Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
В плане должны быть предусмотрены пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения:
Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, контроль за посещаемостью воспитанником ОУ, консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка, просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (учреждение образования).
Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка), просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка. коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.
Коррекционная: индивидуальные занятия с ребёнком, формирование у ребёнка гигиенических навыков.
Правовая: если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:
- оформление свидетельства о рождении ребёнка (специалист по социальной работе),
- оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (ОМВД).
- консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.
Иной вид помощи: трудоустройство родителей, посещение семьи по месту жительства, социальный патронаж семьи (учреждение образования, сельская администрация, специалист по социальной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, отдел по вопросам семьи и детства ).
Выполнение индивидуального плана профилактической работы заслушивается на Совете профилактики.
Социальный педагог формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:
- Титульный лист (Ф.И.О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф.И.О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей).
- Акт обследования условий проживания семьи.
- Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего.
- Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними (им)).
- Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.
- Ежемесячные отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.
- Характеристика на несовершеннолетнего, табель посещаемости.
- Индивидуальная работа с родителями (объяснительные, заявления, расписки и т.д.).
- Результаты исследования семьи (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей: улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение причин неблагополучия, расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.
Оценка эффективности работы с семьей: соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.
Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели: уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье), родители проявляют заботу о детях, дети посещают образовательное учреждение, уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков, восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями, семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, и т.д., в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними, семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Работа социального педагога по устранению семейного неблагополучия и выведения семьи из трудной жизненной ситуации проводилась в соответствии с этими выше перечисленными документами. Проделанная работа показала позитивную динамику снижения количества семей, состоящих на профилактическом учёте.
В этой работе очень важна роль социального педагога, каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, происходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.
Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической материальной помощи.
А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении на 2015 – 2016 учебный год
В данной работе имеются:Цель. Формирование комплексной системы социально – психолого-педагогической поддержки семьи.Задачи.· Побуждение роди...
организация работы в ДОУ с семьями находящихся в социально опасном положении
Механизмы выявления и работы ДОУ с неблагополучными семьями...
Организация работы в ДОУ с семьями, находящихся в социально опасном положении.
Организация работы в ДОУ с семьями, находящихся в социально опасном положении....
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, И СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
План работы с неблагополучными семьями...
План работы социального педагога с семьями, находящимися в «группе риска» июнь 2022г.
План работы социального педагога с семьями, находящимися в «группе риска» июнь 2022г....
План работы социального педагога с семьями, находящимися в «группе риска» май 2022г.
План работы социального педагога с семьями, находящимися в «группе риска» май 2022г....
План работы социального педагога с семьями, находящимися в "группе риска"
Выявление семей находящихся в трудной жизненной ситуации и детей, нуждающихся в защите .Обеспечить социальную и правовую защиту детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях .Информировать родителе...