Выступление на МО. Социально-психологический портрет семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ
презентация
Социально психологический портрет семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno_psihologicheskiy_portret_semi_vospityvayushchey_rebenka_s_ovz.pptx | 286.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи отмечает В . В. Ткачева . В этой связи проблема особой семьи становится одной из наиболее актуальных. Семья выступает социальной средой, оптимизирующей социальную адаптацию ребенка, а ребенок с особыми потребностями в еще большей мере зависим от окружающих его близких людей. Близкие оказывают положительное влияние на ребенка, создают все возможные условия для его развития и обучения.
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, важными являются такие функции: коррекционно-развивающая компенсирующая реабилитационная
Ф азы психологического осознания факта рождения ребенка с каким-либо нарушением 1 фаза – «шок». Родители оглушены ударом судьбы. Они ничего не слышат, не понимают. Единственное, чего они хотят в данный момент – это уйти и никого не видеть. 2 фаза – понимание. В этот период до родителей доходит ужас диагноза. Они чувствуют стыд, горе, обиду, угрызение совести. Они хотят знать причину, чтобы перенести свой гнев, обиду на «виновника». Если не находят виноватых, то обвиняют себя. В этот период приходит страх «Как воспитывать больного малыша?». На этом этапе важно выговориться, обсудить страхи, сомнения с доброжелательным и понимающим человеком (врач, педагог, родственник). В противном случае эти чувства будут постоянно тревожить.
3 фаза – «защитное отрицание». Родители , стараясь избежать неприятных переживаний, начинают отрицать факт болезни ребенка. Они не прерывно ищут врачей, центры, нетрадиционную медицину для обследования и лечения где им обещают вылечить ребенка и исключить поставленный диагноз. Эта стадия опасна тем, что некоторые родители задерживаются в ней надолго, теряя драгоценное врем для развития малыша. 4 фаза – «принятие». Это очень важный этап в развитии сознания родителей. На это стадии они начинают рассуждать, что с болезнью ничего нельзя поделать. Но можно постараться, собрать все силы в «кулак» и помочь малышу жить и развиваться.
5 фаза – конструктивные действия. На этой стадии родители меняют свой образ жизни, жизненные ценности. Формируется новая важная цель – как вырастить и воспитать ребенка, чтобы он стал счастливым человеком. Первые три стадии занимают недели и месяцы, четвертая и пятая – всю жизнь .
Н.Г . Корельская характеризует все семьи, воспитывающие детей с нарушениями определенными признаками: - родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка; - личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и как следствие вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; - семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются; - социальный статус семьи снижается - возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; - родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг вне семейного функционирования сужается; - «особый психологический конфликт » возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.
Качественные изменения в жизни семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, проявляются на трех основных уровнях .
Вывод: 1. В психологических исследованиях признается, что семья оказывает на личность ребенка как положительное, так и отрицательное воздействие. 2. Эффективность реализации семейных функций зависит от социальных, психологических и педагогических условий, складывающихся в процессе жизнедеятельности семьи. 3. Появление в семье ребенка с ОВЗ приводит к изменению этих характеристик семейной системы, что создает особые, специфичные условия развития и воспитания ребенка с ОВЗ. 4. Необходимо глубокое и подробное изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ для разработки рекомендаций по преодолению психолого-педагогических трудностей в семьях, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.
Непосредственное отношение к проблемам семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, имеет литература, отражающая отечественный опыт семейной терапии (Э. Г. Эйдемиллер , В. В. Юстицкий), диагностики семьи (Л. С. Алексеева, Б. Н. Алмазов, Г. А. Карпова, А. Д. Кошелева, Р. В. Овчарова ) и семейного консультирования (Ю. А. Алешина, А. А. Бодалев , В. К. Лосева, А. И. Луньков , В. В. Столин и др.). Достижения реабилитационной работы с семьей на Западе, где разработаны модели взаимодействия и конкретные технологии помощи. Среди них можно отметить практику педагогического образования родителей (Т. Гордон, М. Карнес , Р. Ли, Г. Л. Лэндрет , М. Файн и др.), семейной терапии (Р. Бэндлер , Н. Пезешкиан , В. Сатир, Дж. Хейли , М. Эриксон и др ).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и выступление «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»
Презентация и доклад для педагогов-психологов, социальных педагогов по теме «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного(девиантного) поведения...
«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»
«Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого роди...
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Семья является основой воспитания и становления личности. Только во взаимодействии с семьей ребенка, возможно добиться положительных результатов....
методика для исследования семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.
материал содержит социограмму "Моя семья". методика информативна.проста в применении. методика авторкая. разработана А.Ткаченко....
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...