Программа дополнительного образования по проектной деятельности для детей 5–6 лет "Друзья природы"
проект (старшая группа) на тему
Программа дополнительного образования по проектной деятельности для детей 5-6 лет "Друзья природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Краснянский детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»
Образовательная программа дополнительного образования по проектной деятельности для детей 5–6 лет «Друзья природы»
Воспитатель: Медведева О.И.
2018г.
Пояснительная записка
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к миру. Дошкольный возраст особенно важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме проектной деятельности, направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним». Н. Е. Веракса, доктор психологических наук, проводил с 2000 года исследования по развитию детской инициативы и ее реализации в проектной деятельности. Он отмечал, что использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка.
Всё выше сказанное побудило меня разработать программу дополнительного образования, естественно-научной направленности «Друзья природы».
Новизна
Новизна программы кружка «Друзья природы» состоит:
-в применении метода проектирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем проектирования, всегда являются осознанными и более прочными;
-в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками проектных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
-в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Актуальность и педагогическая целесообразность
В основе возникновения и развития проектной деятельности лежит потребность ребенка в новых впечатлениях, направленных на познание окружающего мира. Актуальность программы состоит в том, что с помощью метода проектирования, дети получают реальные представления о различных сторонах обследуемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее проектная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Также применение метода экспериментирования положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Цели и задачи
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру природы через проектную деятельность, развитие познавательных способностей детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды.
Задачи
1. Расширить представления детей об окружающем мире, свойствах живой и неживой природы.
2. Обучить детей проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты проектной деятельности.
3. Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
4. Развивать и совершенствовать речь детей.
5. Повысить компетентность родителей по организации проектирования в семье и ДОУ.
Программа «Друзья природы» построена на принципах:
-Принцип последовательности. От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
-Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
-Принцип доступности и безопасности (использование доступного и безопасного материала детям). Проект должен отвечать условиям:
-максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
-безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов;
-показ только существенных сторон явления или процесса.
-Принцип наглядности. Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
-Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
-Принцип индивидуальности. Осуществляется индивидуальный подход к детям.
-Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
-Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
-Принцип взаимодействия с семьей.
Отличительные особенности:
Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования, являясь интегрирующимся видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Возраст детей
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Сроки реализации программы
Сроки реализации рассчитаны на один год обучения:
Формы работы, структура и режим занятий
Совместная деятельность педагога и воспитанников организуется во второй половине дня один раз в неделю. Каждое занятие предусматривает проведение как теоретической, так и практической части со всеми детьми группы. Практическая часть предусматривает распределения детей по подгруппам. Занятие в старшей группе проходит – 25 минут.
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:
- игровая деятельность (развивающие игры; настольно – печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссёрские игры).
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно – творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально – исполнительской, театрально – игровой, речевой).
- экскурсия, путешествие.
- практическая деятельность в природе.
- природоохранные акции.
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами).
- прогулка в природу в разные сезоны.
- развлечение.
- проектирование решения проблемы.
- познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно – иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий).
- чтение.
- трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно – бытовой труд).
Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.
Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:
- Использование игровых мотиваций;
- Использование сюрпризных моментов;
- Использование проектов как средства, обеспечивающего «эмоционального погружения» в тему, в содержание изучаемого явления;
- Использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;
- Использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет и т.д).
- «минутки общения».
- Групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп.
- Предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнёров и т. д.)
- Поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.
Методы, направленные на повышение познавательной активности детей:
- Развивающие игры;
- Игры – экспериментирования с разнообразными материалами;
- Динамические игры познавательного содержания;
- Классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
- Создание проблемных ситуаций;
- Использование художественного слова, музыкального сопровождения;
- Познавательные беседы;
- Вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы;
- Сравнительный анализ объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на неё;
- Обследование различных предметов;
- Наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
- Демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
- Создание ситуации проектирования (метод проектов)4
- Совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов.
Предметно – развивающая среда
Уголок природы.
- Растительный мир на участке (уголки сада, леса, огорода, цветника).
- Центр экспериментальной деятельности.
- Центр изобразительной деятельности.
Критерии результативности обучения:
- Знание о мире животных, обитающих в разных экологических системах нашей местности;
- Знание о растительном мире, произрастающем в нашей местности;
- Знание о неживой природе;
- Знание о временах года;
- Отношение к миру природы;
- Человек и природа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
1. Дети владеют знаниями об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.
2. Дети умеют проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.
3. У детей сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при пользовании приборами-помощниками во время проведении экспериментов.
4. У детей развита связная речь, словарь обогащён специальной терминологией.
5. Родители компетентны в вопросах организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
.
Экологический проект – это, прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Проект состоит из основных этапов:
1. Наблюдения.
2. Изодеятельность, изготовление поделок.
3. Исследование.
4. Труд.
5. Игры и театральная деятельность, развлечения.
6. Художественная литература.
7. Моделирование .
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
В проекте участвуют дети старшей группы. Формы и методы работы выбираются в зависимости от их возрастных особенностей. Дети старшего дошкольного возраста используют простые методы наблюдений, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. К выполнению проекта привлекаются родители.
Сроки проведения экологического проекта устанавливает педагог. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года и цели по исследованию проекта.
1 проект: «Дерево жизни».
В проектной деятельности с детьми закрепляется пройденный материал, приводится пройденный материал в систему на примере одного дерева и изготавливается макет дерева в группе с насекомыми, птицами, животными, семенами, листьями, условиями жизни и прочее.
Темы занятий:
- Экскурсия – наблюдение: «Из чего состоит дерево?»
- Изготовление поделок «Жизнь леса осенью»
- Исследование: «Что будет, если исчезнут деревья?»
- Труд: «Чистота у дерева, его здоровье».
- Театральное действие: «Где зимой спят животные?»
- В гостях у бабушки – загадушки (сочини свою загадку о дереве).
- Изготовление модели дерева и набора «Что нужно нашему дереву».
2 проект: «Зимующие птицы».
В проекте о зимующих птицах дети закрепляют пройденный материал, детально изучают оперение птицы, какие есть перья и для чего. Узнают о особенностях жизни птиц, научатся применять полученные знания в живописи, лепке из глины. Итогом проекта будет папка «Птицы нашего леса» с рисунками детей, также заседание учёного совета по защите проектов «Моя птица лучше!»
Темы занятий:
- Занятие – наблюдение «Определи лучшего пернатого певца».
- Занятие «Зимующие птицы».
- Изодеятельность «Пёстрый мир птиц».
- Труд «Покорми птиц зимой».
- Литературное занятие «Интересное из жизни птиц».
- Исследование «Для чего птицам перья?»
- Практическое занятие: «Птички – невелички».
3 проект: «Животные леса».
Знакомство с творчеством писателей, описывающих в своих произведениях жизнь животных, ярко раскрывает все повадки животных, их особенности и роль в природе. Дети научатся распознавать следы животных, быть наблюдательными, узнают, что в природе каждый вид важен и нужен, даже если он хищник. Смогут построить простейшую цепь питания и изготовят макет лесной опушки.
Темы занятий:
- Занятие «Здравствуй В.В.Бианки».
- Изодеятельность «По рассказам писателя».
- Наблюдение «Угадай, чьи следы?»
- Исследование: «Волк хороший или плохой?»
- Игра – развлечение: «Цепочки».
- Поделки «Лесные животные».
- Практическое занятие: «Опушка леса».
4 проект: «Огород на подоконнике».
Дети примут участие в посадке рассады, в уходе за ней и высадке на гряду, закрепив таким образом все знания о растениях, о уходе за овощными культурами и особенностях выращивания растений на огороде.
Темы занятий:
- Исследование «Для чего людям растения?»
- Труд «Посадка рассады».
- Наблюдение + изодеятельность «Всходы, первые листочки, первые цветочки».
- Развлечение «Праздник цветов».
- Труд «Подготовка гряд и клумб».
- Высадка рассады и уход за ней.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Общее кол-во учебных часов | Теория | Практика | |
Проект «Дерево жизни». | 9 | 2 | 7 | ||
1. | Экскурсия-поиск «Самое главное дерево леса». | 1 | 1 | - | |
2. | Практическое занятие: «Подарок для дерева» | 1 | - | 1 | |
3. | Исследование: «Дерево бывает…» | 1 | - | 1 | |
4. | Занятие: «Что нужно дереву для здоровья?» | 1 | - | 1 | |
5. | Театральная деятельность: «Дерево готовится к зимнему сну» | 1 | - | 1 | |
6. | Занятие: «Письмо для дерева от детей» | 1 | 1 | - | |
7. | Практическое занятие: «Макет дерева жизни» для группы. | 3 | - | 3 | |
Проект «Зимующие птицы» | 9 | 5 | 4 | ||
8. | Занятие-наблюдение «Определи лучшего пернатого певца» | 1 | 1 | - | |
9. | Занятие «Зимующие птицы» | 1 | 1 | - | |
10. | Изодеятельность «Пестрый мир птиц» | 1 | - | 1 | |
11. | Труд «Покорми птиц зимой» | 2 | - | 2 | |
12. | Литературное занятие «Интересное из жизни птиц» | 1 | 1 | - | |
13. | Исследование «Для чего птицам перья?» | 1 | 1 | - | |
14. | Практическое занятие: «Моя птица лучше!» | 2 | 1 | 1 | |
Проект «Животные леса» | 9 | 3 | 6 | ||
15. | Занятие «Здравствуйте В.В.Бианки» | 1 | 1 | - | |
16. | Изодеятельность «По рассказам писателя» | 1 | - | 1 | |
17. | Наблюдение «Угадай чьи следы?» | 1 | 1 | - | |
18. | Исследование: «Волк хороший или плохой?» | 1 | 1 | - | |
19. | Игра – развлечение: «Цепочки» | 1 | - | 1 | |
20. | Поделки «Лесные животные». | 1 | - | 1 | |
21. | Практическое занятие: «Опушка леса». | 3 | - | 3 | |
Проект «Огород на подоконнике» | 9 | 3 | 6 | ||
22. | Исследование «Для чего людям растения?» | 1 | 1 | - | |
23. | Труд «Посадка рассады» | 1 | - | 1 | |
24. | Наблюдение+изодеятельность «Всходы, первые листочки, первые цветочки» | 3 | 1 | 2 | |
25. | Развлечение «Весна пришла…» | 1 | 1 | - | |
27. | Труд «Подготовка гряд и клумб» | 1 | - | 1 | |
28. | Высадка рассады. | 2 | - | 2 | |
Итого занятий за год: | 36 | 13 | 23 |
Список литературы:
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Москва. Мозаика — Синтез – 2015
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005 г.
5. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
6. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.
7. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М., 2005 г.
8. Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004 г.
9. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. - М., 2005 г.
10. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2004 г.
11. Тугушева Т. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность для старшего дошкольного возраста – СПб., 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность для детей старшей группы «Красота в природе осенью»
Проектная деятельность для детей старшей группы«Красота в природе осенью»Подготовила: Смирнова Ю.Ю.Актуальность темы.Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - ч...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/03/picture-1018059-1520077024.jpg)
программа дополнительного образования "Театрализованная деятельность для детей с нарушениями зрения".Календарно-тематический план по театрализованной деятельности детей 3-4 лет.кружок "Затейники"
Программа дополнительного образования поможет значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми со зрительной патологией....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-751940-1537736539.jpg)
Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"
Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"...
Индивидуальная образовательная программа по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».
Индивидуальная образовательная программа воспитателя по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/30/picture-1232468-1585565405.jpg)
Проектная деятельность "Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой рябина"
Проектная деятельность "Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с природой рябина"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/21/picture-796394-1540107096.jpg)
Программа дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Природа и безопасность»
Программа включает в себя работу по разделу "Природа и безопасность" программы Л. Л. Тимофеевой "Формирование культуры безопасности у детей 3-8 лет"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/09/picture-1529919-1723221633.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год
Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...