Многофункциональное игровое пособие «Чудо-дерево»
учебно-методическое пособие (средняя группа) на тему

Гайдай Елена Николаевна

В пособии представлен материал ,способствующий формированию познавательной активности дошкольников посредством игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionalnoe_igrovoe_posobie_chudo_derevo.docx318.74 КБ

Предварительный просмотр:

            Многофункциональное игровое пособие «Чудо-дерево»

           

    Актуальность:

     Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

     Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает позитивным чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

     Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Целью данного пособия является формирование познавательной активности дошкольников через игровую деятельность.

Пособие предназначено для детей от 3 лет. Данное пособие можно использовать как в непосредственно- образовательной деятельности по реализации задач образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; так и в индивидуальной работе, и в свободной деятельности детей.

С помощью данного пособия можно решать задачи:

1. формировать :

-количественный и порядковый счет ;

   -умение считать на основе наглядности;
  -уравнивать неравные группы двумя способами :добавляя к меньшей группе, или   убавляя из большей группы предмет;
 - представление о том, что множество может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;

2.развивать представление детей о геометрических фигурах; соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;

3.способствовать развитию зрительного восприятия, внимания, мышления и памяти, познавательных и творческих способностей, речедвигательной координации;

4.совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около);

5.классифицировать предметы по общему признаку, выделять обобщающее слово;

6.формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания при групповой работе;

7.Воспитывать  умение играть по правилам, соблюдая норму поведения.

 Описание пособия:

Пособие  представлено в виде дерева. Дерево изготовлено из фанеры, состоит из 2-х секторов , покрыто ковролином темно –зеленого и светло-зеленого цветов. Плоскостной наборный материал,(часть из которого изготовлена педагогом в цветном и силуэтном изображении): листья разных деревьев (дуб ,клен ,береза и.др.): фрукты: груши, яблоки (разных размеров), сливы; геометрические фигуры разного цвета и размера; насекомые (стрекозы, гусеницы); птицы (большие и маленькие); пиктограммы: листья осенние и летние, яблоки ,снежинки ,цветы желтые и белые и.пр. Лёгкая, привлекательная для ребенка основа наборного материала ,безопасный способ крепления («липучки»)позволяют быстро перемещать его и закреплять в местах на дереве ,согласно поставленной педагогом задаче.

Пособие , в соответствие с федеральным образовательным государственным стандартам дошкольного образования ,отвечает следующим требованиям:

- развивающее;

- трансформируемое;

- вариативное;

- доступное;

- безопасное;

- эстетически-привлекательное.

Данное пособие предназначено для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей20180411_082203 (2).jpg20180423_084525.jpg     20180411_094755.jpg20180118_161024.jpg     20180411_082325.jpg

                        Картотека игровых заданий к пособию «Чудо-дерево».

 «С каких деревьев и сколько листиков»

Цель: Формировать ,а в дальнейшем закрепить умение определить с какого дерева лист и количественный счет.

Материал. Карточки с цифрами, листочки ,картинки деревьев.

Инструкция: Воспитатель размещает на дерево осенние листья и предлагает детям посчитать их. А затем найти цифру обозначающее количество листьев и дерево ,которому принадлежат данные листья.

  «Птичий переполох»

Цель: закрепить умение классифицировать предметы по величине.

Материал. Птицы разных размеров, два гнезда –круга: большое и маленькое.

Инструкция: Воспитатель размещает на дерево в произвольном порядке птиц. Детям предлагается расселить птиц в гнезда: больших птиц в большое гнездо, маленьких – в маленькое гнездо.

«Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Изображение геометрических фигур; предметные картинки.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дереве геометрические  фигуры, предлагает детям выбирать те картинки, на которых нарисованы предметы такой же формы.

  «Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материал. Геометрические фигуры.

Инструкция:  На дереве в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их. Воспитатель считает до трех и убирает фигуры. Детям предлагается, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на дереве. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, воспитатель меняет количество фигур.

2 вариант. Воспитатель помещает на дерево предметы разной геометрической формы, и предлагает детям как можно больше найти предметов, напоминающих заданную форму.

 «Где находится?»

Цель: Учить детей ориентироваться на ограниченной территории.

Материал. Предметные картинки: птица, лист, яблоко, гусеница, стрекоза.

Инструкция: Воспитатель показывает детям картинки. Предлагает детям назвать их, а потом предлагает расположить их на дереве в определенной последовательности. Например, в центре поместить яблоко, слева от яблока поместить птицу, справа от яблока поместить лист. Под деревом поместить  гусеницу, над деревом  -стрекозу.  

 «Что изменилось в расположении предметов»

Цель: развитие устойчивости внимания, зрительной памяти.

Материал. Предметные картинки.

Инструкция: Дети рассматривают на дереве расположение картинок, запоминают увиденное и закрывают глаза. Педагог меняет картинки местами. Детям нужно восстановить порядок расположения картинок.

 «Четвертый лишний»

Цель: Научить детей исключать лишнее.

Материал. Предметные картинки по любым темам.

Инструкция: Воспитатель вывешивает на дерево картинки. Просит детей назвать, что изображено на них, и исключить лишнее.

 « Спелые  фрукты»

Цель: Учить детей узнавать и называть фрукты. Фрукты растут на дереве, в саду.

Закреплять счет, ориентировку в пространстве: выше – ниже, вверху, в низу.

Инструкция: Предложить детям посчитать фрукты (яблоки, груши, сливы)

Сколько  яблок на дереве? Сколько груш? А чего больше яблок или груш? Какая слива висит выше, а какая ниже?

  «Гусенички»

Цель:Ориентировка в пространстве вверх -вниз.

Инструкция. Куда ползет эта гусеница. (Вверх).  А другая вниз.

Сколько гусениц? (Две). Какого они цвета? (зеленого). Какая из них длинная, а какая короткая.

  « Веселые геометрические фигуры»

Цель: Уметь различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Развивать память, речь, внимание, воображение. Обследовать их зрительным путем.

Инструкция:  На дереве  геометрические фигуры, назови их, на что они похожи?

Убрать одну фигуру: Какой фигуры не стало? Какого они цвета?

 « Птички прилетели»

Сколько птичек прилетело на дерево? . Птички сидят рядом  друг с другом? (Маленькие сидят выше, чем большие )Посади птичек рядом.

«Один - много»

Мы волшебники немного

Был один, а станет много

Цель: образовать существенные множественного числа именительного и родительного падежей.

Синица-синицы-синиче

«Веселый счет»

Сколько их всегда мы знаем

Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепить счет до 10

Инструкция: на дереве яблоки-числа от1 до10 показать их последовательность в порядке возрастания, а затем в порядке убывания.

Подобрать из коробки с яблочками (грушами, листочками) числовые примеры, сумма или разность которых равна определенному числу.

 «Геометрические фигуры»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, узнавать их в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Инструкция: угадать геометрическую фигуру загаданную в загадках, предложить найти ее в предложенных картинках или в комнате.
Включение пособия «Чудо-дерево» в содержание непосредственно –образовательной деятельности помогает формировать у дошкольников новые знания и закреплять уже усвоенный материал. Непосредственное рассматривание  помогает закрепить части дерева и уточнить такие понятия, как «ствол», «ветви», «крона», «макушка». Сидящие на ветках плоскостные изображения  птиц ,насекомых ,листья ,фрукты, могут быть использованы в качестве зрительного ряда  по лексическим темам «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Фрукты», «Деревья»,а также для закрепления количественного и порядкового счёта. Данное пособие применимо и  в  области элементарных математических представлений для подготовки к пониманию сущности арифметического действия сложения и вычитания («На одной ветке сидели три птицы ,стрекозы. К ним прилетели ещё …»).   Использование пособия в индивидуальной работе также принесет результат. Такие понятия как «слева», «справа», «выше», «ниже» лучше усваиваются детьми, если они  практически выполняют действия: «Посади на верхнюю ветку справа  две птички,  на ветку ниже слева - три птички»»). Наличие съёмной кроны дерева и дополнительных деталей в виде цветов , осенних листьев ,снежинок ,позволяет использовать «Чудо - дерево» в качестве  определителя времени года. 
Яблоки ,листья и снежинки в этом пособии – многофункциональные.  В зависимости от поставленной цели их можно использовать во многих  дидактических играх  для решения конкретных задач. Изображенные на них эмоции  познакомят детей с пиктограммами различных эмоциональных состояний.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональная дидактическая игра "Чудо-дерево"

Цель игры : развитие речи и подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:• Учить определять количество звуков и слогов в словах;• Расширить и активизировать...

Многофункциональное – дидактическое пособие « Чудо-дерево»

Управление образования Администрации муниципального районаТуймазинский район Республики БашкортостанМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  № 6 г. Туймазы муниципального р...

Методические рекомендации к использованию многофункционального дидактического пособия «Чудо-дерево»

Данное пособи можно использовать в совместной деятельности детей и воспитателей,  в непосредственно организованной деятельности как демонстрационный материал, а также для создания игровой матевац...

Многофункциональное Дидактическое пособие "Чудо-дерево"

многофункциональное дидактическое пособие...

Многофункциональное пособие «Чудо – дерево»

Многофункциональное пособие «Чудо – дерево»...

Многофункциональное игровое пособие «Чудо дерево»

Руководство: Многофункциональное игровое пособие «Чудо дерево» может использоваться в работе с детьми всех возрастных групп. Игру с данным пособием можно организовать как с подгруппой дете...

Многофункциональное дидактическое пособие «Чудо - дерево»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад № 10 «Огонек»       Многофункциональное  дидактическое пособие &laqu...