Многофункциональное дидактическое пособие «Чудо - дерево»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Потапенко Евгения Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

 детский сад № 10 «Огонек»

 

 

 

 

 

 

 

Многофункциональное  дидактическое пособие «Чудо - дерево»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Воспитатели:

                                                                                        Потапенко Е. Н.

 

 

                                     г. Топки 2022

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на индивидуальных  и групповых занятиях. Коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста, должно проводиться в форме игровых упражнений. Потому, что игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Я представляем многофункциональное дидактическое пособие «Чудо дерево»

Цель пособия: автоматизация звуков. Совершенствование грамматического строя речи.

Задачи: развитие фонематических процессов, лексико – грамматического строя речи и связной речи.

1 игра «Звуковая цепочка».

Цель: упражнять  детей в определении первого и последнего  звука в словах:  шкаф, флаг (к), куст, топор, ракета, автобус.
Задачи: 
- формировать навыки элементарного звукового анализа;
- научить называть первый и последний звук в слове, опираясь на громкое проговаривание;
- автоматизировать проблемные звуки в речи;

- развивать фонематический слух.

 

2 игра «Слово ты произнеси, сколько в нем слогов скажи»

Цель: обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги,

используя зрительную опору – схему.                                                                                            

 

Помещаем схему на дерево, а ребенок выбирает картинку, определяет количество слогов в ее названии. (Односложные, двухсложные, трёхсложные слова) 


 

3 игра «Помогите игрушкам»

Цель: учить различать звуки [с] - [ш], [л – р] на слух и в произношении.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

На столике лежат картинки, в названиях которых есть звук [С] или [Ш], и игрушки: мишка и кукла. 

Воспитатель говорит:

- Кукла Соня и мишка играли и перепутали картинки. Помогите игрушкам: Соне соберите картинки со звуком[с] в названии, а мишке – со звуком [ш].

Дети по очереди подходят к столику, выбирают картинку, называюти прикрепляют на дерево.

 

«Путаница»

Игра аналогична предыдущей.

- Послушайте, что натворил злой волшебник. Он всё запутал.

 

В своей работе столкнулись с тем, что многие дети не используют в своей речи предлоги. Чаще всего они путают их, заменяют один предлог на другой.  Дети не осознают смысловую значимость предлогов. Например: дом стоит на реке, а правильно дом стоит у реки.

4 игра «Предлоги-помощники»«Придумай предложение”

Цель: уточнение и закрепление правильного употребления предлогов в устной речи, выделять их в предложении. Учить составлять предложение с этим предлогом.

Например: Синица сидит в гнезде. Птица вылетела из гнезда. Еж спрятался за корзинку. Бабочка села на цветок.

Задачи: упражнять детей в правильном использовании простых и сложных предлогов В, ИЗ, ОКОЛО,НА, С, СО, ПОД, ИЗ-ПОД, ВОЗЛЕ (рядом) ЗА, ИЗ-ЗА, К, ОТ“

 

5 игра «Что, где?

Цель: повторить и закрепить представление детей о том, где, что растет.      Упражнять в правильном построении ответа. Совершенствовать умение классифицировать предметы, группировать – овощи, фрукты, грибы. Расширять словарный запас по теме: огород – овощи,  сад – фрукты, лес – грибы. Развивать связанную и устную речь, умение составлять предложение, рассказ.                          

Дополняем материал игры и усложняем цели.                                                                           Также я использую пособие на развитие речи, ФЭМП, окружающий мир. Надеюсь,  что мой практический опыт будет полезен коллегам. Немного удачи, терпения, любви и преданности своей профессии – и у вас все непременно получится! Удачи!  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

 детский сад № 10 «Огонек»

Многофункциональное  дидактическое пособие «Чудо - дерево»

                                                                                    Воспитатели:

                                                                                        Потапенко Е. Н.

                                     г. Топки 2022

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на индивидуальных  и групповых занятиях. Коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста, должно проводиться в форме игровых упражнений. Потому, что игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Я представляем многофункциональное дидактическое пособие «Чудо дерево»

Цель пособия: автоматизация звуков. Совершенствование грамматического строя речи.

Задачи: развитие фонематических процессов, лексико – грамматического строя речи и связной речи.

1 игра «Звуковая цепочка».

Цель: упражнять  детей в определении первого и последнего  звука в словах:  шкаф, флаг (к), куст, топор, ракета, автобус.
Задачи: 
- формировать навыки элементарного звукового анализа;
- научить называть первый и последний звук в слове, опираясь на громкое проговаривание;
- автоматизировать проблемные звуки в речи;

- развивать фонематический слух.

2 игра «Слово ты произнеси, сколько в нем слогов скажи»

Цель: обучение умению делить двух- и трехсложные слова на слоги,

используя зрительную опору – схему.                                                                                            

Помещаем схему на дерево, а ребенок выбирает картинку, определяет количество слогов в ее названии. (Односложные, двухсложные, трёхсложные слова) 


3 игра «Помогите игрушкам»

Цель: учить различать звуки [с] - [ш], [л – р] на слух и в произношении.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

На столике лежат картинки, в названиях которых есть звук [С] или [Ш], и игрушки: мишка и кукла. 

Воспитатель говорит:

- Кукла Соня и мишка играли и перепутали картинки. Помогите игрушкам: Соне соберите картинки со звуком[с] в названии, а мишке – со звуком [ш].

Дети по очереди подходят к столику, выбирают картинку, называюти прикрепляют на дерево.

«Путаница»

Игра аналогична предыдущей.

- Послушайте, что натворил злой волшебник. Он всё запутал.

В своей работе столкнулись с тем, что многие дети не используют в своей речи предлоги. Чаще всего они путают их, заменяют один предлог на другой.  Дети не осознают смысловую значимость предлогов. Например: дом стоит на реке, а правильно дом стоит у реки.

4 игра «Предлоги-помощники»«Придумай предложение”

Цель: уточнение и закрепление правильного употребления предлогов в устной речи, выделять их в предложении. Учить составлять предложение с этим предлогом.

Например: Синица сидит в гнезде. Птица вылетела из гнезда. Еж спрятался за корзинку. Бабочка села на цветок.

Задачи: упражнять детей в правильном использовании простых и сложных предлогов В, ИЗ, ОКОЛО,НА, С, СО, ПОД, ИЗ-ПОД, ВОЗЛЕ (рядом) ЗА, ИЗ-ЗА, К, ОТ

 

5 игра «Что, где?

Цель: повторить и закрепить представление детей о том, где, что растет.      Упражнять в правильном построении ответа. Совершенствовать умение классифицировать предметы, группировать – овощи, фрукты, грибы. Расширять словарный запас по теме: огород – овощи,  сад – фрукты, лес – грибы. Развивать связанную и устную речь, умение составлять предложение, рассказ.                         

Дополняем материал игры и усложняем цели.                                                                           Также я использую пособие на развитие речи, ФЭМП, окружающий мир. Надеюсь,  что мой практический опыт будет полезен коллегам. Немного удачи, терпения, любви и преданности своей профессии – и у вас все непременно получится! Удачи!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие"Чудо-дерево"

Дидактическое пособие «Чудо-дерево»Данное пособие используется в качестве выносного материала во время прогулки, а также в помещении во время НОД в любое время года.Цель: Развитие дв...

Учебно методическое пособие "Чудо дерево".

Методическое пособие «Чудо-дерево»Пособие «Чудо-дерево» предназначено для детей 1 младшей группы, но может быть использовано в работе воспитателей и в других возрастных группах. Пособие нах...

Учебно-методическое пособие "Чудо дерево"

Пособие «Чудо-дерево» предназначено для детей 1 младшей группы, но может быть использовано в работе воспитателей и в других возрастных группах. Пособие находит применение во многих областях образ...

Методическое пособие "Чудо дерево".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНазначение: «Методическое пособие пособие «Чудо-дерево» является многофункциональным, мобильным и легким в использовании пособием для детей младшего, среднего и старшего дош...

наглядно-дидактическое пособие "Чудо-дерево"

Многофункциональное дидактическое пособие...

Методическое пособие «Чудо-дерево»

Пособие «Чудо-дерево» предназначено для детей 1 младшей группы, но может быть использовано в работе воспитателей и в других возрастных группах....

Учебно-методическое пособие " Чудо-дерево"

"Чудо-дерево" - макет, позволяющий закрепить у детей сезонные изменения в природе, являющийся центром незавершенной коллективной композиции, на которой представляются творческие работы детей....