Педагогические ситуация группа раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме
Методическая разработка
Педагогические ситуации и их решения
на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя.
Главинская Елена Анатольевна
Санкт-Петербург
Ключевые слова: педагогическая ситуация, педагогическая проблема, профессиональный стандарт воспитателя, субъекты педагогической ситуации.
От того насколько профессионально будет разрешена проблемная педагогическая ситуация зависит и эмоциональное благополучие ребенка, и его положение в детской группе, и его потенциальные возможности дальнейшего успешного личностного развития.
Цель: обосновать и предложить педагогам технологию решения педагогических ситуаций, отражающих личностно-ориентированное.
Технология решения педагогических ситуаций следующая:
1 шаг - наблюдение за педагогической ситуацией и выявление скрытого (явного) конфликта;
2 шаг - уточнение субъектов, вовлеченных в педагогическую ситуацию;
3 шаг - обращение к психолого-педагогическим ресурсам, способствующим эффективному решению педагогической ситуации;
4 шаг - проектирование собственного варианта решения педагогической ситуации;
5 шаг – педагогическая рефлексия взаимодействия субъектов педагогической ситуации.
Педагогические ситуации могут быть спонтанными и созданными педагогом специально, как правило с воспитательной целью, и та и другая требуют быстрой реакции и профессионального решения. Педагогическая проблема – проблемная педагогическая ситуация, требующая ее осознания и определения необходимых конкретных условий для ее эффективного (позитивного) решения.
Субъектами педагогической ситуации – являются дети и взрослые (родители, педагоги).
Рассмотрим проблемные педагогические ситуации из жизни современной дошкольной организации.
Ситуация 1.
Подготовительная к школе группа детского сада, мальчик принес в группу мобильный телефон. Воспитательница объясняет ребёнку, что в детский сад мобильные телефоны нельзя приносить, и, вообще, детям телефоны не нужны, они должны играть с игрушками. На что ребёнок ответил воспитательнице: «А у Вас же есть мобильный телефон, почему нам нельзя?».
Ситуация 2.
Во время утреннего приёма детей в подготовительной к школе группе, родительница одной девочки обращается к воспитательнице с претензиями к одному мальчику, который постоянно в спальне щипает её дочь, дёргает одеяло, мешает ей спать. Всё это происходит, когда воспитательница уходит из спальни.
Ситуация 3.
На утреннике в детском саду, посвящённому Новому году, ребёнка второй младшей группы в возрасте 3-х лет, воспитательница вызвала рассказать стихотворение Дедушке Морозу. Но ребёнок, выйдя к Деду Морозу и засмущавшись, начинает кашлять, имитировать, что он болеет и не может рассказать стишок.
Ситуация 4.
В процессе одевания на вечернюю прогулку во второй младшей группе детского сада один ребёнок начинает сильно капризничать и топать ногами, не желая одеваться, на эти действия помощник воспитателя (няня) берёт ребёнка за руку, сажает на скамейку и строго говорит: «Одевайся, а не плач!!!». Утром мама этого ребёнка обращается к воспитательнице с вопросом: «Мне мой ребёнок сказал, что его няня вчера побила, это правда?».
Ситуация 5.
Девочка 3-х лет начинает посещать детский сад и несколько раз остаётся на тихий час. У воспитателя возникает такая проблема: когда она сидит с этой девочкой рядом, она засыпает, только стоит ей отойти или выйти из спальни, ребёнок начинает сильно плакать и кричать. Позже воспитательница выяснила, что девочка дома одна не спит, а спит с бабушкой рядом.
Ситуация 6.
Ребёнок 3-х лет принёс новую игрушку в группу детского сада – очень красивого, заводного робота. Все дети, конечно же, захотели поиграть с этим роботом. Но ребёнок сильно плачет, никому его не даёт, всех отталкивает, из-за этого и все дети тоже начали плакать.
Ситуация 7.
В старшей группе имеется девочка, которая часто обижает детей, многие дети на неё жалуются свои родителям. Воспитатель в старшей группе детского сада, осуществляет утренний приём в группе, она слышит, как родители детей из-за чего-то сильно ругаются. Выйдя в раздевалку, воспитатель выясняет, что несколько родителей ругаются с мамой той девочки, которая «всех обижает», высказывая ей претензии и жалобы на ребёнка.
Ситуация 8.
Средняя группа детского сада. К воспитательнице, давно работавшей в этой группе, приходит новая напарница, молодой педагог без опыта работы. Приходя на работу на вторую смену, опытный педагог всегда замечает беспорядок и раскиданные игрушки по группе.
Ситуация 9.
Старшая группа детского сада. Дети играют на веранде, один мальчик сильно толкнул другого, тот упал, и него на лбу вышла сильная гематома.
Ситуация 10.
В средней группе детского сада работает воспитатель – мужчина. Дети из неполных семей стали к нему обращаться – папа. 3
Результаты: Анализ содержания вышеперечисленных педагогических ситуаций показал триаду их возникновения:
1 - любопытство детей к различного рода электронным игрушкам и гаджетам (девайсам, телефонам и др.); адаптация детей, связанных со сменой привычной семейной обстановки на новую, «детсадовскую»; отсутствие «детских правил» общения и поведения среди детей;
2 - доминирование учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и ребенка; преступная халатность педагога – оставление детей без присмотра; степень защиты прав и достоинств ребенка;
3 - неумение педагога обыграть ситуацию и найти из нее остроумный выход; неготовность педагога к организации совместной деятельности детей.
Заключение и выводы:
Проблема решения педагогических ситуаций возникла в процессе формирования у педагогов дошкольных организаций навыков взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста, готовности осуществлять педагогическую, исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с ФГОС высшего образования [1]. Предложенная пошаговая технология их решения позволила выявить скрытые механизмы проблемной педагогической ситуации и способы его эффективного и позитивного решения.
Список литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 года № 1426.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_situatsiya_gruppa_rannego_vozrasta.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Педагогические ситуации и их решения
на основе личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и воспитателя.
Главинская Елена Анатольевна
Санкт-Петербург
Ключевые слова: педагогическая ситуация, педагогическая проблема, профессиональный стандарт воспитателя, субъекты педагогической ситуации.
От того насколько профессионально будет разрешена проблемная педагогическая ситуация зависит и эмоциональное благополучие ребенка, и его положение в детской группе, и его потенциальные возможности дальнейшего успешного личностного развития.
Цель: обосновать и предложить педагогам технологию решения педагогических ситуаций, отражающих личностно-ориентированное.
Технология решения педагогических ситуаций следующая:
1 шаг - наблюдение за педагогической ситуацией и выявление скрытого (явного) конфликта;
2 шаг - уточнение субъектов, вовлеченных в педагогическую ситуацию;
3 шаг - обращение к психолого-педагогическим ресурсам, способствующим эффективному решению педагогической ситуации;
4 шаг - проектирование собственного варианта решения педагогической ситуации;
5 шаг – педагогическая рефлексия взаимодействия субъектов педагогической ситуации.
Педагогические ситуации могут быть спонтанными и созданными педагогом специально, как правило с воспитательной целью, и та и другая требуют быстрой реакции и профессионального решения. Педагогическая проблема – проблемная педагогическая ситуация, требующая ее осознания и определения необходимых конкретных условий для ее эффективного (позитивного) решения.
Субъектами педагогической ситуации – являются дети и взрослые (родители, педагоги).
Рассмотрим проблемные педагогические ситуации из жизни современной дошкольной организации.
Ситуация 1.
Подготовительная к школе группа детского сада, мальчик принес в группу мобильный телефон. Воспитательница объясняет ребёнку, что в детский сад мобильные телефоны нельзя приносить, и, вообще, детям телефоны не нужны, они должны играть с игрушками. На что ребёнок ответил воспитательнице: «А у Вас же есть мобильный телефон, почему нам нельзя?».
Ситуация 2.
Во время утреннего приёма детей в подготовительной к школе группе, родительница одной девочки обращается к воспитательнице с претензиями к одному мальчику, который постоянно в спальне щипает её дочь, дёргает одеяло, мешает ей спать. Всё это происходит, когда воспитательница уходит из спальни.
Ситуация 3.
На утреннике в детском саду, посвящённому Новому году, ребёнка второй младшей группы в возрасте 3-х лет, воспитательница вызвала рассказать стихотворение Дедушке Морозу. Но ребёнок, выйдя к Деду Морозу и засмущавшись, начинает кашлять, имитировать, что он болеет и не может рассказать стишок.
Ситуация 4.
В процессе одевания на вечернюю прогулку во второй младшей группе детского сада один ребёнок начинает сильно капризничать и топать ногами, не желая одеваться, на эти действия помощник воспитателя (няня) берёт ребёнка за руку, сажает на скамейку и строго говорит: «Одевайся, а не плач!!!». Утром мама этого ребёнка обращается к воспитательнице с вопросом: «Мне мой ребёнок сказал, что его няня вчера побила, это правда?».
Ситуация 5.
Девочка 3-х лет начинает посещать детский сад и несколько раз остаётся на тихий час. У воспитателя возникает такая проблема: когда она сидит с этой девочкой рядом, она засыпает, только стоит ей отойти или выйти из спальни, ребёнок начинает сильно плакать и кричать. Позже воспитательница выяснила, что девочка дома одна не спит, а спит с бабушкой рядом.
Ситуация 6.
Ребёнок 3-х лет принёс новую игрушку в группу детского сада – очень красивого, заводного робота. Все дети, конечно же, захотели поиграть с этим роботом. Но ребёнок сильно плачет, никому его не даёт, всех отталкивает, из-за этого и все дети тоже начали плакать.
Ситуация 7.
В старшей группе имеется девочка, которая часто обижает детей, многие дети на неё жалуются свои родителям. Воспитатель в старшей группе детского сада, осуществляет утренний приём в группе, она слышит, как родители детей из-за чего-то сильно ругаются. Выйдя в раздевалку, воспитатель выясняет, что несколько родителей ругаются с мамой той девочки, которая «всех обижает», высказывая ей претензии и жалобы на ребёнка.
Ситуация 8.
Средняя группа детского сада. К воспитательнице, давно работавшей в этой группе, приходит новая напарница, молодой педагог без опыта работы. Приходя на работу на вторую смену, опытный педагог всегда замечает беспорядок и раскиданные игрушки по группе.
Ситуация 9.
Старшая группа детского сада. Дети играют на веранде, один мальчик сильно толкнул другого, тот упал, и него на лбу вышла сильная гематома.
Ситуация 10.
В средней группе детского сада работает воспитатель – мужчина. Дети из неполных семей стали к нему обращаться – папа. 3
Результаты: Анализ содержания вышеперечисленных педагогических ситуаций показал триаду их возникновения:
1 - любопытство детей к различного рода электронным игрушкам и гаджетам (девайсам, телефонам и др.); адаптация детей, связанных со сменой привычной семейной обстановки на новую, «детсадовскую»; отсутствие «детских правил» общения и поведения среди детей;
2 - доминирование учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и ребенка; преступная халатность педагога – оставление детей без присмотра; степень защиты прав и достоинств ребенка;
3 - неумение педагога обыграть ситуацию и найти из нее остроумный выход; неготовность педагога к организации совместной деятельности детей.
Заключение и выводы:
Проблема решения педагогических ситуаций возникла в процессе формирования у педагогов дошкольных организаций навыков взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста, готовности осуществлять педагогическую, исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с ФГОС высшего образования [1]. Предложенная пошаговая технология их решения позволила выявить скрытые механизмы проблемной педагогической ситуации и способы его эффективного и позитивного решения.
Список литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 года № 1426.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....
Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...
Образовательная игровая ситуация «Айболит в гостях у ребят» по разделу « Социальный мир» для группы раннего возраста.
конспект занятия...
Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста на тему «Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормам поведения в детском коллективе»
Педагогический проектдля детей второй группы раннего возрастана тему«Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормамповедения в детском коллективе»...
Инструментарий педагогического мониторингав группе раннего возраста 1-2 года
Инструментарий педагогического мониторингав группе раннего возраста 1-2 года...
Педагогический проект группы раннего возраста №13 «Роль игрушки в период адаптации к ДОУ»
Рабочая программа по самообразованию в группе раннего возраста на 2022-2023 учебный год...