Инструментарий педагогического мониторингав группе раннего возраста 1-2 года
материал

Скустова Татьяна Анатольевна

Инструментарий педагогического мониторингав группе раннего возраста 1-2 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-2.docx69.74 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 9

Оценивания развития детей группы раннего возраста (1 – 2 года)в соответствии с ФГОС ДО

Согласно ФГОС ДО, программаДОО должна обеспечивать развитие личности каждого ребенка, мотивации и способностей всех детей в различных видах деятельности  по образовательным областям. Содержание  образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогического мониторинга (оценки индивидуального развития детей  дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы дошкольной организации.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональнойкоррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Педагогический мониторинг включает комплексную оценку результатов освоения детьми соответствующими возрастному этапу компетенциями по 5-тиобразовательным областям. Оценка осуществляется через исследование уровня сформированности компетенции каждого ребенка в той или иной области. При этом действия ребенка оцениваются от1 до 5 баллов:

1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

5 баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.

Узкие специалисты и педагоги, осуществляющие педагогическую деятельность в группе,  осуществляют совместное обсуждение развития компетенций у детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Результаты диагностического наблюдения отражаются в таблицах (см. ниже).

Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно планировать углубленную индивидуальную работу с ребенком в том, направлении, которое требует корректировки; разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты; оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов группы

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другой вариант не предусмотрен в образовательной организации, -  в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа.

Результаты освоения программы делятся на первичные и итоговые, что позволяетосуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм,периодичности и содержания мониторинга.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Педагоги осуществляют педагогический мониторинг в основном в виде педагогических наблюдений два раза в год (как минимум): в началеучебного года и в конце учебного года (в сентябре и мае).

Длительность проведения - две недели.

По результатам диагностических наблюдений и обобщения своего опыта работы с детьми педагоги в конце года делают вывод о соответствии показателей ребенка одному из уровней достижения планируемых результатов(показателей)формирования того или иного интегративного качества: высокому, среднему и низкому.

По результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого ребенка: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низкому – зона риска.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8.

Эти же параметры в интервале средних значенийот 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе.

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру данной образовательной области (указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста).

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.

Подсчет результатов педагогического мониторинга:

  • распределение детей на дифференцированные группы, соответствующие высокому, среднему и низкому уровням освоения соответствующих компетенций;
  • определение среднего арифметического показателя эффективности образовательной области всеми воспитанниками группы: для этого складываются все итоговые балловые оценки детей, и их сумма делится на количество детей в группе.

Подсчѐт показателей общего уровня развития ребенка,  в соответствии с освоением всех 5-ти образовательных областей:

  • 11 и менее баллов – низкий уровень;
  • 11,5 – 18,5 баллов – средний уровень;
  • 19 - 25 баллов – высокий уровень.

Соответственно данным полученным в ходе педагогического мониторинга осуществляется планирование и оценка результатов образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей; оформляются рекомендации для педагогов и родителей с целью учёта их при планировании в новом учебном году.

Инструментарий педагогического мониторингав группе раннего возраста (1-2 года) по Н.В. Верещагиной

Инструментарий педагогического мониторинга представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые воспитатель может использовать для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.

В период проведения педагогического мониторинга  данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно. Когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности.

Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы:

- наблюдение;

- проблемная (диагностическая) ситуация;

- беседа.

Формы проведения педагогического мониторинга:

- индивидуальная;

- подгрупповая;

- групповая.

Описание и рекомендации по использованию инструментария педагогической диагностики в группе раннего возраста (1-2 года)

(в соответствии с содержанием ПООП «От рождения до школы»

под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева)

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

1. Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместнымиграм со сверстниками и взрослым.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: фиксировать характер игровых действий ребёнка.

2. Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правилавежливости.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Колобок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что случилось с колобком?». Кто его обхитрил? Какая лиса?»

Метод: наблюдение.

Материал: ситуация встречи / прощания со взрослым.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Посмотри, к нам пришёл гость. Что нужно сказать?».

Образовательная область

«Познавательное развитие»

1. Узнаёт и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.

Методы: беседа.

Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Что / Кто это?».

  1. Группирует однородные предметы, выделяет один и много.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди всё красное, всё круглое, всё большое. Сколько яблок?»

Образовательная область

«Речевое развитие»

1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).

Методы: проблемная ситуация.

Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе).

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?».

2 .Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Методы: наблюдение.

Материал: сказки для восприятия детьми.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Слушайте внимательно сказку «Колобок».

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Нарисуй / приклей / слепи».

Образовательная область

«Физическое развитие»

1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: мячи.

Форма проведения: групповая, подгрупповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом».

КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Первая группа раннего возраста (1.-2года) №____

  на 20____ - 20____ учебный год

Код ребёнка

Демонстрирует ярко выраженную потребность в общении

Действует с предметами в соответствии с их социальным назначением

Активно подражает сверстникам и взрослым

Стремится к самостоятельности, проявляя активность и инициативность

Может копировать известные действия, движения, слова взрослых

Демонстрирует элементарный навык самообслуживания

Обращается к взрослому с просьбой о помощи

Активно включается в парные игры со взрослыми

Итоговый показатель по каждому

ребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1.

2.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель

(среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%


КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Познавательное развитие»

Первая группа раннего возраста (1.-2года) №______  

на 20____ - 20____ учебный год

Код ребёнка

Уверенно вкладывает  плоскостные  и  объемные  фигуры  в отверстиясоответствующих форм (сортеры)

Группирует предметы по цвету  (основные), величине  (контраст-ной), форме  (шар, куб, призма, цилиндр)

Умеет расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения

Успешно выполняет несложное конструирование из кубиков и включает их в игру

Активно  экспериментирует  с  предметами,  действуя  по-разному  (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает)

Итоговый показатель по каждому

ребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель (среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%


КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Речевое развитие»

Первая группа раннего возраста (1-2года) №______  

на 20____ - 20____ учебный год

Код  ребёнка

Ребенок проявляет интерес к  книгам,  демонстрирует  запоми-нание  первых  сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий

Эмоционально позитивно реагирует на песенки и потешки

Демонстрирует  достаточный  активный  словарь  (называет  предметы  и  их  части, час-тично действия и качества предметов)

Способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, прив-лекает внимание к своим действиям, задает вопросы «Кто?», «Что?» и ждет на них ответа)

Итоговый показатель по каждому

ребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель

(среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%


КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Первая группа раннего возраста (1-2года) №______  

на 20____ - 20____ учебный год

Код  ребёнка

Ребенок рисует каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки, начинает давать им название

Возникают простейшие изображения (домик в виде полукруга, квадратик - машина и др.)

Ребенок контролирует зрением; овладевает приемами раскатывания  (колбаски), сплющивания  (тарелочки,  блины),  круговыми  движениями  (яблочки,  шарики, конфеты), используя глину, пластилин

Итоговый показатель по каждомуребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель

(среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%


КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Образовательная область «Физическое развитие»

Первая группа раннего возраста (1-2года) №______  

на 20____ - 20____ учебный год

Код  ребёнка

У ребенка развита крупная моторика

Ребенок стремится осваивать различные виды движений (бег, ползание, лазанье, ходьба на равновесие, бросание, катание, перешагивание и пр.)

Ребенок с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями

Итоговый показатель по каждомуребенку (среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Итоговый показатель

(среднее значение)

Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении)

Высокий уровень

3,8-5

19-25

Средний уровень

2,3-3,7

11,5-18,5

Низкий уровень

>2,2 баллов

>11 баллов

Начало

года

Высокий уровень

чел.

%

Конец года

Высокий уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Средний уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%

Низкий уровень

чел.

%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...

Мониторинг группы раннего возраста с 1,6-2 лет

Данный мониторинг разработан творческой группой воспитателей групп раннего возраста:Ефимовой Антониной Владимировной, Илле Ксенией Викторовной, Лещевой Анастасией Евгеньевной.Мониторинг разработан по ...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Педагогический проект по формированию первичных представлений о своем физическом «Я» и здоровом образе жизни в группе раннего возраста 2-3 года

Цель данного проекта: создание педагогических условий для формирования представлений о своем физическом «Я» (строении человеческого тела, о значении каждого органа для нормальной жизн...

"Этот удивительный ранний возраст" - родительское собрание в группе раннего возраста, начало учебного года, 2021 - 2022

Начало учебного года – трудный период для детей раннего возраста, так как это время привыкания к новым для них условиям.Только вместе, только сообща все трудности будут преодалены....

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русских народных сказок....