Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
учебно-методический материал по теме
Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»
практический материал
к городскому методическому объединению
педагогических работников групп раннего возраста
по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Авторы: зам.заведующего Радькина С.А.
Воспитатели: Аксёненко А.В.
Ковальчук В.Н.
г. Когалым, 2013
Утренняя гимнастика «Колобок» (имитация движений)
(образовательная область «Здоровье», «Физическая культура»)
Цель: укрепление здоровья детей
Задачи:
- продолжать совершенствовать двигательную активность ребёнка и его физическое развитие,
- продолжать учить детей ходить, не наталкиваясь друг на друга, согласовывать движения рук и ног, умение прыгать на двух ногах, держа равновесие
- выполнять физические упражнения согласно тексту,
- формировать умение сохранять устойчивое положение и правильную осанку
- воспитывать выносливость, ловкость, желание выполнять физические упражнения, дружеские отношения между сверстниками.
Стихотворение | Выполнение движений |
По дорожке по тропинке, Между сосен Прыг да скок Очень весело игриво Покатился колобок, | Ходьба друг за другом |
Прыг – скок , прыг- скок | Прыжки на месте на двух ногах |
Вкусненький румяненький | Наклоны влево, вправо поглаживая животик |
Он похож на пирожок С изюминкой маленькой. | «Печем пирожок» |
Он от бабушки ушёл Он от дедушки ушёл | Грозим пальчиком и наклоняемся влево, вправо |
Покатился, повалился Непослушный колобок. | Поворот вокруг себя ладошки перед собой. |
Прыг-скок, прыг-скок Вкусненький румяненький Он похож на пирожок С изюминкой маленькой | Те же |
Он от бабушки ушёл, Он от дедушки ушёл Покатился повалился Непослушный колобок | |
Повстречали мы медведя На дорожке на лесной | Ходьба |
Мишка, мишка рассердился Топнул лапою большой Топ-топ, топ-топ…… | Идут и топают. |
Ух… | Упражнение на дыхание |
Подвижная игра «Зайки»
(образовательная область «Социализация», «Физическая культура»)
Цель: учить детей делать действия согласно тексту
Задачи:
- Упражнять в прыжках на двух ногах, действовать по сигналу
- Развивать у детей внимание, силу, ловкость.
- Воспитывать желание играть, дружеские отношения между сверстниками.
Ход игры:
Дети встают на ковер рядом с воспитателем.
Воспитатель произносит слова:
На лесной лужайке ,
Разбежались зайки
Прыг- скок, прыг-скок,
Зайки-побегайки.
Дети подпрыгивают на двух ногах, шевеля кистями рук, подняв их голове.
Вдруг бежит лисичка
Рыжая сестричка
Дети приседают на корточки и прикрывают глаза ладошками.
Ищет где же зайки
Зайки-побегайки
Ребёнок с игрушкой лисички ходит между детками и говорит: «Где же зайки?»
Дети встают с корточек и убегают от лисички, а она их догоняет.
Дидактическая игра «Что для чего»
(образовательная область «Социализация», «Познание», «Коммуникация»)
Цель: вызвать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками.
Задачи: учить детей знать и называть предметы ближайшего окружения, для чего предназначены, отвечать на вопросы воспитателя, формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать речь, внимание, мышление, кругозор. Воспитывать усидчивость, желание и умение вести диалог с воспитателем.
Материал: щётка зубная, одёжная щётка, нитки, пуговицы, мыло, бантик, косынка.
Ход игры: воспитатель достаёт из мешочка по одному предмету.
Вопросы к детям:
- Что это?
- Для чего предназначен предмет?
- С какой целью мы его используем? Например: зубная щётка - чистим зубы, а зачем мы чистим зубы- чтобы не болели зубы и т.д.
Дидактическое упражнение «Раз фасоль, два фасоль»
(образовательная область «Социализация»)
Цель: способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.
Задачи:
- Развивать внимание, мышление, сосредоточенность, глазомер, усидчивость.
- Воспитывать интерес и желание играть и усидчивость.
Материал: коробочка пустая и коробочка наполнена белой и красной фасолью.
Задание: выбрать красную фасоль или белую фасоль в пустую коробочку.
Непосредственно образовательная деятельность
по образовательной области «Познание»
Дидактическая игра «Большой и маленький»
Цель: продолжать учить детей знать и узнавать в игрушках зайку.
Задачи:
- упражнять детей в различении и сравнении величины предметов;
- формировать элементы наглядно-образного мышления, умение действовать по указанию воспитателя;
- развивать восприятие внимание мышление речь память;
- воспитывать усидчивость и желание играть со сверстниками.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова «большой» и «маленький».
Материал: большие и маленькие зайцы, по 4морковки больших и маленьких, перчик, помидор, большие и маленькие ёлочки.
Ход НОД:
На столе - снежная полянка. На полянке стоят большие и маленькие ёлочки, большие и маленькие зайчики.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть, кто и что находится на заснеженной полянке? Ответы детей.
Предлагает взять понравившегося зайчика.
Вопросы к детям:
- Где живут зайки?
- Что любят кушать?
- А какие ушки у зайчиков?
- Какой хвостик у зайки? Покажите ушки, хвостик.
- А какие зайчики по величине? У тебя Миша, какой зайка по величине?
- А что любят кушать зайчики?
Воспитатель предлагает угостить зайчат морковкой.
Вопросы к детям:
- Какой морковкой ты (Саша) хотел бы угостить зайчика?
- Какую ты взял морковку? (Большую)
- А зайчик у тебя, какой по величине?
Дети угощают зайчиков морковкой. Ребята зайчики благодарят вас за угощения, потому что они очень любят морковку
Гимнастика после сна
(образовательная область «Здоровье»)
Цель.
- Укрепление здоровья детей.
- Поднятие настроения и мышечного тонус детей с помощью физических упражнений
Предварительная работа.
- Разучивание комплекса упражнений на кровати.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Игровые упражнения в режиме дня.
Методы и приемы.
Игровой – имитация движений.
Словесный – художественное слово, указания, объяснение, поощрение.
Наглядный – показ.
Практический – выполнение комплекса упражнений детьми, ходьба по массажным коврикам, ребристой и солевой дорожкам, водные процедуры.
Результат. Дети научились выполнять комплекс физических упражнений по указанию взрослого.
Непосредственно образовательная деятельность
по образовательной области «Познание»
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Цель. Развитие познавательного интереса к окружающей действительности.
Задачи:
- Учить детей различать и называть домашних животных и диких.
- Формировать умения выделять их характерные особенности (например: заяц живет в лесу, у него длинные уши, он скачет).
- Употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных в форме единственного числа.
- Закрепить внятное произношение звуков и звукоподражаний.
- Закрепить умения детей ставить кирпичики вертикально к поверхности стола на узкую короткую сторону.
- Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение, глазомер.
- Поддерживать желание детей строить самостоятельно.
- Воспитывать интерес и заботливое отношение к животным.
Предварительная работа.
- Проведение дидактических игр по ознакомлению с окружающим: «Где, чья мама?», «Чудесный мешочек», «Чьи детки?», «Лесные жители».
- Рассматривание картинок с изображением кошки, собаки, поросенка, ёжика, белки, лисички.
- Рассматривание игрушек-животных кошки, собаки, поросенка, ёжика, лисички.
- Игры со строительным материалом - «Загородка для домашних птиц».
- Проведение подвижных игр «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Зайка беленький» и др.
- Чтение потешек и стихотворений о домашних животных и диких.
- Работа с панно «Домашние животные», «Лесные жители».
Словарная работа.
- Активизировать словарь детей названиями животных, их характерных особенностей, действий.
- Ввести в словарь обобщающие понятия – домашние, дикие животные.
- Развивать умение отвечать на вопросы.
Материал: игрушки-животные (кошка, собака, поросенок, лиса, заяц, ёжик); кирпичики по 4-5 шт. на каждого ребёнка; макет дома, лесной поляны.
Методы и приемы:
Игровой метод – приход игрушек-животных
Словесный метод - вопросы, указания, поощрения, звукоподражания.
Наглядный метод - рассматривание игрушек-животных.
Практический метод – постройка заборчика.
Ход игры.
В группу воспитатель приносит игрушки-животных и говорит, что они потерялись и не знают, где кто живет. Животные просят ребят помочь им найти их дом.
Воспитатель показывает макет, на одной стороне которого расположен дом, на другой – ёлочки – это лес.
Воспитатель предлагает детям расселить животных по домам. Для домашних животных – дом (показывает). А для животных леса их дом – лес.
Предлагает взять каждому ребенку игрушку и рассмотреть её.
- Юля, кто у тебя? – Кошка
- Где она живет? – Дома
- Как она говорит, когда в дом просится? – Мяу, мяу.
- Как, детки, говорит кошка? (Дети все вместе повторяют) Вот кошка домой просится. Юля, отнеси кошку к дому. (Воспитатель помогает поставить игрушку на макет возле дома).
Вот кошка уже дома.
- Денис, покажи всем свою игрушку и скажи, кто это? – Заяц.
- Где он живет? – В лесу.
- Как ты узнал зайца? – У него длинные уши, он серый (белый).
Отправь зайчика домой в лес. (Ребёнок подходит и ставит игрушки около ёлочки).
Вот зайка и дома, в своём лесу, под ёлочкой сидит.
И так идёт работа с каждым ребёнком и его игрушкой.
Воспитатель: Какие у меня умные детки, всех животных домой проводили. Вот этих (отводит жестом и называет каждого) – домашних – в дом, к хозяйке, чтоб она их кормила. А этих (тоже каждого называет) – в лес, они себе еду сами находят. Они дикие животные. Какие это животные (Все вместе) – дикие. Коля, Никита повторите, какие это животные? – дикие. (По одному отвечают несколько детей) Назовите диких животных (Дети хором перечисляют). А эти животные, какие? – Домашние. (Все вместе и по одному отвечают дети). Молодцы!
Затем воспитатель опять приглашает детей к макету.
- Ребята, а чтоб животные опять не потерялись, давайте построим заборчик. (Воспитатель напоминает детям о том, что кирпичики надо класть на короткую узкую сторону вертикально, на небольшом расстояние друг от друга). Дети строят заборчик.
- Что мы построили? – Заборчик
- Из чего? – Из кирпичиков.
- Для кого? Зачем?
- Скажите, ребята, кто у нас сегодня был в гостях? (Домашние животные и дикие)
- Животные говорят, что вы молодцы и благодарят вас за то, что вы помогли им найти свои домики, построили заборчик для них. Ребята прощаются и уходят в другое помещение. Воспитатель убирает макет.
Ожидаемый результат.
- Дети узнают, называют и различают домашних и диких животных.
- Выделяют их характерные особенности.
- Умеют самостоятельно сооружать заборчик.
- Умеют взаимодействовать друг с другом во время игры.
Игры детей со строительным материалом
(образовательная область «Познание»)
Цель.
- Совершенствовать умения детей самостоятельно сооружать элементарные постройки, используя полученные раннее приемы конструирования.
- Обогащать сенсорный опыт детей.
- Развивать конструктивные способности, мышление, творчество.
- Воспитывать интерес к играм со строительным материалом путем обыгрывания построек.
Словарная работа: закрепить в речи детей названий деталей строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, крыша); употреблять в речи глаголы: строю, кладу, играю.
Материал: строительный материал.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, схем построек, сооружение построек в процессе непосредственной образовательной деятельности, индивидуальная работа, обыгрывание построек с помощью воспитателя в процессе самостоятельных игр детей.
Ожидаемый результат. Умеют различать и называть основные формы деталей строительного материала, ориентируются в пространстве, могут самостоятельно сооружать простые постройки, играть рядом, не мешая друг другу.
Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики.
Дидактическая игра «Помоги ёжику собрать яблоки»
(образовательная область «Социализация»)
Цель.
- Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.
- Способствовать развитию активной речи, произвольного внимания, памяти, навыков самостоятельности.
- Закрепить с ребенком сенсорные характеристики: цвет, форму, величину.
- Развивать навыки застегивания и расстегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок.
Материал: сюжетное изображение из ткани (ёжик с иголками) с пришитыми на нем различными застежками, яблоки с петлями, грибы с кнопками, цветы с липучками.
Воспитатель рассказывает стихотворение о ёже.
Живет в лесу колючий ёжик
Он очень маленький, но все же
Прекрасно может защититься
И от совы, и от лисицы.
Спрашивает, о ком это стихотворение. Предлагает ребенку поиграть с ежиком. Достает пристежку с изображением ёжика. Рассматривает его вместе с ребенком. Вопросы: кто это? Что есть у ежика? (Глазки, носик, лапки и много иголок). Что кушает ежик? Предлагает ежику собрать припасы на зиму: яблоки, грибы. Объясняет, что ежик все свои припасы носит на иголках. Предлагает ребенку помочь ежику собрать яблоки. Спрашивает у ребенка, все ли яблоки одного цвета? Какого цвета это яблоко? А это? Какой формы яблоки? Уточняет, что яблоко надо пристегнуть на пуговичку такого же цвета, как яблоко. По ходу игры воспитатель спрашивает:
- Что ты пристегиваешь? (Яблоко).
- Какого цвета яблоко?
На пуговицу какого цвета надо пристегнуть красное яблоко?
- Какой формы яблоко? (Круглое).
- А теперь давайте пристегнем грибы. На самую высокую ножку пристегнем какую шапочку? А на низкую ножку, какую?
В ходе игры воспитатель оказывает ребенку помощь, если это необходимо.
В конце игры ёжик благодарит ребенка за помощь, а воспитатель предлагает поиграть другим детям.
Самостоятельная сюжетно – ролевая игра «Семья»
(образовательная область «Социализация»)
Цель.
- Формировать умение выполнять несложные действия и объединять их одним сюжетом.
- Совершенствовать умения играть друг с другом, не мешая друг другу.
- Формировать умение самостоятельно подбирать игрушки атрибуты для игры.
- Развивать доброжелательные отношения между детьми.
Предварительная работа.
- Проведение дидактических игр в процессе непосредственной образовательной деятельности.
- Игровые упражнения в режимных моментах.
- Наблюдение за трудом няни.
- Рассматривание картин, иллюстраций.
- Беседы с детьми.
Ожидаемый результат. К концу года дети самостоятельно выполняют игровые действия с предметами. Осуществляют перенос действий с объекта на другой объект. Могут играть, не мешая друг другу, подражать действиям сверстника.
В самостоятельной игре сопровождать свои действия речью.
Игра-театрализация русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра
(образовательная область «Социализация»)
Цель. Воспитывать интерес к русским народным сказкам, желание их слушать
Задачи:
- Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом настольного театра; следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки.
- Побуждать детей принимать участие в рассказывании сказки, договаривании отдельных слов, фраз.
- Способствовать интонационной выразительности речи.
- Развивать внимание, память, умение сопереживать героям сказки.
Словарная работа. Ввести в словарь детей слова из сказки: амбар, сусек, зайка-побегайка, лисичка-сестричка.
Предварительная работа.
- Чтение русской народной сказки «Колобок».
- Рассматривание иллюстраций к сказке.
- Материал: стол, накрытый зеленой тканью, фигурки настольного театра, кукла Маша, волшебный сундучок со сказками.
Методы и приёмы.
Игровые - введение игрового персонажа – куклы Маши, волшебный сундучок со сказками.
Словесные – вопросы, указания, поощрения.
Практический – манипуляции персонажами настольного театра «Колобок».
Ход деятельности.
В группу приходит кукла Маша, здоровается с ребятами и просит рассказать для неё сказку. Она очень любит слушать сказки.
Воспитатель. Конечно, Маша, ребята расскажут тебе сказку. Они их много знают. А поможет нам волшебный сундучок со сказками.
- Садитесь, ребята удобнее, и ты, Маша, садись, (усаживает куклу на стульчик) и слушайте.
Все минуточку внимания
Сказку я хочу начать
Этой сказочки название
Поспешите угадать.
Воспитатель выставляет на стол, накрытый зелёной тканью, фигурки русской народной сказки «Колобок». Распределяет роли между детьми и начинает рассказывать сказку.
Воспитатель рассказывает сказку неторопливо, выразительно, задавая вопросы детям.
- Подумайте и скажите, кого попросил испечь дед?
- Куда баба положила Колобок остывать?
- Что сделал Колобок?
- Кого он первым встретил в лесу? (Зайку).
- Иди, Влада, посади зайку на дорожку. (Воспитатель помогает).
- Влада, кого встретил Колобок? Что сказал зайка Колобку?
- Ребята, что ответил Колобок? Давайте все вместе споем песенку Колобка.
- Кого затем встретил Колобок? (Медведя).
- Иди, Анжелика, посади медведя на дорожку. Анжелика, кого встретил Колобок?
- Что медведь сказал Колобку? (Колобок, ты такой румяный, так вкусно пахнешь, я тебя съем).
- Что ответил Колобок?
- А кого последним встретил Колобок? (Предлагает ребенку посадить лисичку на дорожку и спеть ей песенку Колобка).
- А что затем сказала лисичка?
- Почему она попросила Колобка сесть ей на носик? (Потому, что она очень хитрая).
- Что сделала лисичка с Колобком?
- Ребята, дедушка и бабушка очень расстроились. Давайте их успокоим – подарим им другой Колобок.
- Не ходи, Колобок, сам в лес, слушайся дедушку и бабушку. Наши ребята послушные, слушают своих родителей. А ты, Маша?
Пришла пора прощаться со зверятами, они устали и хотят отдохнуть. Давайте вернем их опять в сундучок. А Маша отнесет сундучок со сказками другим куклам. Волшебный сундучок покажет им свои сказки.
Кукла Маша. Спасибо, ребята! До свидания!
Индивидуальная работа «Мозаика»
(образовательная область «Социализация»)
Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению подбирать формы по шаблону.
Материал: плоские мозаики.
Словарная работа: мозаика, рисунок, название предметов, изображенных на рисунке, названия основных цветов, там, рядом, слева, справа, один.
Содержание игры. Возможно несколько вариантов проведения. Можно предложить детям вслед за педагогом составлять определенный рисунок, узор. А можно просто дать детям возможность собирать по собственному желанию, развивая творчество, воображение.
Можно предложить детям картинку с рисунком, узором и попросить их собрать такой же рисунок или узор из мозаики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»
Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-780933-1460466933.jpg)
Перспективное комплексно-тематическое планирование работы с детьми раннего возраста.
Тематическое планирование....
"Перспективное планирование работы с детьми раннего возраста"
Перспективное планирование работы с детьми раннего возраста по социально-личностному развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-830507-1476523388.jpg)
Конспект открытого игрового физкультурного занятия по сказке «Горшок каши» городского методического объединения секции «Развитие детей раннего возраста»
открытого игрового физкультурного занятияпо сказке «Горшок каши»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/30/picture-912485-1727678852.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НЕФТЕКУМСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТЕМА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
ТЕМА НОД «СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ»средняя группа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/11/picture-1277140-1602440652.jpg)
Сообщение на районном методическом объединении для воспитателей групп раннего возраста на тему: «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС»
Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/03/picture-787743-1462279794.jpg)
Участие в методическом объединении для воспитателей по теме«Изготовление и использование игр ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Игра "Поезд" (для старшего и подготовительного возраста)Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нес...