Педагогический проект группы раннего возраста №13 «Роль игрушки в период адаптации к ДОУ»
материал (младшая группа)
Рабочая программа по самообразованию в группе раннего возраста на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_gruppa_rannego_vozrasta_no_13_rol_igrushki_v_period_adaptatsii.docx | 66.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
Педагогический проект группы раннего возраста №13
«Роль игрушки в период адаптации к ДОУ»
Разработала
воспитатель:
Марченко Н.М.
2022 год
Содержание проектной деятельности: | № стр. |
Содержание | 1 |
Участники проекта | 2 |
Тип проекта | 2 |
Сроки реализации проекта | 2 |
Проблема проекта | 2 |
Актуальность проекта | 2 |
Цель проекта | 2 |
Задачи проекта | 2 |
Планируемый результат | 3 |
Возрастные особенности | 3 |
Принципы и подходы к реализации проекта | 4 |
Формы и методы работы | 4 |
Итоговый продукт | 4 |
Этапы реализации проекта: | 4 |
I – подготовительный (организационный) | 4 |
II – содержательный (практический) | 5 |
III – заключительный (презентативный) | 7 |
Риски и пути преодоления | 8 |
Перспективы развития проекта | 8 |
Ресурсное обеспечение проекта | 9 |
Информационные ресурсы | 9 |
Учебно-методические ресурсы Литература | 9 |
Паспорт педагогического проекта «Роль игрушки в период адаптации к ДОУ ». | |
Участники проекта: | дети второй группы раннего возраста, родители |
Тип проекта: | долгосрочный |
Вид проекта: | исследовательско - творческий |
Сроки реализации проекта: | с 01.09.22.-31.05.23г. |
Проблема проекта: В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил. Наблюдая за детьми в адаптационный период, я заметила, что дети быстро успокаиваются когда приносят с собой из дома игрушку.
Поэтому для благоприятного психологического настроя и расставания с родителями у ребёнка должно быть то, что ему поможет пережить стресс. По моему мнению это может быть любимая игрушка, которую он принесет из дома, как частичку своего мира. Изучив процесс адаптации возникла идея для реализации данного проекта.
Актуальность проекта: Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства.
Игрушка — это не просто забава. Дарить игрушки было распространенным обычаем – игрушка приносит ребенку здоровье, благополучие и спокойствие.
Цель проекта: Создание условий для комфортной благоприятной адаптации и ранней социализации детей к ДОУ с помощью игрушки.
Задачи проекта:
для детей:
Обеспечить чувство комфорта, уюта, защищенности с помощью игрушки.
Способствовать формированию эмоционально положительного климата в группе.
Способствовать формированию навыков внимательного рассматривания игрушки, обогащению словарного запаса, развитию навыков связной речи.
для родителей:
Повысить педагогическую компетентность в вопросах адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
для педагога:
Поддерживать взаимосвязь между ребенком и игрушкой.
Поддерживать стремление ребенка высказываться, активно вступать в общение.
Повысить свой профессиональный уровень, найти эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации.
Планируемый результат | |
для детей | Дети легко адаптируются к условиям детского сада через контакт с любимой игрушкой. Будут проявлять интерес к исследованию различных игрушек, бережно относиться к игрушкам. |
для родителей | Установятся доверительные взаимоотношения с родителями. Совместными усилиями педагога с родителями, жизнь воспитанников в ДОУ станет более насыщенной и интересной. |
для педагога | Повысится профессиональный уровень. Будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми в период адаптации. |
Возрастные особенности детей 2-3 лет
В возрасте 2-3 лет детям важно много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство. Важно освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей тесно связано с развитием мозга и речи, а в дальнейшем с навыками письма.
Ребенку важно как можно шире осваивать речь, для развития мышления, выражения мыслей и для установления контакта ребенка с миром. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
Особо важным для детей в этом возрасте является игра. Ребенку важно играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
Не стоит забывать, что ребенку необходимо продолжать выстраивать отношения со взрослыми, так как ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе». Необходимо помогать ребенку в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи слезами, злостью, криками, бросание предметов.
Детям в 2 года важно иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: ему хочется всего и сразу, ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. И ребенку в этом возрасте важно только то, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Для развития мелкой моторики важно предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого! Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их.
В 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество. Поэтому чаще разговаривайте с малышом, читайте ему сказки, книжки, обсуждайте то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова. Относитесь к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности старайтесь понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить. Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны.
Принципы и подходы к реализации проекта:
Принцип доступности
Принцип наглядности
Принцип системности
Формы работы |
групповая, индивидуальная |
методы |
- игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры; - словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок об игрушках; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; - практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка; - наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов. |
Итоговый продукт: Презентация «В детский сад, хожу без слёз!»
Этапы реализации проекта:
I – подготовительный (организационный)
Подобрала методическую, художественную литературу, иллюстрационные материалы, дидактические игры;
Разработала конспекты адаптационных занятий, подобрала темы для бесед с родителями и консультации для родителей по адаптации детей раннего возраста;
Провела беседы с психологом и медицинской сестрой по адаптации для психолого-педагогической поддержки.
Для самостоятельной активности детей подготовила центры развития:
• центр для сюжетно-ролевых игр;
• центр книги;
• центр сенсомоторного развития;
• центр настольно-печатных игр;
• центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой зоны (с разнообразными игрушками для данной возрастной группы, строительным материалом, различными мягкими модулями).
В групповой комнате создала условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек. Однако наибольшее внимание я уделила особенностям протекания процесса адаптации, для этого на каждого ребенка педагог- психолог выдала индивидуальные адаптационные листы, в которых с момента поступления ребенка в группу фиксируются результаты наблюдения за ними по выделенным критериям. Ведение адаптационного листа позволяет мне отследить особенности привыкания ребенка к ДОУ и наметить ряд мероприятий для успешной адаптации детей раннего возраста.
Кроме того, в ходе беседы с родителями, устанавливаю контакт, который помогает снять тревогу за ребенка, информирую о протекании адаптационного периода, ориентирую на активное взаимодействие. Также веду работу на установление доверительных отношений с детьми, на создание благоприятной психологической атмосферы в группе, на снятие эмоционального напряжения с помощью любимой игрушки.
II – содержательный (практический)
Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по следующим направлениям:
Социально- коммуникативная;
Познавательная;
Речевая;
Художественно-эстетическая;
Физическое развитие.
Дата проведения | Формы работы с детьми в течении реализации проекта | |
Познавательное развитие Тематические беседы: - Беседы на темы «Зачем нужны игрушки? », «Моя любимая игрушка», «Игрушки в нашей группе», «Берегите игрушки». Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Найди по описанию», «Что изменилось?», «Угадай, что звучит?», «Чудесный мешочек». - Знакомство с творчеством А. Барто. - Рассматривание иллюстраций к произведениям А. Барто. - Опрос детей: «Моя любимая игрушка». Чтение художественной литературы: А. Барто, стихи из цикла «Игрушки» 1. Русский фольклор «Пошел котик на торжок», «Наша Маша маленька…». 2. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Наша Таня». 3 . Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Грузовик». 4 . Чтение и обыгрывание стихотворения Ю. Володина «Матрешка». 5 . Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Зайка». 6. Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол…». Рассматривание иллюстраций с изображением игрушек, рассматривание иллюстраций книги Разучивание стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки». Загадки об игрушках. Просмотр мультфильма «Игрушки». Художественно – продуктивная деятельность: лепка «Мяч для куклы Кати»; «Колечки для пирамидки»; раскрашивание «Матрешка», «Плюшевый мишка»; «Дорога для грузовика». Театрализованная деятельность: «В гостях у кукол». Сюжетно-ролевые игры: 1. «Новая кукла знакомиться с игровой зоной». 2. «Грузовая машина везет мебель в новый дом». 3.Игра с куклой «Угостим куклу чаем». 4.Игра «Мы уложим Мишку спать». Конструирование: 1. «Полочка для игрушек». 2. «Домики для игрушек». Трудовые поручения : 1.«Укладываем игрушки спать». 2.«Помоем игрушки». | ||
Физическое развитие Гимнастика после сна Подвижные игры: 1. «Мой веселый звонкий мяч». 2. «Лохматый пес». 3. «Доползи до погремушки». 4. «Прокати мяч через ворота» . 5. «Воробушки и автомобиль ». 6. «Покатай матрешку». 7. «Зайки и волк». 8. «У медведя во бору». | ||
Дата реализации | Взаимодействие с родителями |
- Заключение договоров с родителями; - Знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; - Консультация «Растим малыша здоровым»; -Консультация для родителей: «Игры и игрушки для детей 2 – 3 лет». Папки – передвижки по теме «Сезонная одежда для малышей». -Помощь в подборке детских произведений: А. Барто, стихи из цикла «Игрушки». |
III – заключительный (презентативный)
Защита проекта воспитателем в форме презентации «В детский сад, хожу без слёз!».
Риски и пути преодоления |
Неосведомленность родителей о процессе адаптации. |
Оказать помощь родителям в адаптации детей раннего возраста. Дать родителям знания о значении игрушки в жизни ребёнка, ее роли в игре через папки-передвижки, информацию, индивидуальные беседы. Донести информацию о целесообразном подборе игрушек для детей. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. |
Перспективы развития проекта
Накопленный опыт по проекту будет использован в дальнейшей работе с детьми раннего возраста, а также в обобщение с педагогами ДОУ.
Разработать и апробировать инновационные формы и методы работы для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Ресурсное обеспечение
проект разработан на основании нормативно-правовых документах:
Конституция РФ 12.12.1993г.
Конвенция о правах ребенка 20.11.1989г.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.2660-10;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», от 15 мая 2013 г. N 26, регистр. №28564.
Материально – технические ресурсы обеспечивающие в реализации проекта:
РППС соответствующая возрасту( дидактические игрушки, игры, детская литература), подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии), игрушки; магнитофон, фотоаппарат, ноутбук.
Информационные ресурсы
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/05/kartoteka-poteshek-dlya-detey-rannego-vozrasta (картотека потешек об игрушках)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/02/12/stihi-ob-igrushkah-dlya-malyshey (стихи об игрушках для детей раннего возраста)
https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-evgenevna-belenko/beseda-s-detmi-mladshei-grupy-na-temu-beregi-igrushki.html (беседы об игрушках)
http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ranniy-vozrast/igrushki-podborka-igr-i-uprajneniy.html (подборка игр и упражнений)
(консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ»
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/09/14/konsultatsiya-dlya-roditeley-po-adaptatsii-detey (папка передвижка «В детский сад идём с игрушкой» «Адаптация»)
https://moi-raskraski.ru/raskraski-dlya-malenkikh/raskraski-igrushki
(раскраски для детей раннего возраста «Игрушки»)
Учебно-методические ресурсы
Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 3 изд., исправленное и дополненное - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016.
Литература
1.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 1-3года.
2-е изд.,испр. и доп.- М:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-128с.
2.Е.И.Можгова «Литературно-музыкальное занятия для детей от 1,5-3лет»
3.Л.В.Абрамова; И.Ф.Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» вторая группа раннего возраста
4.Элли Сингер; Дориан де Хаан «Играть, удивлятся, узнавать от 0 до 7)
5. «Развивающая деятельность с детьми раннего и младшего возраста от 1,5 до 4 лет» ФГОС издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
6.К.Л.Печора «Развиваем детей раннего возраста» Современные проблемы и их решение в ДОО и семье. Творческий Центр Сфера.
7.Е.В. Шакирова Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду по ФГОС.Методическое пособие.
Приложение к проекту:
Картотека игр с куклой
1. Устроим кукле комнату.
Задачи: Расширять представления детей о предметах мебели (стол, стул, диван, кровать, их назначении; называть предметы и действия доступными детям речевыми средствами (звукосочетаниями, облегчённые слова). Побуждать к активным действиям.
2. Укладывание куклы спать.
Задачи: Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, положить куклу, накрыть её одеялом). Научить детей ласково обращаться с куклой, как с дочкой.
3. Купание куклы.
Задачи: Учить детей купать кукол. Учить последовательно выполнять цепочку игровых действий, сопровождая их речью, мимикой, жестами. Формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребёнку, выражать ласку, понимать её состояние (весёлая, грустная, холодно ей или тепло и т. д.)
4. Постираем кукле платье.
Задачи: Способствовать обогащению игр новыми сюжетами. Воспитывать интерес к труду, желание принимать в нём посильное участи
5. Угостим куклу чаем.
Задачи: Учить детей поить куклу чаем (впоследствии мишку, зайца и т.д.). Формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними. Воспитывать ласковое, заботливое отношение к кукле.
6. Накормим куклу обедом.
Задачи: Продолжать учить детей игре с куклой. Помочь разнообразить игровые действия. Воспитывать заботливое отношение к кукле, как к дочке.
7. Кукла проснулась.
Задачи: Закреплять умения детей узнавать и называть доступными речевыми средствами знакомые предметы; понимать их назначение; включаться в общение с взрослыми в форме речи и игровых действий.
8. Оденем Куклу на прогулку.
Задачи: Расширять представлена детей о предметах зимней одежды, их отличительных признаках (зимой надевают тёплую одежду); обогащать словарь: пальто, куртка, шапка, шарф, варежки и т. д. Побуждать детей к активной речевой реакции, к диалогу.
9. Кукла заболела.
Задачи: Учить детей выполнять основные действия врача (измерить температуру, дать лекарство, пользоваться атрибутами по назначению. Воспитывать чувство заботы, сопереживания больному.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три— нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Игровая ситуация «Из чего сделаны игрушки? »
Цель: Обогащать и совершенствовать представления детей об игрушках, материалах, из которых сделаны игрушки. Учить использовать обобщающее понятие «Игрушки», Обогащать словарный запас за счет обозначений качеств.
Развивать зрительную память, связную речь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материалы: Кукла, игрушки из различных материалов, коробка или корзина для игрушек, разрезные картинки по теме «Игрушки», предметные картинки: барабан, мяч, юла, матрешка, деревянные матрешки, лото «Игрушки».
Ход :
1.«У каждой игрушки свое место».
Кукла приходит в гости к детям, здоровается и знакомится с ними.
- А вашей группе есть куклы? - Где они живут? Пойдемте в кукольный уголок, вы меня познакомите с куклами. (Каждой кукле дать имя)
- А еще я люблю кататься на машинах. Где у вас стоят машины? Как можно играть с машинками? Поставим машинки в гараж.
- А еще я люблю играть в конструктор. Возьмите по 1 детали. Сколько у тебя деталей, Маша, какого она цвета? Сколько всего деталей? Много. Положим все детали на место. - В вашей группе все игрушки знают свой домик, свое место. Это хорошо, значит у вас всегда порядок. Я вам принесла игрушки. Рассмотрите, что это? Выставить игрушки на стол. Дети называют игрушки.
2. Игра «Что изменилось? ».
- Рассмотрите, что это? Выставить игрушки на стол. Дети называют игрушки. Затем дети закрывают глаза и воспитатель меняет две игрушки местами или убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Повторить 3 раза.
3. Игра «Найди игрушку из такого же материала»
- Из какого материала сделан этот слоненок? Из резины. Из резины, значит, он резиновый. Возьми, Маша слоненка. Какой он на ощупь? Холодный, мягкий, гладкий. Передай игрушку Ване и скажи: «Слоненок резиновый».
- Есть у нас в группе еще резиновые игрушки? Найдите и принесите на этот стол по 1 резиновой игрушке.
- А из какого материала сделана эта пирамидка? Из дерева. Есть ли еще деревянные игрушки в группе? Найдите в группе и принесите на этот стол по 1 деревянной игрушке. Какие они на ощупь? Теплые, твердые, гладкие.
- Из чего еще делают игрушки?
Дидактические игры
"Узнай на ощупь"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Узнай игрушку по описанию»
Взрослый загадывает предмет и предлагает малышу узнать по описанию, что он загадал. Загадывать можно игрушки, которые есть у ребенка, а потом переходить на предметы. Например: «Отгадай, пожалуйста, что за игрушку я загадала. Она большая, коричневая, с глазками и носиком. Она мягкая, может сидеть и лежать, ее можно брать на руки». Если малыш быстро догадывается, что это его любимый мишка, то предложить теперь ему загадать игрушку, а если не догадался, продолжить: «У этой игрушки есть лапы и уши, ее купил тебе папа на день рождения».
«Угадай, что звучит? »
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит? » - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
«Чудесный мешочек. »
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.
Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.
Физминутка «Заводные игрушки»
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата –
Все на полочках сидят,
(Присесть)
С нами поиграть хотят.
(Прыжки)
Вот солдатики стоят,
(И. п.: стойка смирно)
Начинается парад!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы шагать.
(Маршируют)
Вот бегут машины,
Шуршат своими шинами.
(Руки перед грудью «крутят руль».Дробное топанье)
Желтые и красные –
Все такие разные.
Зайчики играют,
Лапкой ударяют.
(Легкие прыжки с хлопками в ладоши)
Медвежонок взял гармошку,
Поиграть решил немножко,
(Имитация игры на гармошке с пружинкой)
Раз, два! Поворот…
(Повороты)
Он танцует и поет.
(Сказать: «ыыыыыыы»)
Эй, скорее посмотри:
Куклы танцевать пошли,
(Руки слегка отвести в стороны и развернуть ладонями наружу)
Ножки выставляют,
В гости приглашают.
(Поочередное выставление ног на пятку)
Всех красивей паровоз:
(Имитация движения паровоза)
Две трубы и сто колес.
Ну, а едут в нем игрушки –
(Сказать: «ту-туууууу»)
Куклы, зайчики, петрушки.
Беседа: « Игрушки в нашей группе»
Цель: расширять кругозор детей о игрушках, развивать наблюдательность, вступать в диалог с воспитателем, проявлять интерес к игрушкам в группе.
Ход беседы: Посмотрите, что я вам принесла! Это волшебная корзинка. А что в ней лежит, узнаете, когда послушайте моё стихотворение:
Из цветной пушистой байки
Малышам игрушки шьём –
Куклы, мячики и зайки
Их всё больше с каждым днём.(Игрушки).
Корзинка у нас волшебная, поэтому игрушки умеют разговаривать. Давайте послушаем, о чём они говорят. (Воспитатель берёт мяч).
Эта игрушка говорит: «Нас купили в магазине и принесли в детский сад. А что мы будем здесь делать, мы не знаем». Ребята, давайте поможем игрушкам узнать, для чего их купили в магазине.
Воспитатель достаёт из корзины по одной игрушке и показывает их детям, задавая вопросы:
1.Что у меня в руках?
2. Как можно играть с этой игрушкой?
3. Для кого нужны игрушки?
4. А как можно ласково назвать эту игрушку?
А вы знаете, что игрушки могут огорчаться, радоваться или грустить? Когда дети игрушки бросают, кидают, ломают - игрушки огорчаются и плачут, а если берегут, после игры убирают на место – они радуются и улыбаются.
Послушайте стихотворение про игрушки.
« Как много игрушек на свете,
И все их, конечно,
Любят все дети на свете.
Вам надо играть,
Веселиться, дружить
И каждой игрушкой своей дорожить!
Любите нас, дети,
Цените, храните.
Мы любим с вами играть,
Но не любим,
Когда нас марают, кусают,
Кидают, рвут и ломают.
Берегите нас, дети!»
Ребята, а вы свои игрушки любите? Не обижаете их? Скажите, зачем же нужны игрушки.
Беседа: « Берегите игрушки».
Цель: расширять представления детей как не ломать игрушки, воспитывать заботливое отношение к ним.
Ход беседы:
Воспитатель показывает детям игрушку «котёнок без хвоста».
Ребята, вы узнаёте эту игрушку? Этого котёнка я нашла по дороге в детский сад. И вот, что он мне рассказал. Его купили в магазине для девочки Нади.
Надя котёнка на пороге забыла,
И хвост его пушистый дверью прищемила!
Не так уж большая была бы беда,
Да только торопится Надя всегда.
Надо бы, дверь, приоткрыв потихоньку,
Бережно вытащить хвостик котёнка.
А Надя рванула его второпях,
И хвостик пушистый остался в дверях!
Ребята, как вы думаете, Надя хорошо поступила со своей игрушкой?
У Нади много поломанных игрушек, которые она забросила в коробку и они лежат там никому не нужные. И вот однажды, когда девочка Надя легла спать, ей приснился сон: все сломанные игрушки вылезли из коробки, подошли к Наде и говорят:
- Надя, Надя виновата!
- Зачем хозяйка нам такая?
- Хозяйка нам нужна другая!
- Мы лучше девочку найдём;
- А к Наде больше не придём.
А когда Надя проснулась, она увидела, что все сломанные игрушки лежат в коробке. Надя обрадовалась, что игрушки никуда не ушли от неё. Она быстро побежала к маме и попросила помочь починить все сломанные игрушки. Вот такая история произошла с девочкой Надей.
А теперь за дело дружно-
Убирать игрушки нужно,
Убирать и не ломать
Завтра будем вновь играть
Стихи А. Барто из цикла «Игрушки»
МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду!
СЛОН
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
САМОЛЕТ
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами
А потом вернемся к маме.
ЛОШАДКА
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
ГРУЗОВИК
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
МЯЧИК
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик. —
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
КОЗЛЕНОК
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду
Я в траве его найду.
КОРАБЛИК
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня: —
Прокати, капитан!
Консультация для родителей.
«Игры и игрушки для детей 2-3 лет».
Как же научить малыша играть?
Очень просто — надо чтобы родители играли вместе с ним. Именно взрослый впервые "оживляет" куклу или любимого мишку малыша. Именно взрослый впервые предлагает: давай я буду мама-собака, а ты мой сынок-щенок, после чего изображает настоящую собаку и, если надо, то становится на четвереньки и лает (т.е. показывает малышу, как надо действовать, принимая определенную роль). Все это необходимо делать эмоционально, по возможности естественно и с удовольствием. Такие совместные игры очень сближают родителей и детей, а также повышают авторитет взрослого в глазах ребенка.
В начале пути
Игра начинается с того, что кукла, мишка или зайчик становятся живыми, говорят человеческим голосом. Естественно, это голос взрослого, т.е. ваш. Только взрослый или старший ребёнок может оживить игрушку и сделать её партнёром по общению и персонажем игры. 3-4-летним малышам проще, когда роли вынесены вовне, т.е. в игрушки. Такое "оживление" игрушки свидетельствует о появлении образного мышления, которое и формируется, и развивается в игре.
Детям в этом возрасте очень нравятся игры с небольшими игрушками (10-30 см). Ребенок может выступать одновременно как режиссер и как исполнитель ролей. Для этого необходимы игрушки, позволяющие разворачивать такую деятельность. В первую очередь это куколки и зверюшки. Они могут быть из любого материала: ткани, дерева, пластмассы, резины — главное, чтобы их было удобно держать в руке. Хорошо, если они могут устойчиво стоять на плоской поверхности — малыш может расставить их в соответствии с ролью и сюжетными поворотами.
Важный и имеющий непосредственное отношение к ребенку сюжет — семья, поэтому хорошо, если из имеющихся кукол можно образовать семью. Можно купить в магазине готовый набор "Семья". Куколки не должны быть сильно прорисованы, они могут быть с едва намеченным лицом. В такой игре малыш сможет отыграть радостные и неприятные эмоции, связанные с собственной жизнью.
Такая игра предполагает подходящую по размеру и детским возможностям кукольную мебель, посуду и одежду. Для перевозки понадобятся подходящие для кукол машины. Также необходимо некоторое пространство, в котором разворачивается тот или иной сюжет, например, дом, ферма, зоопарк или целый город. Для этих целей подойдут как простые конструкторы с относительно крупными деталями: разнообразные деревянные формы, конструкторы типа "Лего", так и специальные тематические наборы: деревянные схематические изображения домов, людей и животных или пластмассовые детали для постройки дома с животными. Лучше, если фигурки людей и животных в таких наборах цельные, тогда они не будут ломаться во время игры и отвлекать малыша от взаимоотношений персонажей на исправление "технических" неполадок.
Для обустройства пространства игры можно использовать уже имеющиеся в доме игрушки. Например, колечки от пирамидки могут быть клумбами, стульями, а собранная пирамидка может быть новогодней елкой и т.п. Некоторые простые игрушки, например, мисочки, имеют очень широкий диапазон возможностей: они могут использоваться как посуда, домики для каких-нибудь животных, мебель и т.д. Пригодиться могут различные тряпочки, платочки, бумага и картон.
Игрушка для 3-4-летнего ребёнка может стать не только предметом игры, но и партнёром по общению. Часто можно видеть, как несколько детей общаются друг с другом через игрушки. Такие игры могут быть с обычными небольшими куклами: пупсами, солдатиками, зверями и т.д.
Очень хороши также перчаточные куклы. Легкие, сшитые из мягкой ткани мишки, собачки, слоники и другие животные, а также куклы вполне подойдут уже 3-летним малышам. Однако при покупке перчаточной куклы (впрочем, как и любой другой) надо проверить, не издает ли она каких-нибудь звуков: от простого звукоподражания до исполнения известной песни. Когда кукла или собачка при любом прикосновении начинает петь или тявкать, это тормозит собственную детскую активность, а иногда и вовсе лишает ребенка желания играть с такой игрушкой.
Мягкий помощник
Три года — это сложный этап жизни ребенка. Кроме положительных моментов развития, родители зачастую сталкиваются с капризами и упрямством. И как это ни удивительно, любая игрушка, которая "общается" с ребенком, имеет большое влияние на него. То, что малыш ни в какую не хочет делать по просьбе мамы, он с удовольствием сделает по просьбе зайчика или мишки, вместе с ним или для него. Такая игра имеет большие воспитательные возможности по сравнению с требованиями, криками и шлепками.
З года также традиционный возраст, когда детей отдают в детский сад. Это период, который не всегда проходит легко — период привыкания к совершенно новым условиям жизни, когда все незнакомо и поэтому страшно. И здесь может также помочь игрушка. Предложите малышу пойти в сад вместе с его любимой мягкой игрушкой. Такая игрушка в саду — это кусочек дома. Она даст малышу защиту, добавит уверенности в чужом пока для него месте.
Отправляя малыша с игрушкой, можно предложить ему заботиться о любимце в саду, чтобы игрушке не было скучно и грустно. А в конце дня интересоваться: "Ну что, понравилось мишке в садике?", "Как прошел день, чем мишка занимался?"
Если такой игрушки у малыша пока нет, ее никогда не поздно приобрести. Подойдут не очень большие (чтобы малыш мог ее нести) и не очень маленькие (чтобы можно было обнять) мягкие звери или куклы с симпатичными мордашками, нейтральным выражением лица и без встроенных музыкальных, световых и т.п. эффектов. Иногда любимая игрушка у ребенка не мягкая. Это может быть и пластмассовая кукла, и машинка — главное, есть что-то, что поддерживает его, когда родителей нет рядом.
Игрушечные друзья помогают не только в детском саду, но и в таком часто страшном для ребенка месте, как, например, поликлиника. Дома они помогают малышу есть, укладываться спать и делают веселей любые домашние дела.
Родители часто тревожатся из-за сильной привязанности малышей к какой-нибудь игрушке. Однако ничего страшного здесь нет. В этот сложный период, когда дети отрываются от дома и становятся более самостоятельными, им просто необходимо чувствовать себя защищенными. Игрушка как что-то близкое и знакомое, как возможность о ком-то заботиться и с кем-то общаться предоставляет ребенку такую защиту.
Сюжеты детских игр
Одним из главных сюжетов дошкольника является собственная жизнь. Ребенок сходил к врачу, после этого к врачу "идет" мишка. Малыш пошел в детский сад, и все куклы теперь туда ходят.
Малыши могут разыгрывать не только бытовые сюжеты, но и брать за основу понравившиеся сказки, которые им читают, и, конечно, мультфильмы. Само по себе использование мультипликационных сюжетов в игре ничего плохого не имеет. Однако современные мультфильмы иногда совершенно не рассчитаны на маленьких детей. Поэтому прежде чем показывать что-то ребенку, заранее посмотрите сами и убедитесь в том, что ему стоит это смотреть.
Хорошо, если в мультфильме детский сюжет или он отражает события детской жизни, нет агрессии, а герои имеют отчетливый и не страшный образ. Сам мультфильм обязательно должен быть медленным по темпу, смене картинки и сюжету. Хорошо, если в фильме есть запоминающаяся детская песенка.
Игры с картинками
Очень хороши для разных игр простые предметные картинки, которые можно использовать, придумывая разнообразные задания. Например, предложите малышу поселить диких животных в зоопарк (желтая коробочка), а домашних в квартиру (зеленая коробочка). По-разному раскладывая картинки, можно по очереди придумывать забавные истории. Такие карточки можно взять из старого лото или купить готовый набор предметных картинок. Выбирая карточки, обратите внимание на то, чтобы изображение было реалистичным и узнаваемым.
Очень важно сохранить и развивать дальше естественную познавательную активность малыша. В 3-4 года ребенок уже более-менее знаком с окружающим миром. Важно, чтобы малыш научился сам ставить вопросы и искать на них ответы. Старайтесь отвечать на бесчисленные вопросы ребенка, даже если они кажутся вам глупыми, поддерживать познавательные эмоции: удивление, любопытство, интерес к явлениям окружающей жизни и радость от получения нового знания.
Рисуем, лепим, вырезаем
Начиная с 3 лет появляется уже относительная моторная ловкость. Однако мелкие движения руки еще не очень развиты. Хорошо развивает моторику рук и тактильные ощущения продуктивная деятельность. Она называется так, потому что в результате использования различных материалов (пластилина, красок, бумаги и клея, деталей конструктора и др.) получается какой-либо продукт. Примерно до 5 лет все эти занятия знакомят малыша со свойствами материалов и возможностями их использования. А таких возможностей, как и самих материалов сейчас очень много. Они также являются отличным материалом для создания игровой среды (дом для кукол, мебель, украшения и пр.).
Смастерить красивую поделку ребенку самому еще не под силу. Вы можете помочь малышу, например, сделав заготовки для аппликации (вырезать из бумаги вазу и разные цветы, облака, солнце и т.п.), которые он с удовольствием сам наклеит.
Взрослый также должен придавать смысл таким занятиям и ценить труд малыша. Например, нарисованная картинка может быть украшением комнаты или подарком бабушке.
Для дошкольников 2-3 лет необходимы следующие игрушки:
Несколько маленьких куколок, составляющих семью
Мягкая кукла 25-30 см в пришивной одежде
Пластмассовый пупс 20-25 см с комплектом одежды (распашонка, ползунки и пр.)
Кроватка с бельем и коляска
Набор мебели и посуды под куколок
Мягкие звери — мишки, зайчики, собачки
Небольшие звери, дикие и домашние, соразмерные между собой
Конструктор деревянный и блочный
Несколько больших машинок (для перевозки пассажиров и грузов)
Наборы для ролевой игры: доктор, парикмахерская, магазин
Всякие предметы-заместители: от природного материала (шишки, листья) до различного "мусора" — крышек от бутылок, бумажек, тряпочек и т.п.
Предметные картинки с изображением животных, деревьев, посуды, мебели и пр.
Мягкие мячи для игры дома
Резиновые мячи для улицы
Набор для игры с песком и водой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект ОО «Познавательное развитие» Тема: «Роль игрушки в период адаптации детей раннего возраста» возрастная группа: вторая группа раннего развития
Педагогический проект по познавательному развитию....
Организация педагогического процесса в группе раннего возраста,как одно из условий успешной адаптации детей и родителей к ДОУ.
Методический материал для воспитателей групп раннего возраста....
Роль предметно-развивающей среды В. В. Воскобовича "Фиолетовый лес" в развитии детей раннего возраста. Его роль в адаптационный период.
В статье говорится о важной и значимой роли предметно-развивающей среды "Фиолетовый лес" В. В. Воскобовича в развитии детей раннего возраста. О значимости развивающих игр "Сказочные лаб...
Педагогический проект второй группы раннего возраста №1 "Роль игрушки в период адаптации к ДОУ".
Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Игрушка — это не просто забава. Дари...
Педагогический проект "Роль игрушки в период адаптации к ДОУ" вторая группа раннего возраста на 2020-2021 учебный год.
Педагогический проект "Роль игрушки в период адаптации к ДОУ" вторая группа раннего возраста на 2020-2021 учебный год....
"Ранний возраст. Как помочь ребёнку в период адаптации" (консультация для воспитателей)
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...