Сценарий активизирующего общения по зрительному восприятию для детей средней группы с нарушениями зрения Тема: «Книга»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Карпова Марина Васильевна

У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется во всех видах пстихической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления схематичны, не расчленены, ошибочны, что отрицательно сказывается на содержании и результативной стороне всех видов детской деятельности. Занятия по развитию зрительного восприятия позволяют уточнить, расширить и систематизировать представления детей о предметах, явлениях окружающего мира на полисенсорной основе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Специальная коррекционная начальная школа – детский сад  № 144»

Нижегородская обл. г.Дзержинск.

Адрес: улица Советская,11А;    тел/факс: 22 29 64

http:// mdoy.ru/dz/144

Сценарий активизирующего общения

по зрительному восприятию

для детей средней группы с нарушениями зрения

Тема: «Книга»

Разработала

Карпова М.В.

учитель-дефектолог

высшая квалификационная

категория

 

г. Дзержинск

Цель. Обогащение и систематизация знаний  детей о книге.

Задачи:

Образовательные

-Расширять знания  детей о книгах, их форме, величине, назначении

-Активизировать и обогащать  словарь детей прилагательными

(прямоугольная, округлая, треугольная, квадратная книга, тонкие, бумажные, большие, маленькие)

существительными (обложка, страница, иллюстрация)

глаголами (листаем, переворачивает, рассматриваем)

Коррекционно – развивающие

-Формировать способы зрительного восприятия при рассматривании книг

-Закреплять умение соотносить книгу с геометрической формой

-Продолжать учить раскладывать книги по величине, называть параметры величины

-Учить детей решать противоречия

-Повышать рефлекс фиксации,  остроту зрения, тренировать зрительную функцию прослеживания

-Развивать мелкую моторику

Воспитательные

-Воспитывать интерес, бережное отношение к книге

Материал, оборудование

Для учителя – дефектолога:

Презентация на тему: «Какие бывают книги»

Детские книги с яркими иллюстрациями,  без иллюстраций книги для взрослых

Книги квадратной, прямоугольной, округлой, треугольной формы

Книги толстые и тонкие

Для детей:

Книги по 5 штук разной величины

Поднос

Геометрические фигуры  квадрат, прямоугольник, круг, треугольник

Копия иллюстрации Чарушина Е.И. «Жираф»

Дифференциация учебного материала с учётом психофизических возможностей и состояния зрения детей

Посадка (от 0,4 единицы) – 1 стол, левая окклюзия – справа от дефектолога, правая окклюзия – слева от дефектолога

Детям с низкой остротой зрения – четкий контур на иллюстрации, снижение темпа

Детям при сходящемся косоглазии -  подставки

Для детей с высоким (+) и средним (0) уровнем психического развития:

-Вопросы поискового характера, ответы предложением

Для детей с низким (-) уровнем

Вопросы репродуктивного характера, ответы словом, фразой

+ высокий уровень,          0 средний уровень,                 - низкий уровень

Методы и приемы:

Практические упражнения,  художественное слово, загадка, задания, вопросы, показ, сравнение, инструкция, поощрение, оценка, контроль, совместные действия, разрешение противоречий

Пропедевтическая работа:

Отгадывание загадок,  рассматривание разных книг, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры, упражнения

Индивидуальная работа: Оказать помощь Саше в обводке по трафарету

                                                   

Ход ООД

Организационный момент.

Дети, отгадайте загадку

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга) (+,0)

 ( Дети стоят в кругу слушают, отгадывают)

Правильно, дети это книга. Приготовили наши пальчики..

Пальчиковая гимнастика

Стихи

Движения

Сказки очень я люблю,

В магазине их куплю,

Репку,

3 медведя, колобок,

Красную шапочку,

И, конечно, теремок.

Сказки эти я читаю,

Быстро, быстро засыпаю.

Интенсивное сжимание и разжимание пальцев рук,

Ладони вместе, каждый палец касается такого же пальца другой руки.

Интенсивное сжимание и разжимание пальцев рук,

Основная часть.

«Раздели книги для детей и взрослых»

Дети, сегодня мы будем говорить с вами про книги. Посмотрите на экран. (1 слайд)    У каждого человека есть в доме книги.

Как вы думаете, зачем людям нужны книги?     (+,0)      (ответы детей)

Книги нужны людям, чтобы узнавать много интересного, находить ответы на интересующие  вопросы, чтобы много знать обо всём на свете

Книги читают взрослые и дети.

Чем отличаются книги для детей, от книг для взрослых?       (+,0)      

Давайте подойдём к нашей выставке книг.

В книгах для детей много картинок, иллюстраций, в книгах для взрослых много текста.

Положите справа книги для детей, (-),        слева для взрослых.             (+,0)      

Молодцы, правильно справились с заданием.

«Найди различия»  

Дети,  чем книги  отличаются друг от друга? (+,0)      

Правильно, посмотрите на экран (слайд 2) книги бывают разные по форме, по величине, по цвету, а ещё, они отличаются по оформлению, по содержанию.

«Найдите книгу такой же формы»

У вас на столах лежат фигуры, найдите книгу такой же формы? (+,0, -)      

Назовите, какой формы книга? (+,0)      

«Разложи книги от самой большой до самой маленькой»

Книги бывают разной величины. Посмотрите на экран (слайд3)

Сейчас я предлагаю разложить книги по порядку от самой большой до самой маленькой. (+,0, -)      

 Назовите книги по величине. (+,0)      

(Самая большая, большая, чуть – чуть поменьше, маленькая и самая маленькая

Зрительная гимнастика

Стихи

Движения

В библиотеку

Мы пошли,

Книги детские нашли

Вверху сказки,

Внизу раскраски,

Справа рассказы,

Слева стихи,

Мы их прочли,

Мы читали, мы читали,

И глаза у нас устали.

Взор вперёд

Взор вверх,

Взор вниз,

Взор вправо,

Взор влево,

Моргание глаз,

Закрывают глаза, (счет до 10)

Двигательная гимнастика

Стихи

Движения

Мишка по лесу идёт,

Короб с Машей он несёт.

Вот собаки прибежали,

Лаем мишеньку прогнали.

Маша короб тут открыла

Деда с бабкой удивила,

И подружки удивились,

Танцевали, веселились.

Ходьба на месте,

Имитация движения,

Бег на месте,

Вытягивание рук и ладоней вперёд, махи ладонями

Поднять согнутые в локтях руки на уровне груди вверх

Поднимание плеч вверх

Свободные танцевальные движения, можно под музыку

«Хорошо – плохо»

Дети книги бывают толстые и тонкие. Посмотрите на экран (слайд 4)

 Чем толстые книги хорошо?

(Можно написать много сказок, рассказов,  поместить много картинок.)

 Чем толстая книга это плохо?

(Толстая книга - тяжёлая, её неудобно носить, перелистывать, класть на полку)

Значит, можно сделать вывод:

толстая книга хорошо, потому, что в ней можно написать много сказок, рассказов,  поместить много картинок, но толстая книга это плохо, так как она тяжёлая, её неудобно носить, перелистывать, класть на полку.

 «Найди сходства»

Дети, книги не только различаются друг от друга, но у них есть много одинакового, похожего.

Чем похожи книги? (+,0)      

У всех книг есть обложка. Давайте рассмотрим обложку у книги. Какая обложка? (-)

Из чего она сделана? (+,0)      У некоторых книг обложка твёрдая.

Откройте книгу, посмотрите, чего так много в книге, что делает её толстой? (+,0)      У всех книг есть страницы.

«Запомни правило»

Перелистывать страницы  надо аккуратно брать двумя пальцами, за самый край, не рвать, не мять.

Полистайте страницы.

Какие страницы по сравнению с обложкой? (+,0)  

Чтобы страницы не развалились, их сшивают, делают переплёт. Посмотрите на экран (слайд 5), это может быть металлическая спираль, кольца,  шнурок.  В книге есть картинки – иллюстрации, их придумывают  и рисуют художники иллюстраторы. Есть художники, которые рисуют животных, птиц это, например Е.И.Чарушин

«Рассмотри иллюстрацию»

Кто нарисован на картинке? (-)

 Что делает? (-)

 Какой он? (+,0)      

Где происходит действие? (+,0)      

Кто нарисован ближе, (-)

 кто дальше? (+,0)    

Подведение итогов.

Ребята, про что мы сегодня говорили?(+,0)

 Как нужно обращаться с книгами?(-,0,+)

Посмотрите на экран (слайд 6)

Книги нужно класть на своё место, не пачкать их, смотреть за столом, не рвать, не мять, не играть с книгами, так как можно попасть книгой в глаза.

Вы ребята, молодцы, так старались, хорошо все занимались

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей подготовительной группы с нарушением зрения. Тема: «Берегите свои глаза».

Цель: Закрепление у дошкольников представлений о значении зрения и функциональных возможностях, о навыках ухода и необходимости бережного отношения к себе и своим глазам.Интеграция образовательных обл...

Конспект открытого занятия по развитию элементарных математических представлений у детей средней группы с нарушением зрения. Тема: «Возвращение Колобка домой»

Благодаря игровой форме проведения занятия, повышается  активность детей на занятии;  желание помочь колобку  объединяет детей, лучше усваиваются знания и умения, полученные ранее. Сюже...

Конспект НОД для детей средней группы с нарушением зрения «Как помочь птицам зимой»

Конспект НОД для детей средней группыс нарушением зрения «Как помочь птицам зимой»Конспект НОД для детей средней группыс нарушением зрения «Как помочь птицам зимой»...

План – конспект НОД по познавательному развитию (фэмп) по лексической теме «Насекомые» для детей средней группы с нарушением зрения.

Технологии: игровая, развивающего обучения, здоровьесберегающая.Цель: создать условия для формирования у детей элементарных математических представлений.Образовательные задачи:- Учить сравнивать предм...