План самообразования на 2019-2023 учебный год
календарно-тематическое планирование по теме
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план самообразования на 2019-203 г.г.
Воспитателя МАДОУ №88
Шарафутдиновой Миляуши Габдулхаевны
Тема:«Развитие познавательного интереса у детей
дошкольного возраста в процессе экологического воспитания».
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин
Актуальность:
Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей дошкольного возраста к формирование начал экологической культуры.
Основные направления самообразования:
- профессиональное (образовательная деятельность) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии);
- психолого-педагогическое (ориентированное на детей и родителей),
Источники самообразования:
Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет-ресурсы; медиа - информация на различных носителях, семинары-практикумы, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки
1. Основные этапы работы по самообразованию.
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 5 лет, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | 1. Постановка проблемы 2. Изучение литературы по проблеме. | 2019-2021 | 1. Курсы повышения квалификации. 2. Подписка на методические журналы и литературу. 3. Изучение литературы и других печатных изданий. |
Прогностический | 1. Определение целей и задач темы, ее актуальности. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | 2018-2019 | 1.Курсы повышения квалификации (дистанционные). 2. Выступление на региональном семинаре – практикуме «Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания». |
Практический | 1. Реализация опыта работы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Корректировка работы. | 2019-2021 | 1 Оформление информационного материала для родителей 2. Оформление наглядно-иллюстративного материала «Учите с нами»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д 3. Участие в конкурсах. |
Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы. | 2022-2023 | 1. Выступление по теме самообразования 2. Участие в семинарах, конкурсах. 3. Проведение мастер-класса. семинара-практикума. 4. Консультационная помощь воспитателям и родителям дошкольников. |
Внедренческий | 1. Распространение опыта работы | 2019-2023 | 1. Обобщение передового опыта на муниципальном уровне 2.Размещение опыта на сайте ДОУ. 3. Публикации в печатном издании. |
2. Основные направления и действия для повышения личного самообразования
Основные направления | Действия и мероприятия | Примерные сроки |
Профессиональное | 1.Изучать новую литературу по теме. 2. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов ). 3.Составление перспективного плана работы с детьми и родителями. 4. Изучать опыт педагогов, передового опыта из методических журналов и газет, сайтов, образовательных ресурсов 5. Повышать квалификацию на курсах. 6. Принимать активное участие в семинарах, ГМО, КМО, конкурсах различных уровней. 7. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом. 8. Проводить открытые занятия для анализа со стороны коллег. 9. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры 10. Проводить самоанализ своей профессиональной деятельности | 2018-2019 -//- -//- -//- -//- 2019-2021 2019-2023 -//- -//- -//- 2015-2018 (май) |
Профессиональное | 1. Совершенствовать свои знания в области педагогики и психологии. 2 Участие в метод. конкурсах семинарах. 3. Оформление методической папки материалов. | 2021-2023 2019-2023 2020-2022 |
Психолого-педагогическое | 1. Приобретать и изучать методическую литературу по теме. 2 Пополнять «методическую копилку» своих занятий, дидактических материалов, тестов по теме. 3. Изучить методики, применяемые в ДОУ. | 2021-2022 |
Методическое ИКТ | 1. Пройти курсы повышения для получения пользовательских навыков работы на компьютере. 2.Обзор в интернете информации по теме самообразования. 3. Внедрять в учебный процесс ИКТ по данной теме. 4. Активно принимать участие в КМО, семинарах и размещать на мини-сайте. | постоянно 2019-2023 -//- -//- |
Техническая оснащенность | 1. Подбор фольклорного материала, изготовление наглядно -демонстрационного материала, дидактических игр наглядным материалом. 2. Поиск в Интернете музыкального сопровождения для занятий. | 2019 -2021 |
3.Предполагаемый результат:
1. Разработанные проекты.
2. Разработка презентаций.
3. Разработка и внедрение дидактических материалов.
4. Разработка и проведение занятий, праздников, развлечений для публикации на сайте ДОУ, мини-сайте педагога.
5. Обобщение педагогического опыта по данной теме.
4.Способ демонстрации проделанной работы
1. Семинары- практикумы, конкурсы.
2. Открытые занятия праздники, развлечения.
3. Размещение разработок занятий, статей, консультаций на мини-сайте.
4. Презентации.
5.Форма отчета по проделанной работе
1. Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне.
2. Представление администрации аналитического отчета.
3. Выступление по теме самообразования с анализом, выводами и рекомендациями на педсовете.
План по самообразованию на 2019-2023 учебный год
Учебный год | Содержание работы | Результат /форма отчетности | Срок выполнения |
2018-2019 | 1. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы по данной теме. | Каталог методической литературы, периодической печати. | Сентябрь-май |
2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет). | Каталог методической литературы, периодической печати. | В течении года | |
3. Посещение библиотек. | Каталог методической литературы, периодической печати. | В течении года | |
4. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов ). | Каталог методической литературы, периодической печати. | В течении года | |
5.Составление перспективного плана работы с детьми и родителями | Перспективный план | октябрь | |
6. Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей. | Памятка | Март | |
7.Участие в семинарах, конкурсах, КМО, ГМО. | Выступление | В течении года | |
8.Отчет | Отчет с выступлением на педагогическом совете. | Май | |
2019-2020 | 1. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы по данной теме. | Каталог методической литературы, периодической печати. | Сентябрь-май |
2. Изучение периодической печати (подбор статей из журналов и газет). | Каталог методической литературы, периодической печати. | В течении года | |
3. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов). | Каталог методической литературы, периодической печати. | В течении года | |
4.Разработать перспективный план работы с детьми и родителями; | Перспективный план | Сентябрь | |
5. Накопление практического материала по теме «Экологическое воспитание дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. | Альбомы, дидактические игры, тематические папки. | В течении года | |
6.Участие в семинарах, конкурсах, ГМО, КМО | Выступление | В течении года | |
7. Подведение итогов. | Отчет с выступлением на педагогическом совете. | май | |
2020-2021 | 1. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы по данной теме. | Пополнение картотеки методической литературы. | Сентябрь- май |
2.Разработать перспективный план работы с детьми и родителями; | Перспективный план | Сентябрь | |
3. Оформление наглядно-иллюстративного материала «Учите с нами»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д. | Папка передвижка | Октябрь-апрель | |
4.Оформление методической папки материалов. | Оформление методических рекомендаций, методических пособий. | В течении года | |
5. Круглый стол для родителей «Художественные произведения, средство экологической культуры родителей» | Собрание | Март | |
6. Оформление информационного материала для родителей. | Консультации | В течении года | |
7. Участие в метод. конкурсах, семинарах, ГМО,КМО. | Выступление | В течении года | |
8.Посещение курсов повышения квалификации. | Сентябрь-октябрь | ||
9. Подготовка доклада для выступления на педагогическом совете. | Выступление | Май | |
2021-2022 | 1. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы по данной теме. | Пополнение картотеки методической литературы. | Сентябрь-апрель |
2.Разработать перспективный план работы с детьми и родителями | Перспективный план | Сентябрь | |
3. Оформление наглядно-иллюстративного материала "Наш край родной" Оформление методической папки материалов. Оформление папки-передвижки. Тема: «Береги природу», «Братья наши меньшие», « О чем говорят деревья», «Природа-это жизнь»,«Зелёный спецназ» | Выставка, показ материалов | В течении года | |
4. Подготовить вместе с родителями выставку рисунков коллажей на тему "«Животные нашего края»". | Выставка | Октябрь | |
5. Оформление информационного материала для родителей. Выставка работ и Фотовыставки: «Мой личный вклад в сохранение природы», «Любимые места семейного отдыха», «В деревне у бабушки», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья» «Осенние дары», «Кормушка для птиц» | Информационный лист передвижка. Выставка работ. | В течении года | |
6. Участие в конкурсах, семинарах, ГМО, КМО. | Участие и выступление | В течении года | |
2022-2023 | 1. Изучение научно-методической и учебно-методической литературы по данной теме. | План | Сентябрь-апрель |
2.Разработать перспективный план работы с детьми и родителями. | Перспективный план | Сентябрь | |
3.Оформление наглядно-иллюстративного материала: «День земли»«День птиц» «Как спасти природу?» Дидактическая игра «Урожайные грядки»«Чей это след» и др | Презентация | Ноябрь-апрель | |
4. Публикации. | Публикации. | В течении года | |
5. Участие в метод. конкурсах, семинарах, ГМО,КМО. | Оформление методических рекомендаций, методических пособий. | В течении года | |
6.Обобщение опыта. | Оформление отчета | май |
Используемая литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
- Журналы «Дошкольное воспитание
- Федотова А.М.»Познаём окружающий мир, играя» - М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Соломенникова О.А.»Занятия по формированию экологических представлений» 2011г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2019 - 2023 учебный год
Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019 - 2023 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию на пять лет...
План работы по самообразованию на 2019-2023 гг.
План работы по самообразованию на тему: "«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» " Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных...
План по самообразованию на 2019-2023 г.
План по самообразованию...
План по самообразованию на 2019-2023 год
План по самообразованию...
План по самообразованию на 2019-2023 уч.год
Перспективный план по самообразованию...
План по самообразованию на 2019-2023 учебный год
quot;Экологическое воспиатние детей дошколлного возраста через игровую деятельность"...