Проект во второй группе раннего возраста "Будем знакомы!"
проект (младшая группа) по теме
Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «Будем Знакомы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.zip | 306.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка- д/с №4» городского округа г. Агидель
Проект
Подготовила: Суфиярова Л.Р.
2018год
Проект по адаптации детей второй группы раннего возраста
«Будем знакомы»
Воспитатель: Суфиярова Л.Р.
Вид проекта: краткосрочный (сентябрь, октябрь)
Участники проекта: дети 2- 3 года; родители детей; воспитатели; специалисты ДОУ, медицинская сестра.
Актуальность:
Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «Будем Знакомы».
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:
-строгий режим дня;
-отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
-новые требования к поведению; постоянный контакт со сверстниками; новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
- другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта:
- создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта, потребовали применения соответствующих методов:
-Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
-Анкетирование (родителей);
-Наблюдения;
-Беседа;
Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия:
-процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;
-создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;
-оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;
-выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).
Основные направления проекта
Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
-позитивное развитие отношений в детском коллективе;
-повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
-снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
-вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
-активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:
-элементы телесной терапии (обнять, погладить);
-исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
-релаксационные игры (песок, вода, пускание мыльных пузырей);
-песочная терапия (индивидуальная)
-сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
-игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
-культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
-предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
-постепенное заполнение группы;
-гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
-сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;
-информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
-осуществление систематического контроля за ребенком в группе (термометрия, кожные покровы, зев, стул (ответственный медсестра);
-наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье (ответственный медсестра);
-протекание адаптации (медицинская сестра).
Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:
1 этап. Подготовительный (организационный):
2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):
-знакомство с семьей;
-ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
-безболезненное привыкание детей к новым условиям.
3этап. Заключительный (результативность).
Итог проекта. Создание альбома «Мы уже совсем не плачем». Трансляция опыта среди педагогов ДОУ.
Адаптация на втором этапе включает в себя 7 шагов:
-приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
-приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
-ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
-ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей);
-ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
-ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
-ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду. (Консультация «Режим дня основа лёгкой адаптации»).
-ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.
Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Сентябрь
1 этап
1.Оформление группы, раздевалки, умывальной комнаты.
2. Ведение адаптационных карт.
3. Организация мини игровой зоны.
4. Игры с песком и водой.
5. Игры в сухом бассейне.
6. Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора.
7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.
8. Сенсорные игры (вкладыши, «Подберем такой же», сортеры: логический домик, куб; пирамидки, матрешки и тд.)
9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Диагностика вновь прибывших детей.
«Социализация».
Картотека адаптационных игр с детьми («Пускание мыльных пузырей», «Доброе утро…», «Ладушки…», «Поезд», «По кочкам, по кочкам», «Идет коза рогатая» и тд.)
«Художественное творчество»
-рисование крупой, песком, манкой, пальчиковое рисование.
«Физическая культура»
-подвижные игры («Беги ко мне», «Догони меня», «Самолеты», «Кот и мыши» и тд.)
-хороводные игры («Пузырь», «Ровным кругом…», «Красные сапожки», «Мы топаем ногами…» и тд.)
-пальчиковые игры («Вышли пальчики гулять», «Замок», «Черепаха», «Мышка», «Семья» и тд.)
«Художественная литература»
-песенки, потешки, прибаутки, скороговорки. («Водичка, водичка…», «Идет коза рогатая», «Сорока белобока», «Расти коса до пояса», Жили были сто ребят…», «Кто у нас хороший», «Петушок», «Дождик, дождик…» и тд.)
Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ:
-сведения о родителях
-анкетирование «Давайте знакомиться»
Диагностическое обследование:
-ведение адаптационных листов
Консультации:
а) «Готовим малыша в детский сад»
б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»
в) «Значение режима в сохранении здоровья детей»
г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»
д) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»
Родительское собрание «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
Октябрь
2 этап
«Социализация»
«Коммуникация»
Игры на формирование общения с взрослыми и детьми:
«Давайте познакомимся», «Игра в гости».
Моторные игры для детей (двигательные)
Утреннее приветствие («Солнце», «Зайка», «Ежик» и тд.)
Беседы, рассматривание предметных картинок. («Домашние животные», «Дикие животные», «Сезонные картинки», «Детский сад»)
Засыпание (Картотека колыбельных песен, звуки природы)
Гимнастика пробуждения. (Картотека гимнастики после сна)
Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска, массажные мячи)
Музыкальные игры («Кошка», «Поезд», «Ежик»)
Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм: «Отведем дочку в садик», «У Зайки болит ухо», «Искупаем куклу Катю», «Сделаем красивую прическу кукле Маше», «Отвезем кирпичики», «Построим домик для зайки».
Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья» («султанчики», «перешагни», «переползи»)
Проведение индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)
3 этап
Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье» «Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Показ настольного театра.
Показ кукольного театра.
«Познание»
Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут», «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину).
Итог проектной деятельности: «Мы уже совсем не плачем».
Анализ деятельности (Диаграмма, отчет по адаптации)
Выводы
Таким образом, следуя диаграмме, можно отметить, что период адаптации у детей группы прошел в целом успешно. Степень адаптации в основном лёгкая и средняя. Один ребенок с тяжёлой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.
Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.
Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.
Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.
Отчет по адаптаций во второй группе раннего возраста № 13
В нашей группе набор детей начался 3.09.2018 г. С первого же дня родителям были предложены анкета-знакомство. Прием детей проходил постепенно. В первые дни дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.
К концу второго месяца группа сформирована и состоит из 15 человек. Большинство детей уже с интересом играют в группе, знакомы с их местом за столом, освоились с понятиями «завтрак», «обед», «ужин» и правилами поведения во время приема пищи, с энтузиазмом принимают участие в совместных играх.
С детьми мы проводим целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности. Кроме того, все режимные моменты сопровождаются потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени уделяется чтению художественной литературы: сказки, стихи, песенки, заклички. Театральная деятельность в группе также очень заинтересовала детей. Детям нравится эмоциональное воспроизведение сказок «Колобок», «Курочка ряба», «Репка».
Проведенное с первого же дня анкетирование родителей, личные беседы помогли правильно построить работу с родителями и детьми. Из анкет мы узнали, как ласково называют ребенка дома родители, как засыпает, навыки самообслуживания, его любимые игрушки, в какие игры любит играть. Для родителей были подготовлены папка-передвижка «Адаптация в детском саду», консультации «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям», «Готовим малыша в детский сад», «Значение режима в сохранении здоровья детей», «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка», «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».
Таким образом, 60% детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети не капризничали, ели в основном все хорошо. В первые дни не все дети были активны, иногда плакали, звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Сформировалось доверительное отношение к воспитателям и младшим воспитателям, муз.руководителю и инструктору физического развития.
30% детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша было неустойчиво: он плакал, звал маму. Разлука с родителями сопровождалась слезами, не мог отпустить маму, плакал после её ухода, но быстро отвлекался, внимание переключали на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. Постепенно дети освоили группу, включались в игру.
1%-тяжелая адаптация. Один ребенок с тяжелой степенью адаптации. Часто плакал, был подавлен, наблюдается тонус мышц, привязан к одному воспитателю. Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности: у ребенка непродолжительный, тревожный сон, в горшку приучается не охотно. Постоянно просился домой, на каждый стук двери реагировали жалобным плачем. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходит очень бурно и сопровождается слезами.
9% - адаптация ещё не завершилась.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, играют, легко расстаются с родителями.
Консультация для родителей
Культурно - гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".
Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.
В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие оттого, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект во второй группе раннего возраста.Тема: «Кто такой медвежонок?»
Краткосрочный проект исследовательского вида, познавательно-игрового типа. Участники проекта: педагоги, дети 1-2 лет, родители...
Проект «Во саду ли, в огороде» Участники проекта: Дети второй группы раннего возраста «Неболейки»
Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей в исследовательской деятельности.Задачи1. Систематизирование и обобщение представлений детей об овощах и фруктах.2...
Проект во второй группе раннего возраста «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей младшего возраста»
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превра...
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....
Экологический проект во второй группе раннего возраста "Сделаем мир прекраснее"
Представлен проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста, имеющий целью формирование у детей гуманного отношения к окружающей среде и потребности заботиться о ней....
Занятие по ознакомлению с художественной литературой во второй группе раннего возраста "Знакомые сказки"
Развитие интереса к сказкам....