Проект во второй группе раннего возраста Тема проекта: «Удивительные насекомые»
проект (младшая группа)

Подболоцкая Марина Владимировна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_proekt_2023.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Луковецкая средняя школа имени Я.В.Самоварова» - детский сад

№64 «Берёзка»

Проект

во второй группе раннего возраста

Тема проекта:

«Удивительные насекомые»

                                                                                Автор проекта:Подболоцкая

Марина Владимировна,

воспитатель д/с №64 «Берёзка»

п.Луковецкий

2023

«Удивительные насекомые»

«Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем».

Гвездослав Павол

Актуальность проекта.

Проблемы экологического воспитания дошкольников сегодня находятся на высоком уровне, и им уделяют всё больше внимания. Дети, окруженные самыми разнообразными развлечениями, реже обращают внимание на окружающую природу. Родители в погоне за интеллектом своих детей, стали меньше обращаться к   природе как одному из источников познания, поэтому остается последнее слово за педагогом.

Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно – ценностного опыта взаимодействия с предметно – природной средой. Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.

Хорошим инструментарием в решении экологических проблем в работе с малышами является проектная деятельность. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения. Проект уникален, так как его замысел возникает на основе новой идеи. Проект – это отличное средство для формирования интереса детей к наблюдениям за природой родного края.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям научиться основам взаимодействия с природой, сформировать бережное отношение у дошкольников к окружающему миру.

Дети 2 -3 лет – это большие «почемучки». И, однажды, увидев на участке божью коровку, у них возникло много вопросов: «Кто это? Почему у неё так много ножек?», «А умеет ли она летать?», «А какие насекомые есть ещё?» Реакция же у детей на этого безобидного жучка была разная. Часть детей обрадовались и заинтересовались, другие - испугались.

Проведённая мною диагностика выявила следующие проблемы: у 64% детей группы отсутствует познавательный интерес к насекомым, 36% знают очень мало о пользе и вреде насекомых.

Это навело меня на мысль провести экологический проект «Удивительные насекомые». Данный проект позволит расширить кругозор маленьких «почемучек», обогатить и систематизировать их знания по теме «Насекомые».

Цель проекта: расширять представления дошкольников о насекомых.

Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать основы взаимодействия с природой - рассматривать  насекомых не нанося им вред;

- формировать представление об особенностях внешнего вида насекомых.

Развивающие:

-развивать общую и мелкую моторику;

-развивать желание детей наблюдать за насекомыми.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к знаниям, умение доводить начатое да конца;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Тип проекта:

  • по доминирующему методу: информационно - игровой;
  • по содержанию: ребенок – природа;
  • по характеру участия ребенка в проекте: ребенок участник от зарождения проекта до получения результата;
  • по характеру контактов: проект внутри данной возрастной группе;
  • по количеству участников: фронтальный;
  • по продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта:

  • дети второй группы раннего возраста;
  • родители, законные представители воспитанников;
  • музыкальный руководитель;
  • воспитатель.

Распределение ролей среди участников:

  • воспитатель – руководитель проекта, консультант,
  • музыкальный руководитель -  помощник;
  • родители – помощники.

Сроки проекта: с апреля 2023 года по июнь 2023 года.

Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение качества экологических знаний у дошкольников: образовательная деятельность; наблюдения; игры, развлечения; работа с родителями.               

Для расширения представлений у дошкольников о насекомых мною была собрана картотека разнообразных игр: «Соедини линиями одинаковых насекомых», «Кто на полянке?», «Что съела гусеница?» , «Мир насекомых-нано- стикер»,мемо «Насекомые».

Занятия изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие малышей, пробуждают эмоциональную отзывчивость. Мною было проведено рисование «Яркие бабочки» (рисование пальчиками)

,а так же лепка «Гусеница».

   Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Мною было проведено экспериментирование «Веселые гусеницы», которое дошкольникам очень понравилось.  

На прогулках для закрепления желания у младших дошкольников наблюдать за насекомыми заучивали потешку «Божья коровка, улети на небо» и т.д. Использовала выносной игровой материал (бабочки, стрекозы на палочках), который способствовал развитию любознательности и познавательной активности у детей.

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще очень мало знает. Во время проекта читала дошкольникам следующие книги: К.Чуковский «Муха-Цокотуха»,  Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок –пилот», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках».

 Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. А пальчиковые игры  по своей сути – это массаж и гимнастика для рук. Они так увлекают детей и приносят им много пользы.

Во время проведения дидактических игр: «Мемо – насекомые»,  «Третий – лишний», «Кто спрятался в банке?» продолжала в игровой деятельности учить дошкольников различать насекомых.

Для умения отличать насекомых от других существ показывала иллюстрации с изображением насекомых, птиц и животных.

В ходе проекта для опосредованного общения между педагогами и родителями использовала наглядно-информационные технологии такие как папки-передвижки и буклеты : «Зачем детям рисовать? Интересные факты», «Учим ребенка наблюдать за насекомыми», «Опасные насекомые».

В рамках проекта выпущен альбом «Эти удивительные насекомые»  для пополнения знаний педагогов и родителей об условиях жизни насекомых.

Создан макет «Кто живет на лугу?».

В ходе проекта дети научились наблюдать за насекомыми не нанося им вред, пришли к выводу, что необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.

Таким образом, по результатам заключительной диагностики дошкольников видно, что, благодаря нашей творческой и целенаправленной работе, цель проекта достигнута.

Благодарю всех за внимание!

Планирование работы по реализации проекта.

Форма работы

Цель

Содержание

1 этап реализации проекта – предварительный

Обозначение темы (проблемы) будущего проекта

Обозначить и обосновать выбор темы проекта

Проведение бесед с детьми и диагностики

Определение цели проекта, изучение опыта и информации по теме проекта

Определить значимую цель проекта, познакомиться с опытом педагогов и пополнить знания по теме проекта

Посещение библиотеки, в том числе и электронной

Планирование проекта

Спланировать работу по проекту со всеми участниками, оформить проект как документ

Разработка плана работы по проекту, конспектов, методических материалов

Пополнение предметно-развивающей среды в группе

Создать оптимальную развивающую предметно-пространственную среду

Альбомы иллюстрированные «Интересные насекомые»; папки-передвижки: «Расширяем представления детей о насекомых», «Рисуем насекомых с детьми 2-3 лет»;художественная литература: стихи и рассказы о насекомых, обеспечение игровой зоны настольными  играми, изготовление игр своими руками, выставка рисунков совместно с родителями


костюмов совместно с родителями.

  • мультфильмы про войну: «Воспоминание», «Легенда о старом маяке»; •■ репродукции картин художников;
  • военные песни;
  • презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»;
  • видеоролик «Прадедушка»;

-        обеспечение игровой зоны к сюжетно-ролевым играм и изготовление
костюмов совместно с родителями.

2 этап реализации проекта – основной

Беседы

Познакомить детей с способами передвижения насекомых, побуждать к высказываниям на вопросы воспитателя

«Кто такие насекомые», «Где живут насекомые», «Жуки на полянке».

ООД

рисование «Яркие бабочки»

Лепка «Гусеница»

«Живые гусеницы из салфеток» (опыт с водой)

Учить детей рисовать пальчиками и кистью на ограниченном пространстве.

Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней.

Знакомить детей с механизмом работы пипеткой.

Украшение бумажных силуэтов бабочек пальчиками и кистью.

Лепка гусениц из 5-6 шариков пластилина.

Наносить воду из пипетки на бумажную гусеницу, обратить внимание детей на то, как гусеница растет от воды.

Чтение

художественных произведений про насекомых, обсуждение прочитанного

Познакомить дошкольников с произведениями, в которых писатели рассказывают о насекомых, их повадках, среде обитания.

Выставка художественных произведений: К.Чуковский «Муха-Цокотуха», потешка «Божья коровка, улети на небо»,  Г.Х Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках».

Оформление

картотеки

стихотворений,

загадок, пальчиковых игр о насекомых

Учить детей понимать смысл поговорок и пальчиковых игр; развивать умение сопереживать героям стихов; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Ознакомление детей и родителей с картотекой стихотворений, поговорок и пальчиковых игр о насекомых.

Участие в он-лайн конкурсе рисунков «Такие удивительные насекомые» (коллективная работа)

Приучать детей работать коллективно.

Беседа с родителями о конкурсе. Изготовление коллективного рисунка.

Создание альбома «Эти удивительные насекомые»

Познакомить родителей и детей с альбомом

Оформление иллюстраций, рассказов, стихов, песен о насекомых.

Прослушивание аудиофайла «Звуки насекомых».

Показать разнообразие звуков, производимых насекомыми.

Создание аудиотеки на личном сайте педагога.

Совместная игровая деятельность детей

Закреплять знания детей о насекомых посредством игровой деятельности; обогащать лексический запас детей словами разных частей речи; воспитывать симпатию и уважение к сверстникам, умение развивать сюжет в совместной игре.

Игры: - дидактические: «Насекомые» (разрезные картинки), «Подвижные насекомые»; «Мемо – насекомые», домино, лото.

- подвижные игры: ритмическая игра «Птичка и жуки», «Муравейчик»  

- дыхательный тренажер «Разбуди насекомое»,

- игры с фонариком «Какое это насекомое?»,

- игры на соотнесение размера «Божьи коровки»,

 - игры на соотнесение цвета «Разноцветные бабочки».

НОД

Коллективная аппликация «Веселая гусеница»

Приучать дошкольников работать коллективно, составлять изображение из нескольких одинаковых форм.

Изготовление коллективной аппликации.

3 этап реализации проекта – заключительный

1. Итоговый опрос «Что я знаю о насекомых»

2. Презентация проекта на родительском собрании.

Список литературы:

  1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой.-6-е изд.,доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2021.
  2. Ознакомление с природой в детском саду:вторая группа раннего возраста. Соломенникова О.А.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.
  3. Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке: методическое пособие/ Филиппова Т.Г. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2012.
  4. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. Колдина Д.Н. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.
  5. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014

Приложение №1

Диагностика по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Цель: выяснить знания детей о живой природе, знают ли названия насекомых, могут ли показать части тела насекомого, отличают насекомых от птиц и рыб, знают ли способы передвижения насекомых.

Материал:  картинки с изображением разных насекомых  (бабочка,  майский жук, божья коровка, муха, муравей, гусеница).

  1. Кто изображен  на картинке (птица, рыба , насекомое) ?
  2. Как передвигается  данное насекомое  (бабочка, майский жук, божья коровка, муха, муравей, гусеница).
  3.  Разложи в разные стороны  насекомых  которые летают и которые ползают.
  4. Покажи на картинке части тела насекомых (голова, туловище, ноги , крылья, усики).

Инструкция к проведению: на столе разложены картинки. Ребёнку показывается картинка, он её рассматривает и говорит, что он на ней видит. Если ребёнок плохо говорит, он должен правильно показывать рукой на соответствующие картинки, пытаться сказать «да» или «нет».

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно показывает и называет изображённые на картинке предметы – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется в названии, отвечает с помощью наводящих вопросов воспитателя – 2 балла.

3. Ребёнок не может назвать и показать предметы, нарисованные на картинке – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов. Средний уровень – 8 – 10 баллов. Низкий уровень – 3 – 5 баллов.

Приложение №2

Беседа «Кто такие насекомые»

Цель: обогащение словаря по теме «Насекомые», развитие познавательных способностей детей.

 Обучающие задачи:

-обобщать представления детей о многообразии насекомых

-упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);

-уточнить представления о пользе насекомых

-развивать сообразительность, формировать образное мышление

Развивающие задачи:

-развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам

-развивать интерес к жизни насекомых

Воспитательные задачи:

-воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Наглядный материал: иллюстрации с насекомыми на лугу, у воды, муравейник, аудиофайл «Звуки леса», песенка про паровозик.

Ход беседы:

Игровое упражнение «Путешествие на поезде».

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на поезде. Дети строятся паровозиком и под музыку двигаются по группе.

Воспитатель: мы приехали с вами на полянку.

Воспитатель:  Кого мы можем тут встретить? (Зверей, птиц)

Воспитатель: есть такие жители на полянке которые  повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые.)

Воспитатель: насекомые –  самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней много лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле. У насекомых есть голова, тело,  шесть ног, крылья, усики. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

  - Вспомните, как передвигаются насекомые? (гусеница ползает, бабочка порхает, майский жук , божья коровка и  муха летают, кузнечик прыгает, муравей бегает)

У кого вся спинка в точках?

Кто пасётся на листочках?

Кого мы просим подняться в небо

И принести нам оттуда хлеба?

(Божья коровка)

Выглядят эти насекомые очень ярко. Их круглая спинка окрашена в красный цвет и покрыта черными  пятнышками. У каждой божьей коровки есть усики и 6 ножек. Некоторые виды божьих коровок питаются растениями, но большинство из них – хищники, питаются маленькими насекомыми. Божьи коровки зимуют под корой деревьев, под листьями, собираясь в стайки.

На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята-

Вся жизнь их связана с трудом.

(муравьи)

Ребята, а вы знаете, кто самый сильный? (ответы детей)

     - Не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом, теплый, уютный. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Эти насекомые живут в муравейнике большой и дружной семьей. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

(бабочка)

У бабочек две пары крыльев. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может полакомиться сладким березовым или кленовым соком.

Дети строятся паровозиком и вслед за воспитателем под музыку возвращаются «домой».

Воспитатель: каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? (ответы детей)

     - Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект во второй группе раннего возраста.Тема: «Кто такой медвежонок?»

Краткосрочный проект исследовательского вида, познавательно-игрового типа. Участники проекта: педагоги, дети 1-2 лет, родители...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста ТЕМА: «ИГРУШКИ»

Тип проекта: исследовательско – творческийВид проекта: краткосрочный (5 дней)Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанниковАктуальность проекта: в раннем возрасте основой стан...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста ТЕМА: «Наши домашние питомцы (собака и кошка)»

Актуальность проекта:«Не может быть добрым человек, который не любит животного,который никогда не проявил о них заботу».Домашнее животное в семье - это воспитательный фактор. Ребенокучится...

Тема проекта во второй группе раннего возраста: «МАЛЕНЬКИЕ ЧИСТЮЛИ…» (формирование культурно-гигиенических навыков)

Предлагаю Вашему вниманию проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей. Данный материал будет полезен воспитателям второй группы раннего возраста. Этот проект направлен на формирован...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста ТЕМА: «ИГРУШКИ»

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста. Тема: «ИГРУШКИ»...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста ТЕМА: «ИГРУШКИ»

Актуальность проекта: в раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека....

ПРОЕКТ Во второй группе раннего возраста Тема: «Народная игрушка Матрешка»

Цель: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке, как средству развития речи и позитивного отношения к окружающему миру.Задачи:формировать представления о русской народной игрушке...