Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Лунина Ольга Евгеньевна

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни

Цель:  Шахматное образование детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи :

  •  «Познание»: развитие у детей познавательных интересов. Закрепить название    шахматных фигур, ходы фигур, расположение на шахматной доске.
  • «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам и правилам.
  • «Коммуникация»: формирование умения устанавливать контакт; формирование свободного общения; развитие компонентов устной  речи детей в различных формах и видах деятельности.
  • «Здоровье»: обогащение двигательного опыта, сохранение и укрепление физического и психического здоровье.

                                                                Ход занятия

Последовательность

Деятельность педагога

   Деятельность детей

Эмоциональный настрой на работу.

Мотивация на совместную деятельность

Воспитатель.

-Ребята, возьмемся все за руки. Это наш круг радости. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Порадуйтесь друг другу, поделитесь хорошим настроением со своими друзьями!

Детский сад, как дом родной,

Весь наполнен детворой,

Все хотят - и ты, и я –

Жить в нем  как одна семья.

-         А теперь повторяйте за мной:

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу )

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)

-Правда, это радостно – почувствовать тепло рук друзей?

Дети берутся за руки.

Проблемный вопрос

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Ну тогда отгадайте о какой игре идет речь.

На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

- Это - шахматы. И сегодня мы побываем в шахматной стране!

- Ой, смотрите ребята, а здесь лежит волшебный сундучок! Давайте его откроем! Смотрите здесь лежит мешочек. А в мешке фигуры.

Дети отгадывают загадку, обосновывают ответ.

Игра «Чудесный мешочек»

Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю вам поиграть с ними. Найдите фигуру в мешочке на ощупь и угадайте кто это.

У вас ребята у каждого в руках шахматная фигура, каждая фигура соответствует цифре, подойдите к столам, где лежат цифры и найдите свое место.

Самостоятельная деятельность детей.

Шахматный лабиринт

(Проберись фигурой до ракеты-не перепрыгивая через заминированное поле)

Индивидуальная работа детей

Физминутка:

Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!               (указательный палец)
А ладья упряма,                            
(раскрытые ладошки скользят по столу)
Ходит только прямо!                    
Все фигуры встали стеной,        
(выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой

 

Участвуют в пальчиковой гимнастике, проговаривают слова пальчиковой игры.

Игровая деятельность детей

Разрезные картинки

(Шахматные фигуры)

Выполняют задания парами

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности

 Актуализация знаний детей

Посмотрите жители шахматного королевства потеряли свои дома. Давайте поможем найти фигурам свое место. Я сейчас буду загадывать вам загадки про шахматные фигуры. Про какую фигуру мы будем говорить, ту фигуру и нужно будет поставить на место.

Я, как  башня, велика…

Но я – не башня:

я – … (ладья!).

Где-то хобот потерял,

похудел и стройным стал.

И силен на поле он…

Потому что это… (слон!)

Не поймешь,

куда он скачет:

прыг, скок,

а следом вбок.

Ну, конечно,

это он –

очень-очень

быстрый… (конь!).

Его все атакуют

С ним вступают в бой!

Он – главная фигура,

зовут его… (король)

Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды.

(Пешка)

Эта фигура любит свой цвет

И другого правила здесь нет:

Напротив, друг друга поставим их смелей.

Назови эту фигуру скорей! (ферзь)

Дети отвечают на вопросы, вникают в игровую ситуацию

Игровая деятельность

- А сейчас мы с вами превратимся в пешки:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом     (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём.               (Приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

Все движенья хороши

За столы мы поспешим.       (садятся за столы) 

Дети соблюдают правила игры, распределение внимания во время игры, эмоциональная разрядка

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности

- Ребята, вы снова справились с заданием! Ой, посмотрите, а в сундучке осталось последнее задание! Давайте же скорее его выполним!

Игра «Собери войско». Дети на скорость выставляют шахматные фигуры на шахматную доску.

Рефлексия

"Блиц – опрос с мячом».

- Каких клеток больше, черных или белых? (равно)

- Без какой фигуры не бывает игры? (король)

- Где возникли шахматы? (Индия)

- Что такое шах? (нападение на короля соперника)

- Между какими фигурами стоит конь в начале игры? (слон и ладья)

- Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

Ну -ка все встали в круг
За руки все взялись вдруг
Будем рядом стоять
Ручками махать
Целый час мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!

А когда мы отдохнем

Шахматный турнир начнем!

Дети отвечают на вопросы педагога

Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности

Список литературы

  1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 256 с.
  2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с
  3. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.2. - М.: ООО "Дайв", 2009. - 96 с
  4. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
  5. Зайкина В.Л. "Каисик в Шахматном королевстве". Сборник дидактических сказок для обучения детей 5-7 лет игре в шахматы. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 25с.
  6. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
  7. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
  8. И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
  9. Гришин, В. Г. Шахматная азбука  [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
  10. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
  11. Карпов, А. Е. Весела Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  12. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
  13. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
  14. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
  15. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
  16. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
  17. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
  18. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
  19. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
  20. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск  Духовное возрождение, 1998;
  21. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
  22. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008;
  23. Шахматы, — школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. — М.: Педагогика, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры для педагогов «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности знакомства детей с шахматной игрой, методов, приемов и форм педагогической деятельности.Задачи:-дать общее представлени...

Познавательная игра "Первое путешествие в шахматное королевство"

Интерактивная познавательная игра на ознакомление детей дошкольного возраста с шахматными фигурами...

Проект "Путешествие в шахматное королевство"

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в шко...

«Путешествие в Шахматное королевство»

Интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,...

Сценарий развлечения " Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий предполагает участие родителей....

Первое путешествие в Шахматное королевство

Интерактивная игра "Первое путешествие в Шахматном королевстве" для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство детей с шахматными фигурами...

« Путешествие в Шахматное королевство»

Конспект спортивного досуга...