Сценарий деловой игры для педагогов «Путешествие в шахматное королевство»
методическая разработка на тему
Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности знакомства детей с шахматной игрой, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
Задачи:
-дать общее представление о шахматной игре;
-прививать интерес к игре в шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_delovoy_igr1.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий деловой игры
Тема: «Путешествие в шахматное королевство»
Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности знакомства детей с шахматной игрой, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
Задачи:
-дать общее представление о шахматной игре;
-прививать интерес к игре в шахматы.
Методическое обеспечение: диаграммы (16), шахматные доски(10), фишки, памятки (10), видеоматериал - мультфильм «Гамбит», конспект мастер-класса, Презентация «Опыт работы по обучению детей игре в шахматы», демонстрационная шахматная доска, фигуры, смайлики(48), полоски с квадратами, карандаши (16), музыкальные фрагменты (2).
I.Вводная часть.
На свете есть забавная
Волшебная игра.
В неё с утра до вечера
Играет детвора
Там мчатся кони резвые
Трубят поход слоны.
И клетки чёрно – белые
Чудес и тайн полны.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам познакомиться с интересной игрой, которая называется шахматы. Это очень древняя игра, она появилась более 2000 лет назад. Согласно индийской легенде эту игру придумал человек по имени Сисса , воспитатель принца. Сисса придумал эту игру, чтобы объяснить своему ученику, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных.
Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в шахматную страну.
(Муз.фон «В гостях у сказки»).
II. Основная часть. Знакомство с шахматной доской.
- На экране появляется шахматная доска.
Ведущий:
-Скажите пожалуйста, в какой сказочной стране мы оказались?
Ответы участников.
В шахматной стране есть шахматная доска. Какой формы шахматная доска?
Ответы участников.
Ведущий:
-Что вы видите на шахматной доске?
Ответы участников.
Ведущий:
-Какого цвета клетки на шахматной доске?
Ответы участников.
Ведущий:
-Как вы думаете каких клеток больше, белых или черных?
Ответы участников.
Ведущий:
-Шахматная доска расчерчена на одинаковые клетки-квадраты их всего 64, белых и черных по ровну по 32 клетки. Они одинаковые по размеру, но различны по цвету. Эти клетки называются полями. Белые поля, черные поля. Поля по цвету чередуются друг с другом. В середине поля находится центр, его образуют четыре клетки 2 белые 2 черные.
В шахматы играют 2 соперника, еще их называют партнерами. Они садятся лицом друг другу, а шахматную доску кладут так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета.
Практическое задание:
- Попробуйте правильно расположить шахматную доску.
- Фишками обозначьте углы, ценр поля.
Ведущий:
-На шахматной доске есть дорожки по которым передвигаются шахматные фигуры. Дорожки, которые идут слева на право обозначены цифрами: от одного до 8 и называются горизонталями. Показ.
Ведущий:
-Вы когда-нибудь видели, как солнце заходит за край леса, моря? Говорят солнце садится за горизонт. Поэтому и появилось слово горизонталь.
Ведущий:
-Дорожка которая идет от одного партнера к другому называется вертикаль. Вертикалей тоже 8 и они обозначены латинскими буквами: а, в, с…. Показ.
Хоровое повторение.
Ведущий:
-Есть дорожка на шахматной доске, которая называется диагональ. На что эта дорожка похожа? (на лестницу)
Ответы участников.
Ведущий:
-Она состоит из полей одинакового цвета. Самая длинная дорожка состоит из 8 полей, самая короткая из 2-х полей.. Показ.
Практическое задание: работа с шахматными диаграмами.
Ведущий:
-Предлагаю вам на диаграмме закрасить синим цветом 8-ю горизонталь, красным цветом –вертикаль а, зеленым цветом самую короткую диагональ.
Игра «Почта».
Ведущий:
-В детский сад пришел загадочный конверт с необычным адресом, улица А, дом 5, кому же этот конверт предназначен. На доске раставлено несколько фигур. После того как адресат найден, конверт открывается, а в конверте находятся силуэты букв шахматного алфавита, они раздаются, для раскрашивания, затем каждый назвает свою букву.
2. Знакомство с шахматными фигурами.
Ведущий:
-В шахматной стране живут необычные жители, шахматные фигуры, белые и черные. Давайте с ними познакомимся.
Ведущий:
-Шахматная ладья напоминает крепостную башню. Ладей всего 4, 2 белые, 2 черные. Если их поставить на свои места, то мы увидим шахматную доску, которую окружает крепостная стена, по углам застыли сторожевые башни.
-Шахматный слон без ушей и хобота, даже не похож на слона. Краткий рассказ ведущего («Раньше у слона был хобот..»).
-Шахматный конь, похож на настоящего даже есть грива, коней также 4: 2 белых, 2 черных.
-Самая маленькая шахматная фигура пешка. Пешек 8 белых, 8 черных.
Перед началом игры шахматные фигуры занимают на доске свои места. Такая расстановка фигур называется начальной позицией или начальным положением.
-Ладьи в начальной позиции стоят по углам шахматной доски, рядом с ладьями стоят кони, соседи коней слоны, осталось два свободных места для каких фигур? Короля и ферзя, на какое поле поставим короля, ферзя. Чтобы не перепутать, куда ставить короля, ферзя, существует правило: ферзь любит свой цвет. Рядом поставим короля. Все фигуры на месте? Где же их место перед началом игры? Впереди, они «защищают» свою армию.
Жители шахматной страны предлагают нам игру «Чудесный мешочек».
Ведущий:
-Каждый из вас на ощупь должен определить шахматную фигуру, назвать ее, достать фигуру из мешочка и поставить ее на шахматное поле которое фигура занимает пред началом игры.
3. Мультфильм «…».
Ведущий:
-Предлагаю посмотреть, какие события происходят в шахматном королевстве.
4. Знакомство с ходом шахматных фигур.
Ведущий:
-Ход фигуры - это передвижение фигуры с одного шахматного поля на другое поле. Фигура ладья передвигается только по прямым линиям: по горизонталям и вертикалям. Показ на доске. Задание у доски. Покажи движение ладьи направо по горизонтали, вниз по вертикали и т. д.» Если на пути ладьи встречается фигура фигура своег цвета, то перепрыгивать через нее ладья не может. Но если на ее пути встретиться неприятельская фигура, то ладья может «побить», взять ее. Взятие выполняется следующим образом: вражеская фигура снимается с доски и больше в этой партии не участвует, а наша фигура становиться на поле которое занимала битая фигура. Показ примера взятия битой фигуры.
Игра «Цепочка»
Фигура, слон, конь, ферзь, король, пешка.
Ведущий:
-Предлагаю в паре поиграть в игру, которая называется «Обжорный ряд». Цель данного упражнения закрепление хода фигур.
Правила игры: у одного игрока одна фигура – ладья, у второго игрока все фигуры пешки. Выигрывает тот участник, первым либо довел пешку до ферзя, либо срубил все пешки ладьей.
5.Подведение итогов занятия. Экспресс- опрос по теме «Путешествие в шахматное королевство».
Ведущий:
-Подведем итоги нашего путешествия в шахматное королевство. Для этого нужно ответить на несколько вопросов. У каждого из вас есть полоски, на которых нарисованы квадраты. Отвечая на вопрос положительно вы закрашиваете квадрат красным карандашом, отвечая на вопрос отрицательно синим карандашом.
Вопросы:
Согласен ли ты, что:
1. Родиной шахмат является Индия.
2. Как называется игровое шахматное поле? (Доска.)
3.Какой шахматной фигуре можно объявить шах? (Королю.)
4. Какая шахматная фигура бывает белопольной и чернопольной? (Слон.)
5. Назовите самую «грамотную» шахматную фигуру. (Конь, он ходит буквой «Г», а значит, её знает.)
6. Какая шахматная фигура может «перепрыгивать» через другие фигуры? (Конь.)
7. Сколько пешек одного цвета расположено на шахматной доске в начале партии? (Восемь.)
8. Какого цвета шахматные фигуры у игрока, начинающего партию первым? (Белого.)
9. Что можно сказать о шахматисте?
а) ходит сидя; б) бежит лёжа; в) ползает стоя; г) плывёт летая.
IV. Рефлексия.
(звучит муз. фон «В гостях у сказки)
Ведущий:
-Вот и сказки конец, а кто слушал молодец. Наше путешествие подошло к концу. И мне интересно узнать какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. Смайлик - солнышко обозначает все отлично, облачко - все хорошо, капелька - есть вопросы.
(Музыкальный фон отрывок из передачи «Что?, Где?, Когда?»)
Каждый участник берёт смайлик крепит ее на шахматную доску. Ведущий делает вывод о настроении участников. Благодарит за работу и на память о путешествии в шахматное королевство участникам вручает буклеты «В стране шахматного королевства».
.
- всё ично;– все хорошо; - есть вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий деловой игры для детей старшего дошкольного возраста "Выборы Президента леса".
Сценарий деловой игры для детей старшего дошкольного возраста. Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина. Данный сценарий актуален, так как каждый человек должен знать св...
Сценарий деловой игры для педагогов "Я ЗНАЮ, Я МОГУ"
Привлечение педагогов к активному использованию инновационных технологий на занятиях по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах и улицах....
Сценарий деловой игры для родителей
Тема: "На пороге школы"...
Сценарий деловой игры для педагогов "Игра-среда здоровьесбережения"
Сценарий деловой игнры по здоровьесбережению для педагогов. Можно использовать при проведении семинаров, педагогических советов, методических заседаний....
Деловая игра для педагогов "Путешествие по страницам АООП"
Посткурсовая деятельность...
Деловая игра для педагогов «Путешествие в художественно- эстетический мир»
Деловая игра для педагогов «Путешествие в художественно- эстетический мир»...
Сценарий физкультурного мероприятия для старшего дошкольного возраста "Шахматное королевство"
Сценарий физкультурного мероприятия для старшего дошкольного возраста "Шахматное королевство".Цель мероприятия: Ознакомить детей с игрой "Шахматы" ,используя здоровьесберегаю...