Рабочая программа в ДОУ в подготовительной группе по рисованию, лепке и аппликации.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Салкина Ольга Сергеевна

Данная рабочая программа предоставленна воспитателем дошкольного образование по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе. Надеюсь вам пригодится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования и молодежной политики г. Канаш Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19» города Канаш Чувашской Республики

РАССМОТРЕНА                                                        УТВЕРЖДЕНА

на заседании                                                                Заведующий

педагогического совета                                                              __________Моргаева Е.В.

Протокол №_____                                                                    Приказ №____

от «___»________20 __ года                                                      от «___» ________20__ года

Рабочая программа

по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование. Лепка. Аппликация.

                                              Подготовительная к школе группа

на период 01.09.2018-31.05.2019

Составители:

Салкина Ольга Сергеевна, воспитатель

(Ф.И.О. педагога, должность, категория)

Канаш-2018

                            1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет. Программные задачи по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие » решаются в непосредственной образовательной деятельности, в совместной образовательная деятельность педагога и детей в режимных моментах, актуализируются в самостоятельной деятельности детей. 

 Разработана с учетом Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

-Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ  

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утверждённого приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155; зарегистрирован в Министерстве образования и науки РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30  384;

-«Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы 2.4.1.3049-13» от 30 .07.2013;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

-Устав МБДОУ  «Детский сад № 19».

Ведущие ЦЕЛИ Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

«От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

Основные цели и задачи.

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении. Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства. Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений  в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3. Позитивная социализация ребенка

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6. Сотрудничество Организации с семьей.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности.

9. Возрастная адекватность образования.

10. Развивающее вариативное образование.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

«Программе художественно - творческого развития ребенка – дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства» Васильевой Л.Г.

Общие задачи программы:

- формирование, представления о культуре чувашского народа, ее орнаментальном богатстве, разнообразии и красоте;

развитие интереса к прошлому своего народа, пробуждение генетической и культурной памяти;

- подведение ребенка к умению создавать художественный образ на основе повтора, вариации и импровизации образных мотивов чувашского народного искусства;

- развитие способности ребенка к самовыражению через различные формы творчества;

- привитие уважения к культуре и истории чувашского народа, чувства ответственности за ее сохранение.

 1.2.«Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики»:

                     Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности.

                                           

     

1.3. Планируемые результаты освоения ООП ДО.

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Проявляет ответственность за начатое дело. Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства.

                                                2 . Содержательный раздел.

2.1.Задачи воспитания и развития детей на данном возрастном этапе по  образовательной области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» в подготовительной к школе группе.

                                      

Рисование

Задачи

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и  художественной деятельности.  Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке,  изобразительному искусству, литературе, архитектуре). Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой  деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк). Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»),

А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др. Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.). Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.). Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками. Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.). Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие — в каждом городе свои. Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши). Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п). Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Формировать представление о знач

зщжьтооении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.). Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями). Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого. Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Продолжать учить детей рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять  особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности

создаваемого образа.

Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелиевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др. Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные  сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения  колористической гаммы рисунка. Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке,  развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.).

 Сюжетное рисование. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в  рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Лепка. Аппликация.

 Лепка. Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция). Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей. Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

 Аппликация. Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво, располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам на- родного искусства. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложен- ной гармошкой. При создании образов поощрять применение разных приемов вы- резания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.

2.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Задачи по «Программе художественно - творческого развития ребенка – дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства» Васильевой Л.Г.

I. Развитие восприятия художественного образа произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Продолжать формировать яркие образные представления о чувашском народном декоративно-прикладном искусстве.

  1. Учить воспринимать содержание художественного образа в связи с выразительными средствами:
  1. Продолжать знакомить со стилистическими особенностями чувашского орнамента.
  2. Развивать способность воспринимать красоту цвета.
  3. Формировать способность воспринимать композиционное равновесие в изделиях народного прикладного искусства.
  4. Продолжить развивать способность воспринимать язык и содержание произведений чувашского прикладного искусства.
  1. Продолжать формировать представление об отражении в народном прикладном искусстве окружающей действительности.
  2. Продолжать знакомить с различными видами чувашского прикладного искусства и с искусством народов других национальностей, сравнивать их между собой (чувашская и русская вышивки, роспись по дереву и хохломская, городецкие росписи, чувашская и русская народная игрушка и др.)

II. Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости на произведения народного прикладного искусства

1. Создавать устойчивый интерес к общению с народным искусством, собственной художественно-творческой деятельности.

2. Подводить к привычке ощущать, чувствовать красоту в творениях народных умельцев, раскрывать для себя эту красоту.

III. Формирование способностей к декоративно-орнаментальной деятельности

В декоративном рисовании

1. Развивать желание использовать образные языковые возможности чувашского декоративно-прикладного искусства в рисунке:

а)  учить составлению узора на различных орнаментальных элементов, размещая их в зависимости от формы украшаемой поверхности и назначения предметов;

б) продолжать учить использовать цвет как вспомогательное средство образной характеристики, как основы чувашского узора и в качестве композиционного фактора;

в) развивать чувство композиции.

Дать представление о новом виде композиции –асимметричной.

  1. Продолжить учить отражать в рисунках сюжеты и эпизоды из сказок, рассказов, песен, стихотворений, передавая национальные признаки.

В декоративной аппликации

Продолжать учить составлять декоративные композиции по типу изделий чувашского прикладного искусства из геометрических и растительных форм, включать в композиции изображения птиц и животных.

В декоративной лепке

1. Продолжить учить лепить посуду по мотивам чувашской керамики.

2. Продолжать обучение лепке декоративных пластин с изображение чувашского орнамента.

3. Продолжить учить создавать украшения, игрушки по типу изделий чувашских народных мастеров.

В художественном труде

1. Продолжать учить составлению декоративных орнаментов из бумажных лент по мотивам чувашской вышивки и узорного ткачества.

2. Учить мастерить различные поделки из природных материалов (соломы, лыка, бересты и др.), передавая национальный колорит.

IV. Развитие декоративно-орнаментального творчества и индивидуальности ребенка.

Продолжать учить изготавливать поделки из бумаги цилиндрической и конусообразной форм, передавая некоторые особенности чувашского прикладного искусства.

             2.3. Формы, методы и средства реализации программы

       Формы организации работы с детьми в ходе  реализации образовательной

Образовательная область

Приоритетные виды деятельности

Формы организации

Художественно - эстетическое развитие

Изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы

Самостоятельная и групповая творческая деятельность в форме «мастерской» (рисование, аппликация, художественное конструирование, лепка, детский дизайн), музыкальные занятия, досуги, развлечения, чтение, игры - драматизации, экскурсия в музей, рассматривание картин, беседы об искусстве.

Формы работы

Способы

Методы

Средства

Индивидуальная  Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность  

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики

Экспериментирование

Игра

Обыгрывание незавершённого рисунка

Организация выставок работ

Театрализованная деятельность

Праздники

Чтение

Беседа

Показ

Диалог

Повторение  

Рассматривание

Выполнение  

Предмет материальной

культуры

Натуральные объекты:

объекты растительного и

животного мира,

реальные предметы

Изобразительная наглядность  

Игровые пособия

Макеты

Альбомы

Дидактический материал  

ТСО

2.4.Способы направления поддержки детской инициативы.

Эффективные формы поддержки детской инициативы

  1. Использование современных педагогических технологий.
  2. Внедрение элементов музейной педагогики и этнопедагогики.
  3. Художественно-дидактические, сюжетные игры.
  4. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.
  5. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в изоцентрах

2.5.Взаимодействие с семьями воспитанников.

1. Родительские собрания

2. Консультации

3. Беседы

4. Наглядная информация

5. Анкетирование

2.6.Иные характеристики содержания программы

Педагогическая диагностика  достижения детьми результатов освоения программы.

Педагогическая диагностика детского развития проводится два раза  в год – в ноябре и в апреле. Диагностику проводят воспитатели.

Промежуточные результаты освоения Программы формируются в соответствии с ФГОС через определение степени освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного

процесса , организуемого в дошкольном учреждении, на развитие дошкольника.

Фамилия,

Имя ребенка

Приобщение к искусству

                     Изобразительная

                         деятельность

Конструктивно-

модельная деятель-

ность

Итоговый показа-

тель

Умеет  называть виды художествен

ной деятельности, профессии деятелей искусства.

Умеет различать народное и профессиональное искусство.

Проявляет интерес к искусству родного края.

Создаёт индивидуаль-

ные и коллектив-

ные рисунки, сюжетные композиции, используя разные материалы и способы создания изображений.

Использует бумагу разной фактуры, различные способы вырезания и обрывания.

Лепит различные предметы, создаёт композиции из 2-3 предметов, выполняет декоративные композиции нелепом и рельефом.

Создаёт различные конструкции одного и того же объекта.

Создаёт модели из конструктора по рисунку и словесной инструкции.

                     

3.Организационный раздел

Объем образовательной нагрузки дозируется, не превышает максимальную нагрузку допустимую правилами и нормами нагрузки по действующему СанПиН 2.4.1.3049-13.

Продолжительность занятий – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня составляет 1,5 часа. В середине времени, отведенного на занятия, проводят физкультминутку. Перерыв между периодами занятий – не менее 10 минут.

Образовательная область

Периодичность

Рисование

2 раза в неделю

Лепка

1 раз в две недели

Аппликация

1 раз в две недели

3.1. Календарно-тематический план по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие».

Рисование. Подготовительная к школе группа

                                                            Месяц

Тема недели

Тема образовательной деятельности

Программное содержание

Сентябрь

1 НЕДЕЛЯ

Ягоды.

1.Декоративное  рисование на квадрате

Комарова Т.С. с.35

Закреплять умение оформлять декоративную композицию на квадрате, используя цветы, листья, ягоды. Упражнять в рисовании кистью разными способами. Учить сочетать цвета

2.Ветка рябины

Комарова Т.С. С.42

Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки, цвет; умение располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закрепить приемы рисования кистью. Учить сопоставлять рисунок с натурой.

2 НЕДЕЛЯ

Грибы.

3.«В грибном царстве, лесном государстве»

Разработка №1

Развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление, желание разгадывать загадки и изображать грибы, похожие, на настоящие, подчеркнуть индивидуальность каждого гриба, разнообразие цветовой палитры. Закрепить понятие «многоцветие окружающего мира».

4. Грибная поляна

Колдина Д.Н. с.15

Расширять знания детей о многообразии грибов. Учить рисовать разные по форме, строению и цвету грибы. Упражнять в рисовании лесной поляны. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Развивать художественный вкус, чувство композиции. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

3 НЕДЕЛЯ

Овощи.

5.Загадки с грядки

Лыкова И.А. с.46

Развивать чувство формы и композиционные умения. Развивать чувство цвета при подборе колорита. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

6.Праздник урожая

Комарова Т.С. с.50

Учить передавать  праздничные впечатления: нарядные люди, украшенные дома, машины, везущие урожай. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе, передавать фигуру человека в движении.

4 НЕДЕЛЯ

Фрукты

7. Декоративное рисование «Завиток»

Комарова Т.С. с.47

Учить украшать лист бумаги крупной веткой с завитками; использовать для украшения ветки различные знакомые элементы. Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слитность движений, пространственную ориентировку на листе.

8. Нарисуй, что было интересным в этом месяце

Комарова Т.С. с.49

Учить отбирать из получаемых впечатлений наиболее интересные; развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение.

Октябрь

1НЕДЕЛЯ

Хлеб

1. Поле, сплошь покрытое колосьями

Васильева Л.Г.

с. 73

Учить создавать образы-символы чувашских узоров,

изображающих растение-колос.

2.Декоративное рисование

По мотивам городецкой росписи

Комарова Т.С.

С56

Продолжать знакомить с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи и создавать узоры по ее мотивам. Упражнять в смешивании красок для

получения нужных оттенков.

2 НЕДЕЛЯ

Домашние животные

3. Кони пасутся

Комарова Т.С. с.71

Учить детей составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на листе. Развивать слитные, легкие движения при рисовании контура, зрительный контроль за движением. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения.

4.Животные, повернувшие назад головы

Васильева Л.Г.  

С. 58

Учить создавать образы – символы чувашских узоров, изображающих животных. Упражнять в рисовании простым карандашом схемы узоров и раскрашивании восковыми мелками.

3 НЕДЕЛЯ

Осень

5. Золотая осень

Комарова Т.С.  

С. 58

Учить передавать колорит осени. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета; располагать изображение по всему листу. Учить детей составлять композицию, включая знакомые изображения, варьируя их размер, положение на листе. Развивать слитные, легкие движения при рисовании контура, зрительный контроль за движением. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения.

6.Поздняя осень

Комарова Т.С.

С. 48

 Учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит. Формировать представление о нейтральных цветах. Развивать эстетические чувства.

4 НЕДЕЛЯ

Одежда. Обувь.

7.Кукла в национальном костюме

Комарова с.37

Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей; легко рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок карандашами или красками. Учить изображать характерные особенности национального костюма.

8.Чувашский головной убор «Масмак»

Васильева Л.Г.

 С. 35

Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце. Упражнять в умении намечать рисунок простым карандашом,  закрашивать акварельными красками. Развивать чувство цвета.

5 НЕДЕЛЯ

Деревья осенью

9. Поздняя осень

Комарова Т.С.

С. 48

Учить передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит. Учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы. Формировать представление о нейтральных цветах, учить использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Развивать эстетические чувства.

10. Густой лес

Васильева Л.Г. стр. 76

Продолжать учить создавать первичный орнаментальный образ – образ дерева.

Ноябрь

1 НЕДЕЛЯ

Столица родины - Москва.

1. Разноцветная страна

Комарова Т.С.

С. 96

Развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном разнообразии цветового решения изображения. Закреплять умение передавать цвета и оттенки разными способами

2. Кремль

Д.Н. Колдина стр.51

.

Воспитывать интерес к истории родного города. Учить намечать простым карандашом силуэты башен и стен Кремля, передавая их формы, строение. Продолжать учить использовать разные оттенки одного цвета

2 НЕДЕЛЯ

Народная Игрушка

3. Нарисуй свою любимую игрушку

Комарова Т.С.

С. 41

Учить рисовать п памяти любимую игрушку, отчетливо передавая форму основных частей и характерные детали. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок. Красиво располагать изображение на листе. Учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом. Развивать воображение, творчество.

4. Декоративное рисование 

Комарова Т.С.

 с. 60

Закреплять умение расписывать вылепленную фигурку, передавая характер народной росписи, соблюдая форму элементов, колорит. Развивать эстетическое восприятие, творчество.

3 НЕДЕЛЯ

Дикие  животные средней полосы

5. Рисование с натуры керамической фигурки животного

(олешек)

Комарова с.71

Учить рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. Учить слитно рисовать линии контура, аккуратно закрашивать в одном направлении, накладывать штрихи, не выходя за линии контура.

  1. Звери у крутой горы

Васильева Л.Г.

с.64

Учить создавать орнаментальный образ путем повторения и чередования образов – символов узоров в строгой их очередности в четырех частях полосы бумаги.

4 НЕДЕЛЯ

Почта

7. Почтальон

Разработка №2

Развивать восприятие образа человека. Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведения. Упражнять в изображении человека. Учить передавать в рисунке любимый литературный образ (пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали). Закреплять  умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания.

8. Нарисуй , что хочешь красивое

Комарова Т.С. стр.85

Продолжать формировать умение детей  видеть и оценивать красоту окружающего мира, стремление передавать красивые предметы, явления в своей творческой деятельности. Формировать умение объяснять свой выбор. Развивать способность оценивать свой выбор содержания изображения, выбор и оценку выразительного решения темы другими детьми. Закреплять умение использовать выразительные средства разных изобразительных материалов.

Декабрь

1 НЕДЕЛЯ

Зима, зимние забавы

1.Иней покрыл деревья 

Комарова Т.С.

С.73

Учить детей изображать картину природы, предавая строение разнообразных деревьев. Развивать эстетическое восприятие, вызывать желание любоваться красотой зимнего пейзажа. Учить рисовать угольным карандашом, гуашью-белилами (изображая снег на ветвях). Развивать эстетическое восприятие.

2.Рисование "Зима"

 Комарова Т.С.

С80

Закреплять умение передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы. Развивать умение удачно располагать части изображения на листе, рисовать красками. Развивать воображение, творчество.

  1. НЕДЕЛЯ

Зимующие птицы

3.Рисование иллюстраций к сказке «Серая шейка»

Комарова с52

Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки. Закреплять приёмы рисования красками, закрашивания рисунка кистью; использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур. Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

4.Волшебная птица

 Комарова Т.С.

С.61

 Развивать умение создавать сказочные образы. Закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивания изображений (используя разнообразные штрихи, разный нажим на карандаш для передачи оттенков цвета). Развивать чувство композиции. Учить при анализе рисунков выбирать наиболее интересные, выразительные работы и объяснять свой выбор.

3 НЕДЕЛЯ

Животные Арктики, Антарктики

5.Белый медведь и северное сияние (Белое море) 

Лыкова И.А.с.144

Самостоятельный поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания.

6. Пингвины

Колдина Д.Н. стр.49

Учить создавать сюжетную композицию, рисовать пингвинов в виде кругов и овалов. Упражнять в закрашивании изображения пастельными мелками и растушевке штрихов ватным тампоном. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

4 НЕДЕЛЯ

Новый год

7.Новогодний праздник в детском саду

Комарова Т.С

С.68(1)

Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении. Продолжать учить удачно  располагать изображения на листе. Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения оттенков цветов. Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.

8.Новогодний праздник в детском саду

Комарова Т.С

С.68(2)

Закреплять умение отражать в рисунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур детей в движении. Продолжать учить удачно  располагать изображения на листе. Совершенствовать умение смешивать краски с белилами для получения оттенков. Развивать способность анализировать рисунки.

Январь

2 НЕДЕЛЯ

Человек. Части тела.

1. Рисование «Папа (мама) гуляет со своим ребёнком на улице»

Комарова Т.С. стр. 45

Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами.

2.Рисование по сказке "Мальчик с пальчик"

Комарова Т.С.

С. 86  

Учить детей передавать в рисунке эпизод из знакомой сказки. Закреплять умение рисовать фигуры детей, передавать соотношение фигур по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений. Учить начинать рисунок с главного – фигур детей (намечать их контуры простым графитным карандашом). Закреплять умение детей оценивать рисунки в соответствии с требованиями задания (передать образы сказки).

3 НЕДЕЛЯ

Посуда. Продукты.

3.Украшение посуды хохломской росписью

Комарова Т.С.

 С. 77

Продолжать учить знакомить детей с хохломской росписью. Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением концом кисти.  Закреплять умение располагать узоры на фоне (горшочки, ложки, сахарнице), используя композиционные умения. Развивать эстетические чувства.

4. Пир на весь мир

Лыкова И.А. с.132

Учить рисовать посуду по мотивам «гжели», дополнять изображения сказочных яств и составлять из индивидуальных работ коллективную ленточную композицию. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусства.

4 НЕДЕЛЯ

Рыбы

5. Золотая рыбка

Колдина Д.Н. стр.287.

 Учить использовать различные средства выразительности – линии, цвета. Учить соединять в рисунке несколько техник рисования. Развивать художественные способности.    

6.Рыбки играют, рыбки сверкают

Лыкова И.А. с.136

Продолжать учить самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению рыбок в озере комбинированной техникой. Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования.

           

5 НЕДЕЛЯ

Транспорт.

7.Поезд в котором мы ездили на дачу

Комарова Т.С.

С. 38  

Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов. Продолжать закреплять навыки и умения в рисовании. Развивать пространственные представления, умение продумывать расположение изображения на листе, воображение.

8.На чем люди ездят

Комарова Т.С.

С. 40  

Учить детей изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции (отношение частей по величине). Закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, изображать легко контур простым карандашом (графитным) и закрашивать цветными. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, доводить замысел до конца, оценивать свою работу.

Февраль

1 НЕДЕЛЯ

Виды спорта

1. Уголок групповой комнаты (спортивный)

Комарова Т.С. с.84

Развивать наблюдательность, умение отражать увиденное на рисунке, передавать относительную величину предметов и их расположение в пространстве, характерный цвет, форму и строение, детали обстановки. Учить контролировать свою работу, добиваться большей точности. Закреплять умение оценивать свои рисунки и рисунки товарищей в соответствии с задачей передать реальную обстановку.

2. Наша любимая подвижная игра Комарова Т.С с.59  

Формировать умение отбирать из личного опыта интересное содержание рисунка, воплощать задуманное. Закреплять приемы создания контура изображения простым карандашом и оформления его в цвете. Упражнять детей в рисовании акварелью. Учить выбирать при оценке работ наиболее интересные, выразительные рисунки. Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

\

2 НЕДЕЛЯ

Электро-

приборы.

3. Какими,  электроприбора-ми мы пользуемся

(рисование по замыслу)

Разработка №3

Учить передавать в рисунке представлениями о труде взрослых, изображать людей в характерной  трудовой обстановке в доме, с атрибутами. Закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. Учить оценивать свои рисунки в соответствии с заданием.

4. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи

Т. С. Комарова с.77

Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма; умение передавать  колорит хохломы.

3 НЕДЕЛЯ

День Защитников Отечества

5.Наша армия родная

Комарова Т.С.

С. 79

Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, предавая образы солдат, летчиков, моряков; изображать их жизнь и службу. Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков цветными карандашами.

6.Танк

Колдина Д.Н. стр.53

Продолжать знакомить детей с праздником Защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк, используя знакомые геометрические формы. Развивать умение вписывать композицию в листе. Развивать воображение и самостоятельность.

4 НЕДЕЛЯ

Профессии

7.Рисование по замыслу "Кем ты хочешь быть"

Комарова Т.С с-88

Учить детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображать людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки. Учить оценивать свои рисунки в соответствии с заданием.

8.С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили.

Разработка №4

Учить детей создавать сюжетную картину «Пожар»; закрепить правила пожарной безопасности, учить детей рисовать огонь, дым нетрадиционным способом; развивать мелкую моторику рук, внимание, речь и мышление детей.

Воспитывать уважение к смелым людям – пожарным, которые приходят на помощь в любую минуту.

Март

1 НЕДЕЛЯ

Женский праздник.

1. Ваза с ветками

Комарова Т.С. стр.82

Учить детей рисовать с натуры, передавая форму вазы, конструкцию веток; красиво располагать изображение на листе бумаги.  Закреплять умение намечать форму вазы карандашом, затем рисовать красками остальные детали изображения. Учить рисовать  угольным карандашом (если позволит характер ветки). Развивать эстетическое восприятие. Рассматривание картины Кончаловского П.П. «Сирень».

2. Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)

Лыкова И. А.

стр. 156

Продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретных людей (себя и мамы). Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

2 НЕДЕЛЯ

Наша республика, город

3. Город вечером

Комарова Т.С. стр.45

Учить передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства.

4.Разноцветная страна

Комарова Т.С.

с-96

.развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном разнообразии цветового решения изображения. Закреплять умение передавать цвета и оттенки разными способами (регуляция нажима на карандаш, разведение акварельной краски водой, по мере добавления в краску воды цвет становится светлее), добавление белил для высветления цвета при рисовании краской гуашь.

3 НЕДЕЛЯ

Дружба народов России

5. Русский богатырь Илья Муромец

Н.С. Голицина с.197

Закреплять представление о воинах-защитниках своей страны. Уточнить особенности одежды и вооружения русских воинов. Продолжать учить изображать фигуру человека, передавая пропорции и строение тела. Закреплять умение передавать впечатления от прочитанного, отражать характерные особенности внешнего вида литературного героя.

6. Чувашская деревня в старину

Васильева Л.Г. с.86

Учить детей создавать образ-символ чувашского узора, изображающего деревня. Развивать художественный вкус при подборе и сочетании цветов узора с окраской основы. Обратить внимание детей на цветовое сочетание фона и узоров, а также горизонтальное и вертикальное их расположение.

4НЕДЕЛЯ

Животные и птицы жарких стран

7.Путешествие в Африку

Колдина Д.Н. стр.47

Продолжать учить создавать сюжетную композицию на определенную тему. Учить рисовать простым карандашом животных жарких стран, передавая их характерные признаки. Упражнять в закрашивании изображения пастельными мелками и растушевке пастели ватным тампоном. Закреплять умение дополнять рисунок элементами фона.

8.Лев

Колдина Д.Н. стр.46

Учить рисовать животное, соблюдать пропорции тела. Закреплять умение вписывать изображение в лист. Упражнять в рисовании различными материалами (сангиной, гуашью) в разных техниках (закрашивание сангиной и ее растушевка, тычок жесткой полусухой кистью). Развивать легкие, слитные движения при графическом изображении предмета. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Апрель

1 НЕДЕЛЯ

Безопасность на дороге

1.Улица, на которой расположен наш детский сад

Разработка №5

Учить детей создавать несложную композицию: располагать как нужно детский сад, дома и дополнительные предметы. Закреплять умение детей отражать в рисунках впечатления об окружающем мире, передавать простые движения фигуры человека, рисовать крупно. Продолжать учить рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами. Развивать творчество, эстетическое восприятие.

2.Наш друг-Дорожный знак

Разработка №6

Дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать рисунок на плоскости листа;

Развивать творчество, учить придумывать рисунок и воплощать свой замысел на бумаге, самостоятельно выбирая изобразительные средства. Развивать умения выполнения карандашного наброска рисунка перед использованием цвета. Воспитывать умение самостоятельно использовать имеющие знания и отработанные ранее изобразительные навыки.

2 НЕДЕЛЯ

Космос

3.Звёздное небо

Колдина Д.Н. стр.79

Познакомить детей с выразительными возможностями нетрадиционной техники – цветного граттажа. Учить рисовать звездное небо, используя прием процарапывания. Упражнять в работе пером, тушью. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета и самостоятельность. Воспитывать положительное отношение к рисованию.

4.Много разных солнц, дающих жизнь земному миру

Васильева Л.Г., с.80

Учить составлять декоративные пятиярусные композиции, в которых центральный широкий ярус симметрично обрамляется двумя узкими, из знакомых чувашских узоров путем повторения и чередования их по цвету, сочетая технику рисования. Развивать самостоятельность в поиске и в выборе орнаментальных элементов для широкой полосы и узких ярусов.

3 НЕДЕЛЯ

Весна

5. Весна

Комарова Т.С. стр.97

   Закреплять умение  передавать в рисунке картину природы, характерные признаки весны. Развивать чувство композиции, цвета, эстетическое восприятие. Учить использовать приём размывки, рисовать по сырой бумаге

6. Зелёная весна

Колдина Д.Н. стр.78

 Вызвать интерес к новой технике рисования – пейзажной монотопии. Учить рисовать зеленую весну, используя соответствующие цветовые сочетания. Упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении с помощью техники монотопии.     

           

4 НЕДЕЛЯ

Осторожно, огонь!

7.Осторожно -  огонь!

Разработка №7

 Закрепить знания детей об огне. Дать представление о роли огня  в жизни человека. Совершенствовать навыки выполнения изображения простым карандашом  и фломастерами. Закреплять умение детей  располагать рисунок на плоскости листа определённой формы и размера. Развивать творческие способности.

8.Филимоновские и дымковские барышни

Д.Н. Колдина с.74

Продолжать расширять и закреплять представления детей о дымковской и филимоновской росписи, учить сравнивать  их цветовую гамму, элементы и особенности узоров. Развивать интерес к народным промыслам. Развивать эстетическое восприятие, зрительную память и инициативность.

Май

1 НЕДЕЛЯ

Цветы

1. Цветущий сад

Комарова Т.С. стр.96

 Учить передавать характерные особенности весенних цветов (форма и строение цветка, величина, место на стебле, цвет). Закреплять умение рисовать простым карандашом и акварелью.   

2 НЕДЕЛЯ

День Победы

2.День Победы 

С. 97

Комарова Т.С.

(5-6)

 Учить детей передавать в рисунке впечатления от праздничного города (украшенные дома, салют). Закреплять умение составлять нужные цвета, оттенки на палитре (смешивая краски с белилами), работать всей кистью и ее концом.

.

3 НЕДЕЛЯ

Насекомые

3. "Бабочки порхают" (рисование солью)

Голицына Н.С. Конспект №17.

Познакомить с нетрадиционной техникой рисования  солью и гуашью, дать представление  детям  о    различных  видах  изобразительной  деятельности, многообразии художественных материалов  (рисование с помощью соли),    развивать художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе,  мелкую моторику,  воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

4.Чем пахнет лето?

Лыкова И.А.

5-6лет

с.206

Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве.

4 НЕДЕЛЯ

Библиотека

5. Обложка для книги сказок

Комарова Т.С. стр.90

 Учить детей передавать  особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги; красиво подбирать цвета для узора к цвету бумаги, выбранной для обложки; отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки. Развивать воображение, творчество.      

6. Мой любимый сказочный герой Комарова Т.С. стр.88

 Учить детей передавать  в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Развивать образные представления, воображение.

5 НЕДЕЛЯ

Школа

7.Портреты друзей

Колдина Д.Н. с-13

Закреплять и обобщить знания о жанре портрета; познакомить с понятием «поясной портрет», развивать умение внимательно изучать черты лица и фигуры знакомого человека. Продолжить работу по закреплению основных закономерностей изображения человека.

8.Рисование по замыслу «До свиданья, детский сад»

Комарова Т.С.

С-68

Закрепить умение детей отражать в рисунке праздничные впечатления. Упражнять в рисовании фигур в движении. Обратить внимание на прорисовку деталей. Создать дружескую обстановку во время работы. Развивать воображение и творческие способности.

     

             

3.2 Календарно-тематический план по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие».

Лепка. Аппликация.

месяц

Тема недели (месяца)

Образовательная область

Тема образовательной деятельности

              Программное содержание

СЕНТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Ягоды

аппликация

1. Ягоды

По замыслу

Комарова Т.С. с-73

Учить детей задумывать содержание аппликации, использовать разнообразные приемы вырезания. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Развивать чувство композиции, чувство цвета.

2 НЕДЕЛЯ

Грибы

   

      лепка

2.Корзина с грибами

Комарова с.36

Упражнять в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Закреплять умение лепить корзину. Уточнить знание формы. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

3НЕДЕЛЯ

Овощи

     

    лепка

3.Овощи для игры в магазин

Комарова с.36

Закреплять умение передавать форму, пропорции знакомых предметов, используя усвоенные приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы. Закреплять умение создавать выразительную композицию.

4 НЕДЕЛЯ

Фрукты

аппликация

4.  Ваза с фруктами, ветками и цветами Комарова Т.С. стр.43

Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать  зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изображения по цвету. Воспитывать художественный вкус.

Октябрь

1 неделя

     Хлеб

аппликация

1.Хлебные колосья

Разработка №8

Учить создавать образы – символы чувашских узоров, изображающих растение – колос.

2НЕДЕЛЯ

Домашние животные

     

 лепка  

2. Петушок с семьей

Комарова Т.С. стр.46

Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур.  Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности  в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке

3НЕДЕЛЯ

Осень  

аппликация

3"Осенний ковер" 

Комарова Т.С с.39

Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно-красный, желтый, темно-желтый и др.). Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению.

4НЕДЕЛЯ

Обувь. Одежда

Лепка

4."Дымковские барышни"

Комарова Т.С с.57

Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

5 НЕДЕЛЯ

Деревья осенью.

аппликация

5. Национальный костюм с узорами деревьев

Разработка №9

Продолжать учить создавать первичный орнаментальный образ-образ дерева. Продолжать учить детей складывать бумагу вдвое и вырезать её. Продолжать учить пользоваться ножницами.

Ноябрь

       2 НЕДЕЛЯ

Народная

игрушка

лепка

1.Лепка по замыслу Комарова Т.С. стр.54

Учить самостоятельно намечать содержание лепки; тщательно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, используя известные способы лепки. Учить доводить начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.

3 НЕДЕЛЯ

Дикие животные средней полосы

лепка

2. Коллективная лепка «Звери в зоопарке»

Комарова с.69

Закреплять умение лепить из цельного куска, правильно передавая пропорции тела; придавать линиям плавность, изящность. Развивать способность анализировать рисунки.

4 НЕДЕЛЯ

Почта

аппликация

3.  Голуби на черепичной крыше

Павлова О.В. стр.124

Учить детей вырезать детали  аппликации из бумаги, сложенной «гармошкой», использовать для разметки шаблон; совершенствовать технику работы ножницами.

Декабрь

1

НЕДЕЛЯ

Зима, зимние забавы

 

аппликация

1.Аппликация декоративная с элементами конструирования  «Снежинки» Лыкова И.А. с.102

Вырезывание ажурных шести лучевых снежинок из фантиков и цветной фольги с опорой на схему. Формирование умения планировать работу.

2 НЕДЕЛЯ

Зимующие птицы

   лепка

2. Индюк

Комарова с.75

Учить передавать в лепке образ дымковского индюка: овальное туловище, изогнутый хвост с волнистыми краями и т.д. Упражнять в лепке основной формы из целого куска с использованием усвоенных ранее приемов лепки. Развивать эстетическое восприятие.

3

НЕДЕЛЯ

Животные Арктики, Антарктики

лепка

3.Животные холодных стран «Пингвины»

Колдина Д.Н. с-6

. Продолжать учить детей лепить из пластилина, используя изученные ранее приемы. Развивать способность передавать пропорциональное соотношение частей. Закреплять умение соединять части, прижимая их, друг к другу. Продолжать учить доводить изделие до соответствия задуманному образу, придавая ему выразительность. Учить создавать коллективную сценку из сделанных поделок. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

4 НЕДЕЛЯ

Новый год

аппликация

4.Аппликация по замыслу

Комарова Т.С с.79

Учить детей задумывать содержание аппликации, подбирать бумагу нужного цвета, использовать усвоенные приемы вырезывания, красиво располагать изображение на листе. Развивать творчество.

январь

      2НЕДЕЛЯ

Посуда. Продукты.

лепка

1.Кувшин с двумя ручками

Васильева Л.Г.

Разработка №10

Продолжать учить лепить посуду по мотивам чувашской керамики. Закреплять умение обработки полученной формы стекой, украшение ее рельефом, росписью. Развивать творчество.

3

НЕДЕЛЯ

Рыбы

аппликация

2.Рыбки в аквариуме

Комарова Т.С. с.49

  Учить вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов. Развивать координацию движений руки и глаза. Учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины для вырезывания изображений. Приучать добиваться отчетливой формы. Развивать чувство композиции.

4 НЕДЕЛЯ

Транспорт.

аппликация

3.Корабли на рейде

Комарова Т.С. С. 74

Закреплять умение детей создавать коллективную композицию. Упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основную форму и детали. Воспитывать желание принимать участие в общей работе.

Февраль

1

НЕДЕЛЯ

Виды спорта

лепка

1.Лыжник

Комарова Т.С. с-70

  Учить детей лепить фигуру человека в движении, передавая форму тела, строение, форму частей, пропорции. Закреплять навыки и приемы лепки.

2НЕДЕЛЯ Электроприборы.

лепка

2.По замыслу

Комарова Т.С.

С-73

Закреплять умение создавать изображение по замыслу, придавая ему характерные черты задуманного. Развивать воображение. Воспитывать стремление доводить дело до конца, добиваться лучшего решения.

3 НЕДЕЛЯ

День защитника Отечества

аппликация

3. Открытка с плывущим кораблем

Д.Н. Колдина с-39

Учить создавать объемную поздравительную открытку. Закреплять способность выполнять работу в точной последовательности  для воплощения задуманного образа. Развивать точность движений и координацию. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами. Развивать творчество, воображение и самостоятельность. Воспитывать любовь к родителям.

  1. НЕДЕЛЯ

Профессии

.

лепка

4.Доктор Айболит и его друзья

Комарова Т. С. С.97

 Закреплять умение детей передавать в лепке образы литературных героев. Воспитывать стремление добиваться выразительного решения образа. Развивать образные представления.       

Март

1 НЕДЕЛЯ

Женский праздник

лепка

1.Лепка декоративная модульная (из колец) Конфетница для мамочки

 Лыкова И.А. с.148

Лепка из колец декоративных (красивых и функциональных) предметов; моделирование формы изделия за счёт изменения длины исходных деталей - «валиков» (кольца разного диаметра).

2 НЕДЕЛЯ

Наша Республика. Наш город.

лепка

2.Персонаж чувашской сказки

Разработка №11

Учить детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь освоенными ранее приемами лепки из целого куска и умением устанавливать фигуры на ногах, передавать то или иное положение, движения рук и ног.

3НЕДЕЛЯ

Дружба народов России

аппликация

3.Радужный хоровод

Комарова с.86

Учить вырезывать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и еще пополам. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений. Закреплять знание цветов спектра и их последовательность. Развивать композиционные умения.

4 НЕДЕЛЯ

Животные и птицы жарких стран

лепка

4.Звери в зоопарке

Комарова Т.С. с.69

.        Закрепить умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, изящность. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей.

Апрель

1 НЕДЕЛЯ

Безопасность на дороге

лепка

1.Коллективная работа «Безопасная улица»

Разработка №12

 Закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать форму разных предметов. Воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей. Воспитывать желание принимать участие в общей работе.

       2 НЕДЕЛЯ

    Космос.

аппликация

2.Полет на луну

Комарова Т.С. С. 90

Учить передавать симметричную форму ракеты, космонавта,  применяя прием вырезывания из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять умение дополнять картинку подходящими по теме деталями. Развивать чувство композиции, воображение.

3НЕДЕЛЯ

Весна

лепка

3.Лепка по замыслу

Комарова Т. С. С.94

Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата. Совершенствовать умение давать развёрнутую оценку своей работы и работ других детей.

4НЕДЕЛЯ

Осторожно, огонь!

Аппликация

4.В небе солнце золотое

Васильева Л.Г. С. 52

Познакомить с новыми первичными орнаментальными образами солнц. Поддерживать и развивать интерес к процессу создания образов – символов чувашских узоров.

Май

1 НЕДЕЛЯ

Цветы

лепка

1.Цветы в вазе

Комарова Т.С.

стр. 98

Учить детей передавать в лепке характерные особенности цветов и листьев: их форму, цвет, величину. Продолжать учить детей создавать цветочные композиции по мотивам народного искусства. Совершенствовать технику лепка. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус.

2 НЕДЕЛЯ

День

 Победы.

Лепка

 

2.Лепка рельефная декоративная Чудо-букет 

Лыкова И.А. с.160

Создание цветочных композиций пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Знакомство с искусством создания изразцов.

3 НЕДЕЛЯ

Насекомые

Аппликация

3.Бабочки-красавицы

Лыкова И. А. стр. 22

Готовность детей к художественному отображению своих впечатлений и представлений об окружающем мире при помощи вырезание. Развивать творчество и воображение.

4 НЕДЕЛЯ

Библиотека

Аппликация

     

4. Ажурная закладка для книг

Павлова О.В. стр.95

Познакомить детей с назначением закладки, со способами вырезания узоров из листа бумаги, сложенного вдвое; раскрыть символику отдельных элементов; совершенствовать в приеме работы с ножницами; воспитывать бережное отношение к книге.

5 НЕДЕЛЯ

ШКОЛА

лепка

5.Алфавит

Д.Н. Колдина с.55

Учить детей самостоятельно придумывать, что они будут лепить. Учить продумывать ход работы и выполнять плоскостное изображение предмета. Воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим, приучать работать в коллективе. Развивать творчество, фантазию и воображение

               

 

 3.3 Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Название раздела (предмета, дисциплины, образовательной области) учебного курса

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Лепка

Пластилин

Стеки разной конфигурации, дощечки

Глиняные игрушки

Образцы – символы чувашских узорах в рисунках и аппликациях.

Демонстрационный материал

  • Семья
  • Одежда, обувь ит.д.
  • Транспорт,
  •  Посуда
  • Птицы
  • Деревья и т.д.

Муляжи овощей и фруктов

Альбомы народно-прикладного искусства

  • Хохлома
  • Роспись хохломы.
  • Городец
  • Гжель
  • Народное творчество
  • Чувашские узоры

Раскраски

Посуда

Хохломской росписью (ложки, вазочка, коробочка-туесок, чашка)

Чувашской росписью (солонка, толкушка)

Чувашские национальные головные уборы и украшения. З.Воронова

Аппликация

Картон, ножницы, клей, природный материал, бросовый материал, цветная бумага

Альбом, клеенка, салфетка

Рисование

Альбомы, тряпочки, кисти, гуашь, акварель, восковые карандаши, цветные карандаши, ватные палочки, зубные щетки, стаканчики для воды, салфетка.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. 1990.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года.
  5. Давыдов В. В., Петровский В. А. и др. Концепция дошкольного воспитания Дошкольное воспитание. — 1989. — № 5.
  6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. Подготовительная к школе группа .- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
  8. Васильева Л.Г. Программа художественно-творческого развития ребенка-дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства, - Чебоксары,1994
  9. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. – Чебоксары,2002
  10. Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров. – Чебоксары, 2002

11. Лыкова И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа, Карапуз - дидактика, 2008.

12.Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий . Подготовительная к школе группа. Москва « Скрипторий 2003» 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Физическая культура" в подготовительной группе

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценност...

Рабочая программа педагога ДОУ старшая-подготовительная группа

Рабочая программа для старшей-подготовительной группы ГБДОУ Детский сад №18 г. ЛомоносовСоставлена на основе образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы. В ней уч...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности на 2018 – 2019 учебный год (по программе "Детство")

Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности  на 2018 – 2019 учебный год(по программе "Детство")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА». Разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбразовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА».Разработана  на основе примерной общеобразовательной программы дошк...