Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Губанова Екатерина Николаевна

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР

2017 – 2018 учебный год

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР

2017 – 2018 учебный год

Воспитатели: Е.Н.Губанова

                        Н.Л.Селянина

п. Лиственничный

Содержание рабочей программы

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………………….3

1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы………………….3

1.3. Значения для разработки и реализации Программы……………………………4

1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы……………...............5

2.Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности……………………………………….6

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы………………………………………………………………………...........7

2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик…………………………………………………………………………………9

2.4.Способы и направления поддержки детской инициативы……………………..9

2.5.Коррекционно - развивающая работа…………………………………………11

2.6. Часть формируемая участниками образовательного процесса. Региональный компонент……………………………………………………………………………..12

3 Организационный раздел.

3.1.Режим дня………………………………………………………………………….15

3.2. Организация коррекционно - развивающей работы………………………...16

3.3.Традиционные праздники, события, мероприятия……………………………..17

3.4.Модель воспитательно-образовательного процесса в подготовительной  группе…………………………………………………………………………………17

3.4. Особенности взаимодействия педагога семьями воспитанников…………….18

3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…………………………………………………………………………………...22

3.6.Описание материально-технического обеспечения Программы……………....23

3.7 Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания……………...24

Приложение

Приложение 1.Возрастные особенности детей 6-7 лет…………………………….26

Приложение 2.Планирование организованной образовательной деятельности.29

3.Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет…………………………………………………………………………………… 30

Приложение 3.Перечень развлечений и праздников……………………………….36

1. Целевой раздел программы.

1.1 Пояснительная записка

     Рабочая  образовательная  программа  разработана  для   построения  системы   педагогической  деятельности комбинированной подготовительной  группы, обеспечения  гарантии  качества  содержания, создания  условий  для  практического  освоения задач  образовательных  областей, обеспечения  индивидуального  развития  и  раскрытия  творческого  потенциала  каждого  ребенка. Рабочая  программа  рассчитана  на  2017 - 2018  учебный  год.      

Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Сказка» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и отражает особенности содержания и организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной к школе группе.

Цель программы: Создание благоприятных условий детей подготовительной  группы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, развивать личность ребенка 6-7 лет, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников  таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Задачи программы:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящиеся к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов деятельности, и их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и  наклонностями каждого ребенка;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.

1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы:

  • соответствует принципу развивающего образованию;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности материала;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;    строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    
  • основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса;  
  •  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности
  • взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;
  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

1.3.Значения для разработки и реализации Программы.

     Дошкольное учреждение функционирует в режиме 12 часового пребывания детей при пятидневный рабочий период с 7.00-19.00 ч.

     Данная рабочая  программа реализуется  в течении всего времени воспитанников в детском саду. Обязательная часть программы разработана в соответствии с ООП детского сада на 2017-2018 год объем обязательной части составляет 60% и 40% вариативного формирования участниками программы. (Приложение1)

Сведения о семьях воспитанников.

Возраст

Образование

До 30 лет

31-40

41-50

51-60

Высшее

Средне-специальное

Среднее-общее

Другое

Отцы

30%

60%

10%

-

10%

70%

20%

-

Матери

25%

70%

5%

-

40%

50%

10%

-

Социальный статус семей (количество)

Статус

Отцы

Матери

Служащие

10%

30%

Рабочии

80%

40%

Бизнесмены (ЧП)

10%

10%

Занятые домашним хозяйством

-

10%

Другое

-

1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы

     Планируемые результаты освоения рабочей программы - это целевые ориентиры ДО (4.1. ФГОС ДО) которые представляет собой социально- нормативные возрастные характеристики возможные достижения на этапе завершения рабочей программы.

    Согласно решению Педагогического совета, планируется результаты. Мониторинг проводится два раза в год (первичное с 15 сентября, итоговое с 15 мая).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Целевые ориентиры Образовательной программы ДОУ выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

2.Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности.

     Содержательный раздел программы разработан и сформирован на основе общеобразовательной программой МКДОУ детский сад «Сказка» «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

     Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка соответствует программе «От рождения до школы».

Направления развития

Описание образовательных областей

Содержание в контексте программы «От рождения до школы»

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Социализация, развития общения, нравственное воспитание.

Ребенок в семье и обществе.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Формирование основ безопасности.

Познавательное развитие

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей любознательности познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с природным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Речевое развитие

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развивающая речевая среда.

Формирование словаря.

Звуковая культура речи.

Грамматический строй речи.

Связная речь.

Приобщение к художественной литературе.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.

Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность.

Музыкальная деятельность

Физическое развитие

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, направленных на развитие физических качеств, выполнением основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

Вариативные формы образовательной деятельности распределена с учетом основных видов детской деятельности дошкольников.

Образовательные направления развития

Содержание образовательных областей

Деятельность модуль

Виды детской деятельности (ФГОС ДО п.2.7.)

Формы и приемы организации образовательного процесса

Социально-коммуникативное развитие

«Социализация»,

«Безопасность»,

«Труд»

Игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, другие виды игр)

Самообслуживание и бытовой труд (в помещении и на улице)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и  сверстниками)

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Познавательное развитие

«Познание»

«ФЭМП»

Познавательно-исследовательская деятельность

Конструктивная деятельность

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Речевое развитие

«Коммуникация»

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Развитие речи.

Художественная литература

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Художественно-эстетическое развитие

«Продуктивная»

Изобразительная деятельность.

Музыкальная деятельность.

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Физическое развитие

Физическая культура

Двигательная

Совместная образовательная деятельность педагога и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность в семье.

Вариативность форм образовательной деятельности

Виды деятельности

Возможные формы работы

Игровая

Сюжетные игры. Игры с правилами.

Коммуникативная

Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры. Игры с правилами.

Трудовая

Совместные действия. Дежурства. Поручение. Задание. Реализация различных проектов.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение. Прогулка. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Моделирование. Игры с правилами. Проектная деятельность. Коллекционирование.

Продуктивная

Мастерские продуктов  по изготовлению детских творческих работ. Реализация проектов.

Музыкально-художественная

Импровизация. Музыкально-дидактические игры. Слушанье. Исполнение. Подвижные игры с музыкальным сопровождением. Имитация движений.

Двигательная

Подвижные игры разной направленности. Игры с правилами. Игры-эстафеты. Соревнование. Игровые упражнения с элементами видов спорта.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Разучивание произведений и фольклора. Чтение художественной литературы. Театрализованная деятельность Реализация проектов. Обсуждение художественной литературы. Постановка проблемной ситуации.

Система образовательной деятельности педагога

Образовательная деятельность

В ходе режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

НОД

Игры разной направленности. Проектная деятельность

Беседы, чтение художественной литературы, подвижные и спортивные игры, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, прогулки.

Сюжетно-ролевые игры, спортивные, подвижные, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованная деятельность

Участие в управлении ДОУ и группы(родительский комитет группы, ДОО),коллективные индивидуальные формы взаимодействия, совместные мероприятия, мониторинг семей и пр.

     Вариативные формы образовательной деятельности распределены с учетом основных видов детской  деятельности дошкольников.

     Решение программных задач осуществляется в процессе организации разных видов детской деятельности: режимных моментах, самостоятельной деятельности, взаимодействие семьей воспитанников и социальными партнерами.

2.3.Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

     Содержание психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников подготовительной группы с учетом индивидуальных особенностей. (Приложение 2)

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

      Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

     Обеспечение использования собственных, в том числе «ручных», действий в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания.

     Использование разнообразного дидактического материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.

Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.

     Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог-дети», «дети-дети».

     Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

Обеспечение эмоционального благополучия через:

  •  непосредственное общение с каждым ребенком;
  • уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • развитие умения детей работать в группе сверстников;

     Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

  • создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
  • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  • оценку индивидуального развития детей;

     Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том     числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

2.5. Коррекционно - развивающая работа

Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 32 темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, учитель-логопед. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед. Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

В комбинированной группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников. 

Совместная коррекционная работа учителя - логопеда и воспитателя

Цель: сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего развития ребенка.

Задачи:

 практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

 формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

 подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

 развитие навыков связной речи.

Дополнительные задачи определяются особенностями психического развития детей с ОНР (особенности внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, моторики, временной и пространственной ориентировки и др., коррекция которых необходима для освоения общей программы). Функции воспитателя и учителя- логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

2.6. Часть формируемая участниками образовательного процесса. Региональный компонент.

     В целях формирования представлений у дошкольников о Малой Родине, ее историческом прошлом, настоящем и будущем; с целью изучения культурных традиций родного края и  знакомства  с его достопримечательностями, воспитания чувства любви к своей Родине, развития осознания детьми принадлежности к своему народу, уважительного и доброжелательного отношения к людям другой национальности в МКДОУ осуществляется работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.  

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  Ханты-Мансийского Автономного Округа -Югры,  стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Приобщать  детей к истории Ханты-Мансийского Автономного Округа -Югры.  Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.

Речевое развитие

Развивать  речь, мышление через знакомство с культурой Ханты-Мансийского Автономного Округа -Югры.

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать  детей  дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Ханты-Мансийского Автономного Округа -Югры.

Формировать практические умения по приобщению детей  дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы Ханты-Мансийского Автономного Округа -Югры.

Ханты – Мансийский автономный округ  – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе РФ «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь  воспитания и обучения  с жизнью и национальными культурными традициями.

Задачи воспитания и обучения.

•        Приобщение к истокам национальной культуры народов Севера, населяющих ХМАО, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.приобщение детей дошкольного возраста,

•        Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

•        Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.

•        Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов манси и ханты, праздниками, обычаями, декоративно-прикладным искусством, литературой.

Нам бы хотелось рассказать детям о суровом северном крае, о нашем регионе ХМАО.  Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Ямала становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений ХМАО.

Изучение традиций, быта коренных народов  позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера мы начали со сбора и изучения краеведческого материала. Во многих группах оформлены уголки Севера, подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку  самостоятельно знакомиться с  материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.

Педагоги разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста, составили картотеку подвижных игр и самобытных упражнений народов севера.

—В занятиях блока «Ознакомление с художественной литературой» педагоги знакомят детей с красотой нашего поселка, именами писателей, воспевающих родной Север, богатстве и разнообразии устного творчества северных народов. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения по культуре, сообщили о обычаях. Каким богам-духам поклонялись, какими представляли устройство мира, кто защищал слабых, обиженных как приручили оленя, собаку, сделали их своими помощниками – обо всём этом поведали сказатели прошлого.

Невозможно в полной мере ознакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Севера. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной  деятельности. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста расширят их знания о природе, климате, растительном и животном мире, о жизни народов Севера. Рассказы, беседы сопровождаются авторскими стихами, загадками, сказками, а также вопросами, заданиями и играми, которые помогут лучше усвоить материал и вовлечь в процесс творчества.

В блоке «Художественно-творческая деятельность» отражены занятия по музыкальной, театрализованной и изобразительной деятельностей.

Художественно-творческая деятельность оказывает положительное влияние на детей, обладает свойством вызывать активные действия ребенка. К тому же предоставляются богатые возможности общения взрослого с ребенком, что создает основу для эмоционального контакта между ними. Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальной культурой Северных народов неотъемлемая часть изучения истории родного края. Краеведческий материал дети дошкольного возраста получают на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, во время проведения досуговых мероприятий.

      В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Будничный день – это обычный день, наполненный повседневными делами. Будням противопоставляется праздник – это день, наполненный радостью, весельем. Особое значение праздник имеет для ребенка. Праздники, которые отмечают в детском саду, имеют свои цели и задачи. Большое значение имеют праздники, предназначенные для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с обрядами и музыкальной культурой Северных народов. Музыкально-теоретический материал о северном крае позволит дошкольникам расширить свои знания и с любовью относиться ко всему, что их окружает.   Увлекательные сценарии праздников и развлечений  предлагают вариант изучения родного края, основанный на следующих принципах: демократизации, гумманизации, экологизации, комплектности, интеграции, используя методологические принципы конструирования краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.

        Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

        Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

3. Организационный раздел.

3.1 Режим дня.

     Правильный распорядок дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Подготовительная группа (холодный период)

1

Прием, осмотр, игры, индивидуальная работа

ежедневная утренняя гимнастика

7.00 - 8.50

2

Подготовка к завтраку, завтрак

8.50 - 9.00

3

Организованная образовательная деятельность

9.00 - 11.00

4

2-й завтрак

10.00 – 10.10

5

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

11.00 - 12.00

6

Возвращение с прогулки

12.00 - 12.40

7

Подготовка к обеду, обед

12.40 - 13.00

8

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00 - 15.00

9

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00 - 15.25

10

Подготовка к полднику, полдник

15.25 - 15.40

11

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.40 - 16.00

12

Организованная образовательная деятельность

16.00-16.30

13

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30 - 17.20

14

Подготовка к ужину, ужин

17.30 - 17.45

15

Игры, индивидуальная работа

17.45 - 18.40

16

Уход детей домой, работа с родителями

18.40 - 19.00

Подготовительная группа  (тёплый период)

1

Прием и осмотр детей. Работа с родителями. Игровая деятельность. Индивидуальная работа. Дежурство. Утренняя гимнастика.

7.00 – 8.30

2

Подготовка к завтраку. Завтрак

8.30 – 9.00

3

Подготовка к прогулке

9.00 – 9.10

4

Прогулка

В каникулярный период проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, экскурсии, лепка и конструирование (песочница, природный материал и т.д.) игры с водой.

9.10 – 12.00

5

2-й завтрак

10.00 – 10.10

6

Возвращение с прогулки. Воспитание КГН.

12.00– 12.30

7

Подготовка к обеду. Обед

12.30 – 13.00

8

Подготовка ко сну. Сон

13.00 – 15.00

9

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры.

15.00 – 15.20

11

Подготовка к полднику, полдник

15.20 – 15.40

12

Самостоятельная деятельность. Развлечение.

15.40 – 16.10

13

Подготовка к прогулке. Прогулка

16.10 – 17.20

14

Подготовка к ужину, ужин

17.20 -17.45

15

Самостоятельная и организованная детская деятельность, индивидуальная работа.

17.45 – 18.45

16

Уход домой. Работа с родителями.

18.45 – 19.00

Организация режима пребывания детей с ТНР в комбинированных группах.

Подготовительная группа.

 3.2. Организация коррекционно-развивающей работы

В подготовительной  комбинированной группе для детей с ОНР с октября по май (включительно) проводится в неделю 14 подгрупповых и 13групповых занятий продолжительностью 30 минут, по 3 индивидуальных  занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка,  что не     превышает     рекомендованную     СаНПиНом     недельную     нагрузку.     Занятия     лечебной физкультурой и индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.

Образовательная область. Направление деятельности

Количество занятий в неделю

«Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы)

2

«Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность)

2

«Познавательное развитие» (развитие математических представлений)

2

«Художественно эстетическое развитие» (рисование)

1

«Художественно-эстетическое развитие» (лепка(лепка/аппликация)

1

«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие)

2

«Физическое развитие» (физическая культура)

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

2

Индивидуальные занятия с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Режим работы в период карантина.

      Система мероприятий с целью распространения инфекционных заболеваний из эпидемиологического очага и ликвидации очага.

     Эпидемиологический процесс характеризуется сезонными изменениями, вспышками возникающие которые поражают 20% детей общего количества. Сроки продолжительности карантина устанавливаются на основе данных. Карантинные мероприятия в группе предполагаются карантинным режимом.

3.3. Традиционные праздники, события, мероприятия.

     Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников 6-7 лет по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие,  способствует формированию умения занимать себя. (Приложение 3)

3.4. Модель воспитательное - образовательного процесса в подготовительной группе.

     При осуществлении воспитательное - образовательного процесса с воспитанниками учитываются (климатические, культурно-исторические, национально-культурные, этнокультурные и пр.) формы образовательной деятельности, исходя из состава детей, родителей и сотрудников. (Приложение 4)

3.5. Особенности взаимодействия педагога семьями воспитанников.

Месяц

Форма работы

Цель

Оформление дополнительного материала

Ответственные исполнители

Сентябрь

1. Консультация для родителей «Все о развитии детской речи»

2.Оформление наглядно – текстовой информации:  «Уголок для родителей»; режим дня; сетка занятий; возрастные характеристики детей 6-7 лет

3. Индивидуальные консультации - рекомендации по развитию речи детей.

Знакомство родителей с требованиями комбинированной программы воспитания детей в д/саду

Расширение контакта между педагогами и родителями; ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.

Подготовка благодарственных писем семьям, принявшие активное участие в подготовке группы к началу учебного года

Воспитатели

Воспитатели

Октябрь

1. Выставка поделок из природного материала «Дары Осени».

2. Родительское собрание "ЗОЖ в семье"

3. Разучивание стихов к празднику.

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле.

Поддержка здорового образа жизни

Совместная работа с родителями по развитию речи детей.

Воспитатели

Родители

Октябрь

1.  Фотоколлаж «Мы - спортсмены"

2. Фотоколлаж "ЗОЖ в семье"

3. Участие в конкурсе стихов.

-

Поддержка здорового образа жизни

Совместная работа с родителями по развитию речи детей.

Семейные фото , фото детей на прогулке в д/саду, общее оформление выставок;

Воспитатели

Родители

Ноябрь

 1. Оформление наглядно – текстовой информации: «Прививки. Для чего они нужны" 2. Разучивание стихов к празднику "День Матери"

3. Выставка «Золотые руки у моей мамули..»

4. Праздник «Вот какая мама..»

Привлечение родителей к профилактики заболеваемости.

Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осеннее – зимний период.

Речевое развитие детей

Совместная подготовка к празднику

Информирование родителей – объявление; наглядность, оформление стенда.

Воспитатели

Родители

Декабрь

 - «Открытие зимнего городка»

 - Выставка поделок «Новогодний калейдоскоп!».

Привлечение родителей к уборке от снега участка.

День добрых дел «Снежные постройки».

Формировать у детей и родителей интерес к совместному творчеству.

Получить положительные эмоции от праздника, удовлетворение от участия, воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками.

Приобретение и изготовление в группу украшений; оформление выставки; костюмы, стихи, подарки.

Воспитатели

Родители

Дети

Январь

1. Папки – передвижки: «Зимние игры и развлечения».

2. Памятка для родителей «Что читать с ребенком в подготовительной  группе»

Познакомить родителей с развлечениями детей на улице в зимнее время.

Совместная работа по развитию речи детей.

Изготовление наглядно – информационного материала;

Воспитатели

Февраль

Родительское собрание «Безопасность детей»

Изо выставка в рубрике «Военная техника».

Фотогазета «Мои папа и дед - солдаты!»

Привлечение родителей к уборке от снега участка.

Продолжать привлекать родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.

Привлечь родителей и детей к оформлению выставки–поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять т

Организация совместной деятельности в уборке снега на участке

Папка с информацией по изо материалам.

 Выставка рисунков; фото рассказы, рисунки детей, стихи, пожелания.

Воспитатели

Дети

Воспитатели

Родители

Дети

Март

 - Совместно проведённый весенний праздник «Самая, самая…»

Совместное создание в группе огорода. (посадка лука)

 

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Наглядность, стихи, атрибуты праздника, подарки мамам; наглядность, пластиковые бутылки, земля, семена; Подбор групповых игр, домашних игр, ситуации, проблемные вопросы.

Воспитатели

Родители

Апрель

 Совместная подготовка к акции «Спасти и сохранить»

Изготовление скворечников

Оформление наглядно – текстовой информации: «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка».

Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми в изготовлении скворечников

Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Выставка, стихи, игры – рисунки, подготовка выставки и наглядно – информационного материала.

Воспитатели

Родители

Май

 - Родительское собрание «Скоро в школу».

- Оформление наглядно – текстовой информации: «Что должен ребенок знать к школе»

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить с учителем начальной школы.

Наглядность, консультация, подбор игр.

Воспитатели

Родители

Учитель начальной школы

Содержание направлений работы с семьей по образовательным направлениям:

 «Здоровье»:

- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

 «Физическая культура»:

- привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях).

 «Безопасность»:

- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;

- информировать родителей о том, что должны делать дети в случаи непредвиденной ситуации; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи – «01», «02»,

 «Социально – коммуникативное»

- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы  и нормативы.

«Познание»:

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

- совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к историческим, памятным местам отдыха горожан (сельчан).

 «Речевое развитие»

- развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги.

- демонстрировать ценность и уместность как делового так и эмоционального общения.

: - доказывать родителям ценность домашнего чтения;

- поддерживать контакты семьи с детской библиотекой. 

- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;

- привлекать родителей к активным формам совместной  с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

 «Музыка»:

- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

- информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.

См. программу «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (стр. 267-273).

3.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная среда является важным фактором воспитании детей дошкольного возраста.

Выделяется микро и макро среда.

Микросреда- внутреннее оформление группы.

Макросреда-ближайшая среда детского сада, ближайшая территория.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть:

•        Содержательно-насыщенной, развивающей;

•        Трансформируемой;

•        Полифункциональной;

•        Вариативной;

•        Доступной;

•        Безопасной;

•        Здоровьесберегающей;

•        Эстетически-привлекательной.

Основные принципы организации среды

     Оборудование группы должно быть безопасным, здоровьесберегающим, развивающим и привлекательным.   Предметно-пространственная среда должна быть пригодной для совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей. Пространство группы следует организовать в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Оснащение центров должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров могут выступать:

•        Центр для сюжетно-ролевых игр;

•        Центр ряженья;

•        Центр книги;

•        Центр театрализованных игр;

•        Центр настольных игр;

•        Центр изобразительной деятельности;

•        Центр природы;

•        Спортивный центр;

•        Центр игры с песком и водой;

•        Центр для разнообразных видов самостоятельной деятельности (конструктивной, музыкальной);

•        Игровой центр для девочек, мальчиков.

Оснащение меняется с тематическим планированием.

3.7.Описание материально-технического обеспечения Программы.

В соответствии с ФГОС, материально-технического обеспечения программы включает в себя учебно-методический, оборудование, оснащение (предметы).

Учебно-методический комплект к программе.

  • примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
  • комплексно-тематическое планирование;
  • пособие по управлению организации работы в дошкольной организации;
  • методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка
  • наглядно-дидактические пособия;
  • комплект для творчества;
  • вариативные парциальные (авторские) программы;
  • электронные образовательные ресурсы.

Здания и помещения дошкольного учреждения имеет базовый уровень.

3.8. Методическое обеспечение средствами обучения и воспитания.

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа. Авторы-составители: АтарщиковаН.А.,  Осина И.А., Горюнова Е.В. - Издательство: Учитель, 2012
  3. Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  Подготовительная к школе группа. Авторы-составители: Мезенцева В.Н., Власенко О.П. - Издательство: Учитель, 2012
  4. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Подготовительная   группа /Авт.сост.Ковригина Т.В., Косьяненко М.В., Павлова О.В. - Издательство: Учитель, 2012
  5. «Физкультура Подготовительная к школе группы» под ред. М.А. Фисенко, Корифей, Волгоград, 2008.
  6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет), М.,2005
  7. Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2005
  8. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / под ред. Т. С. Яковлевой. — М.: Школьная пресса, 2006.
  9. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. — М.: Просвещение, 2002.
  10. «Занятия по правилам дорожного движения» под ред. Н.А. Извекова, Творческий Центр «Сфера», 2008.
  11. «Дошкольники на прогулке» под ред. А.С. Галановой, Педагогическое общество России, Москва, 2005.
  12. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р. Б.. Социально-коммуникативное развитие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  13. «Трудовое воспитание в детском саду», под ред. Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Мозаика-Синтез, 2005.
  14. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.
  15. «Трудовое воспитание в детском саду», под ред. Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, Мозаика-Синтез, 2005.
  16. А.Н. Малышева Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева.- Ярославль: Академия Холдинг,2004
  17. «Математика в детском саду» под ред. В.П. Новиковой, Мозаика-Синтез, 2007.
  18. «Мы» программа экологического образования детей. Под ред. Т.А. Шеленок, «Детство-ПРЕСС», 2004.
  19. «От осени до лета. Для воспитателей детских садов» под ред. Л.А. Владимирской, «Учитель», Волгоград, 2003
  20. «Экологические занятия», под ред. Т.М. Бондаренко, ТЦ «Учитель», 2004.
  21. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», под ред. А.И. Иванова, «Сфера», 2004.
  22. Изобразительная деятельность детей в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации» под ред. И.А. Лыковой, «Сфера», М., 2007.
  23. «Конструирование и художественный труд в детском саду» под ред. Л.В. Куцаковой, Технический центр СФЕРА, 2008.
  24. «Занятия по развитию речи», под ред. В.В. Гербовой, Мозаика-Синтез, 2008.
  25. «Занятия по развитию связной речи дошкольников «Сказкотерапия» под ред. О.А. Шохова, «Сфера, М., 2009.
  26. «Конспекты занятий в подготовительной к школе  группе» под ред. Н.А. Карпухиной, «Педагогика нового времени», Воронеж, 2007.
  27. «Материал по занятию по развитию речи», под ред. Т.И. Подрезовой, Ариас-ПРЕСС, Москва, 2008.
  28. «Воспитание сказкой» под ред. Л.Б. Фесюковой, Филио.Москва, 2004.
  29. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой. — М.: Сфера, 1998.
  30. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика- Синтез, 2005
  31. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия . 6-7 лет / Сост. В.В. Гербова В.В., Ильчук Н.П. и др.- М.: , 2005.
  32. Т.М. Бондаренко Комплексные занятия в детском саду / Т.М. Бондаренко.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.
  33. Г.В. Вихарева  Художественно-эстетическое развитие сценарии для детей.- СПб.: «Детство-Пресс» 1999
  34. Г.В. Вихарева  Песенка звени.- СПб.: «Детство-Пресс» 2001
  35. Ветлугина Н. А. Художественно-эстетическое развитие воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981. — 240 с.: ноты. — (Б-ка воспитателя дет. сада).
  36. Дзержинская И. Л. Художественно-эстетическое развитие воспитание старших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя детского сада (из опыта работы). — М.: Просвещение, 1985. — 160c.: ноты.  
  37. Петрова В. А. Мы танцуем и поем. — М.: Карапуз, 2003.
  38. Петрова В. А. Художественно-эстетическое развитие .- М.: Карапуз, 2001.

Приложение 1

Возрастные особенности детей 6-7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метричес¬ких отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям вос¬произвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является  основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.           Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

      Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.       Восприятие  в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я

Приложение 2

Планирование организованной образовательной деятельности.

Базовая образовательная деятельность

Количество в неделю

Количество

в год

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие»

Физическая культура

3

108

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

Познавательное развитие

«Формирование элементарных математических представлений»

2

62

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Познавательное развитие

«Формирование целостной картины мира»

1

36

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Речевое развитие»

Развитие речи

2

72

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие»

- рисование

- лепка/аппликация

2

1

72

36

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие

«Художественно-эстетическое развитие»

Музыка

2

72

Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 для детей возраста от 6 до 7 лет допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет 14 занятий. Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности составляет не более 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Комплексно-тематическое планирование работы с детьми 6-7лет

Месяцц

Неделя

Тема

Содержание работы

Сентябрь

1

День знаний

Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка.

2

Осень

Расширение знаний детей  об осени. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Формирование обобщённых представлений об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование представлений о неживой природе.

3

Осенние хлопоты человек

Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями; расширять представления о труде взрослых на полях, огородах;

4

Деревья и кустарники

Формировать умения узнавать и  называть 3- 4 вида деревьев. Дать определение понятий  «дерево», «кустарник». Расширять представления об условиях, необходимых для роста растений (воздух, вода, тепло, питание)

Октябрь

1

Моя семья

Углублять представления детей о семье и её истории; о том, где работают родители, как важен их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздниках, выполнять постоянные обязанности по дому.

2

Я в мире людей

Учить детей различать людей разного возраста и пола, дать представление о ходе развития человека. Подвести детей к пониманию того, что все люди — разные (отличаются не только возрастом и полом, но и характерными особенностями внешности, одежды, обуви, рода занятий).

Развивать у ребенка восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям.

Закреплять знания о поло-ролевых различиях мальчиков и девочек.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

3

Мой дом и предметы в нем

Продолжать формировать представления о предметном мире. Знакомить детей с окружающими предметами,  процессом  их создания, историей возникновения, свойствами и качествами различных материалов, Знакомить с предметами, облегчающими труд людей в быту ( бытовые приборы). Учить называть и группировать предметы по функциональным признакам, используя обобщенные понятия.

4

Мой город, моя страна, моя планета

Продолжать знакомить детей с родным городом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Знакомить с достопримечательностями родного села и края. Воспитывать любовь к своему родному селу,  чувство гордости за знаменитых земляков. Знакомить с историей возникновения и символа родного села.
Рассказать, что на земле много разных стран, необходимо уважать традиции разных народов

Ноябрь

1

День народного единства

Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках; развитие интереса к истории своей страны; воспитание гордости за свою страну, любви к ней.

Знакомство с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказы о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна; Москва – главный город, столица нашей Родины.

2

Я вырасту здоровым

Расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитание стремления вести здоровый образ жизни.

3

Азбука безопасности

Формировать представления детей о причинах и последствиях пожара; показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную. Систематизировать знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Продолжать знакомить с дорожными знаками. Подвести  детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления  о работе ГИБДД. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Формировать навыки безопасного поведения в детском саду

4

Мамочка любимая!

Воспитание уважения и любви к маме, желания оберегать и защищать ее.

Декабрь

1

Здравствуй зимушка - зима

Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отражать ее в рисунках, лепке. Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.

2

Комнатные растения

Формирование обобщающего понятия. Расширение представлений о различных видах комнатных растений. Формирование представлений   о роли комнатных растений в жизни человека.

3

Зимние забавы

Создание у детей хорошего настроения, условий для двигательной активности. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, находиться как можно дольше на свежем воздухе, заботиться о своём здоровье. Знакомить детей с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Побуждать участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

4

Новый год у ворот

Привлекать детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействовать возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

Развивать эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке.

Январь

1

Народные праздники. Рождество и Колядки.

Формировать представление детей о народных праздниках, их традициях; знакомить детей с рождественской атрибутикой; воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

2

В гостях у сказки

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений. Воспитание нравственных качеств личности: свободолюбие, ум, смекалку, упорство в достижении цели. Воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине.

3

Русский фольклор

Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов. Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение произведениям искусства.

4

Неделя детской книги

Развивать  интерес  детей к художественной и познавательной литературе. Пополнять литературный багаж детей сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Продолжать знакомить с иллюстрациями известных художников.

Февраль

1

Мы на севере живём.

Расширять представления детей об особенностях природных условий и животного мира севера.

2

Мой родной поселок

Продолжать знакомить детей с родным посёлком. Формировать начальные представления о родном поселке. Воспитывать любовь к родному поселку. Познакомить  с самыми главными достопримечательностями.

3

Военная техника

Закреплять представления о видах  военной техники.

4

День Защитника Отечества

Расширять представления детей о Российской армии. Рассказать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Познакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска).

Март

1

Международный женский день

Расширять гендерное представление, формировать у мальчиков представления о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам.

 Привлечь детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами

2

Весна

Расширять представления детей о весне.  Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту весенней природы, отражать её в рисунках, лепке. Формировать представления о безопасном поведении людей на улице. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде.

3

Живая неживая природа

Уточнять знания о природно-климатических зонах - пустыни, поля, горы, степи, леса. Подвести к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды – чистого  воздуха, почвы, воды. Дать представление о многообразии окружающего мира. Продолжать знакомить детей с объектами и предметами живой и неживой природы. Формировать понимание того, что природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой.

4

Охрана природа

Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять

Апрель

1

От улыбки станет всем светлей.

Познакомить детей с праздником смеха, создать весёлое настроение в группе.

2

Волшебный мир космоса

Формировать элементарные представления  о космосе. Познакомить детей с солнечной системой, показать на слайдах, иллюстрациях все планеты солнечной системы. Развивать любознательность. Показать детям зависимость наступления дня и вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к солнцу.

3

Волшебница-вода (экспериментальная деятельность)

Отметить влияние воды на здоровье человека. Расширять представления о свойствах воды (вода может быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном; в воде могут растворять другие вещества; воду можно окрасить в разные цвета; вода прозрачная, не имеет формы, имеет разную температуру и др.) .

4

Здравствуй,  цветик - семицветик.

Познакомить детей с первыми весенними цветами, учить их называть (мимоза, подснежник, мать-и-мачеха, фиалка); формировать представление о цветах (стебелёк, листочки, бутон).

Май

1

День Победы

Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны.

2

Шестиногие малыши

Закрепить знания о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков (шесть ног, усики и др.);

воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к маленьким соседям по планете.

3

Что такое хорошо и что такое плохо»

 Содействовать накоплению у детей опыта доброжелательных взаимоотношений с окружающими людьми (привлекать внимание к детям, проявляющим заботу о товарище, выразившему сочувствие). Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности. Развивать умения играть не ссорясь, помогать друг – другу. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

4

Скоро в школу

Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам

Закреплять знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т.п.

Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам

Формировать положительные представления о профессии учителя и «профессии» ученика

Формирование первичных и положительного отношения к процессу обучения в школе.

Приложение 3

Перечень развлечений и праздников

Праздники. Новый год, Мамин праздник, День защитника отечества, 8 Марта, День Победы, «Осень», «Весна», «Лето»; праздники традиционные для группы и детского сада; дни рождения детей

Тематические праздники и развлечения. «О музыке П. И. Чайковского», «М. И. Глинка – основоположник русской музыки», «О творчестве С.Я. Маршака», «Стихи К. И. Чуковского», «Об обычаях и традициях русского народа», «Русские посиделки», «Народные игры», «Русские праздники».

Театрализованные представления. Представление с использованием теневого, пальчикового, настольного, кукольного театров. Постановка спектаклей, детских музыкальных опер, музыкальных ритмопластических спектаклей. Инсценировка сказок, стихов и других литературных произведений, а также песен.

Музыкально-литературные развлечения. «День цветов», «А.С. Пушкин и музыка», «Н. А. Римский – Корсаков и русские народные сказки»

Русское народное творчество. Концерты русской народной песни и танца,        загадки, пословицы, поговорки; «Былины и небылицы», «Добро и зло в русских народных сказках».

Концерты. «Мы любим песни», «Слушаем музыку», «Веселые ритмы»

Спортивные развлечения. «Подвижные игры», «Веселые старты», «Зимние состязания» «Детская Олимпиада».

Забавы. Фокусы, сюрпризные моменты, устное народное творчество (шутки прибаутки, небылицы), забавы с красками и карандашами.

КВН и викторины. «Домашнее задание», «Вежливость», «Знатоки леса», «Волшебная книга»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программе МАДОУ Д/С № 10 "Белочка" для детей 3-4 лет

Содержание:Пояснительная записка  Принципы и подходы к формированию программы  Цели и задачи реализации образовательной области  «Физическая культура»  Возрастные особенности де...

Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ Д/С №10 "Белочка" для детей 4-5 лет

Рабочая программа инструктора по ФИЗО ориентирована на решение задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание. Поэтому, одним из основных направлений оздорови...

Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ Д/С №1 0 "Белочка" для детей 5-6 лет

Рабочая программа инструктора по ФИЗО ориентирована на решение задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание. Поэтому, одним из основных направлений оздорови...

Рабочая учебная программа (проект) инструктора по физической культуре по реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ Д/С №1 0 "Белочка" для детей 6-7

Рабочая программа инструктора по ФИЗО ориентирована на решение задач, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое воспитание. Поэтому, одним из основных направлений оздорови...