Программа по разделу "Семьеведение" для старшей группы "Счастливая семья"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Петрова Надежда Николаевна

Межпоколенные связи слабнут, разобщая духовное и социальное родство. В этой ситуации говорить о том, что усилия педагогов ДОУ по воспитанию семьянина, привычные и во многом стереотипные, принесут положительные результаты, не приходится. Нужны сверх усилия. Именно в этих целях предлагается курс «Семьеведение», который рассчитан на всех тех работников дошкольных образовательных организаций, которые непосредственно заняты воспитанием малышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Принято»                                                                                                        

 на педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад №203»

протокол № ___                                                                                                        

 от ______________2018 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 203 Ново-Савиновского района города Казани»

Программа

Дополнительной образовательной услуги

 по «Семьеведению»

Для детей старшего дошкольного возраста

На 2018 -2019 учебный год

«Счастливая семья»

Составители: Журабоева М.Л. – воспитатель

                              первой квалификационной категории;

                        Петрова Н.Н.- воспитатель первой

                                         квалификационной категории                                                                                                                                                          

2018 г.

Паспорт программы

Наименование дополнительной услуги

Программа проведения занятий по Семьеведению для детей старшей группы

Основание для разработки программы

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;

Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года;

               Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Приказ МО и Н Республики Татарстан № 1972/16 от 07.09.2016 г. «О введении проекта «Семьеведение» в                 образовательную и воспитательную работу в системе дошкольных образовательных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан».

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 N 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета" от 27 января 1996 г. N 17, "Собрание законодательства РФ" от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16

Постановление Кабинета Министров РТ   от 16 июня  2015 г. № 443  “Стратегия развития воспитания в Республике Татарстан  на период до 2025 года”

Заказчик программы

МАДОУ  «Детский сад № 203» Ново-Савиновского района города Казани;

 родители (законные представители) воспитанников

Разработчики программы

Журабоева М.Л.-  воспитатель первой квалификационной категории;

 Петрова Н.Н.- воспитатель первой квалификационной категории

Целевая группа

Дети старшей группы (5 – 6 лет)

Координация и контроль реализации программы

Осуществляется администрацией МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 203» и родительской общественностью.

Отслеживание результативности предусмотрено в различных формах:

-фотоотчеты;

- анкетирование родителей;

- аналитическая справка;

- слайдовые презентации.

Механизм реализации программы

Администрация МАДОУ № 203 анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы;

Вносит предложения по ее корректировке;

Осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы.

Краткая характеристика

Программа представляет собой систему работы, которая направлена на возрождение семейных ценностей, богатства традиций, клада мудростей старшего поколения. Составлена на основе программы «Семьеведение» Л.В. Карцевой.

        Пояснительная записка

Цели введения семьеведения в образовательную деятельность ДОУ представляет собой попытку ввести в образовательную и воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения новый элемент – область системных знаний о семье. Необходимо укреплять семейные ценности начиная с самых ранних лет развития личности.

 Личностное развитие наиболее активно происходит в ходе первичной социализации – в раннем и дошкольном детстве, когда закладывается фундамент структуры личности, определяются перспективы её индивидуального и социального роста. Современное российское дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является важнейшим институтом семейной социализации ребёнка раннего возраста. Мероприятия воспитательного и образовательного характера, которые имеют фамилистический характер и направляются педагогическими работниками, представляют собой целый комплекс способов, форм, методов психолого-педагогического воздействия на воспитанников в сфере семейных отношений. Вместе с тем деятельность самих педагогов ДОУ зачастую не имеет системного характера, не организуется из единого центра управления – от специалиста, имеющего квалификацию семьеведа. Педагогические работники слабо осведомлены о тех процессах, которые происходят в социально демографическом развитии общества, не владеют информацией социальной сущности Семьи.

Межпоколенные связи слабнут, разобщая духовное и социальное родство. В этой ситуации говорить о том, что усилия педагогов ДОУ по воспитанию семьянина, привычные и во многом стереотипные, принесут положительные результаты, не приходится. Нужны сверх усилия. Именно в этих целях предлагается курс «Семьеведение», который рассчитан на всех тех работников дошкольных образовательных организаций, которые непосредственно заняты воспитанием малышей, – методистов, непосредственно педагогов, воспитателей и их помощников, заведующих детскими садами, музыкальных руководителей и психологов, учителей­логопедов.

Необходима сознательная деятельность педагогов детских садов с воспитанниками от первого до последнего года обучения, а также и с их родителями и прародителями, опекунами.

При этом исключается любая дискриминация воспитанников – половая, социальная, языковая, национальная, психофизиологическая, что также заложено во ФГОС ДО. Направление «Семьеведение» открывает всё самое лучшее, что свойственно семейной культуре народов, входящих в этническую палитру дошкольного учреждения.

 До настоящего времени потребность в семье, в семейном образе жизни ребёнка­дошкольника никем не определялась, никак не изучалась, не озвучивалась.

В этом смысле занятия семьеведением, беседы о семье, имитирование семейно- ориентированных действий и поступков со стороны детей самым благотворным образом влияют на их социализацию, обретение семейных ценностей. Важный компонент обучающей деятельности – наличие тесного контакта с семьёй воспитанника. Только в тесном единстве педагогов и родителей можно объективно оценить атмосферу в семье, выявить её сильные и слабые стороны в воспитании будущего семьянина, помочь родителям правильно наладить диалог с сыном, дочерью о роли семьи в их жизни. Каждый ребёнок, знакомящийся с социальными семейными ролями, обязанностями и правами членов семьи, их статусными различиями должен понимать, что такое взаимная поддержка и любовь, преданность друг другу, внутрисемейная солидарность и родственная дружба.

Актуальность.

В наше время коренных общественных перемен отношение к семье крайне противоречивое: диапазон мнений простирается от разговоров о семье как пережитке традиционного общества до самой высокой ее оценки как главной жизненной ценности человека. «Семья ... является истинной школой человечности, университетом практического человеколюбия, академией взаимопонимания, братской близости, душевного сострадания и сопереживания, пишут А.И. Антонов и С.А. Сорокин, авторы капитального труда «Судьба семьи в России XXI века» (М., 2000). Семейное влияние на становление личности, на качество межличностных взаимоотношений огромно. Это свойство семьи давно общепризнанно...».

Самое важное для стабильности семьи – внутрисемейные отношения.

В настоящее время кризис семейных отношений наблюдается как в российском обществе, так и во всем мире. Разрушается престиж семьи, традиционного уклада жизни, дискредитация положительного образа благополучной многодетной семьи, разрыв культурной преемственности поколений, насаждение демографического сдерживания. Сегодня редко встретишь патриархальную семью, где отец – хозяин, а мама – хранительница домашнего очага. Женщины стремятся к самореализации, достигают больших успехов в карьере. Непростые экономические отношения заставляют всех членов семьи думать о том, как заработать деньги. Это отражается не только на демографии, но и способствует падению духовности и нравственности, семейных ценностей, ведет к проблемам супружеских и детско-родительских отношений, неподготовленности детей к самостоятельной семейной жизни. Если нет любви в семье и к семье, может ли быть любовь к Родине?

Актуальная проблема современного общества – потеря связей с собственной родословной. Приобщение учащихся к изучению истории своей семьи, ее корней – это и путь к самопознанию: кто мы и откуда родом? Составляя родословное дерево своей семьи, взрослые вовлекают в эту работу и детей. С помощью взрослых дети соприкасаются со своими истоками, узнают много интересного о жизни предков, уважают и чтят обычаи и традиции своего народа.  Фамильная честь, интерес к своему роду – это ветви большого дерева.

Изучение программы «Семьеведение» является важным этапом личностного развития дошкольников. Для того чтобы отношения в семье были счастливыми и радостными, нужна определенная культура. Сформировать семейную культуру необходимо посредством осознания безусловной ценности семьи,  понимания и поддержки таких нравственных устоев семьи как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших; бережного отношения к жизни человека, заботы о продолжении рода.

Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование может явиться мощным средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему  сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи знаний о нормах семейной жизни молодому поколению.

Цель программы:

 способствовать формированию у дошкольников необходимую для их развития систему духовных, социальных характеристик в современном обществе в условиях его трансформации и глобализации,

 соединить разнонаправленные зачастую интересы воспитанника, его семьи как малой группы и всего общества.

Задачи:

– провести комплексный анализ типов, форм, моделей семьи с учетом перехода российского общества от традиционной к современной модели семьи;

– получение знаний о  гендерных отношениях в современной семье;

- укрепление семейных ценностей;

- наладить межпоколенные связи;

- организовать тесный контакт воспитатель – семья.

Содержание программы

Месяц

Тема занятия

Цели занятия

Сентябрь

«Мое место в доме»

- обогащать социальный опыт детей;

- развивать творческие и познавательные интересы и способности детей;

- выявить способности и увлечения детей и их родителей;

- способствовать созданию атмосферы сотрудничества взрослых и детей в прцессе совместной деятельности;

- организовать обмен опытом и занятиями между детьми.

Октябрь

«Какая семья самая счастливая?»

- формировать представления детей о том, в какой семье жить интересно и хорошо;

- способствовать расширению кругозора в вопросах добросовестного труда в своем доме – вместе с родителями и со старшим поколением;

- побуждать детей более широко и творчески использовать в обыденной жизни знания о своей семье.

Ноябрь

« Мама с папой меня любят»

- Побудить детей выражать благодарность своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам;  - расширять сведения детей о семье, способствовать воспитанию их нравственных устоев;

 - формировать представления о родственных отношениях;

-  побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений своих чувств и мыслей по отношению к дому, родителям, своим обязанностям, поведению в семье;

 - обучать сочетанию речи с движениями;

 - воспитывать уважение к окружающим – близким родственникам, друзьям семьи, своим друзьям и подругам;

 - развивать внимание, память, воображение на семейной информации;

 -  учить создавать сюжетную композицию по семейной тематике.

Декабрь

«Мы встречаем Новый год дома, в гостях, на природе всей семьей»

- расширять представления детей о новогоднем празднике, атрибутах; познакомить с зимними развлечениями.

Январь

«Что я могу и умею делать, ухаживая за младшим братом, сестрой»

- развитие представления о себе как о человеке: я – мальчик (девочка), хожу в детский сад, в семь у меня есть младший братик (сестричка);

-  формирование интереса к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья), физических возможностей маленького ребёнка, ребёнка более старшего возраста;

 - формирование представлений детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, об отдельных ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях, прежде всего – с другими детьми;

-  развитие интереса к сверстнику, к младшему ребёнку, желания взаимодействовать с ним.

Февраль

«Папа – защитник отечества, хозяин в доме и мой друг»

-  продолжить знакомство детей с историей и традициями праздника 23 февраля – День защитника Отечества;

-  закрепить знания об армии, о родах войск;

-  воспитывать уважение и любовь, чуткое отношение к близким людям, активизировать словарь детей;

 -  формировать уважительное отношение к защитникам нашей Родины, в частности к папе.

Март

«Читаем сказки о мамах и бабушках в честь женского дня»

- побудить детей выражать благодарность своим матерям и бабушкам;

-  расширять сведения о семье, способствовать воспитанию нравственных устоев в большой – с бабушками и дедушками семье

Апрель

«Как мы укрепляем здоровье, занимаясь физкультурой»

- формирование стремления к здоровому образу жизни у членов своей семьи;

 -  признание ребёнком ценности здоровья;

 - расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Май

«Я дарю маме и папе, бабушке и дедушке подарки»

- воспитание чувства патриотизма, уважения к российской армии, любви к Родине, к родному краю, уважение к ветеранам войны;

 - формирование чувства принадлежности к семье, гордости за свою семью;

 -  воспитание чувства ответственности за близких – родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.

Список используемых источников и литературы:

  1. Карцева Л.В. «Семьеведение» - Казань: Казан. Гос. Институт культуры, 2016 – 204с.

2.   Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух эпох: Научная        монография. – Казань: Издательство Министерства образования Республики Татарстан, 2001. 292 с.

3.      Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. – 2-е издание. - М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.

4.       Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.

5.       Карцева Л.В., Кашуркина С.С. Медицина для бедных: «PRO» и «KONTRA». – Казань: Школа, 2008. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в ходе взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования старшей группы комбинированной направ

Содержание психолого-педагогической работпо освоению детьми образовательных областей в ходе взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образо...

Программа деятельности семейного клуба «Я, семья и детский сад» в старшей группе

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. В на...

«Семья вместе – душа на месте» - Концертная конкурсная программа для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Данное мероприятие помогает  привлечь родителей участвовать в мероприятиях дошкольного образовательного учреждения, и конкретно группы своего ребёнка;  формировать и развивать родителько-дет...

Программа взаимодействия детского сада и семьи в старшей группе

Программа взаимодействия детского сада и семьи в старшей группе...

"Музыкальная семейка" План-программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников старшей группы №9 «Улыбка» на 2017-2018 учебный год .

Как заинтересовать, привлечь родителей воспитанников к совместной деятельности с ребятами? Играть ввместе с ними, танцевать, учавствовать в сценках и конкурсах? Не всегда это дается легко. Этот вопрос...

ПРОГРАММА взаимодействия детского сада и семьи в старшей группе «Колокольчик» Сургут

Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка».Поэтому, взаимодействие воспитателей и родителей долж...