"Применение психологического тренинга в работе с детьми"
методическая разработка на тему
Методическая разработка "Применение психологического тренинга в работе с детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uch-met_razrab_zagorodnyy_lager.docx | 40.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей»
Учебно-методическая разработка
Тема: «Применение психологического тренинга в работе с детьми».
г. Шарыпово, 2015 | Разработала: Марьясова Галина Александровна, Педагог-психолог МБДОУ №15 «Ромашка» |
Содержание.
Аннотация……………………………………………………………..3
Введение……………………………………………………………….4
Содержание занятия……………………………………………………..6
Заключение………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………11
Приложение 1………………………………………………………….12
Приложение 2………………………………………………………….14
Словарь терминов………………………………………………………..16
Аннотация.
Методическая разработка предназначена классным руководителям, педагогам дополнительного образования, вожатым загородных лагерей и лагерей с дневным пребыванием детей. Методическая разработка поможет педагогу (вожатому) решить проблему сплочения вновь образованного детского коллектива. Тренинговая и игровая форма предпочтительна в данной ситуации, так как позволяет ребёнку свободно отреагировать свои чувства и переживания. Я имею опыт работы с детьми. В период с ноября 2002 г. по май 2005 г. прошла курс обучения по программе «Психодрамма и ролевые игры».
Введение.
В настоящее время разнообразие образовательно-воспитательных направлений, обеспечивают интересы детей всех возрастов, представлет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и одновременно позволяют внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества.
Данная методическая разработка поможет педагогу решить проблему сплочения вновь образованного детского коллектива. Тренинговая и игровая форма предпочтительна в ситуации сплочения нового детского коллектива, так как позволяет ребёнку свободно отреагировать свои чувства и переживания и оказывает решающие влияние на формирование положительного эмоционального фона в коллективе. Рекомендуемые мною формы работы применяются на занятиях.
Образовательные цели и задачи методической разработки:
- формирование позитивной мотивации к взаимодействию со сверстниками путём усвоения социальных навыков;
- развитие личностной активности, инициация спонтанности воспитанников;
- раскрытие внутренних ресурсов и творческих способностей ребёнка.
Ожидаемый результат:
- сплочение вновь образованного детского коллектива;
- развитие личности ребёнка;
- раскрытие творческих способностей ребёнка;
- формирование положительного эмоционального фона в коллективе.
Методическая разработка вводного занятия реализует несколько направлений работы с детьми:
- образовательное (знание о правилах поведения и Т.Б.)
- воспитательное (нравственная и моральная сторона общения);
-творческо-развивающее (реализация своего собственного потенциала).
Практические упражнения позволяют развивать память и мышление, творческое воображение, знакомят детей с влиянием эмоций на сознание и самосознание человека.
В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная форма работы, используя принцип от простого к сложному. Знакомство можно начать с изготовления визиток (индивидуальная работа). Групповая форма работы применяется при выполнении группового рисунка и других заданий. В середине занятия рекомендую использовать такие психогимнастические упражнения, как динамическая пауза «Мяч по кругу» и «Атомы и молекулы», которые хорошо снимают психоэмоциональное напряжение.
Методы работы, используемые на занятии:
Тренинговый.
Игровой.
Эти методы работы на вводном занятии снимут напряжение и помогут установить контакт с детьми, окажут решающее влияние на формирование положительного эмоционального фона в коллективе.
Для создания благоприятной психологической атмосферы необходимо использовать спокойное музыкальное сопровождение, а также психологический настрой на работу группы. На протяжении всего занятия педагог должен постоянно создавать ситуацию успеха в форме словесной похвалы. Рефлексия, проведенная в конце занятия, позволит выявить отношение детей к такой форме работы группы.
Рекомендуемый состав группы – класс, отряд, объединение. Группа является постоянной.
Периодичность занятий – 2-3 раза в неделю.
Длительность занятия – 30-40 минут.
Оригинальность и новизна: В методике проведения групповых занятий наряду с традиционными тренинговыми приёмами применяются средства специальной психологии и коррекционной педагогики. Данное занятие содержит в себе элементы социально-перцептивного тренинга и тренинга ценностных ориентаций.
Материально-техническое обеспечение занятия:
музыкальное сопровождение (спокойная, релаксирующая мелодия), карандаши и фломастеры, мячи, ватман, листы бумаги формат А-4, маркер, скотч, копия «бинго» - формуляра.
Практическая, методическая ценность разработки заключается в том, что педагогу не требуется специальных психологических знаний для реализации данного занятия. Разработка может быть применена для детей от младшего школьного до старшего подросткового возраста. Приложения позволят, меняя задания на следующих занятиях, закрепить знакомство и сплотить коллектив. Методическая разработка поможет учителям, педагогам дополнительного образования, вожатым загородных лагерей и лагерей с дневным пребыванием детей, решить проблему сплочения вновь образованного детского коллектива, а тренинговая и игровая форма позволит ребёнку свободно отреагировать свои чувства и переживания.
Занятие (вводное). «Я И МОИ ОСОБЕННОСТИ»
Цели занятия:
1.Знакомство участников с педагогом, друг с другом и с целями работы группы.
2.Создание благоприятной и доверительной атмосферы, снижение ситуативной и межличностной тревожности.
3. Создание условий для презентации участниками своих ресурсных качеств.
4. Формирование мотивации, направленной на дальнейшую работу в группе.
Содержание занятия
1. Вступительное слово педагога (1-2 минуты): самопрезентация.
Примечания для педагогов. Вступительное слово должно быть кратким и выразительным.
2. Упражнение «Знакомство» (3-5 минут). (Рекомендованные упражнения на знакомство в приложении 1).
Инструкция. По очереди назовите свое имя. Продолжи высказывание «Я здесь для того, чтобы...»
Примечание. Можно также попросить воспитанников назвать свое полное имя и рассказать что-нибудь о своем имени. Например, ответить на такие вопросы:
Нравится ли мне мое имя?
Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
Знаю ли я, что обозначает мое имя?
Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
Есть ли мои тезки среди известных людей?
Как имя влияет на мое поведение в жизни?
Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.
3. Упражнение «Семафор» (3-5 минут). (Упражнения на сплочение коллектива приложение 2).
Педагог предлагает поднять руки участникам, к которым относится высказывание: «Среди нас есть те, кто...
- знают четырёх (трех, двух) человек, сидящих в этом кругу по имени;
- имеет брата или сестру;
- кто уже занимался в других объединениях...».
Примечание. Через одну минуту после начала упражнения дети сами придумывают варианты высказываний.
4. Упражнение «Визитка» (5-10 минут)
Каждый ребёнок изготавливает визитку со своим именем, а также формулирует одно-три суждения на тему «Кто я». Затем участники презентуют себя, рассказывая об особенностях своих визиток.
Примечание. На визитке также могут быть изображены символы и образы, значимые для ребёнка.
5. Упражнение «Измерим друг друга» (3-5минут).
5. А Задание. Распределиться на воображаемой шкале по следующим критериям:
по росту,
по длине волос,
по размеру обуви,
по количеству съеденного шоколада за последние три дня,
по количеству братьев и сестер у каждого,
по ширине улыбки.
5. Б Задание. С помощью жестов, участники объединяются в микрогруппы по знакам зодиака. Затем, в своей группе выясняют, какое качество их объединяет, обыгрывают его и называют.
6. Упражнение «Встреча» (2-3 минуты).
Группа становится в круг. Все по очереди представляются и делают при этом какое-либо движение, жест, принимают ту или иную позу, стараясь продемонстрировать свое настроение в данный момент. При этом тот, кто представляется, делает шаг вперед. После каждого представления вся группа повторяет произнесенное имя с той же интонацией и тем же движением.
7. Знакомство с правилами поведения в учреждении и ТБ (5 минут).
Педагог подчеркивает необходимость соблюдения правил поведения в группе, в учебном заведении и предлагает участникам дополнить список правил.
Примечание. Педагог и дети составляют договор о выполнении правил и скрепляют его подписями; правила вывешиваются в кабинете.
8. Динамическая пауза «Мяч по кругу» (3-5 минут).
Участники становятся в круг. У ведущего в руках мяч. Ведущий называет свое имя и кидает мяч соседу справа. Тот, у кого в руках оказывается мяч, называет свое имя и кидает мяч соседу справа, и так по кругу. Когда участники запомнят имена друг друга, игра изменяется. Теперь тот, у кого в руках мяч, говорит следующий текст: «Передаю привет от... (называет имя соседа слева) к ... (называет имя соседа справа), и так далее по кругу.
Примечание. Возможно выполнение задания с закрытыми
глазами.
9. Упражнение «Атомы и молекулы» (2-3 минуты).
Инструкция педагога: «Вы — одинокие атомы. Начинаете хаотическое движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом - будьте осторожны. По моей команде вы соединитесь в молекулы, число атомов в которых я назову».
Через некоторое время после начала педагог называет цифру, например «пять». Задание повторяется 4-5 раз.
10. Упражнение «Групповой рисунок» (5 минут)
Для выполнения этого упражнения на взаимодействие детям выдается большой лист ватмана и фломастеры, предлагается сделать совместный рисунок. Они должны сами решить, что это будет за рисунок, и распределить между собой роли в процессе его создания.
Примечание. Можно заменить задание и выполнять групповую работу индивидуально. Для этого каждый рисует на формате А-4 в течение нескольких секунд и передаёт по команде лист соседу справа, а на полученном слева листе добавляет по своему желанию в сюжет рисунка и так до тех пор, пока не вернется его рисунок.
Обсуждение. Что понравилось, а что не понравилось в данном рисунке.
11. Упражнение «Бинго!» (3-5 минут). (Для детей умеющих читать).
Отставьте в сторону стулья, с тем, чтобы участники могли свободно перемещаться. Кроме того, подготовьте каждому копию «бинго» - формуляра (см. ниже). Утверждения, представленные в таблице, должны быть подобраны так, чтобы каждое из них подходило, по крайней мере, одному из участников.
«Бинго» - формуляр.
Играет на музыкальном инструменте | Регулярно занимается спортом | Единственный ребенок в семье | Никогда не лежал в больнице | Левша |
Терпеливо переносит дождливый день | Имеет веснушки | В последний год менял место жительства | Не курит | Умеет играть в шахматы |
Любит математику | Мечтает прыгнуть с парашютом | Летал на самолете | Имеет домашнее животное | Спит по воскресеньям до 10 часов |
Ведет дневник | Любит загорать на солнце | Есть родственники в Красноярске | Может свистеть | Умеет плавать |
Раздайте «бинго» - формуляры. Каждый ребёнок находит участника, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить свою подпись в нужной клетке. Первый, кто соберет 10 подписей (кроме своей подписи), должен крикнуть: «Бинго!»
Если группа большая, то дети не должны ставить свои подписи в один и тот же формуляр более одного раза.
Участники ищут подходящих кандидатов. Тот, кому удалось собрать нужное количество подписей, должен заодно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не окажется несколько победителей.
12.Рефлексия (2-3 минуты)
Ведущий просит каждого участника закончить фразы «Мне было трудно сегодня....» или «Мне было легко сегодня....».
При этом высказавшийся участник берется за нить из клубка и передает его другому участнику по своему выбору.
Примечание. Можно сделать фотографию появившейся нитяной фигуры.
13. Ритуал прощания (1 минута).
Задание. Педагог и дети встали в круг, протянули правую руку для общего рукопожатия и говорят: «Мы вместе».
Педагог: Мне было приятно с вами работать, жду вас всех (день и дата следующей встречи).
Заключение
Главная цель обучения и воспитания – это развитие личности. Учебные занятия и воспитательные мероприятия обеспечивают развитие личности в интеллектуальном и социальном плане.
Данная методическая разработка поможет педагогу решить проблему сплочения вновь образованного детского коллектива. Атмосфера доверия и поддержки раскрепощает ребёнка, содействует раскрытию его творческого потенциала, достижению максимально возможных результатов деятельности.
Тренинговая и игровая форма предпочтительна в данной ситуации, так как позволяет ребёнку свободно отреагировать свои чувства и переживания и оказывает решающее влияние на формирование положительного эмоционального фона в коллективе.
Таким образом, вводное занятие организуется с учетом специфики класса, объединения, отряда лагеря с дневным пребыванием детей и т.п., на основе активности общения детей, что позволяет более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развития его субъектности и индивидуальности и способствует сплочению коллектива.
Список литературы
1. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: ООО «Издательство АСТ», 2001 - 800 с.
2. Берн Э. «Люди, которые играют в игры», Лениздат 1992г.
3. Евлампиева М.В., Кардашина О.В. Перекрёстки возможностей. – М.: Чистые пруды, 2010.- 32с.
4. Зарипова Ю.Р. Поверь в себя. - М.: Чистые пруды, 2007.- 32с.
5. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова - 2-е изд.-М.; Айрис-пресс, 2004. - 176 с. (методика).
6. Рудестам К. Групповая психотерапия, Москва 2001г. – 235с.
7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упр. и коррекционные программы.- М.: Новая школа, 1995. – 144с.
Приложение 1.
Упражнения на знакомство.
Для более удобного знакомства воспитанникам предлагается оформить себе визитку, на которой они укажут свои имена (настоящее имя, иностранное имя или любой псевдоним). Визитка закрепляется булавкой на груди так, чтобы каждый член группы мог прочитать тренинговое имя. В дальнейшем на протяжении всего тренинга участники должны обращаться друг к другу только по этим именам.
После того как визитки будут готовы, все встают в круг и по очереди приветствуют группу. Первым знаком приветствия, как и любого обращения в дальнейшем, должна быть благожелательная улыбка. Монолог начинается со слов: «Здравствуйте, я рада с вами познакомиться». Далее следует назвать своё имя и рассказать о себе в нескольких словах, подчеркнув свою индивидуальность. Например: «Здравствуйте, я рад с вами познакомиться. Меня зовут Сергей. Больше всего я люблю активный отдых на природе, занимаюсь туризмом в туристическом клубе» и т.п.
Рекомендации. Следует заранее позаботиться о карточках и булавках для визиток. Также подчеркнуть, что участники должны внимательно слушать друг друга.
Психологический комментарий. Изготовление визиток и знакомство, таким образом, помогает участникам осознать свои основные ценности, выделить в своём социальном статусе самое важное. Даже простейшее приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека. Нужно учиться запоминать полученную о человеке информацию, проявляя внимание не только к его внешности, но и улавливая смысл его слов.
«Снежный ком» - имя + прилагательное на эту букву.
Для углубления знакомства участникам предлагается проделать следующее упражнение. Каждый должен вспомнить качество личности, присущее ему, которое начинается с первой буквы его тренингового имени, соответствующее его «образу». Затем все по очереди представляются. Например: «Я - Сергей, смелый» и т.д.
После того как все представились, задание усложняется. Первый участник вновь представляется, следующий за ним должен повторить имя и качество первого, а затем представиться сам. Третий повторяет имя и качество первого, потом второго, и также представляется. И так по кругу, как «снежный ком». В результате последний участник повторяет имена и качества всех, начиная с первого. Задание, безусловно, сложное, поэтому члены группы могут помогать друг другу.
Рекомендации. Необходимо чётко разъяснить задание и по возможности принять участие в игре. Помимо качеств личности в дополнение к имени можно использовать ассоциации с различными предметами, животными и т.п.
Психологический комментарий. Упражнение активизирует детей, способствует раскрепощению и сближению её членов и развивает способность внимательно слушать друг друга.
«Доброе слово». Прежде чем начать очередное задание участникам предлагается встать в круг и взяться за руки. Подумать и найти несколько приятных, добрых слов и поприветствовать группу, стараясь при этом выразить свои чувства. Например: «Здравствуйте, я очень рада вас всех сегодня видеть!»
Начинает любой из членов группы, который готов сказать добрые слова. Во время высказывания остальные участники внимательно слушают выступающего и приветствуют его доброжелательной улыбкой. Если кто-то из участников не готов к приветствию, он имеет право пропустить ход и высказаться после всех.
Рекомендации. Это упражнение должно стать традиционным и проводиться в начале каждого занятия.
Психологический комментарий. Такого рода приветствие перед началом занятия настраивает участников на доброжелательное отношение друг к другу, развивает умение слушать говорящего, устанавливать контакт.
Приложение 2.
Упражнения на сплочение коллектива.
«Рука». Все участники должны молча, глазами найти себе пару. Для этого им даётся примерно минута. Затем ведущий громко произносит: «Рука!» Все члены группы должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару.
Если оказывается, что несколько участников показывают на одного и того же человека, и вместе с тем у других участников нет пары, - опыт повторяется. Высший показатель сплочённости и взаимопонимания в группе мгновенная реакция на «выпадение», исключение некоторых её членов и чувствительность к возникающему ощущению отчуждённости, уединённости от группы.
Рекомендации. Важно достижение такого выбора, когда все дети объединяются в согласованные пары, и нет никаких «пропусков» и «перекрёстков».
Психологический комментарий. Упражнение является как способом диагностики взаимопонимания в группе, так и фактором его развития.
«Приятно слышать». Участникам группы предлагается подумать, что бы такое приятное каждый из них хотел бы сейчас услышать. Далее первый участник шёпотом говорит своё желание второму, только в форме обращения или предложения от себя. Например: «Я приглашаю провести время вместе».
Второй участник передаёт слово в слово обращение первого и высказывает в той же форме своё желание. Третий участник передаёт по очереди обращение первого и второго, после высказывается сам. И так - по кругу. В результате каждый услышит то, что желает сам слышать в данный момент.
Рекомендации. Необходимо чётко разъяснить задание и возможно также поучаствовать в игре.
Психологический комментарий. Действительно приятно слышать то, что желаешь. Упражнение активизирует группу, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.
«Приветствие». Детям предлагается разойтись, разбиться по парам и попробовать различными способами поприветствовать друг друга. Это могут быть рукопожатия, объятия, восторженные восклицания, тихие многозначительные взгляды и др. Каждому необходимо попробовать разные формы приветствий со всеми участниками группы и определить наиболее эффективные и приемлемые для него. После того как все закончили, участники садятся в круг и делятся впечатлениями и чувствами, которые они испытали в ходе упражнения.
Рекомендации. Педагог имеет возможность пронаблюдать и отметить для себя особенности поведенческой сферы членов группы, возникшие симпатии и антипатии.
Психологический комментарий. Обмен приветствиями - это обмен человеческим теплом, выражение в той или иной форме, что дети рады этой встрече.
«Комплимент». Воспитанникам предлагается проделать следующее упражнение. Перебрасывая игрушку (например, шарик) из рук в руки, каждый участник должен сказать согруппнику, которому была она послана, комплимент. В ответ тот, должен выразить благодарность.
Рекомендации. Постараться объяснить воспитанникам, что комплимент должен быть искренним, от всей души, и желательно с эмоциональным содержанием. Педагогу желательно начать упражнение самому, подать пример.
Психологический комментарий. Это упражнение позволит расслабиться, сблизит воспитанников, уравновесит эмоциональный тонус группы.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
1. Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий.
2. Игра ролевая – один из элементов психодраммы – исполнение различных ролей, значимых для человека в реальной жизни.
3. Тренинг – тренировка чего-либо.
4. Тренинг общения – вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений, навыков, на коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения.
5. Тренинг перцептивный - вид социально-психологического тренинга, направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для работы с коллективом: «Здоровье — дороже золота».
Здоровье педагогов – проблема деликатная. Профессиональноездоровье педагогов – основа эффективности их работы. Педагоги в дошкольном образовательном учреждении являются ...
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Мастер-класс "Применение психологического тренинга на занятии"
Мастер-класс "Применение психологического тренинга на занятии"...
Проект с детьми 2- младшей группы "Создание и применение дидактических игр в работе с детьми 3-4 лет"
проект долгосрочный...
СЦЕНАРИЙ выступления на РП(М)О воспитателя дошкольного образования, школ интернатов по теме: «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста» (из опыта работы)
Тема нашего выступления - «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста»....
Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы педагога-психолога ДОУ)
Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова...
Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»
laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...