Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»
материал

Мищенко Ольга Ивановна

«Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек»  г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек»  г. Надыма»

Выступление на РП(М)О

«Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»

Тема выступления:

«Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: Мищенко Ольга Ивановна, инструктор по физической культуре

Надым, 2021

2 слайд

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5-7% дошкольников здоровы, 30 – 35% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников здоровьесберегающих технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

3 слайд

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

4 слайд

К этим технологиям относятся: имитационные упражнения, забавные физкультуринки, дыхательные упражнения, фитнес-программы, фитбол гимнастика, СОРСИ, стретчинги, пальчиковая гимнастка, различные виды массажа.

В своей работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии: 

Забавные физкультуринки, пальчиковая гимнастка, различные виды массажа можно использовать в вводной части физкультурного занятия, чтобы не только разогреть мышцы и суставы, но и «настроить» чувства, т. е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию при помощи «эмоциональной разминки». Цель такой разминки - научить детей «вслушиваться» в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их.

5 слайд

Забавные физкультуринки - это отдельные игровые упражнения, не связанные сюжетом, с юмористическими названиями. Можно использовать как общеразвивающие упражнения. Методика Н.Н. Ефименко.

«Любознайка» И. п. лежа на животе. Упереться руками, поднять одну руку и приложить ладонь ко лбу.

  «Свободный полет» И.п. лежа на спине, приподнять верхнюю часть туловища и ноги, имитировать падение.

  «Резвый ветер» И.п. лежа на животе, кратковременно поднимать одновременно руки и ноги.

6 слайд

Немаловажную роль отводится игровому массажу и самомассажу, который является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

7 слайд

Для повышения качества выполнения детьми основных движений и для развития детского двигательного творчества можно использовать метод имитационных упражнений.

Имитационные упражнения:

- прыжки с продвижением вперед - «зайчики»;

- прыжки на корточках - «лягушки»;

- ходьба с высоким подниманием ног, согнутыми в коленях - «страус», «аист», «лошадки»;

- прыжки с места - «перепрыгивание через ручеек», «лужицы»;

- имитация движения неодушевленных предметов - «создай образ предмета» (паровоз, башенный кран, ножницы);

- вхождение в образ различных животных - « пробеги как…», «придумай свой прыжок», «проползи как … » (змея, жук, медведь, черепаха, следопыт);

- «выразительная ходьба» - (ходьба с закрытыми глазами, с концентрацией внимания на телесных ощущениях при вхождении в образ): «усталость», «бодрость», «напряженность», «страх», расслабленность».

- упражнение «Создай образ» - пройти по камешкам через ручей в качестве любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по выбору детей; - в качестве любого персонажа подкрадываться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

8 слайд

Стретчинг основан на статичных упражнениях, предназначенных для растяжки всех мышц и суставов организма, что положительно влияет на внутренние органы, гибкость и осанку. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям.
Кроме того, он придает ребенку уверенность в собственных силах, снимает комплексы по поводу своих умений и возможностей. Выполнение упражнений в медленном темпе делает эти занятия еще и безопасными.

9 слайд

Также одной из новых технологий физической нагрузки является фитболгимнастика. Фитбол - это специальный мяч, который используется для опоры. Он бывает разного размера, веса и упругости и часто применяется в медицине, педагогике и спорте. Данные занятия развивают мелкую моторику ребенка, чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, развивают навык правильного дыхания, вырабатывают правильную осанку.

10 слайд 

СОРСИ- вид спортивной игры, которая включает в себя разнообразные упражнения, объединенные одним сюжетом. Данная технология помогает развитию творческого мышления у детей и превращает стандартные уроки физкультуры в увлекательную игру. «В игре используются: проблемные образовательные ситуации, которые требуются по новым государственным стандартам (с обязательным участием догадок, предположений, вопросов) игровое экспериментирование. Дети вступают в сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя в естественных условиях двигательной активности как физические, так и психические взаимоотношения. Общение друг с другом помогает, детям воплотить, в себе те качества и свойства, которые хотелось бы приобрести».

11 слайд

Значительное место в оздоровительной и восстановительной работе занимают дыхательные упражнения. Дыхание - важный физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Цель дыхательной гимнастики - научить детей правильно дышать носом. Дети легко овладевают дыхательным оздоровительным комплексом и подготовительным этапом оздоровительной системы, который благоприятно влияет на общее состояние организма, укрепляет здоровье, помогает бороться с недугами, развивает гибкость, пластичность, координацию движений. Очень эффективными являются дыхательные упражнения по методике А.Н. Стрельниковой.  

12 слайд

Технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности являются неотъемлемой составляющей всей здоровьесберегающей работы ДОУ и решают задачу комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.  Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.

Во время динамических пауз, физкультминуток, пальчиковых игр, упражнений стретчинга и т. д. дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, они все вовлекаются в процесс, после этого активно отвечают на вопросы, внимательнее слушают, старательнее рисуют, наклеивают. Дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что их ждут разные виды деятельности.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года

Мастер- класс познакомит  педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий,  с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...

Психолого-педагогические технологии работы с детьми раннего и дошкольного возраста. АРТ-терапия. Куклотерапия.

Куклотерапия — это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в...

Водное поло - как эффективная практика применения здоровьесберегающей технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Игры на воде для детей в любом возрасте - это радость, они любят прыгать, брызгаться, предпочитают делать те двигательные действия, которые они уже умеют. Занятия в водной среде способствуют закаливан...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

"Эффективное использование мультимедийных технологий в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста". Из опыта работы.

Областной научно-методический семинар«Педагогическое сопровождение ребенка в современном информационном пространстве».Место проведения: МБДОУ №8 «Южный остров», пгт Новоспасско...