Мастер-класс "Применение психологического тренинга на занятии"
материал на тему
Мастер-класс "Применение психологического тренинга на занятии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_maryasova_g.a.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект
мастер-класса педагога-психолога
МБДОУ №15 «Ромашка»
Марьясовой Галины Александровны
Тема мастер-класса: «Применение психологического тренинга на учебном занятии»
Цель:
-обучение приемам сплочения детского коллектива и формированию положительного эмоционального фона на занятии.
Задачи:
-знакомство с психологическими тренингами на сплочение коллектива;
-знакомство с психологическими тренингами на снижение ситуативной, межличностной тревожности;
-знакомство с психологическими тренингами на развитие личностной активности, инициации спонтанности воспитанников;
-знакомство с психологическими тренингами на раскрытие внутренних ресурсов и творческих способностей воспитанников.
Материально-техническое обеспечение мастер-класса:
-музыкальное сопровождение (спокойная, релаксирующая мелодия К. Дебюсси симфоническая поэма «Море», М. Равель Вокализ),
-карандаши и фломастеры,
-мячи,
-клубок пряжи,
-листы бумаги формат А-4.
План мастер-класса:
1.Организационная часть – 3мин.
2.Основная часть – 37мин.
3.Завершение занятия – 5мин.
Ход мастер – класса
Тема мастер – класса: «Применение психологического тренинга на учебном занятии». Мастер – класс направлен на решение проблемы сплочения вновь образованного детского коллектива. Тренинговая и игровая форма предпочтительна в данной ситуации, так как позволяет ребёнку свободно отреагировать свои чувства, переживания и оказывает решающие влияние на формирование положительного эмоционального фона в коллективе. Рекомендуемые мною формы работы применяются на занятиях в объединении психологии.
Вначале давайте познакомимся.
Упражнение «Знакомство» (5-7 минут).
Инструкция. По очереди назовите свое полное имя и расскажите что-нибудь о своем имени, ответив на вопросы:
- Нравится ли мне мое имя?
- Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
- Знаю ли я, что обозначает мое имя?
- Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
- Есть ли мои тезки среди известных людей?
- Как имя влияет на мое поведение в жизни?
Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.
Перевёрнутое имя (5 минут).
Оригинальное, творческое знакомство участников друг с другом и отход от стереотипного представления о себе.
Удобно устройтесь на стульях, упражнение поможет узнать других и набраться сил для работы.
- Заройте глаза… три раза глубоко вдохните… опустите плечи… расслабьте руки… ноги… Каждый должен сконцентрироваться на своем имени, мысленно перевернуть его и несколько раз проговорить его про себя, чтобы привыкнуть к необычному звучанию.
Теперь все представляют себе, что перевернутое имя – это слово чужого языка, на котором говорят жители другой планеты. Каждый воображает, будто у него в руках словарь этого экзотического языка и вы листаете его до тех пор, пока не найдется страница с вашим перевернутым именем. Перевод, может быть, дан как текст или картинка, или смысл его объясняется иным способом. Тот, кто «перевел» свое имя, открывает глаза и спокойно дожидается остальных.
Теперь участники поочередно называют свои настоящие имена и перевернутые и объясняют перевод, который нашли в воображаемом словаре. Лучше от первого лица, идентифицируя себя с этим именем (Я -АНИЛАГ, далекая заснеженная гора на краю света, внутри меня спрятано сокровище). Каждый участник озвучивает свои ожидания от тренинга.
Упражнение «Семафор» (2-3 минуты).
Поднять руки участникам, к которым относится высказывание: «Среди нас есть те, кто...
- знают четырёх (трех, двух) человек, сидящих в этом кругу по имени;
- имеет брата или сестру...».
Примечание. Присутствующие сами придумывают по варианту высказываний.
Упражнение «Визитка» (5-10 минут).
Каждый изготавливает визитку со своим именем. Имя можно рисовать, раскладывать по буквам, придумывая различные качества характера на каждую букву, которые бы характеризовали вас. Затем участники презентуют себя, рассказывая об особенностях своих визиток.
Примечание. На визитке также могут быть изображены символы и образы, значимые для вас.
Упражнение «Измерим друг друга» (3-5минут).
Распределиться на воображаемой шкале по следующим критериям:
- по росту,
- по длине волос,
- по размеру обуви,
- по количеству братьев и сестер у каждого,
- по ширине улыбки.
Мы уже много узнали друг о друге, а сейчас нам предстоит поговорить о правилах поведения в учреждении и ТБ (5 минут).
Педагог подчеркивает необходимость соблюдения правил поведения в группе, в учебном заведении и предлагает участникам дополнить список правил.
Примечание. Педагог и воспитанники составляют договор о выполнении правил и скрепляют его подписями; правила вывешиваются в кабинете.
Динамическая пауза «Мяч по кругу» (5-7минут).
Воспитанники становятся в круг. У ведущего в руках мяч. Ведущий называет свое ласковое имя и кидает мяч. Тот, у кого в руках оказывается мяч, называет свое имя и кидает мяч тому участнику, у кого он ещё не был. Важно запомнить, кто вам кидал мяч, и какое имя он назвал. Когда мяч вернётся к ведущему, он отправляет его в обратный ход и уже называет ласковое имя участника, которому кидает мяч.
Упражнение «Групповой рисунок» (10мин).
Упражнение на взаимодействие, выполнять групповую работу индивидуально. Для этого вы должны сами решить, что это будет за рисунок,
каждый рисует на формате А-4 в течение одной минуты и передаёт лист соседу справа, а на полученном слева листе добавляет по своему желанию в сюжет рисунка и так до тех пор, пока не вернется его рисунок.
Обсуждение. Что понравилось, а что не понравилось в данном рисунке.
Рефлексия (4 минуты).
Ведущий просит каждого участника закончить фразы «Мне было трудно сегодня....», «Мне было легко сегодня....».
При этом высказавшийся участник берется за нить из клубка и передает его другому участнику по своему выбору.
Примечание. Можно сделать фотографию появившейся нитяной фигуры.
Ритуал прощания (1 минута).
Задание. Педагог и участники встали в круг, протянули правую руку для общего рукопожатия и говорят: «Мы вместе, до скорой встречи».
Педагог: Мне было приятно с вами работать, жду вас всех (день и дата следующей встречи).
Ожидаемый результат:
-участники мастер-класса познакомятся и практически закрепят методы применения психологических тренингов на учебных занятиях, способствующих сплочению вновь образованного детского коллектива, развитию личности воспитанников, формированию положительного эмоционального фона в коллективе.
Самоанализ мастер-класса
«Применение психологического тренинга на учебном занятии»
Тема занятия соответствует учебно-тематическому плану образовательной программы «Я познаю мир», 1 год обучения.
На занятии присутствуют педагоги.
Время занятия: 45 минут.
Вид занятия: мастер-класс.
Цель мастер-класса:
-обучение приемам сплочения детского коллектива, формированию положительного эмоционального фона на занятии.
Задачи:
-знакомство с психологическими тренингами на знакомство, сплочение коллектива;
-знакомство с психологическими тренингами на снижение ситуативной, межличностной тревожности;
-знакомство с психологическими тренингами на развитие личностной активности, инициация спонтанности воспитанников;
-знакомство с психологическими тренингами на раскрытие внутренних ресурсов и творческих способностей воспитанников.
Подготовила и применила материально-техническое обеспечение:
-музыкальное сопровождение (спокойная, релаксирующая мелодия К.Дебюсси Симфоническая поэма «Море», М. Равель Вокализ),
-карандаши и фломастеры,
-мячи,
-клубок пряжи,
-листы бумаги формат А-4,
-компьютер.
Мастер-класс проведен в классической форме и состоял из:
1.Организационная часть – 3мин.
2.Основная часть – 37 мин.
3.Завершение занятия – 5мин.
Участники мастер-класса познакомились и практически закрепили методы применения психологических тренингов на учебных занятиях, способствующие сплочению вновь образованного детского коллектива, развитию личности воспитанников и формированию положительного эмоционального фона в коллективе.
Данные психологические тренинги способствуют реализации следующих задач учебно-воспитательной работы:
-образовательные (знание о правилах поведения и Т.Б.)
-воспитательные (нравственная и моральная сторона общения);
-творческо-развивающие (реализация своего собственного потенциала). Практические упражнения позволили активно включить познавательные процессы (память, мышление) и творческое воображение, познакомили участников с влиянием эмоций и чувств на сознание и самосознание человека, повысили самооценку и уверенность в себе.
В процессе занятия сочетала групповую и индивидуальную формы работы. Изготовление визиток - индивидуальная работа. Групповая форма работы применяется при выполнении группового рисунка и других заданий. В середине занятия использовала психогимнастическое упражнение «Мяч по кругу», «Измерим друг друга», которые хорошо сняли психоэмоциональное напряжение.
Методы работы, использованные на мастер-классе:
- Тренинговый.
- Игровой.
- Проблемно-поисковый.
Эти методы работы сняли напряжение, помогли установить контакт и оказали решающее влияние на формирование положительного эмоционального фона в коллективе.
Основная часть мастер класса состояла из упражнений, направленных на обучение приемам сплочения коллектива и формирование положительного эмоционального фона. В конце каждого упражнения участники делились чувствами и анализировали свою и чужую деятельность в целом.
Благоприятная психологическая атмосфера поддерживалась спокойным музыкальным сопровождением «звуки моря». На протяжении всего мастер-класса применяла приемы здоровьесберегающих технологий таких, как двигательная активность, частая смена видов деятельности и создание ситуации успеха в форме словесной похвалы.
Рефлексия, проведенная в конце занятия, позволила выявить отношение участников мастер - класса к такой форме работы группы.
Считаю, что выбор методов, средств и форм работы соответствовал поставленным задачам мастер-класса.
Цель занятия достигнута.
10.11.2011г.
Педагог дополнительного образования Г.А. Марьясова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий итогового занятия «Космическое путешествие» к психологическому тренингу «Школьный росточек»
Цель: создание положительного эмоционального мироощущения у детей по отношению к школе и регулярному обучению.Задачи:1. Повторить и закрепить знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях.2....
психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»
Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...
Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»
Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...
Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...