Мастер-класс "Знакомим дошкольников с понятием семья"
презентация по теме
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
по слайдам можно сделать презентацию | 289.71 КБ |
Предварительный просмотр:
2 слайд
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.
Проблема ознакомления детей дошкольного возраста со столь сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития.
3 слайд
Сегодня обсудим с вами происхождение слова семья. Сразу скажу, что одной, исключительно верной версии нет. Ученые делают свои предположения на основе изучения разных древних языков, сравнивая слова и ища в них нечто общее. А уж как оно было на самом деле, мы можем только догадываться.
Ученые иногда пишут довольно заумно, я же попытаюсь перевести их слова на понятный даже для детей язык и изложить все по возможности кратко.
Приступим.
7-я
4 слайд
А начнем, пожалуй, с ребуса. Посмотрите внимательно на картинку, что вы на ней видите? И что это значит?
Совершенно верно! Если внимательно прислушаться к произношению слова «Семья», то можно услышать в нем два разных слова, которые также существуют в русском языке: «семь» и «я».
На основании такого разделения многие пытаются объяснить происхождение этого слова. Хотя ученые уверяют, что цифра 7 никакого отношения к исследуемому слову не имеет. Однако, версий связанных именно с семеркой много. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
6 слайд
Вариант первый.
Итак 7-я – это:
- я;
- три поколения вниз (родители, бабушки-дедушки, прабабушки-прадедушки);
- три поколения вверх (дети, внуки и правнуки).
Всего получается семь поколений.
6 слайд
Еще один вариант, опять же базирующийся на «7-я».
В семье должно быть как минимум семь человек. Считайте:
- Ребенок.
- Его мама.
- Его папа.
- Дедушка – папа папы.
- Бабушка – мама папы.
- Дедушка – папа мамы.
- Бабушка – мама мамы.
Не запутались? Итого, семь человек получается.
Но ведь частенько в семьях бывает больше одного ребенка. И тогда эта формула не работает.
Третье мнение.
7-я — это:
- Я.
- Моя мама.
- Мой папа.
- Мой брат (сестра).
- Моя жена (муж).
- Мой сын.
- Моя дочь.
Опять же получается семеро.
7 слайд
А что если отойти от числительного 7 и пойти другим путем? Что ж, можно попробовать)
«Семя»
Есть такое популярное мнение, что слово «семья» произошло от слова «семя», имеющего отношение к продолжению рода. А так же к появлению детей, их воспитанию. А ведь это именно то, ради чего и создаются многие семьи.
Здесь можно провести очень красивую аналогию с растительным миром. Из маленького семечка, упавшего в плодородную землю появляется маленький росток. Потом этот росточек превращается в огромное и сильное дерево, с прочным стволом и многочисленными ветвями.
Еще один вариант, рассматриваемое слово происходит от древнеславянского слова имеющего корень «сЪмь» (это не твердый знак – это буква «ять»). СЪмь – означало личность.
Известно также, что раньше в старину семьей называли не только кровных родственников, но и слуг, а так же рабов, которые жили под одной крышей.
Вот такое вот необычное и такое теплое и привычное слово.
8 слайд
И так семья – это…
- Группа живущих вместе близких родственников. (толковый словарь Ожегова)
- Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе, сплоченных одним интересом (Толковый словарь Ушакова)
- Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
9 слайд
Дайте свое определение семьи, выбрав из предложенных слов подходящие к понятию семья.
Родители, род, любовь, взаимопомощь, дети, внуки
10 слайд
А, вот как понимают слово «семья» наши с вами воспитанники
11 слайд
Система работы МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотая рыбка» с понятием «Семья, родословная»
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье.
Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
Свою методическую работу по направлению «Ознакомление детей дошкольного возраста с понятием «семья» я строю при помощи определенной методической модели сопровождения этого процесса.
Работаем в тесном сотрудничестве с воспитателями ДОУ, специалистами, а также с родителями, непосредственными участниками образовательного процесса, социальными партнерами (музеи, библиотеки, театры)
12 слайд
Ознакомление с семьей детей 2–4 лет
Важной особенностью ознакомления детей с семьей является необходимость тесного взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями, родными и близкими воспитанников. Прежде всего, родителей нужно проинформировать о целях и задачах ознакомления с семьей. Не всегда эта тематика встречает понимание и одобрение со стороны родителей, иногда она может восприниматься как вмешательство детского сада в личную семейную жизнь. Воспитателям следует объяснить родителям, что главное в ознакомлении ребенка с семьей в условиях детского сада – это воспитание любви и уважения к родным и близким.
В нашем дошкольном учреждение работают мини-музеи во всех возрастных группах детского сада начиная с 2- до 7 лет, тематика мини-музеев разная. Казалось бы, музейная педагогика только для старших дошкольников, но реализуя в части формируемой участниками образовательного процесса тему «краеведение в детском саду», нам кажется, что это направление в работе подходит и для малышей. Что же дети рассматривают и во что играют в мини-музее?
Уже с детьми от 2 до 4 лет имеет смысл начать составлять семейный альбом. Оформление его может быть различным: небольшие клеенчатые альбомчики на каждого ребенка или один большой красивый альбом на всю группу, в котором каждому ребенку выделена страница или разворот. Без понимания и активного участия родителей оформить такой альбом невозможно. Также необходимо, чтобы в группе были вещи, сделанные руками родителей, например, платье для куклы, сшитое чьей-либо мамой, машинка, которую починил чей-то папа. Такие предметы способствуют адаптации ребенка в детском саду, потому что хранят тепло родительских рук, создают своего рода "эффект присутствия" близких ребенку людей, напоминают малышу родной дом. Наряду с этим они имеют воспитательное значение, приучают детей уважать труд своих родителей, гордиться тем, как много они умеют.
Главное, в мини-музее для детей, это то, что экспонаты этого музея сделаны руками или принесены родителями воспитанников, их можно трогать, рассматривать, играть, что очень важно для детей младшего дошкольного возраста.
13 слайд
Ознакомление с семьей детей 4–5 лет
С детьми 4-5 лет продолжается работа по расширению представлений детей о семье, о родственных отношениях, о социальных ролях в семье. На занятиях, в процессе индивидуальных бесед, в повседневной жизни необходимо объяснять детям, что они являются одновременно сыновьями или дочерями для своих родителей, внуками или внучками для своих дедушек и бабушек, братьями или сестрами. Целесообразно дать ребятам представление о том, что их родители – это дети их бабушек и дедушек. Это поможет ребятам усвоить не только имена, но и отчества их родителей; понять, что дедушки являются отцами мам и пап, что такое отчество, как оно образуется. Помочь в усвоении родственных отношений могут дидактические упражнения.
Упражнение "Семейный хоровод"
Ребенок произносит: "Хоровод я соберу, всех родных приглашу. Позову я папу, маму…" и перечисляет остальных членов семьи. Первоначально, используя наглядные материалы (рисунки, репродукции, иллюстрации), ребенок выкладывает на столе карточки с изображением членов идеальной модели семьи, объясняет, кто кому кем приходится. На следующем этапе используется семейный альбом (лист из семейного альбома), хранящийся в группе, и ребенок рассказывает о своих родных.
Хотелось бы предостеречь педагогов от некоторых методических ошибок, которые могут возникнуть в процессе ознакомления детей с семьей. Обязательно следует учитывать региональные и культурные особенности, а также индивидуальную ситуацию в семье каждого ребенка. От выявленных обстоятельств зависит и то определение семьи, которое дают детям. В большинстве случаев не следует внушать детям, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. В этом возрасте у ребят еще отсутствуют четкие представления о том, что такое семья, кто такие члены семьи. Кроме того, в силу определенных возрастных особенностей развития мышления дети 4–5 лет любую информацию воспринимают, как правило, прямолинейно. В результате ребенок может считать членами своей семьи соседей по квартире, а бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, живущих отдельно, напротив, исключает из состава своей семьи.
Игровое упражнение "Мамин голос"
Игровое упражнение "Собери портрет мамы"
14-15 слайд
Начинается серьезная работа по составлению родословных семей и больше всего для этой работы подходит технология проектов.
Приступая к работе с детьми 6–7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю заинтересовать этой деятельностью родителей, членов семей воспитанников. Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: "Родословная – традиция российской культуры", "Как составить свою родословную?", "Термины родства" и др. Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной. Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Основным недостатком семейного проекта по составлению родословной является то, что далеко не все родители одинаково серьезно относятся к рекомендациям воспитателя. Многие, к сожалению, не считают нужными беседы о родственных отношениях; не все ответственно подходят к составлению родословной вместе со своим ребенком.
Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит из двух этапов. В старшей группе осуществляется первый этап, предполагающий совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения. На втором этапе, в подготовительной к школе группе, ребенок выполняет творческую работу – самостоятельно создает образ своей семьи.
Занятие для педагогов «Наполните жизнь счастьем»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные подходы к определению понятия “семья” в психологической, социальной и педагогической литературе.
Анализ теоретических исследований показал, что традиционно понятие семья трактуется как социальный институт воспитания, где осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в...
Памятка для родителей о понятиях "семья" и "ребенок"
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. По...
Статья "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"
В статье отражена работа по воспитанию духовно-нравственных чувств посредством знакомства с понятием "семья"...
«Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья""
Семинар для педагогов...
Консультация: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди- это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. И какую бы сторону развития ребёнка мы ни рассматривали, всегда скажется, что главную роль в...
Патриотическое воспитание (продолжение) Познакомить с понятием «семья», воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам семьи, закреплять умения определять родственные отношения между близкими членами семьи. В рамках реше
Анкетирование родителей "Семейные традиции"...