Основные подходы к определению понятия “семья” в психологической, социальной и педагогической литературе.
статья по теме

Анализ теоретических исследований показал, что традиционно понятие семья трактуется как социальный институт воспитания, где осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения (Л.С. Выготский, А.А. Крылов, С.Г. Вешловский). Не смотря на это необходимо уточнить и конкретизировать данное понятие, выявить общее и различное в его определении. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 Кировского района Санкт - Петербург

СТАТЬЯ

Основные подходы к определению понятия “семья” в психологической, социальной и педагогической литературе.

Автор:  старший воспитатель Крутикова Н.М.

Санкт – Петербург

2014г.

Анализ теоретических исследований показал, что традиционно понятие семья трактуется как социальный институт воспитания, где осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения (Л.С. Выготский, А.А. Крылов, С.Г. Вешловский). Не смотря на это необходимо уточнить и конкретизировать данное понятие, выявить общее и различное в его определении.

Обращение к толковому словарю С.И. Ожегова позволило определить понятие “семья” исходя из уровня обыденного сознания как группу живущих вместе близких родственников. То есть основными критериями семьи согласно данному определению выступают родственные отношения и совместное проживание членов семьи. С точки зрения философии понятие “семья” трактуется как исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Представленное определение показывает, что на жизнедеятельность семьи особое влияние оказывает развитие общества, особенности исторической эпохи, изменения, происходящие в окружающем человека мире. При этом исследования Ф.Адлера показывают, что не только общество в целом может повлиять на особенности семьи, но и семья вносит свой вклад в развитие и стабильность общетсва. Ф. Адлер считал, что семья – это “общество в миниатюре”, от целостности которого, зависит безопасность всего “большого общества”. Рассмотренные выше взгляды на проблемы семьи находят свое отражение и в современных исследованиях. Так, в работах  А.А.Крылова термин семья определяется  как важнейший институт социализации личности. А.В.Козлова и Р.П. Дешеулина рассматривают семью, как некую целостность, где изменение одного члена семьи ведёт к изменению всей системы. “Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников, и наоборот.  Ни один человек не является в семье абсолютно автономным”- считают данные  авторы. О.В.Солодянкина рассматривает семью, как начальную структуру членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

Анализ современных исследований показал, что на современном этапе развития общества выделяются различные виды семей. Так исследования О.В. Солодянкиной позволили определить следующую классификацию семей:

  • по количеству детей семьи делятся на  многодетные (более 3-х детей),  малодетные, однодетные и бездетные;
  • по составу выделяют однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети); межпоколенные (родители,  дети, внуки); неполная семья: когда женщина рожает и воспитывает ребёнка, не зарегистрировав брак.

Работы данного автора также позволил выделить деление семей по социально-психологическому критерию. Так семьи можно разделить на:

  • благополучные, когда оба родителя работают, имеют достаточно благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
  • формально-благополучные, когда благополучие носит видимый характер и определяется лишь анкетными данными, а семья не занимается воспитанием детей;
  • неблагополучные,  в которых явно просматриваются дефекты воспитания детей;
  • высокообеспеченные  и сверхобеспеченные семьи, где нередко наблюдается кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Исследования Ю.П. Азарова, М.И. Буянова показывают, что современные семьи можно разделить по степени сплоченности ее членов, гармонии и доброжелательности отношений.

В своих работах Ю.П.Азаров делит семьи  по характеру взаимоотношений на следующие типы:

  • идеальная,
  • средняя
  • негативная или скандально-раздражительная.

М.И.Буянов выделяет такие типы семей как:

  • гармоничная
  • распадающаяся
  • распавшаяся или неполная.

Наряду с этим, отечественная социология отмечает определенные изменения статуса семейных отношений в России и появление новых видов семьи.

Так, в исследованиях А.В.Козловой,  Р.П.Дешеулиной современная семья рассматривается как, нуклеарная.  Нуклеарная семья – это семья, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родитетелей со своими детьми, которые не состоят в браке. Характерными чертами нуклеарной семьи становятся развитие самостоятельности её членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям  и увеличивает бракоразводность.

Так же, растёт количество детей, рожденных от незарегистрированных браков, рождение детей от несовершеннолетних матерей, которых опекает либо старшее поколение семьи, или государство, увеличилось число разводов и от зарегистрированных браков. Особый слой составляют матери-одиночки, которые изначально расчитывают в воспитании ребенка на свои силы и помощь государства; многодетные семьи; семьи “риска”, включающие маргинальные слои населения.

Рассматривая особенности современной семьи нельзя не обратить внимание на возрастной состав семей, имеющих детей дошкольного возраста.  Исследования А.В.Козловой и Р.П. Дешеулиной показывают, что в семьях дошкольников, родителями бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей до 30 лет, однако,  и 35-40-летние родители тоже не редкость.

При этом каждая возрастная категория родителей имеет свои особенности, которые необходимо учитывать специалистам дошкольных учреждении при организации процесса взаимодействия с семьями. Так основными чертами родителей в возрасте от 18 до 25 лет являются осознание собственной индивидуальности, неповторимости. Как следствие, может возникнуть внутренняя напряжённость, порождающая чувство одиночества, обычно трудно переносимого. Ещё одна проблема -  удлинение периода детства: нередко  молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Всё это неблагополучно сказывается на родительской роли, примерить которую на себя вынуждены молодые люди.

Особенности родителей в возрасте от 25 до 30 характеризуется установлением близких личных связей с другим человеком, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребёнка. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребёнка (чаще мама), может быть тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими. Другая крайность - попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными проблемами, накопившимися от усталости и отчаяния.

Родители в возрасте 35-45 лет часто испытывают кризис середины жизни, расхождение между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Внутренние переживания обязательно сказываются на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучием родителей.  Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребёнка: родители стремятся воплотить в жизнь ребёнка собственные несбывшиеся мечты.

Таким образом, учёт психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но и их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю, предотвращать трудности взаимодействия.

Обобщая результаты анализа можно сделать вывод о том, что необходимо принимать во внимание не только социальную категорию семьи по фактору материального обеспечения, но и форму семейных отношений, тип семьи, в которой растет ребенок. Время диктует необходимость бережного и внимательного отношения к проблемам семейного воспитания и положению детей внутри семей разного типа - особенно в период нестабильного состояния общества, когда родители малышей испытывают трудности материального и морального характера, когда малообеспеченным и многодетным семьям необходима помощь и поддержка со стороны компетентных организаций, одной из которых может стать дошкольное образовательное учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к определению школьной готовности

Проблема определения уровня готовности ребенка к началу школьного обучения возникла относительно недавно и связана, в первую очередь, с более ранним началом систематического обучения. Следует различат...

Понятие познавательной деятельности детей в психолого-педагогической литературе

Проблеме познавательного интереса дошкольников и учащих­ся, вопросам его формирования и развития посвящено значитель­ное количество исследований....

Ознакомление детей с понятием «Семья» через игры и чтение художественной литературы

Мы, взрослые,  педагоги  и  родители,  должны  помочь  детям  понять  значимость семьи,  воспитывать  у  детей  любовь  и  уважени...

«Понятие счёта и счётной деятельности в педагогической литературе. Этапы формирования счётной деятельности»

laquo;Понятие счёта и счётной деятельности в педагогической литературе.Этапы формирования счётной деятельности»...

Определение понятия «готовность к школьному обучению», критерии и виды психологической готовности к школьному обучению

Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Основные виды готовности к школьному обучению....

Понятие «познавательная активность дошкольника» в психолого-педагогической литературе

У детей дошкольного возраста познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, и на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности,...

Современные подходы к определению понятия «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативного развитие»

Современные подходы к определению понятия «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативного развитие» Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век...