Семинар-практикум для педагогов "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья""
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»
Дата проведения: 10 ноября 2015 года
Старший воспитатель Щипунова С.В.
Актуальность
Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра. Брат. В семье воспитание должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.
Цель семинара:
Практическое овладение педагогами навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья».
Форма семинара:
Обмен опытом, деловая игра, памятки.
Предварительная работа:
Изучение литературы по теме; подготовка наглядного материала, музыки для конкурса, атрибутов к деловой игре.
Ход семинара:
Ведущая. Я предлагаю вам послушать стихотворение.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя…
- «Я, Я, Я, - Ева молвила, - я».
Сказала она знаменитых семь «я» -
И так на земле появилась семья.
Вы спросите, почему именно эту тему я выбрала для нашего семинара? Найти ответ на этот вопрос предлагаю совместно. Для этого предлагаю вам назвать ваши ассоциации к слову «семья», каждая буква обозначает вашу ассоциацию.
С - сила,
Е – единство,
М – мир, мощь,
Ь
Я – ядро.
Действительно, семья – это сила, единство, мощь и, конечно же, ядро нашего общества. Ведь каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала – в родительской семье, потом – в своей собственной, а затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семье люди становятся личностями особенными и неповторимыми.
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С.А. Козлова. Э.к. Суслова и другие подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье.
Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Но общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.
Предлагаю вам ознакомиться с задачами формирования у детей представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Задачи ознакомления с семьей
детей 2-4 лет
Воспитывать любовь к маме, к членам семьи.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).
Учить называть свои имя и фамилию, имена членов своей семьи.
Обогащать словарный запас детей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).
Формировать представления о том, что члены семьи должны заботиться друг о друге.
Задачи ознакомления с семьей
детей 4-5 лет
Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей.
Воспитывать желание помогать своим близким.
Воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей.
Учить называть имена и отчества родителей.
Продолжать обогащать словарный запас (родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).
Формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьи бывают большие и маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг другу уважительно, говорят друг с другом ласково), что любовь выражается в заботе о своих родных, помощи им, в конкретных делах.
Формировать представление о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей есть свои обязанности.
Задачи ознакомления детей 5-6 лет
с семьей и родословной
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким).
Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками.
Продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому.
Воспитывать уважение к труду и к занятиям других членов семьи.
Расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции).
Формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).
Закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек.
Закреплять знание домашнего адреса.
Воспитывать интерес к своей родословной.
Формировать представления о семейных традициях.
Задачи ознакомления детей 6-7 лет
с семьей и родословной
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, умение помогать им.
Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых , что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.
Закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек.
Расширять и закреплять представления о родственных отношениях, познакомить с терминами родства (прабабушки, прадедушки).
Закреплять знания своего домашнего адреса и телефона.
Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.
Ведущая.
А как мы знакомим детей с семьей и ее членами?
Презентации педагогов
- «Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста представлений о семье, ее значении в жизни человека».
- «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о нравственном отношении к семейным традициям, расширение знаний о ближнем окружении, о родственных связях, воспитание желания заботиться о родных людях».
Ведущая.
Символом любви и верности стала ромашка – цветок русских полей и лугов. Как вы думаете, почему?
Ответы педагогов
Ведущая.
Правильно! На ромашке гадали – «любит – не любит».
Ее желтоглазым цветком называют,
Сорвали цветок – лепестками гадают,
Но чтобы счастливым поистине стать,
Не стоит, поверьте, ромашки срывать.
Сегодня нам ромашки помогут определить, какая команда больше владеет знаниями о семье. У нас две команды. На столах пустые коробочки. Чтобы заполнить их, надо активно принять участие в конкурсах . итак, мы начинаем.
Конкурс «Доскажи пословицу»
Ведущая.
Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо вспомнить ее окончание.
- Где любовь и совет … (там и горя нет).
- В родной семье и … (каша гуще).
- В семье согласно … (так идет дело прекрасно).
- В своем доме и … (стены помогают).
- В прилежном доме густо …(а в ленивом доме пусто).
- В каждой избушке… (свои погремушки).
- В гостях хорошо… (а дома лучше).
- В дружной семье… (даже в холод тепло).
За каждый правильный ответ команде дают ромашку.
Ведущая.
Знакомя детей с семьей и ее членами, мы используем художественную литературу, а как вы знаете художественную литературу, нам поможет узнать конкурс.
Конкурс «Узнай сказку»
Назвать цитируемое произведение и родственные отношения его героев.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчушку в пар.
Дед и бабушка в печали,
Как же их дочурку звали?
(Снегурочка)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(«Репка»)
Вышли дружною семьей,
Чтобы справиться с одной.
Не приди на помощь мышка,
Ничего б у них не вышло.
(«Репка»)
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Бабушка внученьку очень любила.
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Вы подскажите, как звали ее?
(Красная Шапочка)
В какой русской сказке крестьянский сын должен был искупаться в трех больших котлах – в молоке и в двух водах?
(П.Ершов «Конек-горбунок»)
Коль не слушаешь совет,
Тех, кто старше и поопытней,
Ждет тебя немало бед,
А родным и близким – хлопоты,
Чтоб не превратился ты
Ни в теленка, ни в козленочка,
Ох, не пей сырой воды!
И подписано:
(Аленушка)
В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка?
(«Крошечка-Хаврошечка»)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?..
(Буратино)
У Аленушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(«Гуси-лебеди»)
Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки…
(«Маша и медведь»)
Музыкальный конкурс
Нужно узнать песню, дать название и определить родственные отношения, о которых идет речь в песне.
- «Папа может, папа может…»
- «Бабушка рядышком с дедушкой…»
- «Не волнуйтесь тетя, дядя на работе…»
- «Мама мир подарила…»
- «У меня сестренки нет…»
Конкурс «Кто кому сват»
Но ведь семья – это не только муж и жена. Это и дети, и внуки, и многочисленная родня с обеих сторон. Когда мужчина и женщина соединяют свои судьбы, все их родственники так же роднятся между собой, но иногда люди даже не знают, как друг друга называть. Давайте мы с вами сейчас попытаемся определить, кто кому сват!
Брат отца (матери) – дядя.
Сестра отца (матери) – тетя.
Отец жены – тесть.
Мать жены – теща.
Брат жены – шурин.
Брат мужа – деверь.
Сестра мужа – золовка.
Сестра жены – свояченица.
Отец мужа – свекор.
Мать мужа – свекровь.
Дочь (сын) брата, сестры – племянница, племянник.
Матери жены и мужа друг другу – сватьи.
Подведение итогов конкурсов.
Ведущая.
Предлагаю, Вам посмотреть какие бывают семьи.
Презентация типов семей.
Ведущая.
Таким образом, прежде чем начинать работу с семьями, необходимо выявить тип семьи. Для плодотворной работы с родителями дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи (дифференцированный подход).
Попробуем совместно раскрыть компоненты социальной адаптации семьи:
1-й компонент – материальное положение семьи. Материальное благосостояние семьи складывается из денежной и имущественной обеспеченности. Учитывается уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение.
2-й компонент – психологический климат в семье, то есть эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу. Неблагоприятный психологический климат в семье – когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение.
3-й компонент – социокультурная адаптация – высокий уровень культуры семьи: семья обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями. Семья ориентирована на всестороннее воспитание ребенка и поддерживает здоровый образ жизни. В семьях с низким уровнем культуры духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, отсутствует культурно-досуговая деятельность, слаба моральная регуляция членов семьи, семья ведет аморальный образ жизни.
4-й компонент – ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношение к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ее социально-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах – статус средний. В случае игнорирования проблем ребенка и негативном отношении к нему – статус низкий.
Мы видим, что семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как сотрудничать с той или иной семьей. Но при этом мы должны быть уверены в одном, что детский сад только совместно с семьей смогут создавать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, т.к. не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. Чтобы вы это прочувствовали, я вам предлагаю поиграть.
Игра «Карандаши»
Суть состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать 2 карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандашей, двигать руками вверх – вниз, вперед – назад. После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания (звучит медленная музыка):
- Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
- Вытянуть руки вперед, отвести назад.
- Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение круга и расширение круга).
- Присесть, встать.
Обсуждение.
Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?
На что ориентироваться при выполнении этих действий?
Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Вывод: Карандаши – как наши воспитанники, которые будут набираться опыта, не падая вниз, если мы, педагоги будем действовать совместно с семьей.
Задачи воспитания и развития малышей будут решаться успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволят повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.
У вас на столах цветная бумага и ножницы. Я предлагаю вырезать сердечки и наклеить на наше древо, и дайте пожелание нашему коллективу.
Ведущая. На этом позитивном настроении мы заканчиваем наш семинар-практикум.
Решение по семинару-практикуму:
- Провести НОД по теме «Семья».
- С родителями изготовить герб семьи и генеалогическое древо своей семьи.
- Запланировать и провести занятие на тему «Портрет моей мамы»
- Оформить папку передвижку для родителей на тему «Нравственно-патриотическое образование в ДОУ» (Задачи по ознакомлению с семьей, ее членами и традициями).
- Подготовить к педагогическому совету проекты и презентации по теме «Семья».
Литература
- Виноградова Д.А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников – М., 1989.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. и высш. учеб. зав. – М., 1999.
- Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. – М., 2000.
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» / под ред. Л.А. Парамоновой.
10 ноября 2015 года
Семинар-практикум для педагогов
«Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»
Актуальность
Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра. Брат. В семье воспитание должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.
Цель семинара:
Практическое овладение педагогами навыками и умениями воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья».
Ход семинара-практикума:
- Актуальность.
- Задачи ознакомления с семьей.
- Как знакомят педагоги детей с семьей и ее членами.
- Конкурс «Доскажи пословицу»
- Конкурс «Узнай сказку»
- Музыкальный конкурс
- Конкурс «Кто кому сват»
- Типы семей
- Компоненты социальной адаптации семьи
- Игра «Карандаши»
- Вывод
- Решение по семинару-практикуму
- Где любовь и совет …
- В родной семье и …
- В семье согласно …
- В своем доме и …
- В прилежном доме густо …
- В каждой избушке…
- В гостях хорошо…
- В дружной семье…
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчушку в пар.
Дед и бабушка в печали,
Как же их дочурку звали?
(Снегурочка)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
(«Репка»)
Вышли дружною семьей,
Чтобы справиться с одной.
Не приди на помощь мышка,
Ничего б у них не вышло.
(«Репка»)
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Бабушка внученьку очень любила.
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Вы подскажите, как звали ее?
(Красная Шапочка)
В какой русской сказке крестьянский сын должен был искупаться в трех больших котлах – в молоке и в двух водах?
(П.Ершов «Конек-горбунок»)
Коль не слушаешь совет,
Тех, кто старше и поопытней,
Ждет тебя немало бед,
А родным и близким – хлопоты,
Чтоб не превратился ты
Ни в теленка, ни в козленочка,
Ох, не пей сырой воды!
И подписано:
(Аленушка)
В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка?
(«Крошечка-Хаврошечка»)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?..
(Буратино)
У Аленушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(«Гуси-лебеди»)
Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки…
(«Маша и медведь»)
Брат отца (матери) –
Сестра отца (матери) –
Отец жены –
Мать жены –
Брат жены –
Брат мужа –
Сестра мужа –
Сестра жены –
Отец мужа –
Мать мужа –
Дочь (сын) брата, сестры –
Матери жены и мужа друг другу –
Приложение 1
Задачи ознакомления с семьей
детей 2-4 лет
Воспитывать любовь к маме, к членам семьи.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).
Учить называть свои имя и фамилию, имена членов своей семьи.
Обогащать словарный запас детей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат. Сестра, сын, дочь, внук, внучка).
Формировать представления о том, что члены семьи должны заботиться друг о друге.
Задачи ознакомления с семьей
детей 4-5 лет
Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей.
Воспитывать желание помогать своим близким.
Воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей.
Учить называть имена и отчества родителей.
Продолжать обогащать словарный запас (родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).
Формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьи бывают большие и маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг другу уважительно, говорят друг с другом ласково), что любовь выражается в заботе о своих родных, помощи им, в конкретных делах.
Формировать представление о том, что в семье у всех – и у взрослых, и у детей есть свои обязанности.
Задачи ознакомления детей 5-6 лет
с семьей и родословной
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким).
Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками.
Продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому.
Воспитывать уважение к труду и к занятиям других членов семьи.
Расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции).
Формировать представления о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).
Закреплять знание имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек.
Закреплять знание домашнего адреса.
Воспитывать интерес к своей родословной.
Формировать представления о семейных традициях.
Задачи ознакомления детей 6-7 лет
с семьей и родословной
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, умение помогать им.
Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых , что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.
Закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек.
Расширять и закреплять представления о родственных отношениях, познакомить с терминами родства (прабабушки, прадедушки).
Закреплять знания своего домашнего адреса и телефона.
Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания на современном этапе».
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,...
Семинар-практикум «Направления работы в системе развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Цель – повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педа...
Семинар — практикум для родителей «Роль родителей в нравственно - патриотическом воспитании своих детей».
Расширение представлений родителей о своей роли в нравственно-патриотическом воспитании своих детей....
Семинар — практикум для родителей «Роль родителей в нравственно - патриотическом воспитании своих детей».
Семинар — практикум для родителей...
Семинар-практикум «Использование мини-музея в формировании нравственно-патриотических чувств»
В материале представлены практические интерактивные задания для педагогов ДОУ по применению мини-музея в работе сдошкольниками по формированию нравстенно-патриотических чувств...
Семинар -практикум на тему: «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Детство – уникальный период становления личности. Источником развития ребенка является накопленный человечеством социально – исторический опыт, составляющий культуру мира взрослых. Его цен...
Семинар – практикум деловой игры с педагогами по нравственно-патриотическому воспитанию
Цель. Активизация мыслительной деятельности педагогов; раскрытие творческого потенциала; оптимизация межличностных отношений....