Консультация: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»
консультация
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди- это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. И какую бы сторону развития ребёнка мы ни рассматривали, всегда скажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов. Он обделён самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведёт к незнанию истории своей страны, своего народа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»
Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди- это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. И какую бы сторону развития ребёнка мы ни рассматривали, всегда скажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Семья в жизни человека занимает очень большое место. И если человек не имеет семьи, не знает своих дедов и прадедов. Он обделён самым главным на земле - теплом и вниманием. Незнание своих корней ведёт к незнанию истории своей страны, своего народа.
Что такое семья – понятно всем. Семья это - дом, семья - это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость. За стенами которой. Могут царить лишь покой и любовь. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Для ребёнка знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живёт его семья. Семья - это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьёй. Если ребёнок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э. К. Суслова и другие подчёркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье.
Но только общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.
Задачи ознакомления детей с семьей
2-4 лет
Воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать). Учить называть свои имя и фамилию, имена членов своей семьи. Обогащать словарный запас детей (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка). Формировать представления о том, что члены семьи должны заботиться друг о друге.
4-5 лет
Продолжать воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей. Воспитывать вежливое отношение к окружающим людям. Воспитывать желание помогать своим близким. Воспитывать интерес к выполнению своих домашних обязанностей. Учить называть имена и отчества родителей. Продолжать обогащать словарный запас (родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).
Формировать представление о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер; семьи бывают большие и маленькие; в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково, что любовь выражается в заботе о своих родных, помощи им, в конкретных делах.
Формировать представление о том, что в семье у всех - и у взрослых, и у детей есть свои обязанности.
5-6 лет
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким). Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками. Продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому. Воспитывать уважение к труду и к занятиям других членов семьи. Расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции). Формировать представления о родственных отношениях (дядя, тётя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра). Закреплять знания имён и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек. Закреплять знания домашнего адреса. Воспитывать интерес к своей родословной. Формировать представления о семейных традициях.
6-7 лет
Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, к пожилым людям, умения помогать им. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его. Развивать волевые качества: умения ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованию взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру. Закреплять знания своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. Расширять и закреплять представления о родственных отношениях, познакомить с терминами родства (прабабушки, прадедушки). Закреплять знания своего домашнего адреса и телефона. Формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.
Чтобы решить задачи по формированию у детей представлений о семье в детском саду проводится большая, разноплановая систематическая работа.
С детьми проводят беседы: «Кто живет в твоей семье?», «Расскажите, чем занимаются в семье мама, папа, бабушка, дедушка», «Твои обязанности в семье», «Как проводятся праздники в твоей семье?», «Выходной день в семье».
Рассматривают картины, альбомы. Дети составляют по этим картинам рассказы.
Так же детям читают стихи, рассказы, сказки: В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на брата», «Разлука», «Одиночество», Е. Серова «Папа дома», В. Осеева «Хорошие», «Волшебное слово», сказка «Красная шапочка».
Разучивают пословицы: «Материнское сердце лучше сердца греет», «При солнышке тепло, при матери добро», «Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей», «Для внука дедушка- ум, для дедушки внук- дело», «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют» и др.
Д/И: «Ласковое словечко», «Кто что делает?», «Подбери словечко» (Мама, какая? красивая, ласковая, добрая. Папа, какой? сильный, смелый, высокий).
Игровые упражнения: «Попроси маму, бабушку о чем – либо, скажи это так, чтобы им захотелось выполнить твою просьбу», «У брата беда - сломался грузовик-утешь его», «Папа задержался в командировке. Мама расстроена. Утешь её» и т. п.
С/Р игры: «Семья», «У бабушки в гостях», «День рождения мамы» и др.
Слушание и разучивание песен о маме, папе, бабушке.
А также с детьми учат правила общения со старшими и сверстниками, культуре отношений с близкими людьми: быть приветливыми, доброжелательными, проявлять к ним внимания и заботу, делать это сердечно от души.
Организовывают выставки рисунков: «Мой папа самый – самый», «Моя любимая мамочка», «Моя семья», «Как я помогаю дома» и др. Выставки совместных работ детей и их родителей.
Привлекают родителей к участию развлечениях и праздниках, приглашают их на мероприятия НОД в детском саду.
В группах оформляют семейные альбомы, семейные опыты.
Для успешного решения задач воспитания и развития детей воспитатели должны всегда поддерживать связь с семьей их воспитанников, вовлекать родителей в работу детского сада. И тогда их совместная работа повысит эффективность воспитательно-образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"
В статье отражена работа по воспитанию духовно-нравственных чувств посредством знакомства с понятием "семья"...
«Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья""
Семинар для педагогов...
"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...
Родительское собрание на тему: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством семейных традиций».
Родительское собрание на тему: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством семейных традиций»....
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Консультация«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не м...
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...